Главная
страница 1



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ





Рассмотрено

Согласовано

Утверждено приказом

на заседании методического

Зам.директора по УР

по МОУ СОШ №4

объединения учителей

Струц О.Н.




Истории, географии




№ ____

Руководитель МО







Кильдишова И.И.




от «___» сентября 2010г.

Протокол №_____

«____» сентября 2010г.




от «____»сентября 2010г.







Рабочая программа «География. 8 – 9 класс»

Составитель: учитель географии

МОУ СОШ №4 г.Полярные Зори

Фамилия Кильдишова

Имя Ирина

Отчество Ивановна

2010г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов:



  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  2. Приказ Минобразования РФ №1312 от 09.09.2003г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  3. Приказ Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  4. Приказ Комитета по образованию Мурманской области №811 от 30.06.2006г. «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;

  5. Примерная программа основного общего образования по географии.

  6. Методические рекомендации для образовательных учреждений Мурманской области «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений».

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.



Цели:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества

Используется оптимальное сочетание фронтальных, групповых, и индивидуальных форм работы. Основные методы преподавания урока: проблемный, эвристический, исследовательский, проектно – творческий, объяснительно – иллюстративный.

Основные образовательные технологии используемые на уроке: проектная деятельность, игровая, поисково – творческая.

Проектная деятельность. Способствует развитию познавательных навыков учащихся, формированию ключевых компетенций. Повышает интерес к предмету. Эффективность этой технологии – создание возможностей для реализации творческого потенциала каждого ученика. Проектную технологию в процессе обучения предмету использую в 8,9 классах; по специфике – чаще исследовательские и информационные проекты, по предметно-содержательной области – монопроекты и межпредметные.

Игровые технологии. Игра пробуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых, формирует навыки социального поведения. Учитывается психолого-педагогическая природа ребенка, его потребности и интересы. Формируются типовые навыки социального поведения, система ценностей, ориентация на групповые и индивидуальные действия. Открываются новые возможности в сфере познавательной деятельности, творчества, активности. Ставлю перед собой цель – к учебной деятельности через игру. При составлении игр используются тесты, кроссворды, проблемные задания.

Организация учебного процесса – классно – урочная.

Рабочая программа по географии для 8-9 классов рассчитана на 136 часов: 68 часов 8 класс, 68 часов 9класс, 2 часа в неделю. В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа , а не 35часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 4 часа из резерва времени (2часа-8 класс,2 часа – 9 класс).

Содержание учебного материала.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (VIII- IX класс) (136часов)

Раздел. Особенности географического положения России (12 часов).

Введение. Что изучает география России. Роль географии в решении социально-экономических и экологических проблем страны

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Моря, омывающие территорию России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Практические работы.

Характеристика географического положения России. ¤

Сравнение географического положения России и других стран. ¤

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Географическое положение Мурманской области



Практические работы

Определение по картам географического положения Мурманской области. Составление картосхемы

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.



Практические работы

Определение поясного времени для разных городов России.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. История исследования Кольского Севера

Практические работы

Составление маршрутов известных экспедиций

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Раздел. Природа России (34 ч.)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Закономерности развития рельефа и его современного развития в Мурманской области Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практические работы

Обозначение на картосхеме основных форм рельефа области районов, испытывающих сводовое поднятие

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

Нанесение на картосхему основных месторождений полезных ископаемых области

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Климат Мурманской области, своего населенного пункта Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Практические работы

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Характеристика основных элементов климата своей местности. Сезонность климата

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.



Практические работы

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практические работы

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Природно-хозяйственное районирование. Разнообразие природных комплексов Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Раздел. Население России (11 ч.)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и

определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.



Практические работы.

Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.¤

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Практические работы.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Практические работы.

Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Анализ статистических данных по населению Мурманской области и своему населенному пункту

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Население Мурманской области Рынок труда и занятость населения Мурманской области



Практические работы.

Анализ статистических данных по населению Мурманской области и своему населенному пункту

Комплексная характеристика населения своего населенного пункта

Раздел. Хозяйство России (33 ч.)

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства.

Практические работы.

Группировка отраслей по различным показателям

Особенности развития хозяйства России. Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства.

Предприятие – первичная основа хозяйства Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.



Практические работы

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Практические работы

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие. География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство

Практические работы

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.

Животноводство География отраслей животноводства



Практические работы

Определение по картам главных районов животноводства

.Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.



Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

9 класс

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве.Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Практические работы

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.¤ Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Составление картосхемы «Энергетическая система Мурманской области»

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Практические работы

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.¤

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Металлургический комплекс Мурманской области. Кольская ГМК



Практические работы

Обозначение на картосхеме основных предприятий отрасли и их производственных связей по сырью и готовой продукции

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

ОАО «Апатит» - крупнейшее в стране горно-химическое предприятие

Практические работы

Составление схемы производственных связей предприятия

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.



Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Рыбная промышленность Мурманской области



Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

Транспортный комплекс Мурманской области



География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Рекреационный туризм в Мурманской области. Перспективы развития



Раздел. Регионы России (42 ч.)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Практические работы

Анализ разных видов районирования России.

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.



Районы и крупные регионы России.

Европейский Север Практические работы



Сравнение географического положения региона и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

Место Мурманской области в экономике России. Характеристика внутренних различий районов и городов Комплексная экономико-географическая характеристика Мурманской области

Северо-Западный район

Центральная Россия Практические работы Выявление и анализ условий для развития хозяйства района.

Европейский Юг.

Поволжье.

Урал.

Азиатская Россия Западная Сибирь Север Восточной Сибири Практические работы



Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона

Южная Сибирь Дальний Восток

Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Раздел. Россия в современном мире (4 ч)

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира..

Мурманская область в системе международных связей

Практические работы

Составление картосхемы «Баренцев Евроарктический регион».

Объекты мирового природного и культурного наследия в России



Раздел. География своей республики (края, области).

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.


Всего практических работ: 38 (8 класс-28, 9 класс-10)
Оценочные практические работы:

№1 Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран.

2 Определение по картам географического положения Мурманской области./*/

№3 Определение поясного времени для разных городов России.

№4Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

№5 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

№6 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

№7 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

№8 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

№9 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

№10 Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

11 Комплексная характеристика населения своего населенного пункта/*/

№12 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

№13 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

№14 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

№15 Анализ разных видов районирования России.

№16 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

№17 Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона (Центральной России)



№18 Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел программы

Количество

часов

по программе

Предлагаемое количество часов








В т. ч. Региональный

компонент

Особенности географического положения


10

12( из резерва)

2

Природа России


30

34( из резерва)

3

Население России

10

11 ( из резерва)

2

Хозяйство России

30

33( из резерва)



7

Регионы России

42

42

2

Россия в современном мире

4

4

1

Резервное время

14

0





Итого:

140

136

17


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:



8класс

  1. Учебник «Россия: природа, население, хозяйство» Л.Е. Савельева, В.П. Дронов Москва Москва Просвещение 2008г

  2. Тетрадь тренажер. Е.Ю. Мишняева, О.Г. Котляр,С.В. Банников

  3. Тетрадь экзаменатор. В.В. Баранов, С.Е. Дюкова.

  4. Тетрадь практикум

  5. Атлас «Россия: природа, население, хозяйство». Серия «Сферы»

  6. Контурные карты «Россия: природа, население, хозяйство». Серия «Сферы»

  7. География Мурманской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. А.А. Антонов Мурманское книжное издательство 1993г.

9класс

  1. Учебник Россия: природа, население, хозяйство. Л.Е. Савельева, В.П. Дронов Москва Москва Просвещение 2009г

  2. Тетрадь тренажер. Е.Ю. Мишняева, О.Г. Котляр,С.В. Банников

  3. Тетрадь экзаменатор. В.В. Баранов.

  4. Тетрадь практикум

  5. Атлас «Россия: природа, население, хозяйство». Серия «Сферы»

  6. Контурные карты«Россия: природа, население, хозяйство». Серия «Сферы»

  7. География Мурманской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. А.А. Антонов Мурманское книжное издательство 1993г.

Дополнительная литература:

  • Алексеев, А.И.География России. Природа и население.- М.:Дрофа,2004

  • Маерова, Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы.- М.: Дрофа, 2004.

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  • Методическое пособие «Поурочные разработки по географии Мурманской области 8-9 класс» В.М.Возница Мурманск 2004г

  • Тестовые задания по географии Мурманской области 8- 9 класс В.М.Возница Мурманск 2004г

  • Материалы в помощь учителю. Москва Просвещение 2008г В.П. Дронов

  • Поурочное тематическое планирование «Россия: природа, население, хозяйство» В.П. Дронов

Москва просвещение 2009г. 8 класс


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Уроки проводятся в оборудованном кабинете «географии», где учебное и учебно – наглядное оборудование представлено в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Федеральным агенством по образованию по заказу Министерства образования и науки Р.Ф.2006 год: информационные стенды, мультимедийная установка, настенные карты для всех тем (список в паспорте учебного кабинета).

Использование Медиа- ресурсов ежеурочно.

Диск №1-Электронное приложение «УМК Сфера».

Диск №2-Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 8,9 классы.

Диск №3- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по географии Кирилла и Мефодия.



Диск №4 –География Мурманской области

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  2. уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Смотрите также:
Рабочая программа по географии составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов
251.59kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса
303.35kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету иностранный язык для 6 классов
860.99kb.
4 стр.
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
4177.27kb.
17 стр.
Рабочая программа по Изобразительному искусству и черчению для классов скк (VII вида)
389.71kb.
3 стр.
Сборник нормативных документов. Иностранный язык/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009
236.82kb.
1 стр.
«Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
147.63kb.
1 стр.
«Рассмотрено»
727.62kb.
5 стр.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
1337.89kb.
5 стр.
Программа по русскому языку 7 класс Рассмотрено на заседании
248.23kb.
1 стр.
Программа курса английского языка "Happy English ru" для 5- 9 классов общеобразовательных учреждений
819.49kb.
6 стр.
Программа курса английского языка "Happy English ru" для 5- 9 классов общеобразовательных учреждений
689.71kb.
5 стр.