Главная
страница 1
Приложение 8.14

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный экономический университет»
Программа вступительных испытаний по экономике образования

для поступающих по магистерской программе

направления 050100.68 «Педагогическое образование»,

для абитуриентов СГЭУ в 2012 г.

Самара 2012


Абитуриент, поступающий по магистерской программе направления 050400.68 «Педагогическое образование» (программа «Экономика, социология и статистика образования»), должен показать знания, соответствующие программе бакалавриата направления «Социально – экономическое образование» по дисциплине «Экономика образования».
Теоретический и практический материал
Абитуриент должен знать особенности функционирования сферы образования и науки, принципы и формы современных методов управления этой сферы, владеть навыками конкретных методов ведения хозяйства в сфере образования и науки.

Он должен показать следующие теоретические знания и практические навыки по дисциплине «Экономика образования»:




Владеть понятиями

Знать

Уметь

хозяйственный механизм;

форма собственности;

финансы;

финансирование;

смета расходов

образовательного учреждения;

бюджет образовательного учреждения;

бюджетные средства; внебюджетные средства; норматив;

сметное финансирование; нормативное финансирование; образовательный ваучер; личный социальный;

образовательный кредит;

казначейское исполнение бюджета;

бюджет развития;

цена;

ценообразование;



ценовая политика;

учетная политика в целях налогообложения;

затраты;

смета затрат; рентабельность; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль; оптимизация налогообложения;

бизнес-план;

норма труда;

материально-техническая база образования;

информационная технология



предмет экономики образования;

методологию экономики образования;

место экономики образования в системе экономических наук;

этапы развития экономики образования как науки;

персоналии

внесшие вклад в развитие экономики образования;

особенности хозяйственного механизма в образовании;

структуру хозяйственного механизма в образовании;

положения законодательства и подзаконных актов, регламентирующие труд в сфере образования; особенности регламентации педагогического труда

нормы рабочего времени работников образования;

квалификационные требования, предъявляемые к работникам образования;

механизмы оплаты труда в образовательных учреждениях различных типов и видов;

информационные технологии, используемые в образовании


приводить примеры реализации хозяйственного механизма в образовании;

приводить примеры объектов собственности в образовании, принадлежащих к различным формам;

определять возможные источники бюджетных и внебюджетных средств образовательного учреждения заданного вида и типа;

определять статьи сметы, на которые следует относить заданные расходы, по контрольным цифрам образовательного учреждения;

производить составление расходной части бюджета образовательного учреждении;

составлять проект доходной части бюджета (финансирование учредителей, доходы от предпринимательской деятельности, средства благотворителей) с учетом налогообложения;

формулировать конкретные задачи руководителя по приведению бюджета образовательного учреждение к балансу;

формулировать цели развития образовательного учреждения;

производить расчет затрат на реализацию целей развития образовательного учреждения;

определять источники финансирования затрат на развитие образовательного учреждения;

формулировать предложения по приведению бюджета развития к балансу



Содержание дисциплины «Экономика образования»
Тема 1. Основы экономики образования и науки

История развития экономики образования. Развитие современной экономики как экономики знаний. Экономика образования в системе экономических наук. Место образования в системе общественного воспроизводства. Современные теории экономики и организации образования. Человеческий капитал и роль правительства в образовании. Вклад образования в экономический рост. Прямые и косвенные воздействия образовательных услуг на макроэкономические пропорции. Рынок образовательных услуг. Образовательная услуга и ее свойства. Спрос и предложение образовательных услуг. Социально-экономическая эффективность образования. Предмет экономики образования. Экономика образования как наука и как учебная дисциплина. Экономика образования в зарубежных странах.
Тема 2. Правовые основы деятельности образовательных учреждений

Международное и российское законодательство об образовании. Нормативно-правовая база деятельности образовательных учреждений. Организационно-правовые формы образовательных структур и их значение в экономике образования. Устав образовательного учреждения. Договорные отношения в образовании. Управление учебным заведением.


Тема 3. Система образования Российской Федерации

Структура системы образования в России. Хозяйственный механизм в образовании, его особенности, функции и структура. Развитие и роль системы профессионального образования. Учебное заведение как основной элемент системы образования. Управление системой образования. Государственное регулирование в системах образования. Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования. Материальная база системы образования.

Региональные системы образования. Образовательная статистика. Международные сравнения. Основные задачи модернизации системы образования в России. Болонский процесс и изменения в системе образования. Инновационные решения в системе образования России и их экономическое обеспечение. Материально-техническая база образования. Информационные технологии в образовании.
Тема 4. Финансирование образовательных учреждений

Финансирование образования. Бюджетное законодательство. Бюджетные и муниципальные источники финансирования. Внебюджетные средства. Сметное и нормативное финансирование образовательных учреждений. Статьи сметы. Способы распределения доходов. Система многоуровневого и многоканального финансирования образовательных учреждений. Зарубежный и российский опыт финансирования образования.
Тема 5. Внебюджетная деятельность образовательных учреждений

Движение образовательных учреждений по пути рыночного развития. Вторая академическая революция и коммерциализация научных знаний и образовательных программ. Формы собственности в образовании. Развитие предпринимательской деятельности учебных заведений. Особенности предпринимательства в сфере образования. Аренда и лизинг в сфере образования.

Формирование и использование внебюджетных средств. Платные услуги в образовательных учреждениях. Установление цен на образовательные услуги.

Маркетинг образовательных услуг и научных программ. Анализ маркетинговых услуг. Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг. Продвижение образовательных услуг.

Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями. Защита прав потребителей образовательных услуг.


Тема 6. Организация и оплата труда в образовательных учреждениях

Организация труда и заработной платы. Воспроизводство преподавательских кадров - главное звено развития образования и совокупной рабочей силы общества. Трудовые отношения в образовании. Порядок оплаты труда работников образовательных учреждений. Формирование фонда оплаты труда.

Отпуск и социальные льготы педагогическим работникам. Контрактная система оплаты труда в образовательных учреждениях.


Тема 7. Налогообложение и бухгалтерский учет в образовательных учреждениях

Виды налогов в образовании. Налоговое регулирование деятельности образовательных учреждений. Налоговая проверка образовательного учреждения.

Регулирование бухгалтерского учета бюджетных образовательных учреждений. Бухгалтерский учет в негосударственных образовательных учреждениях. Бухгалтерский баланс учебного заведения.


Тема 8. Основы региональной образовательной политики

Повышение качества образования как задача региональной образовательной политики. Организационно-управленческое обеспечение качества образования в Самарской области. Модернизация управления региональной системой образования. Изменение организационно-финансовых механизмов. Участие работодателей в системе подготовки кадров региона. Общественное участие в управлении образовательным учреждением. Введение регионального компонента государственного образовательного стандарта профессионального образования в Самарской области.



Цели и задачи вступительных испытаний по экономике образования
Цель вступительных испытаний по экономике образования - оценить подготовку по дисциплине «Экономика образования» для конкурсного отбора в ФГБОУ ВПО Самарский государственный экономический университет.

Задача вступительных испытаний по экономике образования – оценить уровень знаний, умений и навыков по данной дисциплине.


Структура и содержание экзаменационной работы
Вступительное испытание по экономике образования проводится в письменной форме по вопросам программы вступительных испытаний. Вариант работы состоит из трёх блоков, содержащих 3 вопроса, охватывающих основные разделы курса «Экономика образования».

В первом разделе проверяется знания теоретических вопросов.

Во втором разделе проверяется понимание теоретических положений с умением самостоятельно приводить примеры и комментировать их.

В третьем разделе проверяется умение применять элементы технологии бизнес – планирования.

Время на подготовку ответа – 90 минут.
Критерии оценки вступительных испытаний

по экономике образования

Первое задание предполагает написание развернутого ответа на теоретический вопрос. Оценивается: полнота (20 балла), наличие примера (20 балла).

Второе задание предполагает проверку понимания теоретических положений с умением самостоятельно приводить примеры и комментировать их. Оценивается: соответствие примера заданию (15 балла) и владение указанными закономерностями (15 балла).

Третье задание предполагает проверку умений применять элементы технологии бизнес - планирования. Оценивается: соответствие примера заданию (15 балла) и владение указанными закономерностями (15 балла).

После проверки всех заданий подсчитывается общее количество баллов. Максимальный балл за работу – 100, минимальный балл за работу – 25.




CПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»
Основная литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145 – ФЗ от 31.07.98 г.

  2. Гражданский кодекс Российской федерации № 51-ФЗ от 30.11.04 г.

  3. Закон РФ от 10.07.92 г. № 3266-1 «Об образовании» в ред. Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10.07.2000 № 92-ФЗ).

  4. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. № 125-ФЗ.

  5. Беляков В.С. Лекции по экономике образования. М., 2005.

  6. Вифлеемский А.Б. Налогообложение образовательных учреждений. М., 2006.

  7. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. М.: Народное образование, 2007.

  8. Маркетинг, менеджмент и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. проф. А.П. Ерошина. Нижний Новгород, 2005.

  9. Петров Н.Н., Фишман Л.И. и др. Управление развитием территориальной системы образования. М., 2008.


Дополнительная литература

  1. Экономика. Справочное учебное пособие (Д.В. Валовой и др.) М., 2005.

  2. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб., 2007.

  3. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2005.

  4. Носков В.А. Высшая школа в системе общественного воспроизводства.- Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.

  5. Журнал «Экономика образования»

  6. Журнал «Право и образование»

  7. Журнал «Высшее образование»

  8. Журнал «Педагогика»

  9. Журнал «Высшее образование в России»

  10. Журнал «Вопросы образования»


Смотрите также:
Программа вступительных испытаний по экономике образования для поступающих по магистерской программе
93.04kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) Рязань 2012
93.16kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний в Школу имени А. М. Горчакова
173.23kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) Смоленск 2011
125.86kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) Смоленск 2011
125.9kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению
113.44kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению
102.23kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний по дисциплине «история» для абитуриентов, поступающих
226.4kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний для поступающих на базе профильного спо на заочное обучение
46.86kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний по экономической теории для лиц, поступающих по магистерским программам
211.51kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру Иргту
154.7kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки «журналистика» Москва-2012
48.14kb.
1 стр.