Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 9страница 10
Тема 1. Дефиниции и методологические основы региональной геоэкологии

  1. Определение понятия «геоэкология»

  2. Объект, предмет и задачи геоэкологии

  3. Геоэкологический подход к окружающей среде

  4. Границы окружающей среды

  5. Представление о региональной геоэкологии

Слово «геоэкология» образовано из трех греческих слов (ge — Земля, oikos — дом, жилище, местопребывание, logos — учение). Образно говоря, геоэкология — это учение о Земле — доме человечества. Термин «геоэкология» ввел в 1966 г. К. Тролль (1899— 1975). По его мнению, «географии необходимо более глубокое экологическое знание, а экология, в свою очередь, должна еще больше, чем прежде, основное внимание уделять региональной дифференциации и картированию жизненных ассоциаций» и по­этому «на основе совместных усилий этих двух наук будут развиваться комплексные исследования Земли и жизни на ней» Таким образом, приоритетность формирования геоэкологиче­ских представлений в рамках географии очевидна.

К числу первоочередных задач, от решения которых зависит процесс формирования геоэкологии как науки, В.И. Степанов отнес следующее:

- установить ее денифиции, дать возможно более точное и полное определение, содержащее указание цели, предмета, объекта, методов и т.д. – то что составляет своеобразный паспорт любой науки;

- выделить с точки зрения комплекса географических и экологических знаний основные признаки геоэкологии как мировоззрения. как среды научной и практической деятельности человека;

- определить место геоэкологии в системе других наук и т.д.

Судя по приведенным в таблице 1 определениям, геоэкология трактуется широко и разнообразно, что свидетельствует о продолжающемся поиске ее объекта и предмета изучения.
Таблица 1

Определения понятия «геоэкология» в учебных и научных изданиях



п/п


Определение

Источник

1

Это ландшафтная экология, изучающая основные комплексы, обусловленные взаимоотношениями между живыми сообществами и их средой в данной части ландшафта

Тролль К.

2

Раздел экологии (по другим воззрениям — географии), исследующий экосистемы (геосистемы) высоких иерархических уровней — до биосферы включительно

Реймерс Н. Ф.

3

Наука, изучающая законы взаимодействия литосферы и биосферы с учетом специфики человека и его деятельности

Клубов С. В., Прозоров Л. Л.

4

Междисциплинарная наука об экологических проблемах геосфер

Осипов В. И.

5

Наука об организованности биосферы, вмещающей ее супергеосферу и околоземное пространство, об их антропогенном изменении, способах управления для целей выживания и устойчивого развития цивилизации

Горшков С. П.

6

Наука о пространственно-временных закономерностях взаимодействия сообществ с окружающей природной средой

Кочуров Б. И.

7

Наука, исследующая геотопологические и экологически значимые свойства субъектов и объектов антропогенного воздействия и населения, а также особенности их экологических отношений, проявляющихся в рамках геоэко­логического пространства

Жиров А. И.

8

Междисциплинарное научное направление, изучающее экосферу как взаимосвязанную систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом

Голубев Г. Н.

9

Раздел науки о Земле, объединяющий иссле­дования законов взаимодействия литосферы, биосферы, антропосферы и социосферы; исследования структуры и функционирования природных и природно-антропогенных комплексов (геосистем, экосистем, геотехносистем) и условий жизни на Земле (и человека, и биоты в целом)

Лихачева Э. А., Тимофеев Д. А.

10

Междисциплинарная наука о современном и будущем состоянии окружающей среды

Розанов Л. Л.

11

Раздел географии, исследующий взаимодействие человека и ландшафтов на разных иерархических уровнях, вплоть до биосферы

Котляков В. М., Комарова А. И.

12

Геоэкология - междисциплинарная наука, изучающая экологические функции абиотических сфер Земли, закономерности их формирования и пространственно-временного изменения под влиянием природных и тех­ногенных причин в связи с жизнью и деятельностью биоты и, прежде всего, — человека

Трофимов В. Т.

Основное предназначение геоэкологии видится в изучении геоэкологической среды, под которой понимается системно-функциональная совокупность нетронутых или измененных производственной деятельностью ландшафтов любого уровня, главным образом за счет которых в той или иной степени и обес­печиваются экологические потребности человека (общества) в пределах определенных территорий на данный период времени. По другим воззрениям, геоэкология должна изучать геоэкологические ниши, представляющие собой совокупности гидротермических, геотектонических и литологических факторов, определяющих положение экосистемы любого ранга и ее функциональную роль в экосфере как некоторое пространство жизненно важных факторов среды.

Ввиду многоликости понимания содержания и структуры геоэкологии для ее междисциплинарного функционирования предлагается создать учение об экологических функциях абиотических сфер Земли. Как известно, совокупность абиотических объектов и характеристик Земли, создающих условия для развития жизни, названа экосферой. В пособии Г. Н. Голубева, посвященном основам геоэкологии, экосфера рассматривается как комплексная поверхностная оболочка, где пересекаются геосферы (атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера) и где живет и действует человек.

Принципиальное значение для уяснения объекта, предмета и задач геоэкологии имеет определение ее ВАКом в качестве специальности 25.00.36, которая изучает геосферы Земли как среду обитания человека и организмов, а также изменение жизнеобеспечивающих ресурсов с целью сохранения для людей продуктивной окружающей среды. Таким образом, содержательную основу геоэкологии составляет среда обитания человека и организмов, что методологически существенно.

Особенность геоэкологического подхода к окружающей среде заключается в получении о ней оценочных утверждений (благоприятная или неблагоприятная в пространственно-временном измерении) на основе синтеза сложных, трудоемких составляю­щих исследования. Такой подход, выступающий в качестве средства ориентировки в организации исследований, особенно зна­чим при выявлении опасных для жизнедеятельности людей ситуаций, возникающих вследствие нарушений окружающей среды. Геоэкологическое изучение окружающей среды позволяет установить причинно-следственные связи в целостной естественно-искусственной географической действительности. Опираясь на разнородные географические объекты, процессы, их различия и комбинации, используя геоэкологический подход, можно определить, насколько комфортны или дискомфортны условия производственной деятельности и обитания человека в территориальном измерении. При этом геоэкология выступает в качестве междисциплинарной науки, связывающей экологию с географией, геологией, геохимией, геофизикой.

Предпосылками для вычленения геоэкологии служат наличие объекта и предмета исследования, познавательной цели и научного аппарата (исследовательских методов, базы данных).

В качестве объекта исследования геоэкологии рассматрива­ется реальная окружающая среда — часть материального мира, состоящая из разнокачественных (природных, техногенно-природных, техногенных) вещественных образований, тел, взаимосвязанных процессов и явлений во времени и пространстве. Под природным (естественным) явлением понимается неискус­ственный материальный объект (вещь, отношение, свойство, процесс), а в качестве природного тела выступает материальное (вещественное) образование с фиксированными границами.

Окружающая среда представляет собой наиболее активно преобразуемую трудовой деятельностью часть географического технопространства. За его верхнюю границу принята геостационарная орбита.

Важнейшей составляющей окружающей среды является околоземное космическое пространство, представленное магнитосферой. Магнитосфера препятствует проникновению в биосферу губительного для живых организмов корпускулярного излучения Солнца, изолирует от проникающей радиации. Од­новременно магнитосфера пропускает к поверхности планеты электромагнитные волны — рентгеновские и ультрафиолетовые лучи, радиоволны и лучистую энергию. Известно о высокой чув­ствительности к магнитным полям насекомых, рыб, птиц, моллюсков, черепах, червей, а также человека. Доказаны связи между различными функциями растений и животных в зависимости от их ориентации в магнитном поле. Установлены суточные изменения магнитного поля, связанные с действием ультрафиолетового излучения Солнца, а также очень резкие его колебания продолжительностью от нескольких часов до нескольких суток — магнитные бури. Их связывают с изменением солнечной активности.

Таким образом, за верхнюю границу окружающей среды можно принять пределы магнитосферы в околоземном космическом пространстве (10—11 радиусов Земли), а за нижнюю — распространение живых организмов в приповерхностной литосфере (до глубины 4 км, где температура достигает -120 °С). Понятие «окружающая среда» относится к пространственно-временной категории и отражает субъект-объектные отношения. Причем, в качестве субъекта окружающей среды могут быть все человечество, население региона или государства, города, объекты производственной деятельности, живые и неживые объекты природы. В зависимости от типа, масштаба, уровня субъекта будут неиз­бежно меняться содержание и объем его природного, техногенно-природного, техногенного окружения в пространстве и времени.

Содержание предмета геоэкологии определяется тем, что рассматриваются объекты и процессы, имеющие пространственные характеристики, взаимосвязи и взаимодействия в системе «человек — природа — хозяйство — окружающая среда». Окружающая среда — это сфера жизнедеятельности людей в реальном объективном мире, динамичность которого делает невозможным пассивное ее созерцание. Осознание окружающей среды как местонахождения вызывает необходимость целенаправленной деятельности — субъектно-предметной активности в географической действительности.

Геоэкология имеет четко выраженную междисциплинарную направленность, что отражает две взаимосвязанные особенности современного развития науки: с одной стороны, оно характеризуется все большей спецификацией, с другой — его отличает стремление к интеграции, объединению разных отраслей науч­ного знания к исследованию проблемы сохранения окружающей среды для обеспечения жизнедеятельности нынешних и будущих поколений людей.

Геоэкология — сравнительно молодая наука, усилия ученых, направленные на развитие ее теории, способствуют поиску решений геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

В настоящее время геоэкология делится на части, научные направления, отрасли и области знания. В геоэкологии, разви­вающейся научной и учебной дисциплине, выделяются основные разделы: общая геоэкология, глобальная геоэкология, региональная геоэкология, динамическая геоэкология, прикладная геоэкология.

Региональная геоэкология изучает конкретные геоэкологические ситуации и проблемы, факторы их возникновения и тенденции изменения с целью выявления возможностей для гармоничного сбалансированного развития отдельного района.

В качестве методов исследования региональной геоэкологии выступает геоэкологический мониторинг, геоэкологическое картирование, геоэкологическое прогнозирование, геоэкологическая экспертиза, геоэкологический подход.



Вопросы для самопроверки

  1. Что понимается под термином «окружающая среда»?

  2. Что такое геоэкология?

  3. Какие научные разделы различают в геоэкологии?

  4. Связь геоэкологии с другими отраслями науками и дисциплин?

  5. Что изучает региональная геоэкология и методы ее исследований?


Тема 2. Теоретические основы глобальной и региональной геоэкологии

  1. Идеи и концепции естествознания 19 века.

  2. Идеи И.В. Вернадского о биосфере и ноосфере.

  3. Идеи и концепции 20 века.

  4. Глубинная экология.

  5. Концепция устойчивого развития.

  6. Развитие системного подхода в геоэкологии.

  7. Региональная экологическая политика.

Представления о взаимоотношении человечества с окружающей средой формировались в таких науках, как география, геология, геохимия, экология. Среди перечисленных наук самая древняя — география.

В книге «Географическая культура» российский ученый академик РАО В. П. Максаковский, характеризуя учение о геоэкологии, подчеркнул, что именно география с самого своего возникновения занималась изучением среды обитания людей.

Систематическому изучению взаимодействия человечества с окружающей природой положила начало книга американского географа Дж. П. Марша (1801—1882) «Человек и природа, или О влиянии человека на изменение географических условий природы» (1864), переведенная на русский язык и изданная в Санкт-Петербурге в 1866 г. В ней показаны изменения физико-географических условий в различных регионах, состоявшиеся к середине XIX в. и вызванные деятельностью человека. Исходя из последствий сведения лесов в Малой Азии, Греции, Альпийской Европе, произведенного человеком, Дж. П. Марш раньше Ф. Энгельса (1876) высказал мысль, что природа мстит своему нарушителю.

Более 100 лет назад термины «географическая среда» и «окружающая среда», означавшие природную среду обитания людей, вместе впервые употреблены отечественным географом Л. И. Мечниковым (1838—1888) в книге «Цивилизация и великие исторические реки (Географическая теория прогресса и социального развития)».

Первую в российской науке попытку обобщения данных о влиянии человека на земную поверхность, растительность, поверхностные и подземные воды, температуру и влажность воздуха, осадки предпринял отечественный географ А. И. Воейков (1842—1916). Его труд «Воздействие человека на природу», впервые опубликованный в 1894 г. в журнале «Землеведение», отличается глубоким анализом последствий человеческой деятельности, а многие выводы и положения не потеряли своего значения, выдержав проверку временем, и поэтому по праву могут рассматриваться в качестве истоков отечественной геоэкологии.

Значительный вклад в познание взаимоотношений человечества с окружающей средой внесли отечественные ученые — основоположники геохимии В. И. Вернадский (1863—1945) и А.Е.Ферсман (1883—1945). В капитальном труде «Геохимия» А. Е. Ферсман ввел термин «техногенез», под которым подра­зумевал совокупность химических и технических процессов, производимых деятельностью человека и приводящих к перерас­пределению химических масс земной коры.

В своей последней публикации в 1944 г. В. И. Вернадский отмечал, что человечество в целом становится мощной геологической силой, человеком меняется химически биосфера, физически и химически — воздушная оболочка, природные воды суши, биологически и химически — моря и части океана.

Формирование геоэкологических представлений наиболее ярко проявилось в эпоху научно-технического прогресса. С середины XIX в. можно выделить ряд этапов в развитии геоэкологических знаний. Началом формирования геоэкологических представлений, несомненно, были книги географа Дж. Марша и биолога Э. Геккеля (1864—1866), а также публикации Л. И. Мечникова, Э. Реклю, А. И. Воейкова, Р. Л. Шерлока (1889-1922). Следующий крупный этап представляют труды А. Е. Ферсмана и В. И. Вернадского (1934-1944).

В последней четверти XX в. сформировалось поле геоэкологических интересов, акцентированных на сохранении благоприятной для жизнедеятельности человечества окружающей среды. В 1973 г. создана Программа Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде — ЮНЕП. В этот период возникло представление о необходимости наблюдений природных и природно-технических геосистем на региональных геоэкологических полигонах в рамках мониторинга окружающей среды; сделан вклад в науку об окружающей среде; предложено изучать место обитания человека на Земле, его взаимодействие с окружающей средой в рамках геоэкологического пространства.

Выдающимся вкладом в развитие естествознания явилось учение И.И.Вернадского о биосфере, в котором он определил ее состав и границы, рассмотрел роль компонентов биосферы, детально описал процессы, происходящие в биосфере и подчеркнул большое значение антропогенной деятельности в этих процессах.

Большое влияние на развитие представлений о процессах, происходящих в сфере взаимоотношений общества и природы, оказали идеи В.И.Вернадского о ноосфере, в которых он справедливо указал на большую роль интеллекта, науки и техники в развитии человечества.

Противоположными по смыслу идеям о ноосфере являются идеи глубинной экологии - радикального экологического направления, получившего развитие в XX веке в развитых странах Запада. Несмотря на критику, которой подвергаются сторонники глубинной экологии, следует подчеркнуть их большую роль в общественно-политической деятельности, направленной на формирование экологического сознания у широких масс населения западных стран. Зги идеи очень созвучны с задачами экологического образования, весьма актуальными сегодня в нашей стране.

В XX веке сформировалась прикладная география, главной задачей которой являлось применение уже открытых закономерностей к сравнительно простым - технологическим или экономическим задачам отдельных отраслей хозяйства Можно выделить несколько ключевых направлений, характеризующих суть прикладных исследований отечественной географии за несколько десятилетий, вплоть до 1960-х годов: ресурсное направление - изучение всех ресурсов страны с целью их рационального использования; изучение производительных сил крупных регионов; географическое обеспечение военных и гражданских задач в период Отечественной войны; задачи и планы «преобразования природы» в послевоенные десятилетия; изучение ресурсов и природных условий «районов нового освоения»; география на службе пятилетних планов развития страны.

Несмотря на весьма неоднозначные «успехи» отечественной прикладной географии, следует подчеркнуть, что она приобрела огромный практический опыт отраслевых региональных исследований. Методы и способы прикладной географии в настоящее время широко используются в геоэкологических исследованиях.

В начале 1960-х годов в отечественной географии оформилось новое направление - конструктивная география. По сравнению с подходом традиционной прикладной географии, конструктивный подход был сформулирован как особая концепция в эпоху, когда отдельные проблемы стали перерастать в особо острые проблемные ситуации. За два с лишим десятилетия конструктивная география проделала огромную работу по разработке теоретических вопросов взаимодействия общества и природы.

Практические исследования этих проблем в различных районах Северной Евразии позволили не только получить большой багаж знаний, но и приобрести новый опыт в исследовании сложных многокомпонентных геосистем. Можно сказать, что конструктивная география подготовила появление геоэкологии.

В 1980-х годах в развитых странах Запада оформилась концепция устойчивого развития, обозначившая смену парадигмы взаимоотношения общества и природы; от экономики природопользования к экономике природосбережения. С точки зрения этой парадигмы, потребности общества в настоящее время должны удовлетворяться за счет экономического роста, ориентированного на принципы энерго- и ресурсосбережения и безотходного производства и так, чтобы не ставить под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Несмотря на некоторые существующие недостатки и проблемы, концепция устойчивого развития является на сегодняшний день единственной парадигмой, в наибольшей степени готовой решать реально существующие в разных регионах проблемы в сфере взаимоотношения общества и природы.

Понятие «устойчивое общество» означает общество, удовлетворяющее потребности сегодняшнего поколения, не ли­шая будущие поколения возможности удовлетворять их собственные нужды.

Черты устойчивого общества:

- темпы потребления возобновимых ресурсов не превышают темпов их восстановления;

- темпы потребления невозобновимых ресурсов не превышают темпов разработки их устойчивой возобновимой замены;

- интенсивность выбросов загрязняющих веществ не превышают возможности окружающей среды поглощать их; почти равное соотношение рождаемости и смертности;

- достаточный материальный уровень жизни для большинства его членов.

Идея развития устойчивого общества впервые была озвучена в конце 1970-х гг. во «Всемирной стратегии охраны природы». Суть концепции состоит в осознании неразрывной связи социально-экономического развития и окружающей среды, т.е. только при здоровой социально-экономической среде может быть здоровая окружающая среда.

Новая редакция концепции была опубликована в рамках документа «Забота о Земле — стратегия устойчивого существования» в 1991 г. (Москва).

Принципы стратегии устойчивого развития общества:


  1. Принцип «мыслить глобально — действовать локально», т.е. региональные и локальные задачи развития должны быть под­чинены общегосударственным и общепланетарным целям предот­вращения глобального экологического кризиса и оптимизации среды обитания человека.

  2. Принцип повышения точности экологических прогнозов в условиях нарастания техногенного давления и увеличения зависи­мости здоровья людей от состояния среды обитания.

  3. Принцип первичности целей экологического развития по отношению к целям экономического развития. Здоровая окружа­ющая среда — основное условие удовлетворения жизненных по­требностей человека. Поэтому любые цели экономического раз­вития должны быть согласованы с экологическими потребностями общества.

  4. Принцип эколого-экономической сбалансированности,
    т.е. размещение и развитие материального производства на оп-
    ределенной территории должны осуществляться в соответствии с
    ее экологической техноемкостью.

  5. Принцип распространения научных экологических знаний.

В нашей стране право каждого человека на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее со­стоянии признается Конституцией РФ (ст. 42), принятой 12 декабря 1993 г. Реализация конституционной обязанности граж­дан по сохранению природы и окружающей среды (ст. 58), осуществление охраны окружающей среды и обеспечение эколо­гической безопасности государством (ст. 72) возможны лишь при условии получения геоэкологического образования каждым человеком и обществом в целом.

Современная геоэкология решает проблемы сохранения окружающей среды для приемлемой жизнедеятельности людей. В обозримой перспективе необходимо предпринимать серьезные меры по максимальному сдерживанию активной деятельности человека, преобразующего земное окружение во всех сферах, особенно в силу неопределенности достаточно точного уровня обратимых воздействий на окружающую среду. Приоритетным в развитии человека должен стать определенный уровень геоэкологической культуры и образования, позволяющий вносить по­сильный вклад в сохранение и облагораживание обитаемой среды города, района, двора, дома, квартиры, места работы.
Вопросы для самопроверки:


  1. Каковы этапы формирования геоэкологических представлений?

  2. Что представляет собой биосфера?

  3. Когда впервые появился термин «устойчивое развитие»?

  4. В чем заключается региональная экологическая политика?



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы региональной геоэкологии» для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование»
2354.73kb.
10 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине естественно научные основы технико-информационного обеспечения юд для направления 030500 «юриспруденция»
562.44kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100 (050720) «Физическая культура»
358.4kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»
1070.24kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» для студентов очной формы обучения
423.74kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы имиджелогии для студентов факультета журналистики
171.14kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной и заочной формы обучения специальностей 020401. 65 «География», 020804. 65 «Геоэкология», 020802. 65 «Природопользование»
686.83kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
603.06kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
359.68kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Интернет-технологии" для студентов заочной формы обучения
183.29kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Интернет-технологии" для студентов заочной формы обучения
184.81kb.
1 стр.