Главная
страница 1
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Плеханы»

Саратовской области Балаковского района

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ
ЕВРАЗИИ

Открытый урок в 7 классе

подготовил

учитель географии

Свиридов И.И.

2009 г.


Тема: Внутренние воды Евразии.
Цели и задачи урока:

сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии;

познакомить учащихся с крупнейшими реками и

озерами материка;

воспитывать любовь к природе.
Оборудование: физическая карта Евразии;

раздаточный материал со справочно-информационным

материалом; карточки с понятиями: реки, болота,

ледники, озера, многолетняя мерзлота, подземные воды.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Повторение изученного.

1. Фронтальный опрос.

- Какие элементы климата нужно знать, чтобы составить его характеристику?

( Средняя январская, средняя июльская температуры, максимальные и минимальные температуры воздуха, годовое количество осадков, направление господствующих ветров в январе и июле)

- Какие типы климата можно наблюдать на территории Евразии?

( Морской, умеренно-континентальный, континентальный, резко-континентальный, муссонный, тропический, субтропический, средиземноморский)

2. - Определите климатический пояс по описанию характеристики климата.

(Экваториальный пояс)

- в поясе располагаются в основном южные острова;

- весь год преобладают постоянные воздушные массы, высокие температуры, большое количество осадков;

- не происходит смена сезонов года.

(Субэкваториальный пояс)

- летом преобладают экваториальные воздушные массы, зимой тропические;

- является переходным климатическим поясом, занимает территорию п-ов Индостан и Индокитай.

(Тропический пояс)

- пояс не протягивается через весь материк;

- пояс занимает Аравийский п-ов;

- пояс является постоянным. Осадков мало в течение всего года, температуры высокие, особенно в летний период.

(Субтропический пояс)

- летом преобладают тропические, зимой умеренные воздушные массы;

- зимой выпадают осадки, лето сухое;

- имеет три климатических сектора;

- на западе сектор средиземноморский, на востоке – муссонный;

- в западной части осадки выпадают в зимний период, на востоке – летом.

(Умеренный пояс)

- пояс имеет наибольшую протяженность с севера на юг;

- преобладают западные ветры;

- пояс является постоянным, с холодной снежной зимой и теплым летом;

- осадки в летний период, преимущественно носящий конвективный характер;

- делится на пять секторов;

- Уральские горы являются климаторазделом двух климатических секторов;

- находится полюс холода Евразии, где зафиксирована температура -70 С.

(Субарктический пояс)

- летом господствуют умеренные воздушные массы, а зимой арктические;

- осадки выпадают в летний период, вызываются приходом умеренных воздушных масс.

(Арктический пояс)

- располагается на крайнем севере Евразии;

- в течение всего года преобладает одна воздушная масса. Зимой морозно, летом холодно.

3. Работа по карточкам. ( в парах)

№ 124, 125, 126


III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Итак, мы повторили тему «Климат Евразии»

- Что еще необходимо изучить, чтобы иметь представление о природе материка?

( Реки, озера, природные зоны)

- Сегодня тема нашего урока: «Внутренние воды Евразии»

- Какие типы внутренних вод вы знаете? (На доске - схема с перевернутыми карточками)

( Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.)

Уч-ся называют составные части внутренних вод, а учитель переворачивает карточки в схеме.

Слово учителя:

Евразия богата внутренними водами. На материке находятся некоторые из самых больших рек мира, такие как Обь, Енисей, Лена, Хуанхэ, Янцзы. Самое большое по площади озеро – Каспийское море-озеро, самое глубокое – озеро Байкал.

Сначала мы изучим реки.

Река – продукт климата и рельефа. Высокие горные цепи получают больше влаги, чем равнины, и поэтому дают начало самым многоводным рекам Евразии. Количество воды в реках теснейшим образом связано с выпадающими осадками; климат влияет на половодье и паводки, на время замерзания рек, на продолжительность ледостава.

Реки Евразии относятся к бассейнам всех 4 океанов.

На физической карте Евразии прикреплены карточки с изображением режима рек.

(Пример рис. 1)





Рис. 1
Задание 1.

- Используя физические карты атласов, учебники и дополнительный материал, заполните таблицу



Бассейны океанов

Питание

Режим

Реки бассейна Северного Ледовитого океана








Реки бассейна Индийского океана








Реки бассейна Тихого океана








Реки бассейна Атлантического океана









Задание 2.

- К бассейну какого океана относятся реки: Обь, Амур, Хуанхэ, Ганг, Дунай?

Определите их питание и режим.
2. Практическая работа.

« Сравнение рек Евразии».




п/п

Название реки


Тип питания

Время половодья

дождевое

снеговое

ледниковое

весной

летом

зимой

1.

Лена



















2.

Хуанхэ



















3.

Ганг



















4.

Амударья



















Анализ практической работы.

( Учащиеся зачитывают результаты выполненной работы)

- Сделайте вывод, от чего зависит тип питания и время половодья рек.


3. Сообщения о реках.

1. Дунай.

Дунай.

Голубой Дунай… Сколько раз он был источником вдохновения для художников, поэтов, композиторов?! Дунай – свидетель и хранитель следов европейской истории, на его берегах стоят памятники седой старины.



Эта река, единственная в мире, которая пересекает территорию более восьми государств Европы. Река начинается на территории ФРГ двумя ручьями – Бреге и Бригах. Отсюда, с поросших лесами склонов Шварцвальда, река начинает свой 2850-километровый путь через Европу.

Дунай и его 300 притоков образуют широко разветвленную речную сеть, площадь бассейна 817 тыс. км2. О том, как разветвлена его гидрографическая сеть, можно судить по таким данным: один из его притоков – Изар питают 1300 рек и около 140 озер.

В верхнем течении река типично горная. Она стремительно несет свои воды по средневысотным горам. Многочисленные притоки питают Дунай на этом отрезке пути. Особенно обильны и полноводны его правые притоки, берущие начало в Альпах и питающиеся за счет таяния ледников. Альпийские реки и определяют тип его режима – Дунай более полноводен в летнее время, когда идет интенсивное таяние льдов.

Средний участок течения Дуная проходит в основном по равнинной местности. Он начинается от Вены. Как и в верхнем течении, Дунай течет на восток, но у венгерского города Вац, пробивая среднегорья, образует излучину и начинает течь на юг по Средне-Дунайской низменности. Ниже излучины Дунай типично равнинная река: русло сильно петляет, имеет слабые уклоны. Пойма реки изобилует озерами-старицами, заросшими водяной растительностью и зарослями тростинка. В среднем течении Дунай принимает такие притоки, как Мораву, Тису, Драву, Савву. Многие из этих притоков бывают полноводны весной, когда на средневысотных горах начинает таять снег. В прошлом весеннее половодье приводило к катастрофическим наводнениям, но после создания защитных сооружений опасность наводнений практически миновала.

В среднем течении река местами прорывается через горные хребты, образуя так называемые долины прорыва – Венгерские Ворота, Вышеградский проход. В этом районе Карпаты и Балканы как бы столкнулись лоб в лоб, зажав между собой Дунай. Захватывающее зрелище представляет эта местность. На протяжении 120 км между отвесными каменными стенами узкого ущелья несет мощный поток, местами он сужается до 150 м, а скорость его достигает 5 м/с. Выходя из долин провала, река попадает в пределы Южно-Дунайской низменности, по которой течет вплоть до Черного моря. Течение реки медленное, спокойное, русло часто дробиться на рукава и протоки, низкие берега часто затапливаются. Здесь много плавней и озер.

В конце своего пути , при впадении в Черное море, Дунай образует обширную дельту. Река здесь делится на три главных рукава и представляет собой болотисто-камышовые заросли. Лодки здесь скользят между белыми и желтыми кувшинками, под сводами ивовых и дубовых ветвей.

Человек меняет лицо Дуная, становится меньше живописных мест.

2. Ганг.
Ганг.

По своей длине Ганг может соперничать с другими реками мира. Его бассейн занимает 1/3 Индии. Разливы великой реки несут плодородие землям от уступов Гималаев до плато Декан, причем толщина наносов достигает сотен метров. О реке сложено бесчисленное количество преданий и сказаний.

Высоко в горах Гималаев берут начало быстрые ручьи и горные реки, которые, сливаясь, дают начало Гангу – священной реке Индии. Одна из причин обожествления Ганга – его огромная значимость для народа Индии. Река пересекает наиболее населенные районы Индии и Бангладеш, кормит сотни миллионов людей, широко используется для орошения, велико ее транспортное значение.

Вплоть до XX в. люди не знали об истоках Ганга. Лишь в начале XX в. в результате ряда исследований были найдены две основные реки, образующие при слиянии поток, который получил название Ганг. Скорость реки здесь очень велика. Попадая на Индо-Гангскую низменность, Ганг течет на юго-восток и на всем протяжении имеет равнинный спокойный характер. От спокойствия Ганга ничего не остается в период муссонных дождей. Уровень реки начинает подниматься с мая, когда начинают таять льды в горах, еще большее повышение наблюдается в июле-сентябре, во время муссонных дождей.

Ганг принимает множество притоков. Крупнейший из них – Джамна. Там, где Джамна впадает в Ганг, находится место паломничества индусов, которые совершают омовение в священной реке. Вся область бассейнов Ганга и Джамны является самым населенным районом Индии.

Дальнейший путь Ганга – вдоль 24-й параллели в западную Бенгалию, а затем на юг. Несколько веков назад русло реки было прямым к морю. Сейчас Ганг мелеет и образует при впадении в океан обширную дельту, начинающуюся в 500 км от берега.
Итог: - Какое значение имеют реки для природы и для человека?

4. Озера.

- Слово учителя.

В Евразии большое количество озер. Они отличаются по площади, по глубине, по происхождению озерных котловин.

Вопрос учащимся:

- Какие по происхождению озерные котловины вы знаете?

Озера.













Ледниково- Текто- Остаточные Вулканические Карстовые

тектонические нические
Приведите примеры озер с котловинами различного происхождения.

Задание.

Определите по контурам название озера, происхождение, сточное оно или бессточное, соленое или пресное.

5. Работа с учебником.

Современное оледенение.

Стр. 246

Прочитать текст и обозначить на контурной карте ледники.


IV. Итог урока.

- Какая река растет на дереве? (Прут)

- Название реки у нас во рту. (Десна)

- Какая река носит название животного? (Тигр)

- Какая река на Урале носит название шахматной фигуры? (Тура)

- Назовите самое большое озеро на Земле. (Каспийское)

- Назовите самое глубокое озеро нашей планеты. (Байкал – 1620 м)

- Самое соленое озеро. (Мертвое море – 270 0 /0 0)


V. Домашнее задание.

П. 63, в контурной карте обозначить озера:

Байкал, Балхаш, Иссык-Куль, Лобнор, Венерн, Балатон, Женевское, Ладожское, Онежское, Каспийское море-озеро, мертвое море;

Реки: Рейн, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Лаура, Сена, Темза, По, Тибр, Нева, Северная Двина, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Инд, Ганг, Тигр, Евфрат, Амударья, Волга, Днепр, Брахмапутра.


Беседа учителя перед открытым уроком с гостями.
Цели проведения открытого урока по географии в 7 классе на тему «Внутренние воды Евразии».
1. Саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя).

2. Изучить и частично применить элементы современной технологии проведения открытого урока.

Недостатки традиционных открытых уроков:

1. Предварительная «репетиция» вопросов и ответов.

2. Гости не знают ни детей, ни учителя - субъектов представляемого образовательного процесса. Отсюда вытекает невозможность сколько-нибудь серьезного анализа открытого урока.

3. Перегруженность, превалирует показушные мотивы.

Описание новой технологии.

Для проведения открытого урока необходимо обеспечить следующие условия: урок, предшествующий открытому в день его представления, и урок, следующий за открытым, должны быть у учителя свободными от работы в других классах.

1. Диагностика личности школьника.

Это абсолютно необходимый элемент технологии, необходимая информация, которую учитель сообщает гостям до проведения открытого урока.

2. Рассказ учителя гостям о проекте предстоящего открытого урока.

1) Характеристика класса, где будет проводиться открытый урок.

2) О проекте предстоящего урока.

3) Какие особенности обученности он учитывает.

Характеристика класса.

Характеристика класса может содержать


1. Характеристики психолого-педагогических особенностей учащихся к моменту проведения урока.
Характеристики психолого-педагогических особенностей учащихся 7 класса к моменту проведения урока.
2. Состояние обученности учащихся основным общеучебным умениям.
3. Индивидуальная методическая инструментовка.

Класс по уровню обученности ниже среднего, обучаемость носит проблемный характер. Большинство учащихся достаточно активны на уроке, т.к. в классе преобладают учащиеся с типами сильных темпераментов. В сочетании с низкой обучаемостью они могут повлиять на возникновение конфликтных ситуаций. Скорость реакций некоторых учеников превышает 10 секунд, поэтому фронтальный способ педагогического общения для них противопоказан.

Для правополушарных, склонных к описаниям, интуиции и мифопоэтическому творчеству необходимо предусмотреть, объяснительно-иллюстративный проективно-творческого характера, для левополушарных, которым соприродна логика, рациональные познания, исследовательская деятельность - эвристические и проблемные методы.

Актуальность проекта.

Урок является связующим звеном при изучении раздела «Евразия». Содержание данного урока и его место в теме позволяет выполнять познавательные, исследовательские цели.

Актуальность предлагаемого проекта в том, что для данного возраста отсутствует специфическая учебная мотивация.



Структура урока.

Урок содержит проверку дом.задания (знания текста учебника и дополнительное задание – сообщения на новую тему), присутствуют вопросы и за 6 класс. Это обеспечивает преемственность изучаемого материала. При изучении новой темы используются различные методы (картографический, эвристический, частично-поисковый и т.д.) и приемы. На уроке используются практические работы, работы с контурными картами, с учебником, с дополнительным материалом, по карточкам.


Смотрите также:
Урок в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия»
140.95kb.
1 стр.
Урок в 6 классе Тема: «My family». Открытый урок в 6 классе по теме:
35.36kb.
1 стр.
Открытый урок чтения 9 октября 2007 года в актовом зале школы провели «Открытый урок чтения»
111.38kb.
1 стр.
Room (Открытый урок в 5 классе)
45.99kb.
1 стр.
-
287.92kb.
1 стр.
Открытый урок в 11 е классе
156.08kb.
1 стр.
Урок по английскому языку «Спорт в нашей жизни» 2 подгруппа Открытый урок по русскому языку «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»
30.63kb.
1 стр.
Урок по предмету «Основы православной культуры» в 5 классе по теме «Православный храм дом Божий»
49.78kb.
1 стр.
Отечественная война 1812 года
74.61kb.
1 стр.
Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры»
98.63kb.
1 стр.
Открытый урок творческая мастерская по литературе в 7 «Б» классе 13 «Образы цветов в творчестве русских поэтов» 13 Проблема
208.91kb.
1 стр.
Урок по математике в 6 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей»
74.82kb.
1 стр.