Главная
страница 1

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №106

для слепых и слабовидящих детей»






Конспект интегрированного урока
Литература и музыка
10 класс
Тема. Стихи и песни военных лет.

Составили:

Антоновская Елизавета Юрьевна,

учитель русского языка и литературы;

Афанасенкова Ксения Юрьевна,

учитель музыки.

Новокузнецк, 2010

План – конспект интегрированного урока

Литература и музыка

10 класс
Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений 5-11 классы, под редакцией В.Я. Коровиной; программа по музыке для общеобразовательных учреждений 5-9 классы, под редакцией Д.Б.Кабалевского.

В связи с соблюдением офтальмоэргономических условий школы III - IV вида, происходит растяжка программы в 5-10 классах.
Тема урока: Стихи и песни военных лет.
Цели:

  • обучающая – познакомить старшеклассников с историей создания художественных и музыкальных произведений о Великой Отечественной войне;

  • развивающая – развивать у обучающихся интерес к творчеству поэтов ХХ века, композиторов и авторов песен военных лет;

  • коррекционная – корректировать психоэмоциональное напряжение через музыкально-поэтическое восприятие у слепых и слабовидящих детей;

  • воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, уважения к людям старшего поколения.


Задачи:

  • приобщение к литературно-музыкальному творчеству;

  • формирование нравственно-гражданской позиции;

  • расширение знаний об истории Отечества;

  • развитие кругозора, активности, воспитанности.


Оборудование:

  • информационный стенд «Никто не забыт, ничто не забыто…»;

  • ИКТ;

  • мультимедийная презентация «Вахта Памяти»;

  • музыкальные композиции «Музыка войны» на аудио СД;

  • выставка творческих работ «65-летию Победы, посвящается…»;

  • выставка художественной литературы «К штыку приравняли перо»;

  • офтальмотренажёр «Сохраним зрение», приложение 1;

  • материалы к познавательной викторине «Строки и звуки», приложение 2;

  • буклет памяти «Этих дней не смолкнет слава!», приложение 3;

  • доска впечатлений «Час мужества пробил».


Тип: комбинированный.

Форма: литературно-музыкальная гостиная.

Принципы:

  • обеспечения – всестороннее гармоничное развитие личности старшеклассников заключается: в формировании нравственных ценностей и установок; повышении мотивации, самооценки; профессиональной направленности; с этих позиций на уроке необходимо работать над развитием воображения, самостоятельности, компетентности, формированием эмоциональной гармонии и эстетического вкуса, способности к сопереживанию судьбам Отечества, что является одним из основных критериев социализации детей-инвалидов по зрению в обществе;

  • доступности – планировать методы и формы проведения урока необходимо с учетом офтальмоэргономических условий школы III – IV вида, целесообразно опираться на витагенный опыт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • системности – программа по литературе и музыке предполагает последовательность посторения учебного материала: от простого к сложному;

  • наглядности – наглядно-образный характер воспитательно-образовательного процесса имеет большое значение в развитии творческих способностей слепых и слабовидящих детей;

  • комфортности – эмоциональный комфорт школьников при овладении компетенциями является определяющим для ожидаемого результата.


Этапы:

  • стартовый (5 – 6 минут) – включает в себя: установочный тренинг, приветствие;

  • основной (25 – 26 минут) – сопровождается мультимедийной презентацией, состоит из: беседы, художественного чтения, музыкальных композиций, познавательной викторины;

  • коррекционный (3 – 4 минуты) – включается в основной с целью соблюдения здоровьесберегающих технологий;

  • заключительный (3 – 4 минуты) – планируется подведение итогов: коллективная работа, творческая презентация.


Предполагаемые результаты:

  • формирование устойчивой нравственно-гражданской позиции;

  • снятие зрительного и психоэмоционального напряжения;

  • развитие кругозора через литературно-музыкальное восприятие;

  • социализация в обществе.



этап

содержание

методы

наглядность

стартовый



установочный тренинг
приветствие

актуализация знаний



музыкальное сопровождение, поэтическое слово

беседа


беседа

информационный стенд

основной


мультимедийная презентация

художественное чтение

музыкальная композиция


беседа
обсуждение

обсуждение



ИКТ
выставка художественной литературы

коррекционный



расслабляющий тренинг

пальминг


самомассаж

самомассаж



офтальмотренажёр

основной


мультимедийная презентация

художественное чтение

музыкальная композиция

познавательная викторина



беседа
обсуждение

обсуждение

самостоятельная работа


ИКТ
выставка

творческих работ

индивидуальные листы с заданием

заключительный



подведение итогов

творческая презентация



коллективная работа

беседа



доска

буклет

План проведения:



Ход урока:

I. Стартовый – позволяет почувствовать настрой обучающихся, создать атмосферу психологической комфортности в классном коллективе.
На фоне музыки В.Баснера из песни «На безымянной высоте» звучат строки стихотворения «Мужество» А.Ахматовой

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается в мире.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет...

Учитель литературы:

Память… Она имеет своё начало, но не имеет конца. 65 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Второй Мировой войны. А родные всё ещё бережно хранят пожелтевшие фотографии, треугольники писем с фронта, перечитывают их детям и внукам.

Был Сорок первый? Был.

Но только был.

А есть и вечно будет только

Сорок пятый!

Путь к победе мая 1945-го года лежал через июнь 1941-го.
II. Основной – приобщение старшеклассников к истории создания стихов и песен военных лет происходит в форме литературно-музыкальной гостиной. Для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, соблюдения офтальмоэргономических условий школы III – IV вида, используется мультимедийное сопровождение.
Звуковой эффект «гул самолётов»

Слайд 1

На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровская Германия нарушила Пакт о ненападении и вероломно вторглась на территорию Советского Союза.

Минувшая война унесла более 27 миллионов жизней. В нашей стране нет ни одной семьи, которую бы не коснулось горе, тяжесть смертельной утраты. Захватчики разрушили 1710 городов и поселков, превратили в пепелище 70 тысяч сел и деревень, оставив без жилья более 25 тысяч человек.

Слайд 2

Учитель музыки:

Но разве можно забыть о тысячах солдат, ценою жизни которых завоевано право на мир, навечно вошедших в историю нашей страны. За мужествов в годы Великой Отечественной войны свыше 7 миллионов героев награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги звания Героя Советского Союза удостоены – 11 600 человек.



Учитель литературы:

Память – это победа, которая вышла из огня, и у которой солёный вкус. Сегодня мы чтим тех, кто пал в боях за родину.

На информационном стенде «Никто не забыт, ничто не забыто» представлены документы и иллюстрации военных лет, письма солдат, творческие портреты героев войны, историческая справка.

Ученик 1:

Сердце словно опалило –


Седина в висках.
Прошлое рекой уплыло,
Но душа в слезах.

Ученик 2:

В бой за Родину солдаты,


Шли за шагом шаг.
Верили в Победу свято –
Не сломил их враг.

Ученик 1:

Всем солдатам воевавшим


Низкий наш поклон...
По солдатам, в битве павшим, –
Колокольный звон...

Звуковой эффект «колокольный звон»

Слайд 3

Учитель музыки:

Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы проводим урок в форме литературно-музыкальной гостиной, где стихи и песни военных лет сливаются в одно целое.



Слайд 4

Звучит 1 куплет песни «Священная война», сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова

Учитель литературы:

24 июня 1941 года нa первой полосе газеты «Известия» были опубликованы стихи «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача. Они поразили руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрова. И уже на другой день появилась песня.



Учитель музыки:

Кто знает, когда и где состоялась премьера песни «Священная война»?

Верно. Первая встреча с песней состоялась на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года. Из воспоминаний одного из исполнителей: «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню…

Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены».

Так начинался славный и долгий путь песни. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией и всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Ученик 2:

На грозную битву вставайте

Защитники русской земли!

Прощайте, прощайте!

Пожары пылают вдали!

Ученик 1:

В суровых боях защищайте

Столицу родную свою!

Прощайте, прощайте!

Желаем удачи в бою!

Учитель литературы:

Стихи и песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть всё: горечь потерь, радость победы. Они, как люди, со своей биографией и судьбой. Такие разные и непохожие, близкие и далекие. Каждая дорога по-своему.



Слайд 5

Учитель музыки:

Все мы любим милую «Катюшу».

Любим слушать, как она поет,

Из врага выматывает душу,

И друзьям отваги придает!

Учитель литературы:

«Катюшами» солдаты называли многоствольные реактивные минометы. Мирная и ласковая песня звучала в подмосковных лесах суровой зимой 1941 года, став одной из самых любимых песен времён Великой Отечественной войны.

Кто может назвать авторов известной песни «Катюша»?

Учитель музыки:

Композитором М. Блантером и поэтом М. Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, как простодушная, улыбчивая, певучая «Катюша».



Слайд 6

Учитель литературы:

Ребята, давайте почувствуем боевой дух того времени и все вместе исполним песню.



Звучит песня «Катюша», сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера

Учитель музыки:

Как много замечательных строк родилось во время Великой Отечественной войны. Кто может назвать самых известных писателей и поэтов того времени?

Как точно передали чувства советского народа в годы войны писатели и поэты: А.Твардовский, М. Шолохов, А. Ахматова, С. Наровчатов, А.Фатьянов, Н. Рыленков, А. Сурков, К. Симонов.

Выставка художественной литературы «К штыку приравняли перо» представлена вашему вниманию.



Слайд 7

На фоне музыки военных лет, звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь»

Ученик 1:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Ученик 2:

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Ученик 1:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Учитель литературы:

Как созвучна тема любви и верности в стихотворении К. Симонова «Жди меня, и я вернусь» и песне «Синий платочек», написанной на слова Я. Галицкого и М. Максимова, композитором Е. Петербургским.



Слайд 8

Учитель музыки:

Знаете ли вы, кто был первым исполнителем песни «Синий платочек»?

Первая исполнительница – Клавдия Ивановна Шульженко писала: «Мне понравился: легкий, мелодичный вальс, очень простой и запоминающейся песни «Синий платочек». Я пела для тех, кто днём и ночью дежурил на «дороге жизни», ремонтировал её после вражеских бомбардировок, прокладывал новые объездные пути, вел машины, прорывая блокадное кольцо».

Обучающиеся, под песню «Синий платочек», исполняют танец военных лет.

Ученик 1

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне.

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.
III. Коррекционный – включается в основной с целью соблюдения здоровьесберегающих технологий.
Учитель литературы:

Между кровопролитными боями, в минуты тишины, солдаты писали письма, читали стихи, пели песни, отдыхали.

Давайте проведём расслабляющий тренинг в сопровождении знакомой музыки военных лет. В этом нам поможет офтальмотренажёр «Сохраним зрение».

На фоне музыки военных лет, обучающиеся проводят самомассаж и пальминг.

Приложение 1

Учитель музыки:

Накануне празднования юбилея победы в Великой Отечественной войне, вы рисовали рисунки, оформляли плакаты, писали сочинения, готовили заметки. Ваши творческие работы представлены на нашей выставке «65-летию Победы, посвящается…»

Какие работы декоративно-прикладного творчества вам понравились, чьи сочинения не оставили вас равнодушными?

Спасибо всем, кто принял участие в акции «Этот праздник со слезами на глазах…»


Учитель литературы:

Не только написаны стихи и сложены песни о войне, снято много и кинофильмов.

Ребята, кто из вас может назвать известные песни из кинофильмов о войне, фронтовом братстве, беззаветной любви и преданности.

Слайд 9:

Учитель музыки:

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию прослушать песню «Мы за ценой не постоим», которая была написана Б. Окуджавой специально для кинофильма А. Смирнова «Белорусский вокзал».

По словам режиссёра: «Этот фильм о наших отцах, сделанный их сыновьями». Нина Ургант сыграла в «Белорусском вокзале» свою первую и последнюю большую роль, запомнившись зрителям как исполнительница известной песни «Мы за ценой не постоим».

Слайд 10

Учитель литературы:

Из воспоминаний Б.Окуджавы: «Ко мне обратился режиссер Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка:

Ребята, кто может вспомнить первые строки песни?

Верно. «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Вместе со стихами родилась и замечательная мелодия».



Звучит песня «Мы за ценой не постоим», музыка и слова Б.Окуджавы.

Учитель музыки:

На защиту Отечества встал весь народ: и стар и млад, семнадцатлетние юноши и девушки со школьной скамьи добровольцами уходили на фронт защищать Родину.

С 1941 года юная поэтесса Ю. Друнина окунулась в кровавый ужас войны. Она добровольно ушла в санитарный взвод медицинской сестрой, спасая на своих хрупких плечах с поля боя раненых солдат.

Ученик 1:

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне!

Учитель литературы:

Ребята, мы проведём познавательную викторину «Строки и звуки». В течение 5 минут, в раздаточных листах, вам необходимо ответить на вопросы по творчеству поэтов и композиторов военных лет.



Приложение 2

Учитель музыки:

Спасибо, лучшие работы будут отмечены соответствующими отметками и грамотами «Знаток истории стихов и песен военных лет»



Слайд 11

Учитель литературы:

В воздухе пахло Победой! 29 апреля 1945 года советские солдаты подошли к рейхстагу.



Ученик 2:

Без малого четыре года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

И вот дорогою обратной,

Не покоряемый вовек,

Идёт, свершивши подвиг ратный,

Великий русский человек.

Он сделал всё. Он тих и скромен.

Он мир от чёрной смерти спас.

И мир прекрасен и огромен,

Его приветствует сейчас.

Слайд 12

Звучит песня «День Победы!»

Учитель музыки:

Стихи и песни военных лет!.. От самых первых выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну, прошагали они в боевом солдатском строю. Стоит им только прозвучать – распрямляются плечи, наполняются глубоким раздумьем глаза фронтовиков.

Мы с удовольствием предоставляем слово нашему гостю – ветерану Великой Отечественной войны ______________________________________.

Выступление ветерана

Учитель литературы:

Спасибо вам за мужество! Мы благодарны вам за то, что вы делитесь с нами вашими воспоминаниями.

Поэт-ветеран Великой Отечественной войны А. Аркадьев посвящает своё стихотворение песням о войне.

Ученик 1:

Песням тех военных лет поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырёх шагах от смерти

О родном заветном огоньке.

Ученик 2:

И не зря про путь к Берлину пели –

Как он был нелёгок и нескор.

Песни вместе с нами постарели,

Но в строю остались до сих пор.

Учитель музыки:

В рамках литературно-музыкальной гостиной, звучали нестареющие стихи и песни военных лет, сумевшие перенести нас в военные годы. Надеемся, что никто не остался равнодушным к подвигам героев Великой Отечественной войны, воспетых известными поэтами и композиторами. Они навсегда останутся в наших сердцах! Давайте почтим минутой молчания память тех, кто отдал свои жизни за мирное небо, яркое солнце, русскую землю.



Минута молчания.

Ученик 1:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Ученик 2:

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.
IV. Заключительный – планируется подведение итогов через коллективную работу и творческую презентацию буклета памяти.
Учитель литературы:

Час мужества пробил! Подводя итоги, мы ждём от вас отзывов об уроке на «Доске впечатлений»



На фоне музыки военных лет, обучающиеся пишут отзывы.

Учитель литературы:

Память – это раны: зажившие, но всегда открытые. Как осколок или пуля, которые живут с тобой, дышат с тобой и душат тебя.

Память – это мгновения, из которых набралось почти четыре года войны. Тысяча четыреста восемнадцать суток. В каждых – 24 часа. Время измерялось не часами, минутами и секундами.

Память – это первый день мира. 9 мая 1945-го года бойцы Красной армии палили воздух не от радости, что остались живы, – это был первый салют Победы, первый салют Памяти…



Звуковой эффект «Салют Победе!»

Ученик 1:

Память – это Россия. Она прошла через судьбу тех, кто воевал, и тех, кто родился во время войны и после неё.



Ученик 2:

Память – это мы. Нашему поколению знакомо слово – война.



Ученик 1:

Как и раньше, сейчас на войне решаются вопросы жизни и смерти.



Ученик 2:

Каждый из нас готов приложить все силы для того, чтобы сделать мир добрым и счастливым.



Ученик 1:

Ведь как прекрасно знать, что нигде на планете не льётся кровь людей, что бомбы и снаряды никогда не упадут на крышу твоего дома, что твоя школа не будет взорвана террористами, что дети смогут вырасти, не испытав трагедий и страданий, пережитых старшими поколениями.



Ученик 2:

Мир – это наша мечта.



Ученик 1:

Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило.

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Ученик 2:

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье!

Учитель музыки:

В честь 65-летия Победы творческая группа старшеклассников приготовила для вас буклеты памяти «Этих дней не смолкнет слава!»



Приложение 3

Ученики:

Памяти павших – будьте достойны!



Приложение 1



Приложение 2

Познавательная викторина «Строки и звуки»
Слияние слов и музыки

творение человечества…

1. Кому принадлежат строки?



  • Человек склонился над водой
    И увидел вдруг, что он седой.
    Человеку было двадцать лет.
    Над лесным ручьем он дал обет:
    Беспощадно, яростно казнить
    Тех убийц, что рвутся на Восток.
    Кто его посмеет обвинить,
    Если будет он в бою жесток?

(Алексей Сурков)

  • Враги сожгли родную хату,
    Сгубили всю его семью.
    Куда теперь идти солдату,
    Кому нести печаль свою?

(Михаил Исаковский)

  • Переправа, переправа ...
    Темень, холод. Ночь как год.
    Но вцепился в берег правый,
    Там остался первый взвод.

(Александр Твардовский)

  • Жди меня, и я вернусь,
    Только очень жди.
    Жди, когда наводят грусть
    Желтые дожди,
    Жди, когда снега метут,
    Жди, когда жара,
    Жди, когда других не ждут,
    Позабыв вчера.

(Константин Симонов)

  • С каждым днем становилось горше.
    Шли без митингов и знамен.
    В окруженье попал под Оршой
    Наш потрепанный батальон.

(Юлия Друнина)
2. Какой из своих романов А.Н. Толстой закончил писать в день начала Великой Отечественной войны? 

(«Хмурое утро»)
3. Назовите имя героини поэмы М. Алигер, которой принадлежат слова:

«Граждане, не стойте, не смотрите,


Я живая, голос мой звучит.
Убивайте их, травите, жгите,
Я умру, но правда победит!»

(Зоя Космодемьянская)
4. Кто автор, из какого произведения взяты слова: «Ребята, не Москва ль за нами?», появившиеся на плакатах Москвы в 1941 году?

(М.Ю. Лермонтов, «Бородино»)
5. Какой писатель, в каком произведении в качестве эпиграфа к своему роману использовал стихи А. Безыменского:

«Вперёд, заре навстречу! Товарищи в борьбе

Штыками и картечью, проложим путь себе,

Чтоб труд владыкой мира стал

И всех в одну семью спаял,

В бой, молодая гвардия рабочих и крестьян!»?



(А.Фадеев, «Молодая гвардия»)
6. Назовите авторов, дату и место первого исполнения песни «Священная война». 

(Поэт В.И. Лебедев-Кумач, композитор А.В. Александров, 27 июня 1941 года, г. Москва, Белорусский вокзал)

7. Назовите фамилию композитора песен «Летят перелетные птицы», «Солнце скрылось за горою», «Враги сожгли родную хату».



(М.И. Блантер)
8. Какому городу посвящена песня композитора В.П. Соловьева-Седого «Вечер на рейде»?

(Городу Ленинграду)
9. Каким образом продолжила свой путь известная песня «Алёша» (музыка А. Колмановского, слова К. Ваншенкина)?

( В болгарском городе Пловдив воздвигнут памятник Неизвестному Советскому Солдату)
10. Назовите фамилию первого исполнителя песни «Мгновенья» (музыка М. Таривердиева, слова Р. Рождественского) из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»

(И. Кобзон)
11. В каком кинофильме Н.Ургант исполнила песню Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим»?

(«Белорусский вокзал»)
12. В каком музыкальном ритме написана песня военных лет «Синий платочек» (композитор Е. Петербургский, слова Я. Галицкого и М. Максимова)?

(Вальс)

Стихи и песни военных лет – душа русского народа!


Смотрите также:
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений 5-9 классы, под редакцией Д. Б. Кабалевского
181.14kb.
1 стр.
Программа по музыке 5-7 классы
855.72kb.
5 стр.
Рабочая программа по музыке 6 класс муниципального общеобразовательного учреждения
212.39kb.
1 стр.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы»
263.76kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по музыке 1 класс, общеобразовательный
1191.31kb.
8 стр.
Юго восточное окружное управление образования
1770.22kb.
15 стр.
Рабочая программа по музыке для начальной школы
161.89kb.
1 стр.
Моу красногвардейская сош музыка программу
1746.37kb.
10 стр.
Рабочая программа по литературе учителя Рыбкиной Наталии Ивановны составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы под редакцией В. Я. Коровиной
547.87kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Т
293.64kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для начальной школы (1 4) составлена на основе: стандартов второго поколения
113.99kb.
1 стр.
Программа по музыке 6 класс 1 час в неделю
41.41kb.
1 стр.