Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карамышево

Грязинского муниципального района Липецкой области

Согласовано

Зам.директора по УВР

___________М.И.Зарубина

Утверждаю

Директор школы

Т.П.Большедонова

_______________/

приказ от 1.09.2012г № 61




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Геометрия»

11 класс

на 2012 – 2013 учебный год

Составила

учитель математики Зарубина М.И.



2012 – 2013 уч. год

Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;

2. Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3. Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень)по геометрии .

4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011г. № 2885;

5.Приказ Министерства образования и науки РФ №98 от 04.10.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных оснащений»;

6.Учебный план МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;


  1. Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;

Сведения о программе

Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по геометрии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных школ авторов Л.С Атанасяна, В.Ф.Бутузова , С,Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка и Л.С.Киселевой.


Цели и задачи.


При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

-изучение свойств пространственных тел,

-формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:



  • формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Предмет геометрия реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится по 2 часа в неделю или 68 часов в 11 классе.

Программа соответствует учебнику «Геометрия 10 - 11»: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008

Преподавание ведется – 2 часа в неделю, всего 65 часов.

На итоговое повторение в 11 классе по геометрии в конце года 11 часов, остальные часы распределены по всем темам.

Были использованы также методические рекомендации к учебнику геометрии 11 класс.

Данные программы были использованы для разработки рабочей программы по геометрии для 11 класса, так как:

примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения;

программа содержит примерное тематическое планирование по каждому разделу.

Данная программа наиболее полно формирует у учащихся знания и умения по геометрии, позволяет работать с дополнительным материалом. Учит учащихся самостоятельно добывать знания, свободно высказывать свои мысли, отстаивать точку зрения; формирует представление о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики.
Информация о внесённых изменениях

В примерную программу при разработке рабочей программы по геометрии для 11 класса были внесены следующие изменения: изменено планирование с расчётом количества часов по темам.

Курс геометрии в 11 классе способствует формированию мировоззренческой, гражданской позиций учащихся, расширяет их представление о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики, помогает интеллектуальному и общекультурному развитию школьников. Курс геометрии обладает большим познавательным, нравственным и воспитательным значением. Он призван способствовать решению следующих общекультурных задач: 1) овладение системой знаний по геометрии; 2) формирование логического мышления; 3) развитие познавательного интереса к предмету; 4) понимание значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; 5) вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию.

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

В результате изучения геометрии ученик должен знать/понимать


  • Координаты и векторы.

  • Декартовы координаты в пространстве.

  • Формула расстояния между двумя точками.

  • Уравнения сферы и плоскости.

  • Формула расстояния от точки до плоскости.

  • Векторы.

  • Угол между векторами.

  • Координаты вектора.

  • Скалярное произведение векторов.

  • Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах.

  • Коллинеарные векторы, колллинеарность векторов в координатах.

  • Тела и поверхности вращения.

  • Цилиндр и конус.

  • Усеченный конус.

  • Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка.

  • Осевые сечения и сечения параллельные основанию.

  • Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.

  • Объемы тел и площади их поверхностей.

  • Понятие об объеме тела.

  • Отношение объемов подобных тел.Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра.

  • Формулы объема пирамиды и конуса.

  • Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса.

  • Формулы объема шара и площади сферы.

В результате изучения геометрии учащиеся должны уметь применять формулы при решении задач:



  • координат вектора, координаты суммы и разности векторов, произведения вектора на число, скалярного, векторного произведения векторов;

  • уметь определять виды круглых тел, взаимное расположение круглых тел и плоскостей, вписанных и описанных призм и пирамид,

  • уметь применять формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей при решении задач.

  • знать формулы нахождения объемов многогранников и тел вращения.

  • уметь применять формулы при решении задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.



Информация об используемом учебнике

Для реализации рабочей программы по геометрии в 11 классе используется учебник «Геометрия 10-11»: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2007

Программа соответствует учебнику


Учебно-тематический план

к учебнику

Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия, 10-11»
2 вариант (2 ч в неделю, всего 65часов).




ТЕМА

Кол-во часов


из них к/р


1.

Метод координат в пространстве.

15

2

2.

Цилиндр, конус, шар.

17

1

3.

Объемы тел.

22

2

4.

Заключительное повторение при подготовке к

итоговой аттестации по геометрии.



11






итого:

65

5













ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


  • 1. Координаты точки и координаты векторов пространстве. Движения .

  • Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.

  • Цель: введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом решения задач.

  • Цели: сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве. В ходе изучения темы целесообразно использовать анало­гию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осоз­нанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геомет­рии

  • О с н о в н а я ц е л ь – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах и векторах, познакомить с полярными и сферическими координатами.

  • Изучение координат и векторов в пространстве, с одной стороны, во многом повторяет изучение соответствующих тем планиметрии, а с другой стороны, дает алгебраический метод решения стереометрических задач.

  • 2.Цилиндр, конус, шар

  • Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.

  • Цель: выработка у учащихся систематических сведений об основных видах тел вращения.

  • Цели: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометриче­ских тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы зна­чительно развиваются пространственные представления уча­щихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круг­лых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решать большое количество задач, что позволяет про­должить работу по формированию логических и графических умений.

  • О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры.

  • В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.

  • 3. Объем и площадь поверхности .

  • Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.

  • Цель: систематизация изучения многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.

  • Цели: продолжить систематическое изу­чение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.

  • Понятие объема вводить по анало­гии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов.

  • Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства,

  • так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к труд­ным разделам высшей математики. Поэтому нужные результа­ты устанавливать, руководствуясь больше наглядными со­ображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач.

  • О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, вывести формулы объемов и площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей.

  • Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей.

  • Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.

  • Повторение (11 (задачи ЕГЭ))

  • Цель: повторение и систематизация материала 11 класса.

  • Цели: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен


знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства


Список литературы
1.Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,2004;

2. Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе» №1-2005 год;

3. Геометрия,10-11: Учеб. Для общеобразовательных учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2009.

4. «Математика» приложение к газете «Первое сентября» -№14,2006 год.

5.Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса- М. Просвещение, 2009.

6.В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. –М.:Просвещение,2009.

7. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. – М.Просвещение,2003.

8. С.М.Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя.-М.:Просвещение,2001.



9. А.П. Киселев. Элементарная геометрия.- М.:Просвещение,1980

Календарно-тематическое планирование

учебного материала по геометрии 11 класса

Автор учебника Атанасян Л. С. и др.


Номера уроков

Название темы

Количество часов

По плану

фактически

Глава5.

Метод координат в пространстве (15 часов)




§ 1. Координаты точки и координаты вектора










1

Прямоугольная система координат в пространстве

1

4.09




2

Координаты вектора.

2

7.09




3

Координаты вектора




11.09




4

Связь между координатами векторов и координатами точек

1

14.09




5

Простейшие задачи в координатах. Формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками.

3

18.09




6

Простейшие задачи в координатах




21.09




7

Простейшие задачи в координатах




25.09




8

Контрольная работа №1 по теме

«Координаты точки и координаты вектора»




28.09










§ 2.Скалярное произведение векторов










9

Угол между векторами.

2

2.10




10

Скалярное произведение векторов




5.10




11

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

1

9.10




12

Повторение теории и решение задач. Самостоятельная работа

1

12.10







§ 3. Движения







13

Центральная симметрия. Осевая симметрия

2

16.10




14

Зеркальная симметрия. Параллельный перенос




19.10




15

Контрольная работа № 2 по теме

« Скалярное произведение векторов. Движения»

1

23.10




Глава 6. Цилиндр, конус, шар ( 17 часов)




§ 1.Цилиндр










16

Понятие цилиндра.

1

26.10




17

Площадь поверхности цилиндра.

2

30.10




18

Площадь поверхности цилиндра.




2.11







§ 2. Конус










19

Понятие конуса.

3

13.11




20

Площадь поверхности конуса




16.11




21

Усеченный конус




20.11







§ 3. Сфера










22

Сфера и шар. Уравнение сферы

4

23.11




23

Взаимное расположение сферы и плоскости




27.11




24

Касательная плоскость к сфере




30.11




25

Площадь сферы




4.12




26

Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар.

4

7.12




27

Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар.




11.12




28

Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар.




14.12




29

Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар.




18.12




30

Контрольная работа №3 по теме «Цилиндр, конус, шар»




21.12




31

Решение задач, повторение ведущих вопросов курса геометрии за первое полугодие

2

25.12




32

Решение задач, повторение ведущих вопросов курса геометрии за первое полугодие




28.12




Глава 7. Объемы тел

(22 часа)




§ 1. Объем прямоугольного параллелепипеда










33

Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.

3







34

Объем прямой призмы.










35

Самостоятельная работа













§ 2. Объем наклонной призмы и цилиндра










36

Объем прямой призмы

3







37

Объем цилиндра










38

Решение задач по теме «Объем наклонной призмы и цилиндра»













§ 3.Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса










39

Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла

7







40

Объем наклонной призмы










41

Объем пирамиды










42

Объем пирамиды










43

Объем конуса










44

Объем конуса










45

Самостоятельная работа по теме «Объем наклонной призмы и цилиндра»










46

Контрольная работа № 4 по теме «Объем наклонной призмы и цилиндра»













§ 4 Объем шара и площадь сферы










47

Объем шара

7







48

Объем шарового сегмента










49

Объем шарового слоя и шарового сектора










50

Площадь сферы










51

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар










52

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар










53

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар










54

Контрольная работа № 5 по теме «Объем шара и площадь сферы»










55

Повторение. Аксиомы стереометрии.

11







56

Повторение. Параллельность прямых и плоскостей. Скрещивающиеся прямые.










57

Повторение. Перпендикулярность прямой и плоскости. ТТП. Угол между прямой и плоскостью.










58

Повторение. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.










59

Повторение. Многогранники. Площади их поверхностей










60

Повторение. Многогранники.










61

Повторение. Векторы в пространстве.










62

Повторение .Цилиндр. Конус. Шар.










63

Повторение. Объемы тел.










64

Повторение. Многогранники.










65

Повторение. Комбинации с описными и вписанными сферами.














Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «Геометрия» 11 класс на 2012 2013 учебный год
252.66kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 9 класс мбоу токаревская сош №1 2011-2012 учебный год
113.01kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «алгебра» Класс 9 2011 2012 учебный год учитель: Ткачёва Людмила Алексеевна кострома, 2011г
614.07kb.
4 стр.
Рабочая программа по биологии Класс 7 «А» 2012-2013 учебный год
635.07kb.
4 стр.
Рабочая программа по музыке 4 класс на 2012 2013 учебный год
139.21kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «История» для 9 класса на 2012-2013 учебный год. Ступень основного (общего) образования
892.26kb.
7 стр.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А. 2012 год п. Плоское
385.58kb.
2 стр.
Рабочая программа по предмету «История» для 11 класса на 2012-2013 учебный год. Ступень среднего (полного) общего образования
712.95kb.
5 стр.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 7 класс, II ступень на 2012-2013 учебный год
282.47kb.
1 стр.
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2012-2013 учебный год год разработки 2011 Учитель биологии-химии первой категории
561.29kb.
4 стр.
Рабочая программа По предмету «Изобразительное искусство» 5 9 классы на 2011 2012 учебный год Разработчик
283.64kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории Гатауллина Ильдара Тахировича 7 класс 2012 2013 учебный год
755.19kb.
10 стр.