Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Томский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ
Декан исторического факультета

________________В.П. Зиновьев

«____»___________________2010 г.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ


Рабочая программа
Направление 030600 – История

Программа «Археология»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр


Форма обучения

очная


Томск - 2010
1 Цели освоения учебной дисциплины
Усвоение теоретических знаний и практических навыков технологии менеджмента применительно к особенностям профессиональной деятельности в сфере управления, охраны и использования историко-культурного наследия.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП магистратуры

Данная дисциплина входит в раздел «М.2.» профессиональный цикл вариативная часть по направлению подготовки 030600 - история, магистратура «археология». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате ООП подготовки магистра по археологии. Дисциплина является логическим продолжением курса «Охрана и использование историко-культурного наследия», направлена на углубление, закрепление, а самое основное - практическое применение, полученных ранее теоретических знаний. Данная дисциплина предваряет научно-исследовательскую практику в государственных органах охраны памятников, музеях, частных коммерческих структурах и некоммерческих организациях, реализующих проекты в сфере охраны и использования историко-культурного наследия.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

  • Особенности управления в сфере культуры, его особенностях, видах менеджмента и маркетинга

  • Современное законодательство РФ в сфере охраны и использования историко-культурного наследия;

  • Основные проблемы охраны и использования историко-культурного наследия в РФ;

Уметь:

- организовать PR – компанию историко-культурного проекта

- оценивать трудозатраты и возможности привлечения материальных активов при реализации историко-культурных проектов

- пользоваться на практике статьями закона 73 ФЗ и составлять сметно-финансовые расчеты охранных археологических работ

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История

А) общекультурные (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой общекультурный уровень (ОК-1);

- способность порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);



- способность к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственого профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК-3);

- способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5);



- готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК – 6);

Б) профессиональные (ПК)

- способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

- способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3);

- способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ПК-4);

- способность к инновационной деятельности; умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);

В) организационно-управленческие (ПК)

- способность формулировать и решать задачи, связанных с реализацией организационно-управленческих функций, уметь использовать для их решения методы естественных наук (ПК-19);

- умение организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения (ПК-20);

- способность подготовки аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-21);

Г) культурно-просветительские (ПК)

- способность к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи) (ПК-23);

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет одну зачетную единицу, 38 часов.



п/п




Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)



Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)



В том числе

лекции

Практические занятия

ССРС



  1. .

1.1





3

1-2

2

2

4


Эссе.


Презентация и обсуждение проектного замысла.


Предмет и задачи курса. Особенности менеджмента в социокультурной сфере


Проектный семинар: формирование идей и бизнес-планов студентов




2


2


  1. .

2.2


Культурологические основания профессиограммы современного менеджера

3

3


3-6


2




2

Индивидуальная рефлексивная записка.

Участие в деловой игре.



Виды менеджмента. Маркетинг. Реклама. Технология PR. Управление персоналом

2

2

6

Деловая игра: волонтеры в археологических проектах: за и против (зарубежный и российский опыт)




2

4

3.3

Основы российского законодательства в области охраны памятников. Теория и практика в различных субъектах РФ

3



6-7

2







Участие в практическом занятии

Практикум: Сметно-финансовый расчет охранных археологических работ




2





5. Образовательные технологии

В данном курсе используются проектная технология, деловая игра, а также организация СРС. В ходе обучения студенты создают и презентуют свои бизнес-планы по реализации историко-культурных проектов. Для организации текущего контроля используются эссе и рефлексивные записки. Последовательность организации работы в блоках предусматривает следующую логику:


Блок 1: Особенности менеджмента в социокультурной сфере

Основное содержание курса. Цели и задачи. Менеджмент в социокультурной сфере. Особенности менеджмента и маркетинга в управлении, планировании, развитии различных видов деятельности в музеях.


Блок 2: Культурологические основания профессиограммы современного менеджера

Профессиограмма менеджера в сфере культуры. Права человека и современная концепция культурной работы, идеи культурных регионов и межрегионального культурного обмена. Эффективность культурных технологий и изменение сферы занятости. Культурная специфика региона в геополитическом аспекте и становление местного самоуправления. Культура территорий как ресурс регионального развития. Музеи – культурное наследие – культурный туризм.

Функции менеджмента. Маркетинг и инновация. Технологии управления (проблемная ситуация – мотивация выбора технологии). Особенности менеджмента в музеях. Менеджмент археологических проекитов.
Блок 3: Основы российского законодательства в области охраны памятников.

Понятие правового поля. Понятие коммерческих и некоммерческих организаций. Порядок государственной регистрации. Проблема лицензирования деятельности. Основные законы и законодательные акты в музейном деле и сфере охраны памятников в России. Зарубежное законодательство, хартии, протоколы. Основные проблемы развития законодательной базы охраны наследия в России.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости.
По разделу 1.

Эссе:

- Возможные источники финансирования историко-культурных проектов в современной России



Проектный замысел:

- Презентация и защита бизнес-плана историко-культурного проекта


По разделу 2.

Рефлексивная записка:

- Необходимые личные качества для реализации образовательных или научных историко-культурных проектов

Деловая игра:

- Волонтеры в археологических проектах: за и против (зарубежный и российский опыт).



По разделу 3.

Практикум:

- Сметно-финансовый расчет охранных археологических работ



Формы итогового контроля:

Защита бизнес-плана историко-культурного проекта.

Зачет в конце третьего семестра.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

1. Основная литература:

Лбова Л.В., Скляревский М.Я. Менеджмент историко-культурного наследия: государственное регулирование в области охраны археологического наследия. Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2007. 86 с.

Информационный менеджмент в музеях. М., 1998. 290 с.

Юрьева Т.В. Некоммерческие организации. Экономика и управление. М., 1998

Фопп М.А. Менеджмент музеев и галерей. Лондон. Рутлэндж, 1997. 241 С.

Пилилян Е.К. Менеджмент культуры. Учебно-методическое пособие. Владивосток 2007. 81 с.


Вопросы к зачету

  1. Особенности менеджмента в сфере культуры

  2. Понятие, цели, сущность, значение, основные функции менеджмента

  3. Основные технологии менеджмента

  4. Юридические основы российского бизнеса и основы законодательств в области музейного дела и охраны памятников

  5. Финансовый менеджмент. Политика франдрайзинга.

  6. Инновационный менеджмент

  7. Стратегический менеджмент

  8. Информационный менеджмент

  9. Менеджмент и реставрация

  10. Реклама и ее роль в музейной практике

  11. Технологии PR и ее особенности в сфере управления ИКН

  12. Музейная сеть, система территориального управления культурным наследием

  13. Особенности современного планирования деятельности в области охраны памятников

  14. Организация охранно-спасательных археологических работ

  15. Внутримузейная нормативно-правовая база

  16. Социально-психологичекие аспекты менеджмента


8. Материально техническое обеспечение дисциплины

Оргтехника: компьютер, экран. Авторский комплект копьютерных презентаций.


Автор:


Зайцева Ольга Викторовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и исторического краеведения
Рецензент:

Васильев Евгений Алексеевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и исторического краеведения


Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ
Председатель комиссии, доцент______________В.Ю. Соколов

Протокол №___от____»_____________2010 г.


Смотрите также:
Менеджмент в сфере охраны и использования историко-культурного наследия
102.88kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики об охране и использовании историко-культурного наследия принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 29 июня 1999 года
272.13kb.
1 стр.
Проект Стратегия сохранения историко-культурного наследия Республики Татарстан
373.56kb.
1 стр.
Деятельность Минкультуры России по сохранению объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия юнеско
34.89kb.
1 стр.
«Перспективы исследования, реставрации и современного использования историко-культурного наследия Республики Абхазия»
30.76kb.
1 стр.
Отчет о работе Управления культуры и историко-культурного наследия
212.75kb.
1 стр.
Гу «Центр по охране и использованию историко-культурного наследия»
66.29kb.
1 стр.
Закон липецкой области о правовом регулировании отношений в сфере сохранения
179.64kb.
1 стр.
Об итогах работы
1846.21kb.
11 стр.
Семинаре «Охрана историко-культурного и природного наследия Соловецкого архипелага»
108.72kb.
1 стр.
Отчет о работе Управления культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды
63.11kb.
1 стр.
Доклад по вопросу «Совершенствование региональных и муниципальных нормативных правовых актов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
198.71kb.
1 стр.