Главная
страница 1
Отчет о работе по внедрению ФГОС в МОУ Дарьевская СОШ

в 2010-2011 учебном году.
   6 октября 2009 года приказом МО и Н РФ № 3773 утвержден Федеральный государственный стандарт начального общего образования ( ФГОС НОО). Каждое образовательное учреждение в обязательном порядке  переходит на новый стандарт с 1 сентября 2011г. В порядке эксперимента в каждом районе Ростовской области были определены образовательные учреждения – участники апробации материалов федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. Экспериментальной площадкой по введению ФГОС НОО (приказ  Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 2213 от 28.07.2008г) утверждена  и МОУ Дарьевская средняя общеобразовательная школа. С начала 2008-2009   учебного года наша школа начала работать в данном направлении.

  С чего мы начали работу по введениию ФГОС НОО ?



- С  создания нормативного обеспечения введения ФГОС ,  с утверждения локальных актов.

  1).Изучили содержание стандартов , проанализировали готовность школы  к переходу  на ФГОС начального  образования , были составлены  аналитические  данные , определили учителя и класс, в котором начнется введение этих стандартов. Им стала Трофина М.Н. и её  1 класс (в настоящее время это уже учащиеся 3 класса, с которыми работает учитель Нагорная Н.Н.), в 2009-2010 учебном году по новой программе работали уже два класса (учитель Климонтова О.В.) и в 2010-2011 учебном году к апробации ФГОС приступила Полякова Е.В. со своим первым классом.  Учителя имеют опыт педагогической работы , добиваются успехов , имеют  высшее образование , работают в инновационном  режиме.

 2) По школе был издан приказ  № от 2008 года «О введении ФГОС начального общего образования»,  назначены ответственные лица за выполнение данного приказа.

3)Утверждено Положение о Совете по введению новых ФГОС общего образования, оформлено приказом по школе( № от  2008г.), создана рабочая группа , в её составе 5 человек ( администрация,  учитель 1 класса , член Совета школы , учителя начальных классов. На первом заседании рабочей группы вернулись к анализу готовности школы  к переходу  на ФГОС НОО , а именно : кадрового, материально – технического , информационно – технического, финансового обеспечения.  Рабочая группа начала работать  по разработке основной образовательной программы на основе анализа примерной образовательной программы начального общего образования школы.

Завуч школы Дубровина В.И. , учителя начальных классов приняли участие в работе семинара по разработке примерной образовательной программы НОО. В 2011г. трое учителей начальных классов (Мегдеева К.А., Климонтова О.В., нагорная Н.Н.) прошли курсы по проблеме «Вариативность введения инновационных программ как условие повышения качества начального образования»

4) Утверждена Основная образовательная программа начального общего образования в рамках  эксперимента, утверждены основные    принципы содержания программы :

- Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей , жизни , здоровья человека, свободного развития личности  ;

- Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам   и свободам  человека , любви к окружающей природе , Родине, семье ;

- Единство культурного и образовательного пространства, защита и развитие  системы образования национальных культур, региональных культурных традиций  и особенностей в условиях  многонационального государства ; 

- Общедоступность образования, адаптивность  системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся  и воспитанников;

- Обеспечение самоопределения  личности, создание условий  для её   самореализации, творческого развития;

- Формирование у детей адекватной  современному уровню знаний  и  ступени обучения картины мира;

- Формирование  человека и гражданина,  интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на  совершенствование этого общества.

Утверждены разделы образовательной программы:

1.      Пояснительная записка.

2.      Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО.

3.      Учебный план ( предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе – 20 часов в первых классах  + 10 часов внеклассной занятости в неделю, итого к финансированию было утверждено 30 часов в 1 классе в 2008-2009 учебном году, в 2010-2011 учебном году 30 часов в 1 классе и по 35 часов во 2 и 3 классах( 20 часов в 1 классе , 25 часов во 2 и 3 классах аудиторная нагрузка, внеклассная деятельность проводится  во второй половине дня),  учебный план был утвержден  приказом по школе

( утверждена структура  обязательных предметных областей : филология , математика и информатика , окружающий мир, основы духовно – нравственной культуры народов России , искусство, технология, физическая культура)

Начата была работа и продолжается в настоящее время по созданию образовательных систем социализации учащихся, целью  которых обозначены следующие направления : формирование социального опыта учащихся на основе  связи обучения  с внеурочной и внешкольной деятельностью: системно – деятельностный подход.

4.      Программа формирования универсальных  учебных действий у детей на ступени НОО.

5.      Программа отдельных учебных курсов, предметов.

6.      Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО.

7.      Программа формирования  культуры здорового и безопасного образа жизни.

8.      Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

5)Утвержден годовой календарный учебный график на 2010-2011 учебный год по обеспечению введения ФГОС НОО , изданы приказы :



  • О проведении внутришкольного  контроля по реализации ФГОС НОО.

  • Об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального  мастерства педагогических работников по введению ФГОС.

  • О создании образовательных систем социализации учащихся по введению ФГОС.

  • О внесении изменений и дополнений в должностные инструкции педагогических работников , участвующих в работе по введению  новых ФГОС.

  • О размещении на сайте школы информаций о введении ФГОС   и другие приказы.

6)        Утверждена была приказом по школе программа внеурочной деятельности по следующим направлениям :

  • Спортивно – оздоровительное ( спортивные игры, «Азбука здоровья», ритмика)

  • Художественно – эстетическое («Хоровое пение»)

  • Научно – познавательное  («Мои первые проекты»).

  • Патриотическое («Православная культура», «Доноведение»)

  • Образовательное («информатика», «наглядная геометрия»

     Организация внеурочной деятельности детей в условиях внедрения ФГОС в начальной школе, её теоретическое обоснование  - модель интеграции основного и дополнительного образования в условиях развития гуманистической воспитательной системы школы.

Приказом по школе утвержден план работы инновационной площадки по введению ФГОС НОО, включающий следующие мероприятия:

         - создание организационно – управленческих условий внедрения ФГОС НОО.

         - создание кадрового обеспечения внедрения ФГОС.

         - техническое обеспечение внедрения стандарта.

          - создание организационно – информационного обеспечения  внедрения  стандарта.

  Приобретены 4 мультимедийных проектора, дидактический материал, электронные ресурсы.

Утверждено Положение  о перечне компетентностей учащихся и процедуры подтверждения уровня их сформированности.

   Как же выглядит новый стандарт?

Прежде всего он содержит в себе совокупность трех требований ( три Т) – это и есть новая формула стандартов.

1.Требования к результатам освоения образовательных программ.

2.Требования к структуре образовательных программ.

3.Требования к условиям реализации образовательных программ.

Как получить новый образовательный результат?

Стандарты – социальная норма, общественный договор   между семьей, обществом и государством.

 Семья предполагает личностную успешность, социальную успешность, профессиональную успешность.

 Общество: безопасность и здоровье, свободу и ответственность, социальную справедливость, благосостояние.

Государство: национальное единство, безопасность, развитие человеческого потенциала, конкурентоспособность.

Основная функция Фундаментального ядра в концепции стандартов - требования стандарта. Это обобщенные запросы и ожидания личности, общества, государства. Кроме того, это система научного знания , новое содержание общего образования.

Место и назначение Фундаментального ядра в системе нормативного обеспечения стандартов – базисный учебный план, программа  формирования универсальных учебных действий, планируемые результаты обучения, примерные учебные  программы, образовательный процесс.

Требования к структуре основных образовательных программ – это система нормативов, т.е. объекты нормирования   заключаются в следующем: ядро содержания образования, базисная образовательная программа, программы развития универсальных учебных действий, примерные учебные программы, программы воспитания и социализации , программы   внеурочной деятельности, модели оценивания, другие материалы , это и есть образовательный процесс.



Инновационное содержание стандартов:

  • Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования.

  • Ориентация на развитие вариативности образования

  • Системно – деятельностный, компетентностный подход – основа определения требований к результатам образования.

  • Определение содержания образования на основе выделения его фундаментального звена.

  • Воспитание как  важнейшая  часть  и личностный результат стандартов

  • Система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана.

Как получить новый образовательный результат?

Традиционный взгляд : основная  задача – дать хорошие прочные знания. ФГОС:  «Смена образовательной  парадигмы ( цели). Вместо передачи  суммы знаний – развитие  личности учащегося на основе  освоения  способов   деятельности», чтобы ответить на ранее поставленный вопрос ,надо  подобрать  средства  получения  нового результата , ответить на вопросы :  чему учить ? ( содержание ) , как учить?( технологии , методики).

Новый  образовательный результат предполагает портрет выпускника -  гражданина России –патриот креативный , мотивированный , уважающий других  людей ,готовый сотрудничать, способный  принимать самостоятельные решения; предметные результаты – знания, умения , опыт  творческой деятельности и др. Метапредметные  результаты – способы деятельности , применимые как  в рамках образовательного процесса , так и  при решении проблем в реальных  жизненных ситуациях, личностные результаты – система ценностных ориентаций , интересы , мотивации, толерантность.

Основные блоки универсальных учебных действий:

- личностный блок ( жизненное, профессиональное самоопределение, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с нравственными принципами, ориентироваться в социальных  ролях и  межличностных отношениях, определять свое место в обществе.

- регулятивный ( умение организовать свою учебную деятельность : поставить задачу,  наметить пути её решения, соотносить, что известно и что предстоит узнать, планировать последовательность  выполнения действий, прогнозировать результат, сравнивать  его с заданным эталоном, увидеть  отличия от  эталона,  умение корректировать работ , вырабатывать волевую сферу, умение преодолеть препятствие ).

- познавательный (  формулирование познавательной цели, поиск нужной информации,  осознанно  и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме , выбирать наиболее эффективные способы  решения, в зависимости от конкретных решений , умение подробно и сжато  передавать содержание текста, анализировать объекты,  выделяя  существенные и несущественные признаки , устанавливать причинно – следственные связи , выдвигать гипотезы и обосновывать их.)

-коммуникативный (учитывать позицию других людей , партнеров по  общению, вступать в диалог , планировать сотрудничество и определять его  цели, разрешение  конфликтных ситуаций , поиск и решение альтернативных способов выхода из конфликта, владеть монологической и диалогической  речью)

Многое  приходится  менять  в работе   учителя в связи с введением ФГОС ,  необходимо  понять , что результат – это то, что  стало  непосредственным итогом участия школьника в деятельности . Эффект – последствие результата , то,  к чему привело  достижение результата.

Новый  стандарт  нацелен не только на предметные  результаты ( знания, умения, опыт творческой деятельности ), но и провозглашает важность метапредметных результатов ( способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Иными словами, развитие личности  в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, стандарт второго поколения впрямую говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате – развитии   личности, знание  становится средством, а не целью.

Конец формы
Одним из главных показателей работы школы по ФГОС второго поколения являются результаты итогового контроля. Для итогового контроля в 1-3 классах выбраны комплексные (интегрированные) проверочные работу. Интегрированная проверочная работа для 1-3 классов состоит из основной части и дополнительной части. Все ответы на вопросы основной части оцениваются в баллах от 0 до 4.

Результаты итоговой интегрированной проверочной работы дают возможность относительно объективно оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить группы риска, а также оценить эффективность процесса обучения учителем, принять необходимые меры для коррекции. С помощью данной работы стало возможным оценить и отдельные важнейшие аспекты обучения по отдельным предметам.



В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ

        • техника и навыки чтения

  • скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;

  • общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);

  • сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;

  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;

        • культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие

разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);

        • читательский отклик на прочитанное.

В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

        • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)

        • целостность системы понятий (4 кл.);

        • фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;

        • разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);

        • разбор предложения по частям речи;

        • синтаксический разбор предложения;

        • умение строить свободные высказывания:

        • словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);

        • предложения

        • связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического

характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик

            • на этическую ситуацию

            • на нравственную и социальную проблему

            • на экологические проблемы

            • задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;

        • сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);

        • объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);

  • В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ

        • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа,

арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)

        • умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение

формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и

диаграмм, с опорой на визуальную информацию;



        • умение рассуждать и обосновывать свои действия;

  • В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

        • сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий

        • тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);

        • объекты живой и неживой природы;

        • классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;

        • распознавание отдельных географических объектов;

        • сформированность первичных предметных способоы учебных действий

        • навыков измерения и оценки;

        • навыков работа с картой;

        • навыков систематизации;

        • сформированность первичных методологических представлений

        • этапы исследования и их описание;

        • различение фактов и суждений;

        • постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Комплект итоговых контрольных работ сопровождается детальными рекомендациями по



  • проведению работ;

  • оцениванию каждого отдельного задания (с приведением списка

проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов, с указанием критериев правильности выполнения задания);

  • оцениванию работы в целом

  • интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по

использованию полученных результатов;

  • фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и

результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.

Анализ и интерпретация результатов выполнения итоговой комплексной проверочной работы в 1-4 классах представлена в таблицах.
В 1 классе 2 обучающихся достигли базового уровня, 9 обучающихся базового и повышенного уровней.

Во 2 классе 5 обучающихся достигли базового уровня, базового и повышенного уровней достигли 14 обучающихся, не справился с работой 1 обучающийся.

В 3 классе 2 обучающихся достигли базового и повышенного уровней, остальные 7 только базового уровня.

Согласно проекту Базисного образовательного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Для реализации внеурочной работы были привлечены учителя начальной школы, которые совместно с активом родителей обеспечивают условия для творческой деятельности младших школьников на базе образовательного учреждения во внеурочное время, формируя для них предметно-игровые пространства самореализации.

Организаторы внеурочной работы разработали программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

Внеурочная деятельность осуществлялась следующим образом:


Направления

Кол-во

часов

Формы проведения

Спортивно-оздоровительное

2

3

4



- Курс «Азбука здоровья»;

- Спортивные игры;

- Ритмика


Художественно-эстетическое

2

- Кружок «Хоровое пение»

Научно-познавательное

1

3


- Курс «Наглядная геометрия»;

- Информатика



Патриотическое

2

1


- «Доноведение»

- «Православная культура»



Проектная деятельность

2

«Мои первые проекты»

Внеурочная деятельность проводилась после обеда и динамической паузы на свежем воздухе (в течение 1 часа), чтобы удовлетворить потребности учащихся в двигательной активности, эмоциональной разрядке.

Занятия учителями проводились в комфортной обстановке в виде уроков-путешествий, подвижных игр, журналов-эстафет, экскурсий, конкурсов, праздников; индивидуальной, коллективной проектной деятельности; тем самым создавались условия для развития детей разного уровня подготовки, расширения их кругозора.

Организуя проектную деятельность, педагоги давали возможность ученикам свободно выбирать, в каком из проектов они будут участвовать, предлагали собирать разную информацию из книг, энциклопедий и т.д.; предоставляли ученикам возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось.

Каждое внеклассное занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями. Содержание занятий было пополнено сказочными и игровыми сюжетами, элементами занимательности, сведениями и фактами, выходящими за рамки учебных программ.

Мы считаем, что так, постепенно, школа становится центром досуга и воспитания детей. В ней устанавливается новый тип взаимоотношений, создается комфорт в отношениях «ученик-ученик», «ученик-учитель», что является обязательным условием успешной учебной деятельности. А так как на сегодняшний день мы испытываем острый недостаток в воспитании молодого поколения, то вопросы школьного обучения - это не только вопросы образования, но интеллектуального развития ребенка, формирования его личности.

Введение часов на внеурочную деятельность учащихся – главная особенность новых стандартов и имеет огромное значение: это увеличивает возможности школы (особенно сельской) в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг.

Апробируемый нами проект по внедрению в учебный процесс новых образовательных стандартов имеет ряд достоинств: развивается личность школьников; происходит формирование отношений у обучающихся к базовым ценностям: Отечество, мир, труд, культура, человек, семья; обучающиеся получают опыт самостоятельного действия в открытой общественной среде; школа получила возможность работать над умственной разгрузкой детей и в тоже время формировать интерес и мотивацию к учебной деятельности.



И вместе с тем существует целый ряд проблем:

  1. Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности разработано слабо, нет достаточного выбора программ, соответствующих интересам и потребностям учащихся младших классов.

  2. Внеурочная деятельность входит в БОП, значит посещение занятий курсов кружков, секций, проектной деятельности обязательно для всех учеников класса. Проведение занятий со всеми учениками вызывает трудности.

  3. Несмотря на разнообразные и интересные формы проведения внеурочной деятельности, желание сотрудничать с учителем и товарищами, ученики утомляются.

  4. Для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на высоком уровне необходимо улучшить реально существующее ресурсное обеспечение образовательного учреждения ( оборудование игровых комнат).


Смотрите также:
Отчет о работе по внедрению фгос в моу дарьевская сош в 2010-2011 учебном году
166.51kb.
1 стр.
Публичный отчёт о работе моу сош №1 г. Когалыма в 2010-2011 учебном году
1696.35kb.
12 стр.
Отчёт о работе управления по воспитательной работе (с февраля 2011 – отдела по воспитательной и психологической работе) в 2010-2011 учебном году
124.81kb.
1 стр.
Анализ учебно-воспитательной работы моу алдан-Маадырской сош за 2011-2012 учебный год
520.58kb.
4 стр.
Инструкция по введению электронного документооборота, Положение об учебном кабинете с учетом требований фгос ноо
103.84kb.
1 стр.
Информация о работе кадетского класса
32.98kb.
1 стр.
Информация о работе и успехах в 2007-2008 учебном году школьной музейной комнаты моу сош №41
27.93kb.
1 стр.
Отчет о работе мо учителей
91.72kb.
1 стр.
Анализ деятельности дошкольного отделения мбоу сош №4 за 2010- 2011 учебный год
541.63kb.
3 стр.
Аналитическая справка об итогах и результатах проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов моу анастасиевская сош в 2010 – 2011 учебном году
27.57kb.
1 стр.
Отчет о работе системы
147.71kb.
1 стр.
Достижения учащихся мбоу сош №70 в 2010 – 2011 учебном году
95.02kb.
1 стр.