Главная
страница 1страница 2страница 3
Апрель 2008
1 апреля – 200 лет со дня рождения Н.Гоголя (1809-1852), русского писателя, драматурга, критика.
Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). В детстве Гоголь писал стихи.

В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. Окончив гимназию в 1828, Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В.Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы. В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург.

В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Повесть "Женщина" стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора. Гоголь знакомится с Жуковским, П. А. Плетнёвым, Пушкиным. Гоголь часто бывает в Царском Селе у Пушкина и Жуковского; выполняет поручения по изданию "Повестей Белкина". Материальное положение Гоголя упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки, а с марта 1831 по ходатайству Плетнёва становится преподавателем истории в Патриотическом институте.

В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение. Гоголь в июне 1832 приезжает в Москву знаменитым писателем. Следующий, 1833, год для Гоголя - один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути. Одновременно с педагогической работой и трудами по истории, он в глубокой тайне пишет повести, составившие два последующих его сборника - "Миргород" и "Арабески".

Осенью 1835 он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре. В июне 1836 Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за роман "Мертвые души". Сюжет был также подсказан Пушкиным. В ноябре 1836 Гоголь переезжает в Париж. Здесь в феврале 1837, в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.

В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые души" (т. 1, М., 1842) вышли в свет. Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу, - период напряженной и трудной работы над 2-м "Мертвых душ". Написание "Мертвых душ" идет чрезвычайно трудно, с большими остановками. Работа несколько оживилась с переездом в Ниццу, где Гоголь провел зиму 1843-1844. Гоголь заставляет себя писать, преодолевая душевную усталость и творческие сомнения. Процесс написания поэмы все более превращается в процесс жизнестроения себя.

В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ" - "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу. И начинает работу заново.

Лето и раннюю осень проводит в Васильевке, продолжает работу над 2-м томом. В 1852 г. Гоголь сообщает друзьям, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса. Его терзает предчувствие близкой смерти. В конце января - начале февраля Гоголь встречается с приехавшим в Москву отцом Матвеем (Константиновским); содержание их бесед осталось неизвестным, но свидетельства того, что отец Матвей советовал уничтожить часть глав поэмы, мотивируя этот шаг их вредным влиянием, какое они будут иметь.

7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855).

21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.


  • Белый, А.  Серебряный голубь /  А.Белый.- М. :  Худож. лит., 1989.-(Забытая книга) 

Р2

2.   Вяземский, П.А.  Эстетика и литературная критика /  П.А.Вяземский.- М. :  Искусство, 1984.-( История эстетики в памятниках и документах):  2000 р.  87.8 + 83.3(0) А242-1

3.   Гоголь, Н.В.  Повести; Воспоминания современников /  Н.В.Гоголь; сост., вступ. ст. и примеч. Ю.В.Манна.- М. :  Правда, 1989 :  1500 р.84(2Рос=Рус)1 Ф02-1

4.   Докусов, А.М.  Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души" в школьном изучении /М.Докусов, М.Г.Качурин.- М. :  Просвещение, 1982  83.3Р1 А242-1

5.   Живые страницы: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, В.Г.Белинский в воспо- минаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах /  Ком- позиция, сост., сопровод. текст и коммент. Б.В.Лунина.- М. :  Дет. лит., 1979  83.3Р1

6.   Живые страницы: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, В.Г.Белинский в воспо- минаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах.- М. :  Дет. лит., 1970.-( Шк.б-ка)  83.3Р1 А242-1

7.   Золотусский, И.П.  Гоголь /  И.П.Золотусский.- М. :  Мол. гвардия,1979.-(Жизнь замечат. людей).  83.3Р1

8.   Золотусский, И.П.  Гоголь /  И.Золотусский.- М. :  Мол.гвардия, 1984.-(Жизнь замечат.людей ;  Вып.11 (595)). :  1500 р.  83.3Р1 А242-1

9.   Лотман, Ю.М.  В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь/  Ю.М.Лотман.- М. :  Просвещение, 1988  83.3Р1

10.   Макогоненко, Г.П.  Гоголь и Пушкин /  Г.П.Макогоненко.- Л. :  Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1985  83.3Р1

11.   Манн, Ю.В.  Динамика русского романтизма /  Ю.В.Манн.- М. :  Аспект Пресс, 1995 :  2000 р.  83.3Р1 А242-1

12.   Маркович, В.М.  Петербургские повести Н.В.Гоголя /  В.М.Маркович.- Л. :  Худож. лит., 1989.-( Массовая историко-лит. биб-ка)  83.3Р1

13.   Машинский, С.И.  Художественный мир Гоголя /  С.И.Машинский.- М. :

Просвещение, 1979  83.3(2Рос=Рус)1

14.   Н.В.Гоголь. "Путешествие ко святым местам"; А.С.Пушкин. "Жизнь, зачем ты мне да-

на?". -  Мн. :  Информ. агентство Бел. правосл. церкви, [200-] :  8000 р. ББК  85.37 + 83.3(2Рос=Рус)1 Ф01-1

15.   Переверзев, В.Ф.  Гоголь. Достоевский. Исследования /В.Ф.Переверзев.- М. :  Сов. писатель, 1982  83.3Р1

16. Писатели о писателях. Литературные портреты /  сост., вступ. ст., коммент. А.Д.Романенко.- М. :  Дрофа: Вече, 2003.-( Б-ка отеч. классич. худож. лит.). :  4000 р.  83.3Р Чз46-1

17.   Поэзия.- М. :  Мол. гвардия, 1984  Сб1

18.   Традиция в истории культуры /  АН СССР.- М. :  Наука, 1978  71.0

19.   Харитонов, М.С.  День в феврале /  М.С.Харитонов.- М. :  Сов. писатель, 1988  84(2Рос=Рус)6

20.   Храпченко, М.Б.  Собрание сочинений: В 4 т. /  М.Б.Храпченко.- М. : Худож. лит., 1980-  Т. 1  83.3(2Рос=Рус)1

21.   Чаадаев, П.Я.  Цена веков /  Ввод.глава, авт.текст, сост., коммент. Б.Н.Тарасова.- М. :  Мол. гвардия, 1991.-( Б-ка "Дороги человеческой мысли" ;  Вып.2). :  600 р.  87.3(2) А242-1




1. Анненкова, Е.И. Автор в "Мёртвых душах" и "Выбранных местах из переписки с друзьями" Н.В.Гоголя / Е.И. Анненкова // Литература в школе.- 1999.- N2.- С.33-39.

2. Аркин, И.И.  Возвращение к литературе / И.И.Аркин //  Литература в школе. - 2000. -    N6. -  С.81-86.

3. Аркин, И.И.  Возвращение к литературе//  Литература в школе. - 2001. -    N5. -  С.37-41.

4. Афанасьев, Э.С.  О художественности повести Н.В. Гоголя "Шинель" / Э.С. Афанасьев // Литература в школе. -  2002. -    N6. -  С.20-23.

5. Афанасьев, Э.С.  Гоголь - Чехов: эстетика "малых величин" / Э.С.Афанасьев // Литература в школе. -  2006. -    N10. -  С.2-7.

6. Баранова, О.С.  Чичиков в гостях у Коробочки / О.С.Баранова //  Литература в школе. -  2002. -    N6. -  С.31-32.

7. Беленький, Г.И.  Ложь и правда Невского проспекта / Г.И. Беленький //  Литература в школе. -  2007. -    N12. -  С.30-33.

8. Бестужева-Лада, С.  Одинокий гений / С.Бестужев-Лада //  Смена. -  2001. -  N2. - С.48-57.

9. Большакова, С.А.  Как мы открывали Гоголя / С.А.Большакова //  Литература в школе. - 2005. -    N4. -  С.40-41.

10. Бочкова, Е.М.  Использование видеоматериалов на уроках литературы / Е.М.Бочкова // Литература в школе. -  2006. -    N10. -  С.19-20.

11. Вершинский, А.  Не будите спящих демонов / А.Вершинский //  Техника - молодежи. - 2002. -    N10. -  С.50-53.

12. Виноградов, И.А.  Неизвестные авторы двух статей Н.В. Гоголя / И.А.Виноградов //  Мир библиографии. -  2002. -    N5. -  С.20-27.

13. Витченко, А.А.  Использование элементов сценического искусства при изучении повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" / А.А.Витченко //  Литература в школе. -  2000. -    N8. -  С.31-33.

14. Воропаев, В.  Гоголь в критике русской эмиграции / В.Воропаев //  Литература в школе. -  2002. -   N6. -  С.13-19.

15. Воропаев, В. "Каждого из нас званье свято" / В.Воропаев // Москва.- 1999.- N4.- C.163-173.

16. Воропаев, В.  Полтора века спустя / В.Воропаев //  Москва. -  2002. - N8. - С.219-225.

17. Гайворонская, Т.А.  Улыбка и смех - это для всех / Т.А.Гайворонская //  Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. -  2004. -    N1. - С.20-22.

18. Горанчаровская, Е.В.  Видение мира через фантастику / Е.В.Горанчаровская //  Литература в школе. -  2006. -    N10. -  С.25-28.

19. Данилова, Л.Н.  "Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, то чище всех должен быть душою..." / Л.Н.Данилова //  Уроки литературы (приложение к журналу "Литература в школе"). -  2007. -    N9. - С.13-16.

20. Дементьева, Л.А.  "Размышления над историей гоголевского рода..." / Л.А.Дементьева // Литература в школе. -  2001. -    N6. -  С.35-36.

21. Друг, Т.  Чудо "Майской ночи" / Т.Друг //  Уроки литературы (приложение к

журналу "Литература в школе"). -  2007. -    N9. -  С.5-11.

22. Евгин, А.В.  Оптина Пустынь в жизни Гоголя / А.Евгин //  Литература в школе. - 2000. -  N6. -  С.53-59.

23. Егоров, В.Н.  "Размышления о божественной литургии" Н.В.Гоголя / В.Н.Егоров // Литература в школе. -  2006. -    N10. -  С.13-14.

24. Золотусский, И.П. Чичиков замешан совсем на иных дрожжах... / И.П.Золотусский // Литература в школе.- 1999.- N2.- С.26-32

25. Золотусский, И.  Двух гениев полет / И.Золотусский //  Смена. -  2000. -  №3. - С.4-18

26. Ильдюганова, Г.Г.  На ярмарке Н.В.Гоголя / Г.Г.Ильдюганова //  Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. -  2005. - N11. - С.82-83

27.  Исаева, И.Н.  "Вий" Н.В. Гоголя / И.Н.Исаева //  Литература в школе. -  2002. - N6. -  С.38

28. Камедина, Л.В.  Духовные смыслы в творчестве Н.В.Гоголя / Л.В.Камедина // Литература в школе. -  2006. -    N10. -  С.14-17

29. Кантор, В. Срубленное дерево жизни / В.Кантор // Октябрь.- 2000.- N2.- С.157-180

30. Карасев, Л. Nervoso fasciculoso / Л.Карасев // Вопросы философии.- 1999.- N9.- С.42-65

31.  Киреев, Р.  Гоголь: "Случилось что-то вроде любви" / Р.Киреев //  Наука и религия. -  2003. -  N8. -  С.26-29

32. Киреев, Р.  Семь великих смертей / Р.Киреев //  Наука и религия. -  2005. - N6. -  С.22-26. -    N7. -  С.38-43

33. Киселев, В.С.  Творческая судьба сборника Н.В.Гоголя "Арабески" / В.С.Киселев // Литература в школе. -  2006. -    N10. -  С.8-12

34. Колокольцев, Е.Н.  Художники иллюстрируют повесть Гоголя "Ночь перед

Рождеством" / Е.Н.Колокольцев //  Литература в школе. -  2006. -    N10. -  С.36-40

35. Коровина, Р.Н.  О повести Н.В. Гоголя "Вий" / Р.Н.Коровина //  Литература в школе. - 2004. -    N8. -  С.39-41

36. Краснобаева, Н.Ф.  Чудеса, да и только / Н.Ф.Краснобаева //  Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. -  2004. -    N1. - С.11-14

37. Крыкова, Е.Н.  Галерея гоголевских портретов / Е.Н.Крыкова //  Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. -  2005. -  N5. - С.46-51

38. Лебедев, Ю.В.  Историко-философский урок "Шинели" Н.В. Гоголя / Ю.В.Лебедев // Литература в школе. -  2002. -  N6. -  С.27-30

39. Ляпина, А.В.  Повесть Н.В.Гоголя "Майская ночь, или утопленница" / А.В.Ляпина //Литература в школе. -  2000. -  N6. -  С.105-111

40. Ляпина, А.В.  О "Женитьбе" Н.В. Гоголя / А.В.Ляпина //  Литература в школе. - 2002. -    N6. -  С.33-37

41. Мехедов, В.Н.  Роль страха в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" / В.Н.Мехедов // Литература в школе. -  2006. -    N10. -  С.29-32

42. Михальчук, Т.Г. Ситуации речевого этикета и стилистические приемы / Т.Г.Михальчук // Народная асвета.- 2000.- N1.- С.110-116

43. Монахова, И.  Проповедь Гоголя продолжается сегодня / И.Монахова //  Наш современник. -  2007. -    N3. -  С.240-248

44. Недопёкина, Н.В.  Учимся комментировать / Н.В.Недопёкина //  Литература в школе. - 2006. -    N6. -  С.42-44

45. Немировский, Е.Л.  Библиография "Мертвых душ" Н. В. Гоголя / Е.Л.Немировский //  Мир библиографии. -  2003. -    N6. -  С.51-63

46. Нодель, Ф. Викторина, посвященная 190-летию со дня рождения Н.В.Гоголя / Ф.Нодель // Воспитание школьников.- 1999.- N1.- С.51-52

47. Золотусский, И.  Двух гениев полет / И.Золотусский //  Смена. -  2000. - N3. - С.4-18

48. Петров, В.  Живые люди Достоевского и мертвые души Гоголя / В.Петров //  Наука и жизнь. -  2005. -  N10. -  С.92-98

49. Петрова, С.В.  Загадочный Гоголь / С.В.Петрова //  Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. -  2004. -    N1. -  С.15-16

50.  Рогалев, А.Ф.  Подтекст именования персонажей в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" / А.Ф.Рогалев //  Литература в школе. -  2005. -    N4. - С.21-24

51. Рогалев, А.Ф.  Имя и образ / А.Ф.Рогалев //  Литература в школе. - 2006. - N11. - С.19-21

52. Рязанцева, Л.П.  Поэтические средства изобразительности в картине Днепра / Л.П.Рязанцева //  Уроки литературы (приложение к журналу "Литература в школе"). -  2007. - N9. -  С.11-12

53.Соловей, Т.Г.  Ночь чудес и справедливости / Т.Г.Соловей //  Уроки литературы (приложение к журналу "Литература в школе"). -  2003. -  N10. - С.4-9

54. Тазбир, Я.  "Тарас Бульба" - наконец по-польски / Я.Тазбир //  Новая Польша. - 2002. -    N5. -  С.33-40

55. Тархов, Т.  Сквозь "Дым" / Т.Тархов //  Наука и жизнь. -  2005. -    N3. - С.70-76

56. Трошенко, Гоголиана / Трошенко //  Октябрь. -  2000. - N4. - С.123-142

57. Труайя, А.  Русские биографии / А.Труаяй //  Наука и жизнь. -  2002. -  N1.-  С.72-78

58.  Филонов, М.М.  Книги в жизни великих людей / М.М.Филонов //  Мир библиографии. - 2005. -    N4. -  С.59-72

59. Харлашко, А.  Обратная сторона "Женитьбы" / А.Харлашенко //  Сцена. -  2007. - N6. -  С.34-38

60.Харчевников, В.И.  Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души" и ее отголоски в поэзии С.А.Есенина / В.И.Харчевников //  Литература в школе. -  2006. - N10. - С.41-43

61. Хмелёва, Н.  Могучее пространство / Н.Хмелёва //  Сцена. -  2007. -    N4. - С.15-17

62. Чернова, Т.А. Новая шинель Акакия Акакиевича / Т.А.Чернова //  Литература в школе. -  2002. -    N6. -С.24-26

63. Творческий путь //  Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. -  2004. -    N1. -  С.17-19

64.  Шаповалов, М.А.  Вяземский - Гоголь. Диалог / М.А.Шаповалов //  Литература в школе. - 2006. -    N10. -  С.17-19

65. Шевченко, А.И.  Повесть Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"// Литература в школе. -  2000. -    N6. -  С.101-103

66. Шуралев, А.М.  "Я брат твой" / А.М.Шуралев //  Литература в школе. -  2007. - N6. -  С.18-20

67.   Ядровская, Е.Р.  "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя / Е.Р.Ядровская //  Литература в школе. - 2005. - N12. -  С.41-43

3 апреля – 120 лет со дня рождения Л.Сейфуллиной (1889-1954), российской писательницы.
Сейфуллина Л. Н. жила в Орске и Орском уезде с перерывами с 1906 до середины 1918 года. Первые ее 30 лет жизни и деятельности связаны с Оренбургским краем.

Родилась Лидия Николаевна Сейфуллина 22 марта (3 апреля) 1889 года в п. Верхне-Увельский Троицкого уезда Оренбургской губернии. Воспитывалась отцом Николаем Егоровичем Сейфуллиным (1864–1920 г.г.), крещеным татарином. Мать ее, Анна Ивановна, русская крестьянка, умерла, когда Лидии было 6 лет. Отец оказал большое влияние на старшую дочь. Начальное образование она получила в церковно-приходской школе с. Александровка, а затем в 1904 году окончила Оренбургское епархиальное училище. Училась хорошо, много читала, и уже здесь проявлялись ее способности к писательскому делу.

Осенью 1904 года Лидия Сейфуллина поступила в 7-ой класс Омской гимназии. В грозном 1905 году она вместе с больным отцом попадает в Москву, где впервые приобщается к делу революции. Эту поездку Сейфуллина впоследствии описала в очерке «Москва 1905 года».

В 1906 году Л. Сейфуллина работает учительницей в Орском женском двухклассном училище. В 1907 году привозит в Оренбург больного отца. Поступает работать в начальную школу, затем в воскресную школу для рабочих. Этот последний год первой русской революции был исключительно важным для идейного формирования Л. Н. Сейфуллиной.

В 1907 году отца Сейфуллиной назначают в Орск и она переезжает к нему, поступает работать учительницей в городское училище. В городе был любительский кружок, который ставил спектакли в Народном доме. Сейфуллина вошла в этот кружок и, обнаружив актерские способности, быстро завоевала симпатии публики. Ставили «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, а также пьесы Шпажинского и Найденова, о чем сообщала «Оренбургская газета» от 13 марта 1908 года.

С 1909 по 1911 годы Сейфуллина выступает в театральной труппе в Оренбурге, Ташкенте, Вильно, Владикавказе, а потом оставляет театр и возвращается в Орск к больному отцу.

Вскоре нужда заставила ее занять место учительницы в деревне Аксакалка, а затем Карайгыр Орского уезда. Занимаясь с детьми, она постоянно входила в интересы крестьян. В войну 1914 года Лидия Николаевна под диктовку пишет солдатам письма на фронт. Читает крестьянам газеты со своими пояснениями. Здесь же она встретилась с молодой красивой девушкой, послужившей ей впоследствии прототипом Виринеи — красавицы-кержачки.

С сентября 1915 года по август 1917 Л. Н. Сейфуллина заведует библиотекой-читальней в селе Самарско-Раевском Орского уезда.

В июле 1917 года по приезду из Москвы Л. Н. Сейфуллина была делегатом 1 крестьянского уездного съезда в Орске и избирается гласной Орской земской управы.

Факт этот говорит об огромной популярности Лидии Николаевны среди местного русского и башкирского населения — она была единственной женщиной, избранной в земскую управу.

Общественная активность Л. Н. Сейфуллиной резко усилилась после февральской и особенно Октябрьской революции 1917 года. Недолгое время она состояла в партии эсеров, но в январе 1919 года в Оренбурге выходит из этой партии и после до конца жизни формально, ни в какую другую партию не вступает. Но она остается в то трудное время патриоткой новой России и работает рука об руку с Советской властью.

С 1919 года по 1921 Сейфуллина Л. Н. живет и работает в Челябинском УОНО, а затем в Губернском отделе народного образования. В феврале 1920 года ее посылают в Москву на третье Всероссийское совещание по внешкольному образованию, где она увидела и услышала выступавшего с речью В. И. Ленина. После Сейфуллина напишет «Мужицкий сказ о Ленине».

С 1921 по 1922 годы жизнь Лидии Николаевны связана с Сибирью, где она вместе с Правдухиным В. П. будет основывать «Сибирские огни» — литературно-художественный журнал, который издается и поныне.

В 1922–23 годах были опубликованы первые крупные повести и рассказы: «Четыре главы», «Правонарушители», «Перегной», «Ноев ковчег», «Александр Македонский». Эти произведения поставили Сейфуллину в ряд лучших писателей, рожденных революцией, и принесли ей всесоюзную известность.

В конце 1923 года писательница переезжает в Москву.

Ее высоко ценили А. В. Луначарский, М. Горький, А. Фадеев и многие другие писатели.

За короткий период с 1923 по 1926 годы Сейфуллина написала три крупных повести: «Виринея», «Встреча», «Каинкабак» и несколько рассказов.

В 1925 году выходит ее первое 3-томное собрание сочинений, переводы на иностранные языки.

В 1924 и 1927 годах дважды Сейфуллина выезжала за границу, как представитель советских литераторов.

В 1939 году она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

С родным краем Л. Н. Сейфуллина постоянно поддерживала связь. Она посещала Оренбуржье в 1927, 1929, 1935 годах.

С первых дней Великой Отечественной войны Л. Н. Сейфуллина включилась в работу для нужд фронта — много пишет, выступает на радио, в газетах.

Сейфуллина выезжает на фронт корреспондентом. В годы войны ею написана повесть «На своей земле».

Пьеса «Сын» — последнее крупное произведение, над которым Л. Сейфуллина работала в 1946–49 годах, впервые изданная в Оренбурге в 1959 году.

Умерла Л. Н. Сейфуллина 25 апреля 1954 года, похоронена в Москве.

 4 апреля – 105 лет со дня рождения А.Афиногенова (1904-1941), русского драматурга.

Александр Николаевич Афиногенов (1904–1941), русский драматург, публицист, теоретик драмы. Родился 22 марта (4 апреля) 1904 года в городе Скопин Рязанской губернии в семье железнодорожного служащего, впоследствии ставшего писателем (псевдоним Н. Степной), и учительницы. С 1922 года член ВКП(б). В 1924 году окончил Московский институт журналистики, в 1927–1929 годах заведующий литературной частью 1-го Московского Рабочего театра Пролеткульта. В начале 1930-х годов Афиногенов – один из руководителей РАПП, с 1934 года – член президиума правления Союза писателей СССР, редактор журнала «Театр и драматургия».

Как литератор начал со стихов и поэмы "Город"; первая пьеса "Роберт Тим" (1923) – об английских «луддитах», разрушителях машин, – сразу выявила тяготение Афиногенова к мелодраматической экзальтации, проявившееся и в его последующих пьесах "По ту сторону щели" (1926) по Джеку Лондону, "На переломе" (1927), "Гляди в оба" (1927) и "Малиновое варенье" (1928), заряженных злободневным пропагандистским пафосом (борьба со шпионажем, «обуржуазиванием» и т.п.).

Попытка дать образ «идеального» (и при этом, в духе времени, энтузиастически-страстного) человека, противостоящего массовым порокам и заблуждениям (бюрократическому засилью, антисемитизму), – в пьесе Афиногенова "Чудак" (1929). За ней последовало одно из вершинных произведений Афиногенова – пьеса "Страх" (1931), где устами профессора Бородина, в русле еще только овладевающей европейскими умами философии экзистенциализма, говорится о неких вневременных и внесоциальных «определителях» человеческого бытия – страхе и голоде, а также о том, что «мы живем в эпоху великого страха».

В русле давней европейской культурной традиции лежит концепция пьесы "Далекое" (1933), где физическая смерть трактуется как неизбежное условие духовного обновления. Пафосом интернациональной солидарности с борцами-антифашистами проникнута пьеса "Салют, Испания!" (1936). Драма "Мать своих детей" (1939) посвящена внутрисемейному конфликту поколений. Одна из самых любимых публикой пьес Афиногенова – "Машенька" (1940), согретая теплом доверия к чистому детскому сердцу, способному растопить лед чиновных душ, трогательно-сентиментальная, вносящая, по точному наблюдению критиков (И. Л. Вишневская и др.), «диккенсовскую» струю в отечественную драматургию. Яркая театральность афиногеновских пьес, динамизм, злободневность, запоминающаяся «типажность» обеспечили им долговременную сценическую жизнь.

Афиногенов выступал также как теоретик драмы и театральный критик. Отвергая поначалу академическую театральную школу во имя «нового» искусства в духе Пролеткульта, он постепенно приходит к признанию и изучению традиции русской классической драматургии с ее обостренным психологизмом и социальным критицизмом (прежде всего А. П. Чехова). С последним связано и утверждение Афиногенова, в полемике с Н. Погодиным и Вс. Вишневским, «комнатной драмы» – в противовес панорамной «драме с открытым небом» и множеством действующих лиц, что привело в итоге к резкой критике Афиногенова, его политическому остракизму и даже временному исключению (1937–1939) из рядов ВКП(б). Во время Великой Отечественной войны Афиногенов возглавлял литературный отдел Совинформбюро.

Умер Афиногенов в Москве 29 октября 1941 года.



следующая страница >>
Смотрите также:
Апрель 2008 1 апреля – 200 лет со дня рождения Н. Гоголя (1809-1852), русского писателя, драматурга, критика
415.49kb.
3 стр.
Планы мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения И. А. Гончарова Республика Татарстан
374.07kb.
4 стр.
1 ноября 95 лет со дня рождения Кайсына Шуваевича Кулиева
31.3kb.
1 стр.
“Друзья мои, прекрасен наш союз!”
37.47kb.
1 стр.
4 мая 80 лет со дня рождения Иманта Зиедониса (род. 1933 г.), латышского поэта, писателя
31.33kb.
1 стр.
Сентября 140 лет со дня рождения русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870-1938)
176.81kb.
1 стр.
Модуль 3 Н. В. Гоголь (1809-1852) вопросы и задания
488.89kb.
2 стр.
Модуль 3 Н. В. Гоголь (1809-1852) вопросы и задания
241.34kb.
1 стр.
Модуль 3 Н. В. Гоголь (1809-1852) вопросы и задания
1016.41kb.
6 стр.
200–летию со дня рождения Н. В. Гоголя посвящается…
493.35kb.
3 стр.
Задания для второго (районного, городского) этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2009г.)
85.13kb.
1 стр.
-
33.34kb.
1 стр.