Главная
страница 1


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Ю.В. Сорокопуд, кандидат педагогических наук, доцент,

Е.К. Ворощенко, студентка 4 курса



Ставропольский государственный университет, Россия
В контексте модернизации высшего образования большое значение приобретает повышение качества профессиональной подготовки. В Ставропольском государственном университете одним из приоритетных направлений повышения качества образовательного процесса является создание учебно-методи­ческих комплексов по дисциплинам основ­ных образовательных программ.

Развитая ин­формационная среда университета позво­ляет использовать в учебном процессе элек­тронные версии учебно-методических ком­плексов, широкий спектр мультимедийных и интернет-технологий, около 300 компь­ютерных программ. Преподавателями уни­верситета созданы и зарегистрированы в ОФАП 66 цифровых образовательных ре­сурсов, из них 10 электронных учебно-ме­тодических комплексов. За последние годы число собственных компьютерных разрабо­ток, осуществленных преподавателями и студентами университета, увеличилось до 200 [2].

Наиболее целесообразно использовать электронные учебно-ме­тодические комплексы при организации самостоятельной работы студентов и слушателей. С точки зрения дидактического назначения, эффективность самостоятельной проработки электронного материала будет обеспечиваться структурированием электронного материала всех образовательных блоков:


  • теоретического,

  • иллюстративного,

  • справочного,

  • контролирующего.

Значимая роль в рамках каждого блока отводится формулированию дидактической цели, обеспечивающей целенаправленное изучение материала.

Таким образом, в электронном пространстве, с учетом возможностей электронных средств, акценты в организации самостоятельной деятельности смещаются в сторону организации содержания учебного материала и контроля по его усвоению. Соответственно электронный учебный материал подобно педагогу должен направлять обучающегося, подсказывать пути продвижения в учебном материале. Реализация этого возможна путем порциального предъявления материала в различной последовательности на основе гиперссылок, сопроводительных инструкций, справочной системы Help, направляющих обучающихся к той или иной порции материала в зависимости от ответа. Помимо гипертекстовых теоретических материалов, наличием гиперссылок должен быть снабжен весь комплекс электронных образовательных материалов, позволяющих студенту и слушателю не ограничиваться логикой электронной учебной программы и по своему усмотрению использовать различные части материала в поисках искомого, тем самым выстраивая индивидуализированный маршрут познания и самоконтроля [1].

Важным для профессионального образования является овладение специальной терминологией и умение оперировать ею, аргументировано выражать свое мнение, анализировать факты, оппонировать и вести дискуссию. В связи с этим большую значимость приобретает самостоятельная работа с дополнительными источниками (глоссарием, справочниками, словарями, энциклопедиями, базами данных), обеспечивающих возможность сопоставления материала, его обобщение, сравнение, анализ, классификацию и др.

В Ставропольском государственном университете образовательная программа для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» реализуется в условиях магистратуры и аспирантуры с 2001 года. За истекший период закончили университет 4 выпуска слушателей, получивших дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы». С целью совершенствования профессиональной подготовки будущих преподавателей, нами ежегодно осуществлялся опрос, в котором определялись основные, по мнению слушателей, недостатки учебно–воспитательного процесса. Одним из недостатков являлась низкая учебно–методическая обеспеченность процесса обучения, особенно электронными учебными продуктами. В то же время, за период преподавания психолого–педагогических дисциплин в рамках дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» нами был сформирован банк компьютерных презентаций слушателей (магистрантов, аспирантов), который был использован при разработке электронного комплекса «Педагогика высшей школы».

Электронный комплекс был разработан на базе Инновационно-технологического центра медико-биолого-химического факультета Ставропольского государственного университета (http://www.itc.stavsu.ru.). В его создании принимали активное участие студенты, которые курировали техническое обеспечение данной кропотливой работы.

Электронный комплекс «Педагогика высшей школы» состоит из блока самой оболочки, которая была разработана в визуальной среде разработки приложений Borland Delphi 6, и блока контроля в виде подключаемого HTML-модуля. Структура комплекса включает следующие основные разделы:



  • лекционный курс,

  • схемы и таблицы к лекционному курсу,

  • глоссарий,

  • афоризмы,

  • список литературы,

  • методические рекомендации к подготовке семинарских занятий,

  • методические рекомендации к выполнению квалификационного исследования.

Разделы «Лекционный курс», «Схемы и таблицы к лекционному курсу» содержат ряд подразделов, названия которых соответствует названию лекционного материала. Для удобства пользования комплекс содержит гиперссылки в тексте, открывающие схемы, основные понятия, рисунки, выполненные с использованием таких программ, как Microsoft Visio, CorelDraw, Photoshop. Некоторые из схем, фотоматериал, отражающий учебный процесс, присутствуют и в самом тексте.

Дизайн данного электронного продукта осуществлялся в программе 3D Max. Терминологический словарь выполнен с помощью возможностей HTML. Достаточно широко представлен список используемой литературы в разделе «Литература». Для контроля знаний используется 2 формы – тестовый контроль и тренинговый контроль. Тренинговый контроль предусматривает переход на лекционный материала, если содержание вопроса вызывает у слушателя затруднение.

Слушатели магистратуры, аспирантуры, ознакомившись с материалом в рамках самостоятельной работы, получат достаточно полное представление:


  • об особенностях подготовки преподавателей высшей школы за рубежом и в ведущих вузах России;

  • о современных тенденциях развития высшего образования в России,

  • традиционных и инновационных методах и технология обучения и воспитания в высшей школе;

  • о специфике деятельности преподавателя высшей школы в новых социокультурных реалиях,

  • о перспективах карьерного роста в условиях высшей школы и ряде других важных вопросах.

Большая часть лекционного курса содержит результаты анализа учебных, учебно–методических изданий, научных публикаций последних лет. В этой связи в комплексе содержится современный подход к организации обучения и воспитания в высшей школе, а также содержатся программные документы по высшему и послевузовскому образованию. Тем самым комплекс позволяет получить максимальную информацию по основным вопросам педагогики высшей школы, а также оказать учебно–методическую помощь в написании выпускной квалификационной работы.

Как показал опыт, использование в самостоятельной работе слушателей электронных комплексов приводит к тому, что доминирующим показателем эффективной самостоятельной работы становится позиция слушателей как субъектов управления собственной образовательной деятельностью на основе мобилизации личностных возможностей, проявления высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины и саморегуляции. Это особенно важно при организации работы будущих преподавателей высшей школы.

Таким образом, интеграция традиционных методов обучения и современных компьютеризированных обучающих структур позволяет существенно повысить качество профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы. Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что одним из механизмов этого процесса является организация самостоятельной работы слушателей на основе электронных комплексов учебных дисциплин.

Применяемые в настоящее время технологии самостоятельной работы с привлечением компьютерных учебников, мультимедийных лекций показали, что они позволяют слушателям достигать высокого уровня знаний, и формировать компетенции, необходимые для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности в условиях высшей школы.



Литература:
1. Орлова, С.С. Самостоятельная деятельность студентов, методы её орга- низации на современном этапе http://iet.herzen.spb.ru/iet/index.php?id=672

  1. Шаповалов, B. 10 лет в парадигме классического образования // Высшее образование в России. – № 4. – 2006. – С. 55 – 60.


Смотрите также:
Будущих преподавателей высшей школы на основе электронных дидактических комплексов
57.09kb.
1 стр.
Перечень электронных средств обучения № п/п
169kb.
1 стр.
Xiii международная конференция «Информатика: проблемы, методология, технологии», 7–8 февраля 2013 г. IV школа-конференция для преподавателей высшей и средней школы «Информатика в образовании», 7 февраля 2013 года, г. Воронеж
37.07kb.
1 стр.
Учебная программа переподготовки преподавателей высшей школы Специальность: Современные технологии университетского образования 10801 74
266.07kb.
1 стр.
Неделя будущего первоклассника в школе №1924 12-17 марта 2012 года
47.28kb.
1 стр.
Информационно-коммуникационные технологии в биологическом образовании и науке
130.05kb.
1 стр.
Основы кредитной системы обучения в казахстане
2940.8kb.
14 стр.
В марте 2002 года в Санкт-Петербургском филиале Государственного университета Высшей школы экономики силами преподавателей и выпускников Европейского университета начала создаваться кафедра социологии
17.47kb.
1 стр.
Казахстана
93.72kb.
1 стр.
Семинар «Русский язык и культура в современном мире»
251.75kb.
1 стр.
Директор школы Шихсаидова Р. Х
35.85kb.
1 стр.
Здания необычной архитектуры
91.7kb.
1 стр.