Главная
страница 1страница 2страница 3


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Радуга» г. Лермонтова

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА СТАВРОПОЛЬЕ

Автор:

Шитова Анна Вячеславовна,

15 лет.

город Лермонтов,



Ставропольского края,

Россия


2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3 стр.

1. Первый русский театр на Северном Кавказе 6 стр.

1.1. Основание первого русского театра на Кавказе 6 стр.

1.2. История развития Ставропольского театра в XIX веке 8 стр.

1.3. История развития Ставропольского театра

в первой половине XIX века 11 стр.

1.4. Ставропольский театр в годы Великой Отечественной войны 14 стр.

1.5. История развития Ставропольского театра

в послевоенный период 15 стр.

1.6. Ставропольский академический театр драмы

им. М.Ю. Лермонтова в наши дни 17 стр.

2. Ставропольский государственный краевой театр оперетты 19 стр.

2.1. Основание театра 19 стр.

2.2. Театр во время Великой Отечественной войны 20 стр.

2.3. Послевоенный период 21 стр.

2.4. Театр сегодня 22 стр.

3. Формирование театральной деятельности в городе Лермонтове 23 стр.

3.1. История развития культуры и театральной деятельности

в городе Лермонтове 23 стр.

3.2. Детский любительский театр как особое социокультурное

пространство в городе Лермонтове 25 стр.

Заключение 29 стр.

Литература 31 стр.

Приложение 32 стр.

Введение

Театр обладает огромными возможностями духовного воздействия на зрителя. Прежде всего, это сама пьеса – драматургия, затем драматическое действие (создание образа), осуществляемое актерами на глазах у публики, и художественное оформление – декорации, костюмы, освещение, музыка и т.д. Конечно, театр менее массовое искусство, чем кино, т.к. каждый, вновь сыгранный спектакль, не может быть точной копией предыдущего. Актёр от спектакля к спектаклю продолжает работать над ролью, обогащая её жизненными наблюдениями, раздумьями, живо реагируя на реакцию зрителей. Чтобы воспринимать искусство театра требуется приложить немало усилий и внутренних и внешних. Человек видит и слышит только, то, что способен увидеть и услышать в меру своего понимания; если же он не учится воспринимать ценности, что несёт культура, то он духовно слеп и глух. Стремление людей к лёгкой жизни, жажда неуёмного потребления ведут к извращению потребностей и интересов, чувств, взглядов, настроений. У человека искажается социальное видение мира, понимание счастья и благополучия игнорируется опасность, угрожающая его духовному здоровью. Снижению уровня потребительской культуры сильно поспособствовало телевидение. Несмотря на его симпатичную домашность и то, что оно позволяет лучше разглядеть человека на экране, заглянуть в его глаза, оно отучает человека от высокой культуры общения с искусством. Если в театре или в кино создаётся соответствующий климат уважения к искусству, и человек приучается к определённому типу его восприятия, то сидя дома у телевизора, он между делом воспринимает ценности искусства, гуляя по каналам и не задерживаясь на канале «Культура». Средства электронной информации выплёскивают на человека убогие второсортные боевики, триллеры, слащавые мелодрамы, мюзиклы производства США, бесконечные сериалы и прочее. Предметом восхищения молодёжи становятся различные «Фабрики», «Комеди клаб», «Дом-2», которые не только воспитывают дурной вкус, но и настойчиво пропагандируют праздность, безделье, необразованность, свободу нравов и т.п.

Потребляя духовные суррогаты, человек, думает, что он приобщается к культуре и удовлетворяет свои духовные потребности, но это иллюзия духовности, приобщение к эрзац-культуре наносит непоправимый вред. Восприятие культуры нелёгкий труд, как сказал поэт: «душа обязана трудиться и день и ночь», а это определённое напряжение. Учиться восприятию культуры надо с детства, с детского сада, школы, в течение всей жизни. Именно в детском и юношеском возрасте закладываются основы культуры. То, что заложено в молодые годы, оказывается самым прочным и долговечным. Оно оказывается и самым глубоким, имеющим влияние на всю жизнь. Духовное богатство, приобретённое в юности – это самое большое богатство. Неоценимую помощь в эстетическом воспитании играет театр.

Театр имеет огромную, фантастическую силу и притягательность для человека (как для зрителя, так и для актера или постановщика), являясь особой, неподражаемой и главное незаменимой моделью человеческой жизни. Во многом именно через искусство театра осуществляется процесс познания человеком мировой и национальной культуры, а, следовательно, и самого себя. Именно поэтому участие детей и подростков в театральном (и смежном художественном) творчестве всегда имело ярко выраженное социально-культурное значение, ведь, в сущности, от последовательной профессиональной подготовки детей зависело и зависит существование и будущее театрального искусства.

В связи с этим последнее время становится все более актуальной тема исследования, где детский театр рассматривается как саморазвивающееся искусство, где в комплексе изучаются условия, эстетические принципы, динамика и тенденции развития театра детей с позиции искусствоведения. В первую очередь эта тема связана с развитием школьного и студенческого любительского театра России, который теперь довольно часто перерастает в профессиональный театр.

Театральное искусство во все времена остается средством нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. В наш век, перенасыщенный рационализмом, суетой повседневности, в молодёжной среде существует острая потребность, в общении, но не на поверхностном, а на глубоком, содержательном уровне. Кино, телевидение, пресса преподносит нам всё в готовом виде, развлекает, не «напрягая». Это мешает удовлетворению потребностей развивающейся личности. Необходимо искусство, которое будит воображение, движет фантазию. Искусство, которое обращено и к разуму, и к душе человека. Всем этим запросам удовлетворяет театральное искусство. Социальная необходимость молодежного театра более чем очевидна и не нуждается в доказательствах.

Театры для молодёжи (профессиональные и любительские) в настоящее время должны стать важной составляющей частью культуры. Они дают возможность развитию свободной, активной личности, пробуждают её творческий потенциал, развивают как участника театра, так и его зрителя. Необходимо особо поддерживать молодежные любительские коллективы. Потому что это не шоу-бизнес, а живое творчество. Зачастую отцы города не имеют представления, о том, что в их «вотчинах» живут, развиваются удивительные творческие образования, которые дают возможность молодым людям реализовать свои творческие способности, поделиться с окружающим своим видением мира. Тем более что познакомиться с этим видением мира хотят и зрители.
Цель исследования — вызвать повышенный интерес к театральной деятельности у современной молодёжи через рассмотрение этапов становления русского театра на Северном Кавказе.

Задачи:


  1. Изучить историческую литературу по данной теме.

  2. Собрать материалы о возникновении и развитии русского театра на Северном Кавказе.

  3. Изучить историю развития Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова.

  4. Изучить историю развития Ставропольского государственного краевого театра оперетты.

  5. Проследить формирование театрализованной деятельности в городе Лермонтове.

  6. Проанализировать, систематизировать собранную информацию и подготовить реферат, медиапрезентацию.

  7. Способствовать развитию детского театрального искусства в городе Лермонтове.

Методы исследования:

  • теоретические: собрать сведения о возникновении и развитии русского театра на Северном Кавказе; изучить материалы о старейшем театре на Северном Кавказе, который был и остается просветителем, хранителем лучших традиций театрального искусства; проследить формирование театрализованной деятельности в городе Лермонтове; подготовить иллюстративный материал.

  • практические: интервьюирование участников театральной деятельности в городе Лермонтове; включённое наблюдение за воспитанниками театральной студии «Театр нашего двора»; видео и фотосъёмки спектаклей, конкурсно-игровых программ.

Этапы исследования.

На первом этапе была определена проблема, связанная с развитием русского театра на Северном Кавказе, а также тема и объект исследования. На этом же этапе были чётко сформулированы цель и задачи исследовательской работы.

На втором этапе происходил сбор необходимого материала по теме: в исторической литературе, в документальных источниках найдены сведения об истории создания Ставропольского краевого драматического театра имени М.Ю. Лермонтова, Ставропольского государственного краевого театра оперетты.

Третьим этапом стало изучение формирования театральной деятельности в городе Лермонтове.

На последнем – четвёртом этапе был написан реферат, создана медиапрезентация по теме поисково-исследовательского проекта.

1. Первый русский театр на Северном Кавказе

Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же, как и академии, университеты, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ…

А. Островский
1.1. Основание первого русского театра на Кавказе

Тридцатые годы XIX века в провинции, в частности в Ставрополе, – начало театральной истории. Именно в этот период в Ставрополе, в городе, имеющем значение важного экономического центра Северного Кавказа, в котором улицы и дома сохранили память о приездах А.Пушкина и М.Лермонтова, Л.Толстого и А.Грибоедова, В.Белинского и А.Одоевского впервые появились идеи о создании профессионального театра.

Начиная с 1831 года, в Ставрополе, предприимчивые горожане начали открывать частные театральные предприятия. В трудах Ставропольской ученой архивной комиссии сохранились упоминания о коллежском регистраторе Ковтулове, задумавшем открыть театр. На свои сбережения, он нанял большой сарай и приспособил его под театральное здание. Но собственных средств не хватало, и Ковтулову пришлось прибегнуть к займам.

Наконец театр оборудован. Назначен день первого представления. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала первого театрального представления в Ставрополе. Но перед самым поднятием занавеса, в театр ворвался кредитор в сопровождении полиции. Зрители и загримированные артисты были разогнаны. Спектакль не состоялся. Немудреный театр и весь его скарб были проданы с торгов. Незадачливый антрепренер разорился и попал в долговую тюрьму.

Так плачевно окончилась первая попытка открыть театр в Ставрополе.

Разговоры в ставропольском обществе о необходимости создания в городе театра не прекращались, но не находилось человека, который взялся бы вновь за это рискованное предприятие. Только через десять лет после первой попытки создать театр – в 1841 году появился приезжий антрепренер Яценко, решивший сформировать для Ставрополя профессиональную труппу. К этому времени город вырос, граждане стали зажиточнее. Потребность горожан в новых разнообразных развлечениях подталкивала администрацию города к строительству театрального здания. Однако «отцы» города не пожелали особенно тратиться на строительство солидного здания и соорудили примитивный балаган.

В свою очередь и Яценко, поскупившись на затраты, собрал весьма посредственную труппу. Тем не менее, первые спектакли, начавшиеся в 1842 году, пользовались успехом. Публика, давно мечтавшая о своем театре, охотно шла на представления и горячо принимала игру актеров.

Но надежд серьезного зрителя театр не оправдал, и посещаемость упала.

По свидетельству современников, больше всего не удовлетворял репертуар. Публика ждала от театра нового слова, передовых идей, а увидела пустые переводные водевили. Труппа стала влачить жалкое существование, пока не распалась совсем.

Первые неудачные попытки создать постоянный театр в Ставрополе не расхолодили стремлений передовой части общества. Город рос, увеличивалось количество культурных людей, желание иметь свой театр. В городе начала формироваться местная интеллигенция из среды российских поселенцев и из горских народов. Ставрополь постепенно приобретает функции просветительного центра как для Предкавказья, так и для Кавказа.



В 1844 году началась новая эпоха в жизни ставропольских курортов. В должность Кавказского наместника вступил князь М.С.Воронцов, который всячески поощрял и развивал театральное искусство на Кавказе.

1845 год – год основания Ставропольского театра. Здание первого в Ставрополе театра, в перестроенном виде, сохранилось и до настоящего времени (Дом офицеров, г. Ставрополь).

В 40-е годы XIX века изменился и репертуар: вместо непременных переводных водевилей, зрители увидели на сцене лучшие произведения отечественной и иностранной классики. Этот репертуар, а также его исполнение полностью отвечали требованиям передовой, культурной общественности и прививали малоподготовленному зрителю вкус к серьезному театру, к талантливой актерской игре и глубоким мыслям. «Сезоны Рыбакова», приучившие ставропольцев к лучшим образцам театрального искусства, выработали у них высокую взыскательность, создали те условия, благодаря которым Ставропольский театр завоевал репутацию одного из лучших театров на юге России.

Следует отметить, что система гастролей выдающихся мастеров сцены оказывала благотворное влияние на слаженность спектакля, на повышение мастерства и общую сценическую культуру провинциального театра. Это положение подтверждается всей историей Ставропольского театра, куда часто приезжали на гастроли большие мастера, чем существенно помогали росту театра.

В 1858 году российскому царю Александру II поступил «доклад о необходимости «допущения» в столицах частных театров».

Отмена крепостного права в России не только пробудила общественное самосознание, стимулировала развитие науки, литературы и искусства, но и вызвала бурный рост частного предпринимательства в театральном деле.



В начале 70-х годов XIX столетия в провинции работало 102 труппы, из них 61 – постоянная и 41 – временная. Количество людей, занятых в театральном производстве, дошло до трех тысяч.

14 марта 1882 года, при Александре III вышел указ об отмене «театральной монополии» и «допущении «антрепризы». Что такое «антреприза». Это слово пришло из Франции, и означает частное зрелищное предприятие.

Один за другим стали открываться частные театры: сначала в столицах, потом на периферии. Частное театральное предпринимательство фактически подразделялось на три типа организации: простая или хозяйская антреприза, антреприза представительства городской администрации и товарищество актеров, работающее на кооперативных «артельных» началах.

К концу XIX века получила чрезвычайно широкое распространение товарищество актеров.

Антрепренеры и организаторы товариществ изыскивали любые средства для привлечения публики и обеспечения стабильных сборов: пополняли репертуар пьесами в основном развлекательного характера, увеличивали количество новых постановок и число бенефисных спектаклей. В результате искусство театра, предназначенное, главным образом, для продажи, не выполняло ни гражданской, ни эстетической, ни просветительской миссии.



1.2. История развития Ставропольского театра в XIX веке

Шестидесятые годы девятнадцатого столетия были печальной страницей в истории театра. Ставрополь постепенно терял значение военного центра и превращался в торговый город. Здесь собираются крупные фирмы по торговле хлебом, скотом, шерстью. Растут капиталы, а вместе с ними появляются новые хозяева города – торговцы, капиталисты, которым было чуждо подлинное театральное искусство.

Однако к середине 70-х г.г. Ставропольский театр вновь обладал сильными труппами. Лучшие провинциальные артисты, получившие широкую популярность на столичных сценах, выступали на местных сценах. Здесь работали: Модест Писарев, Градов-Соколов, Владимир Путята, Михайлов, Песоцкий и другие. Как город, так и Кавказское наместничество тратили на театр большие деньги. Кроме того, в театр вкладывали средства и частные лица.

Чрезвычайно интересны события, связанные с работой в Ставрополе труппы Немова, которая отражала общественно-политические противоречия времени. Из сохранившихся архивных документов видно, что театр в те годы позволял себе смелые выступления, остро бичевал пороки господствующих классов.

В феврале 1872 года канцелярия наместника вновь выразила недовольство тем, что на ставропольской сцене продолжают ставиться пьесы, запрещенные цензурой. Наибольшее недовольство тифлисских чиновников вызвала постановка пьесы «Расточитель» Стебницкого (псевдоним писателя Н.С.Лескова).

И все же «Расточитель» продолжал идти и долго держался в репертуаре театра. По тому времени в этой пьесе содержался явный протест против порядков, существовавших в царской России.



С 1878 по 1881 год в Ставрополе работала очень сильная труппа под руководством Песоцкого. Душой дела являлись выдающаяся актриса и режиссер К.О.Лукашевич. Особенно знаменательны эти годы в истории Ставропольского театра были тем, что в составе труппы находился тогда еще молодой артист Н.Н.Синельников.

Имя Николая Николаевича Синельникова занимает почетное место в истории русского театра. Отдавший театру шестьдесят лет жизни, Николай Николаевич как режиссер и педагог сыграл значительную роль в развитии провинциального театра.

Н.Н.Синельников приобщил театр к большой сценической культуре. Поднявшись до уровня выдающегося мастера сцены уже в советскую эпоху. Н.Н.Синельников был удостоен звания народного артиста УССР.

В середине 70-х годов закончилось строительство первой на Кавказе железной дороги, соединившей Ростов с Владикавказом. Она прошла в 120 километрах от Ставрополя и этим сильно подорвала его экономику.

Город начал терять значение перевалочного и торгового центра, стоящего на скрещении путей, связывающих Кавказ с центральными губерниями и с Поволжьем. Все грузы теперь проходили в стороне от Ставрополя, по железной дороге.

Торговля, чем в основном жил город, значительно сократилась. Город понемногу начал «чахнуть». Конечно, это отрицательно сказывалось и на театре.

Возмущаясь состоянием театра, до которого довела его частная антреприза, общественность города искала пути для возврата театру былой славы.

В Ставрополе было создано новое паевое товарищество. Новая общественная дирекция, располагавшая некоторыми средствами, привела в порядок запущенное здание.

Сезон 1885 года был интересен как по репертуару, так и по составу труппы. В театр возвратились многие, любимые ставропольцами, артисты:
Аграмовы, Рунич-Михайлова, Петров и другие. Режиссером стал М.И.Михайлов.

Для современного зрителя, воспитанного на прекрасных образцах лучшего в мире советского театра, многое было бы странным в театре далекого прошлого. Вследствие малочисленности населения города труппа вынуждена была давать все время новые постановки. Редкая пьеса шла больше двух или трех раз.

Таким образом, за один зимний сезон 1885-1886 годов было дано около 40 премьер. На подготовку нового спектакля, как правило, отводилось 3-4 репетиции. Следует заметить, однако, что роли классического репертуара видные провинциальные артисты совершенствовали годами и блестяще играли в течение десятилетий. При приглашении актера в труппу учитывалось его «репертуарность», то есть, сколько и каких ролей у него сыграно раньше. И при включении в репертуар классической пьесы оказывалось, что большинство ролей уже готово, и это значительно облегчало репетиции. Но, конечно, нельзя подходить к спектаклям того времени с требованиями современного зрителя: «Молниеносная» подготовка к спектаклю актеров, даже игравших раньше роли этой пьесы, и его успех зависел только от того, как вели свои роли «первые сюжеты».

Странным показалось бы нашему зрителю и оформление спектаклей тех лет. Если теперь для каждой новой постановки строятся и пишутся специальные декорации, шьются костюмы, изготавливаются парики, реквизит, мебель, то тогда в Ставрополе, как и везде, существовала система павильонов, то есть в театре имелось два-три готовых павильона, лесной задник и кулисы, в которых шли все спектакли.

Таков был театр прошлого и начала настоящего веков. И все же в нем работали больше, талантливые актеры, которые, пренебрегая всеми неудобствами, преодолевая цензурные препоны и ограничения, несли в массы прогрессивные, гуманистические идеи произведений Островского, Гоголя, Грибоедова, Шекспира, Шиллера.

Во второй половине 90-х годов XIX в. среди двухсот театральных коллективов, функционировавших в зимний период в провинции, всего несколько, такие, как антреприза К.Н.Незлобива в Вильно, товарищества Н.Н.Соловцова в Киеве, Н.И.Собольцикова-Самарина в Нижнем Новгороде, М.М.Бородая в Казани и Саратове, имели крупные и сильные труппы. Эти театры славились разнообразным репертуаром, высоким качеством постановок, умелой организацией дела. Но подобные предприятия составляли счастливое исключение. В большинстве частных театров условия и оплата труда актеров была значительно хуже. Обычно из 180 спектаклей в сезоне, продолжавшемся в провинции примерно с 20 августа по 2 мая, 160 были премьерами. Следовательно, на каждую постановку приходилось по одной с небольшим репетиции.

Актеры имели чрезвычайно высокую нагрузку. Утром – репетиция, вечером – спектакль (две-три роли в драме и водевиле), а по праздничным дням еще и утренник.

Разница в режимах работы провинциальных и государственных столичных театров была значительной.

И еще одним событием в культурной жизни Ставрополя ознаменовался 1896 год – в городе был создан кружок любителей музыки. Деятельное участие в создании кружка принял живший в те годы в Ставрополе талантливый осетинский поэт и общественный деятель Коста Хетагуров.


24 января 1897 года в Ставрополе в театре купца Н.Т.Иванова состоялся первый гастрольный спектакль Г.Н.Федотовой, артистки Малого театра.

Ставропольская сцена редко пустовала. Ежегодно на ней выступали все новые и новые русские театральные труппы, а также зарубежные.

Интерес к театру в Ставрополе вновь настолько возрос, что в 1899 году в городе возник «Народный театр», организованный обществом любителей драматического искусства. Помещался он в здании Народного дома (ныне Дом пионеров). Труппа «Народного театра» состояла из актеров, постоянно живших в Ставрополе, и из любителей.

Поставив себе целью общедоступность, театр установил очень низкие цены на билеты и ставил популярные, но в основном классические пьесы.



1.3. История развития Ставропольского театра в первой половине XX века

В 1900 году общее количество театров в России достигло 216, из них 190 – в провинции. Императорские и частные театры оказались конкурентами. С одной стороны, эта конкуренция стимулировала творческие процессы сильных московских театров МХТ и Малого императорского театра. С другой стороны, конкуренция разоряла антрепризу (частное зрелищное предприятие), по тем же причинам, что впоследствии и спонсоров:
1) конфликты между актерами и администрацией;
2) отсутствие у антрепренеров (содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и т. д.)) дополнительных ассигнований к основным и оборотным средствам. В свою очередь, государственные Императорские театры постоянно получали от государства свыше 50% субсидий на покрытие своих расходов. Эксперимент между антрепризой и властью решался в пользу последней.

В Ставрополе пьесы М.Горького появились на сцене в 1903 году. В конце этого года зрители увидели «Мещан» и через некоторое время «На дне». Одной из первых постановок сезона 1905-1906 годов была пьеса «Дачники». В городе развертывались революционные события, . и горьковские пьесы вызывали особый интерес и подъем среди зрителей.

Сильным был театральный сезон 1905-1907 годов. В драматическом театре работала труппа известной актрисы Л.Б.Яровской. были показаны «Варвары» Горького, «Горе от ума» Грибоедова, «Уриель Акоста» Гуцкова. Постановками «Плоды просвещения», а «Властью тьмы» было отмечено 55-летие литературной деятельности Л.Н.Толстого.

Разгром революции 1905 года и последовавшая за этим жесточайшая реакция нанесла огромный ущерб развитию театра. Жестокие цензурные ограничения, упадочнические настроения в среде интеллигенции, декадентские (общее наименование упадочных течений в буржуазном искусстве и литературе эпохи империализма; для декадентства характерны формализм, уход от действительности) течения в искусстве и литературе уводили театр в сторону от реалистического творчества, лишали его основной общественной функции - глашатая передовых идей того времени.

Из репертуара театра исчезли все более или менее прогрессивные пьесы того времени. Классические произведения – вытеснили «развлекательные боевики («Шерлок Холмс», «Золотая ручка», «Король убийц и душителей», «Душка Анатоль» и т.п.). Изменился характер репертуара, но значительно упала культура спектакля, не стало проникновенной актерской игры. Зрители должны были довольствоваться трюкачеством или низкопробными фарсовыми (комедийные, шутовские, водевильные, часто грубоватые) приемами.


следующая страница >>
Смотрите также:
История развития театрального искусства на ставрополье
489.96kb.
3 стр.
Никитин Сергей Викторович, Студент Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова На современном этапе развития общества одной из актуальных выступает задача
141kb.
1 стр.
Книги, поступившие в библиотеку колледжа в 2013 году
107.04kb.
1 стр.
В данном пособии представлены основные позиции в изучении III части уд «История мировой литературы и искусства», в частности «Истории искусства» в статусе отдельной дисциплины
568.82kb.
3 стр.
Сотрудничество в области развития театрального и музыкального искусства Culture arts Приоритет 3
35.82kb.
1 стр.
Положение «О премии народного артиста СССР л. В. Раскатова в области профессионального театрального искусства Ивановской области»
25.82kb.
1 стр.
Пример ученической работы
100.28kb.
1 стр.
Учебные заведения культуры и искусства История образования в области искусства и культуры в Прикамье
39.3kb.
1 стр.
Республики Карелия
79.94kb.
1 стр.
Вступление 3 Раздел Теоретические аспекты театрального искусства 5
61.08kb.
1 стр.
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол»
260.92kb.
1 стр.
Теория и история искусства Формула специальности: Содержанием специальности 17. 00. 09 «Теория и история искусства»
22.8kb.
1 стр.