Главная
страница 1страница 2



Организация Объединенных Наций




ECE/TRANS/WP.29/2010/84



Экономический
и Социальный Совет


Distr.: 

9 April 2010

Russian

Original: 



Европейская экономическая комиссия

Комитет по внутреннему транспорту



Всемирный форум для согласования правил
в области транспортных средств


Сто пятьдесят первая сессия

Женева, 22−25 июня 2010 года

Пункт 8.5 предварительной повестки дня

Прочие вопросы – "Круглый стол" по проблемам
изменения климата и транспорта


Деятельность ЕЭК ООН по сокращению выбросов газообразных загрязняющих веществ и парниковых газов в транспортном секторе

Записка секретариата*

Воспроизведенный ниже текст был подготовлен секретариатом в качестве справочного документа для "мозговой атаки", которая была проведена в ходе сессии Всемирного форума для согласований правил в области транспортных средств (WP.29) в ноябре 2009 года в целях организации его предстоящего "круглого стола" по проблемам изменения климата и транспорта. После того как этот документ был рассмотрен на сессии Всемирного форума в марте 2010 года, его было решено представить в качестве справочного документа для "круглого стола" по проблемам изменения климата и транспорта (ECE/TRANS/ WP.29/1083, пункт 74).



I. Деятельность ЕЭК ООН по смягчению воздействия изменения климата и адаптации к нему

1. Глобальное потепление является сегодня предметом озабоченности всего международного сообщества, и центральная роль в работе на этом направлении, бесспорно, принадлежит Организации Объединенных Наций, о чем свидетельствует тот факт, что Генеральный секретарь решительно поставил изменение климата в число главных пунктов повестки дня Организации Объединенных Наций. В этом новом столетии перед человечеством стоит поистине грандиозная проблема: настоятельная необходимость смягчения воздействия изменения климата и адаптации к нему будет оказывать серьезное воздействие на повседневную жизнь людей в результате изменений в структурах потребления и производства, которые в свою очередь потребуют значительных изменений в технологиях, законодательстве и экономических стратегиях. Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) вполне может стать движущей силой в решении этой проблемы в регионе и за его пределами, поскольку она обладает сильным мандатом и признанным экспертным потенциалом в областях, имеющих кардинальное значение для адаптации к воздействию изменения климата и его смягчения, в частности благодаря ее природоохранным конвенциям, ее правилам, касающимся конструкции транспортных средств, ее работе в области энергоэффективности, лесного хозяйства и древесины и ее более поздним инициативам, нацеленным на поощрение экологичного жилищного строительства, а также на совершенствование показателей оценки природного капитала и устойчивого развития.

2. Транспорт играет большую социально-экономическую роль. Он обеспечивает мобильность и доступ к основным услугам, таким как здравоохранение и образование, для всех людей, включая детей и престарелых. Он также имеет жизненно важное значение для надлежащего осуществления экономической деятельности, для производства и распределения товаров, а также для торговли. Транспорт необходим для обеспечения открытости и интеграции стран, особенно периферийных или не имеющих выхода к морю. На долю транспортного сектора, включая предприятия − изготовители транспортных средств и их поставщиков, приходится значительная часть валового внутреннего продукта (ВВП) во многих странах.

3. Устойчивое развитие транспорта и, в частности, глобальное потепление требуют таких согласованных на международном уровне мер и стратегий, которые позволяли бы нашей транспортной системе обеспечивать личную мобильность и услуги для наших людей, а также для будущих поколений. В то же время транспорт должен обеспечивать эффективное и надежное функционирование нашей экономики и международной торговли, которые являются основами благосостояния, не создавая бремени для людей и окружающей среды.

4. 28−30 мая 2008 года министры транспорта собрались на Международном транспортном форуме (МТФ) в Лейпциге (Германия) для обсуждения проблем транспортного сектора, связанных с энергией и изменением климата, особенно проблем глобального потепления и выбросов парниковых газов (ПГ). Министры транспорта рассмотрели необходимость снижения выбросов СО2 и повышения эффективности потребления топлива в транспортном секторе главным образом на основе использования следующих элементов:

а) инновационные двигательные технологии, передовые системы управления работой двигателя и эффективные трансмиссии транспортных средств;

b) использование устойчивых видов биотоплива не только первого поколения (растительное масло, биодизельное топливо, биоспирты и биогаз, получаемые из сахаросодержащих растений, сельскохозяйственных культур или животных жиров, и т.д.), но предпочтительно и второго поколения (различные виды биотоплива из биомассы, непродовольственных культур, включая древесину), а также третьего поколения (различные виды топлива, поддающиеся биологическому разложению, из водорослей);

с) совершенствование транспортной инфраструктуры в сочетании с использованием интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в целях предотвращения заторов на дорогах и расширения использования интермодальных перевозок (автомобильных, железнодорожных и по внутренним водным путям);

d) распространение информации среди потребителей (например, пропаганда экологичных методов вождения, поощрение использования общественного транспорта, экологическая маркировка транспортных средств);

е) правовые инструменты (такие как налоговые стимулы для низкоуглеродных продуктов и процессов, налогообложение продуктов и процессов с высоким выходом СО2, дифференцированные ставки дорожных сборов и т.д.).

5. В своих основных обращениях, сформулированных в ходе МТФ в 2008 году, министры транспорта настоятельно призвали Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств (WP.29) ускорить работу по развитию общих методологий, испытательных циклов и методов измерения для транспортных средств малой грузоподъемности, в том числе в отношении выбросов СО2. Совершенно очевидно, что Всемирный форум обладает экспертным потенциалом для того, чтобы вносить существенный вклад в поощрение использования инновационных технологий в конструкции транспортных средств, а также − частично − в повышение качества топлива, предлагаемого на рынке (см. пункты 4 а) и b) выше).

6. Что касается других мер (пункты 4 с), d) и е) выше), то свою роль в смягчении воздействия изменения климата было предложено сыграть и другим форумам, учреждениям или организациям. Например, Рабочая группа по тенденциям и экономике транспорта (WP.5) ЕЭК ООН в ходе своих ежегодных сессий в 2008 и 2009 годах рассмотрела вопрос об интернализации и возможном сокращении внешних издержек транспортной деятельности и должна вернуться к этому вопросу в 2010 году в целях составления соответствующих выводов на основе практического опыта. В таких выводах должен быть намечен оптимальный с социальной точки зрения механизм для интернализации внешних издержек, позволяющий повысить устойчивость транспорта с учетом озабоченностей, выраженных представителями автотранспортной и железнодорожной отраслей на сессиях WP.5 в 2008 и 2009 годах.

7. Перевозки охлажденных и глубокозамороженных пищевых продуктов также оказывают влияние на глобальное потепление в целом ряде аспектов. Во-первых, они зависят от контейнеров или транспортных средств-ледников, в изоляции которых используют пенопласты. Эти пенопласты традиционно производятся с использованием хлорфторуглеродов (ХФУ) и гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ), которые являются парниковыми газами, опасными для озонового слоя, и которые постепенно выводятся из широкого применения в соответствии с Монреальским протоколом. Использование ГХФУ будет запрещено в любом новом оборудовании после 2009 года, а по окончании 2014 года будет запрещено использовать ГХФУ для заправки оборудования (включая переработанные жидкости). ЕС подтвердил свой целевой рубеж 20-процентного сокращения выбросов парниковых газов к 2020 году по сравнению с уровнями 1990 года. Сегодня внимание участников международных переговоров переключается на постепенный отказ от гидрофторуглеродов (ГФУ). В последние годы в большинстве − если не во всех − европейских странах изоляционные пенопласты изготавливаются с использованием экологичных газов (пентан С5, N-пентан, изопентан). Кроме того, основные изготовители рефрижераторного транспортного оборудования уже используют экологичные газы в качестве основных агентов для своих компрессионных циклов (134А, 404А). Транспортные предприятия, занимающиеся перевозками замороженных и охлажденных продуктов, активно ищут новые изоляционные пенопласты и порообразователи, которые были бы безопасными для озонового слоя и обладали бы высокой эффективностью, что позволяло бы экономить энергию при поддержании желаемой температуры. Рабочая группа по перевозкам скоропортящихся пищевых продуктов (WP.11) пристально следит за изменениями в этой области. В ее повестке дня имеется постоянный пункт по этому вопросу, и она обсудит возможность проведения рабочего совещания по экологическим аспектам отрасли в 2010 или 2011 году. В этом контексте WP.11 недавно добавила в Справочник СПС1 описание процедуры определения расхода топлива для холодильных установок с приводом от двигателя транспортных средств, или, иными словами, увеличения расхода топлива дизельным двигателем при работающей холодильной установке. Энергоэффективность становится серьезной проблемой не только ввиду скудности сырьевых ресурсов, но и в связи с вредными выбросами СО2 в окружающую среду. В целях экономии энергии очень важно следить за потреблением топлива. Влияние старения на коэффициент теплопередачи, или значение "K", его толкование, а также принятие правила, касающегося периодичности смены изоляционных пенопластов, являются предметом частых дискуссий в рамках WP.11.

8. Согласно Руководящим принципам национальных инвентаризаций парниковых газов Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК)2 выбросы в секторах международного авиационного сообщения и морского транспорта исключатся из выбросов транспортного сектора и учитываются отдельно. Поэтому ЕЭК ООН в основном занимается рассмотрением автомобильных, железнодорожных, внутренних водных и интермодальных перевозок на общеевропейском и даже глобальном уровне, особенно в рамках своего межправительственного форума и более 50 международных договоров. В этом контексте межправительственные органы, действующие в области железнодорожного транспорта (SC.2), внутреннего водного транспорта (SC.3) и интермодальных перевозок и логистики (WP.24), работают над достижением целей обеспечения устойчивости транспорта, учитывая озабоченности, связанные с глобальным потеплением, на основе установления международных правил, стандартов и целевых рубежей в отношении более эффективных, чистых, безопасных и приемлемых наземных перевозок. Эта работа охватывает также меры по переключению перевозок, насколько это возможно, на железные дороги и внутренние водные пути в целях высвобождения потенциала автомобильных дорог, решения проблемы дорожных заторов и снижения уровня выбросов углерода в секторе наземных перевозок в целом. Вместе с тем для большинства транспортных операций грузовые автомобили являются необходимыми для обеспечения конечных этапов перевозок и конечного распределения коммерческих грузов, особенно в случае потребительских товаров. Поэтому железнодорожные перевозки и перевозки по внутренним водным путям очень часто предполагают осуществление перегрузочных операций с использованием контейнеров и других интермодальных транспортных единиц, которые могут быстро и надежно переключаться с одного вида транспорта на другой.

9. Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности интермодальных транспортных операций по сравнению с чисто автомобильными перевозками необходимы эффективные и четко скоординированные терминальные и перегрузочные операции. Для того чтобы интермодальные транспортные решения были применимы в пределах всех логистических и транспортных цепей, правительства обязаны установить необходимые рамочные условия, которые обеспечивали бы надлежащие условия для деятельности всех заинтересованных сторон и видов транспорта. Это позволило бы отрасли наладить и осуществлять бесперебойные интермодальные транспортные операции, отличающиеся экономической рентабельностью и экологической устойчивостью. Эффективные интермодальные транспортные операции зачастую возможны лишь на расстояниях свыше 300-500 км. Таким образом, требуется международное сотрудничество и наличие согласованных транспортных стратегий. На общеевропейском уровне ЕЭК ООН является единственной межправительственной организацией, вносящей свой вклад в разработку согласованных на международном уровне решений в области объектов инфраструктуры, минимальных технических стандартов и эксплуатационных нормативов для интермодальных перевозок. ЕЭК ООН провела переговоры по общеевропейской сети важнейших линий комбинированных перевозок по автодорожным, железнодорожным и внутренним водным путям (Соглашение СЛКП и Протокол к нему) и в настоящее время служит для правительств и экспертов отрасли тем форумом, который позволяет проводить обзоры новейших стратегий, правовых и технических изменений в области сокращения объема выбросов CO2, обмениваться передовым опытом и разрабатывать стратегические руководящие принципы.

10. Конференции, рабочие совещание и исследования ЕЭК ООН, организуемые в рамках Общеевропейской программы по транспорту, окружающей среде и охране здоровья (ОПТОСОЗ), обеспечивают постоянный обмен передовым опытом в отношении стратегий развития устойчивого транспорта между государствами − членами ЕЭК ООН и позволяют осуществлять комплексное и всестороннее рассмотрение проблем транспорта, окружающей среды и здравоохранения. На третьем Совещании высокого уровня по транспорту, окружающей среде и охране здоровья, состоявшемся в январе 2009 года, правительства, приняв Амстердамскую декларацию, придали новый политический импульс Программе ОПТОСОЗ и согласились, в частности, снижать выбросы парниковых газов и атмосферных загрязнителей транспортного происхождения, а также уровни транспортного шума. Это должно быть достигнуто путем оказания поддержки в деле увеличения доли транспортных средств с нулевым или низким уровнем вредных выбросов в окружающую среду и использования топлива на основе возобновляемых источников энергии, поощрения перехода на экологически чистые виды передвижения и популяризации электродвигателей, а также эковождения3. По линии ОПТОСОЗ уже организована поддержка для ряда мер, нацеленных на сокращение выбросов CO2 в транспортном секторе.

11. Для обсуждения взаимосвязанных проблем глобального потепления и транспорта был организован ряд других конференций, состоявшихся в различных районах мира. К их числу относятся, в частности, Международный симпозиум по глобальному подходу к экономии автомобильного топлива, состоявшийся в Париже 15 и 16 мая 2008 года, который был организован Международным энергетическим агентством (МЭА) в сотрудничестве с МТФ, Фондом ФИА "Автомобиль и общество" и Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). На первой глобальной конференции министров транспорта − Международном транспортном форуме, состоявшемся в Лейпциге (Германия) 28-30 мая 2008 года, − были рассмотрены (как это упомянуто в пунктах 4-5 выше) проблемы транспортного сектора, связанные с энергией и изменением климата, причем особое внимание было уделено проблемам глобального потепления и выбросов парниковых газов. Участники Конференции на уровне министров по проблемам глобальной окружающей среды и использования энергии на транспорте, состоявшейся в Токио в январе 2009 года, продолжили дебаты на политическом уровне и приняли декларацию, в которой для цели сокращения объема выбросов парниковых газов странам предлагается повысить эффективность использования топлива/энергии в транспортном секторе посредством введения норм, касающихся эффективности использования топлива или выбросов парниковых газов, а также совершенствования компонентов механических транспортных средств и повышения качества топлива на основе усилий WP.29 ЕЭК ООН.

12. Недавно Отделом транспорта ЕЭК ООН создан новый вебсайт4 "Global warming and transport" ("Глобальное потепление и транспорт"), где указан широкий спектр его текущих направлений деятельности и мер по смягчению воздействия изменения климата и адаптации к нему, особенно в отношении сокращения выбросов CO2 в транспортном секторе.



II. Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств

13. Автомобильный транспорт оказывает воздействие на безопасность, окружающую среду и потребление энергии. Для сведения к минимуму негативного влияния в этих областях требуется регулирование транспорта со стороны правительств. В прошлом правительства регулировали это воздействие на основе национального законодательства, но быстро пришли к осознанию того, что крайне важно постоянно обновлять правила в целях международного согласования предписаний, с тем чтобы облегчать условия международных перевозок и торговли транспортными средствами, и регулярно обновлять эти требования для обеспечения учета новых технологий. Действуя под контролем Комитета по внутреннему транспорту (КВТ), Всемирный форум ЕЭК ООН для согласования правил в области транспортных средств (WP.29) осуществляет такую деятельность по развитию и адаптации к текущему уровню технического прогресса таких всемирно согласованных правил, которые нацелены на обеспечение охраны окружающей среды и энергоэффективности, повышение безопасности новых транспортных средств и усиление их защиты от угона, а также на установление единообразных условий проведения периодических технических осмотров транспортных средств, находящихся в эксплуатации. WP.29 является уникальным глобальным форумом, где разрабатываются всемирно согласованные правила, касающиеся транспортных средств. Таким образом, как регулирующий орган он несет огромную ответственность за обеспечение экологичности транспортного сектора. Разрабатывая эксплуатационные требования в отношении инновационных технологий для транспортных средств (таких как экологически чистые транспортные средства), а также условия их взаимного признания, Всемирный форум в значительной мере содействует скорейшему появлению таких технологий на глобальном рынке.

14. Пятьдесят три страны (включая Европейский союз) являются Договаривающимися сторонами, по крайней мере, двух соглашений Организации Объединенных Наций о правилах в области транспортных средств (Соглашения 1958 и 1998 годов)5 и применяют правила в области транспортных средств, принятые Всемирным форумом (WP.29). Эти страны, представляющие пять континентов (почти все европейские страны, Соединенные Штаты Америки, Канада, Япония, Китай, Индия, Корея, Таиланд, Малайзия, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и т.д.), изготавливают более 80% транспортных средств, производимых во всем мире. Другие страны (Египет, Вьетнам, Филиппины, Камбоджа, Аргентина, Бразилия, Мексика, Сообщество стран Персидского залива, Сообщество по вопросам развития южной части Африки (САДК), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), некоторые страны Южной Америки и т.д.) либо находятся в процессе присоединения к Соглашениям 1958 и 1998 годов, либо продемонстрировали свою заинтересованность в том, чтобы присоединиться к ним. Некоторые из них участвуют в качестве наблюдателей в работе Всемирного форума.


следующая страница >>
Смотрите также:
Пункт 5 предварительной повестки дня Прочие вопросы "Круглый стол" по проблемам изменения климата и транспорта
594.69kb.
2 стр.
Пункт 8 предварительной повестки дня прочие вопросы
41.5kb.
1 стр.
Пункт 4 a i предварительной повестки дня Вопросы, нуждающиеся в рассмотрении и требующие принятия решений
114.75kb.
1 стр.
Пункт 10 e предварительной повестки дня Вопросы, нуждающиеся в рассмотрении и требующие принятия решений
205.37kb.
1 стр.
Пункт 4 с предварительной повестки дня Вопросы, нуждающиеся в рассмотрении и требующие принятия решений со стороны Комитета
56.64kb.
1 стр.
Пункт 10 b предварительной повестки дня Вопросы информативного характера и вопросы
571.3kb.
4 стр.
Пункт 73(b) предварительной повестки дня Вопросы прав человека: вопросы прав человека, включая альтернативные подходы в деле
462.46kb.
3 стр.
Пункт 1 предварительной повестки дня Организационные вопросы Предварительная повестка дня, аннотации, перечень документов и план работы
358.23kb.
1 стр.
Пункт 9 с предварительной повестки дня Вопросы, нуждающиеся в рассмотрении и требующие принятия решений со стороны
399.64kb.
2 стр.
Пункт 119(b) предварительной повестки дня Вопросы прав человека: вопросы прав человека, включая альтернативные подходы в деле содействия
27.92kb.
1 стр.
Пункт 1 предварительной повестки дня Организационные вопросы Предварительная повестка дня, аннотации, перечень документов и план работы
247.38kb.
1 стр.
Нематериальное культурное наследие 2 ga рассылается по списку
556.46kb.
5 стр.