Главная
страница 1


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Московский государственный институт электронной техники

(технический университет)

Е.И. Марамыгина, М.Н. Пущин


Положение о практике студентов МИЭТ
Методическое пособие

Утверждено редакционно-издательским советом института

Москва 2009

УДК 004.451 (076.5)

П88

Марамыгина Е.И., Пущин М.Н.

П88     Положение о практике студентов МИЭТ: Мет. пос. - М.: МИЭТ, 2009. - 34 с.



ISBN 978-5-7256-0514-3

ISBN 978-5-7256-0514-3 ©МИЭТ,2009



Содержание
1. Общее положение 4

2. Распределение ответственности 4

3. Требования к ресурсам 5

4. Процесс управления практикой студентов 5

4.1. Отдел производственной практики 5

4.2. Выпускающие кафедры 7

4.3. Студенты 12

4.4. Предприятия 15

5. Приложения 20

1. Общее положение
Производственная практика является неотъемлемой, завершающей частью учебного процесса и служит целям дальнейшего развития навыков научно-исследовательской работы, углубления и практического приложения теоретических знаний. Во время практики осуществляется знакомство студента с организацией научно-технической и производственной деятельности предприятий, лаборатории, отделов. Неразрывно с производственной практикой связана общественно-политическая практика.

Содержание практики определяется ее программой. Кафедры разрабатывают программы практики с учетом профиля специальности, по которым обучаются студенты, характера предприятия, учреждения, организации - объекта практики. Программа должна предусматривать:



    • содержание и сроки выполнения индивидуальных зданий студентов;

    • участие студентов в рационализаторской и изобретательской, общественно-политической и воспитательной работе предприятия, учреждения, организации;

    • примерное содержание и сроки проведения экскурсий;

    • порядок подготовки и сроки защиты студентами отчетов по практике.

Цель практики - систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач.

Студенты проходят производственную практику в научно-исследовательских организациях, на предприятиях, в лабораториях и заводах, в МИЭТ на кафедрах, базовых кафедрах (БК), учебных центрах (УЦ) и других подразделениях.


2. Распределение ответственности
Общее руководство процессом практики осуществляет проректор по УР, который может делегировать свои полномочия заведующим выпускающими кафедрами.

Организационную работу осуществляют: ОПТС в лице руководителя практики студентов МИЭТ, деканаты в лице заместителей деканов (или заменяющие их сотрудники) и выпускающие кафедры в лице преподавателей, ответственных за организацию практики.

Руководитель практики студентов МИЭТ отвечает за своевременную подготовку договоров с предприятиями о практике студентов.

Выпускающая кафедра:



    • отвечает за своевременное заключение договоров с предприятиями о практике студентов;

    • обеспечивает выполнение учебного плана в части практики;

    • осуществляет учебно-методическое руководство практикой студентов, в т.ч., разрабатывает рабочую программу практики в соответствии с ООП;

    • назначает преподавателя, ответственного за организацию практики и руководителей практики студентов из числа профессорско-преподавательского состава;

    • рассматривает и утверждает индивидуальные планы практики и темы курсовых проектов студентов (если предусмотрено РПП).

Общее руководство практикой студентов на предприятии осуществляют базовые кафедры и учебные центры совместно с соответствующими подразделениями предприятий (см. Положение о базовой кафедре и учебном центре). При их отсутствии всю организацию и проведение практики студентов осуществляет выпускающая кафедра.
3. Требования к ресурсам
Финансовое обеспечение должно быть отражено в условии договора, если МИЭТ предоставляет дополнительные по сравнению с учебным планом образовательные услуги (в основном, в виде лекций).

Технологическое и материальное обеспечение, а также оборудование, необходимое для результативного выполнения процесса практики в соответствии с договором предоставляется предприятиями, принимающими к себе практикантов.

Информационное и методическое обеспечение в виде РПП, а также стандартов МИЭТ и руководящих инструкций выпускающие кафедры и ОПТС должны предоставить базовым кафедрам, учебным центрам и предприятиям к началу практики.

Кадровое обеспечение процесса практики составляют следующие сотрудники:



    • руководитель практики студентов МИЭТ;

    • руководитель практики выпускающей кафедры;

    • руководитель практики студента;

    • консультант практики студента от предприятия;

    • заместитель заведующего базовой кафедрой или учебного центра.


4. Процесс управления практикой студентов
Весь процесс работы выпускающей кафедры по прохождению практики студентами МИЭТ можно разделить на следующие основные четыре этапа:

    • подготовка к проведению практики;

    • организационное обеспечение планирования практики по месту его проведения;

    • организационно-методическое сопровождение выполнения практики;

    • оценка результатов практики.


4.1. Отдел производственной практики
Подготовка к проведению практики
1. Координация работы подразделений института, представление приказов и распоряжений на подпись ректору (проректору по учебной работе).

2. Контролирует своевременность разработки и переиздания программ практики.

3. Заказывает изготовление, размещает на сайте отдела, получает и обеспечивает кафедры бланочной документацией по практике (договоры, дневники, журналы, отчеты и т.д.).

4. Проведение организационных собраний с руководителями практики кафедр.

5. Ведет делопроизводство по практике.

6. Разработка методических указаний и программ по организации и проведению практики в МИЭТ.

7. Контроль проведения и участие в организационных собраниях студентов кафедр по вопросам практики.

8. Ведет переговоры с предприятиями о возможности приема студентов на практику.

9. Своевременно информирует выпускающие кафедры о сроках подачи списков практикантов на следующий семестр.

10. Организует сбор информации о наличии мест для проведения практики (в основном по заявкам предприятий), передает заявки на соответствующие выпускающие кафедры.

11. В случае необходимости регулирует процесс практики.
Организационное обеспечение планирования практики по месту его проведения
1. Помощь кафедрам в подготовке и утверждение списков студентов направляемых по местам практики; передача их на предприятия и кафедры.

2. Собирает списки студентов-практикантов с выпускающих кафедр в соответствии с заявками

3. Обобщает заявки кафедр об обеспеченности местами практики на учебный год и представляет их по подчиненности в Минвузе.

4. Ежегодное заключение договоров и приложений с предприятиями на проведение практики (в основном в течение месяца перед началом каждого семестра) и передача их на выпускающие кафедры.

5. Прием студентов, преподавателей и представителей предприятий по вопросам прохождения практики.

6. Следит за выполнением всех положений стандарта.


Организационно-методическое сопровождение выполнения практики
1. Осуществляет текущий контроль и организует внутривузовское инспектирование проведения практики на предприятии (формирует инспекторскую группу, анализирует и обобщает результаты внутривузовского инспектирования).

2. Проводит постоянный контроль организации практики на выпускающих и базовых кафедрах и в учебных центрах, регулярно осуществляет инспекционный контроль фактического состояния дел по практике.

3. Мониторинг работы руководителей практики и прохождения практики студентами кафедр.

4. Прием студентов, преподавателей и представителей предприятий по вопросам прохождения практики.

5. Принимает меры при выходе процесса из-под контроля.
Оценка результатов практики
1. Посещение заседаний ГАК и контроль уровня дипломных работ.

2. Анализирует отчеты кафедр по результатам практики.

3. Составляет раздел годового отчета института по производственной практике на основании данных от:


    • выпускающих кафедр;

    • базовых кафедр;

    • предприятий.


4.2. Выпускающие кафедры
Подготовка к проведению практики
1. Анализ информации о наличии мест для проведения практики осуществляют выпускающие кафедры совместно с ОПТС на основании заявок от:

    • научно-производственных подразделений или кафедр МИЭТ;

    • базовых кафедр или учебных центров МИЭТ;

    • предприятий, профиль деятельности которых соответствуют предметной области осваиваемой студентом ООП, тематике прохождения практики и подготовки дипломного проекта;

    • а также на основании данных « Базы данных» по предприятиям.

Заявки от предприятий оформляются в виде письма.

На основании полученных заявок выпускающая кафедра готовит распределение студентов на практику.

2. Проведение организационных инструктивных собраний со студентами по вопросам:


    • целей, сроков и требований практик;

    • порядка и мест их прохождения;

    • определения сроков выбора мест практик студентами и руководителей от кафедры.

3. Приглашение на собрания со студентами представителей заинтересованных предприятий для:

    • информации об особенностях предприятий;

    • информации о тематиках практик;

    • организации экскурсий на предприятиях.

4. Определение индивидуальных конкретных мест прохождения практики, с учетом:

    • рейтинга студентов;

    • наличие мест на предприятиях – партнерах вуза;

    • предполагаемого места работы студента после окончания вуза;

    • пожелания и склонностей студента к определенному виду деятельности в рамках осваиваемой ООП.

5. Организация сбора писем с предприятий о предварительной договоренности принять определенных студентов на практику с указанием предполагаемых консультантов от предприятия (Приложение 10).

6. Организация сбора заявлений от студентов о предварительной договоренности с будущим руководителем практики от кафедры (Приложение 11).

7. Разработка или модернизация программы практики (Приложение 4) и календарного плана на ближайший учебный семестр.

8. Установление наличия формы допуска у студентов. Для этого необходимо в Первый отдел МИЭТ передать список студентов по каждой группе, на котором в итоге на против каждой фамилии будет стоять или не стоять подпись сотрудника отдела удостоверяющая наличие или отсутствие форму допуска у студента.

В дальнейшем, если студент у которого нет формы допуска, соберется или будет распределен на предприятие требующее наличие допуска, необходимо будет для него этот допуск оформить. Оформление допуска занимает до месяца, и кафедра должна это учитывать, чтоб уложиться до начала срока практики.

Служебная записка о необходимости оформления допуска и списки студентов на оформление допуска подаются от кафедр в 1-ый отдел МИЭТ в печатном виде в одном экземпляре по утвержденной форме (Приложение 12).


Организационное обеспечение планирования практики по месту его проведения

1. Проведение организационного собрания перед началом практики.

2. Закрепление студентов за руководителями от выпускающих кафедр.

3. Распределение студентов по местам практики.

4. Закрепление студентов за консультантами от предприятий.

5. Выпуск распоряжения о распределении студентов по местам практики и о назначении руководителей от кафедры не позднее, чем за неделю до начала практики по форме (Приложения 1).

6. Выдача студентам журналов по практике (или заменяющих их электронную форму) для его заполнения в течение всего процесса практики (порядок ведения изложен в самом журнале).

7. Выдача студентам перечня календарных мероприятий на семестр по практике (Приложение 2).

8. Информирование студентов о порядке получения пропусков на предприятия и расписание их прибытия на практику.

9. По результатам распределения студентов ежегодно выпускающие кафедры совместно с ОПТС заключают договоры с предприятиями, принимающими студентов на практику впервые (Приложение 5), либо оформляются Приложения к долгосрочным договорам (Приложение 6).

10. В случае настойчивого желания студента о смене места практики, последнее должно обуславливаться:


    • заявлением на имя заведующего выпускающей кафедрой с визой руководителя практики кафедры и руководителя практики студента;

    • анализом мотивации (конфликтная ситуация, невнимание или недогрузка, низкая оплата, бесперспективность предложенной тематики и проч.);

    • наличием свободных рабочих мест.

11. Для оформления пропусков к договору прилагаются списки студентов. Списки студентов для направления их на конкретные предприятия подготавливаются кафедрами.

Списки студентов, которые имеют форму допуска, должны оформляются отдельно и иметь в строке подписей визы первого отдела. На эти списки ставится печать первого отдела (Приложение 7). Списки студентов, которые не имеют формы допуска, также оформляются отдельно и не должны иметь в строке подписей визы первого отдела. На эти списки ставится печать МИЭТ (Приложение 8).

12. Контролирует своевременное оформление пропусков для прохода студентов на предприятие.

13. При прохождении практики на предприятии, этап предполагает также приём студентов на предприятии, включая:



    • получения студентами пропусков;

    • проведение организационного собрания;

    • проведение ознакомительной экскурсии;

    • назначение консультантов практики студентов от предприятия.

14. Обеспечивает предприятия, а также БК и УЦ программами по практике, методическими указаниями, инструкциями и другими документами по практике.

15. Представление в ОПТС списков студентов с местами прохождения практики по установленной форме (Приложение 7) не позднее, чем за месяц до начала практики, не считая времени каникул и отпусков. Список должен быть подписан руководителем практики кафедры, заведующим кафедры и заверен в первом отделе.

Ежегодные сроки подачи кафедрами списков распределения студентов по местам практики в отдел ОПТС: до 1 июня - для студентов у которых практика запланирована на осенний семестр; до 31 декабря - для студентов у которых практика запланирована на весенний семестр.

16. Несет ответственность за своевременное прибытие студентов на практику, выясняет причины неявки отдельных студентов.


Организационно-методическое сопровождение выполнения практики
1. Обеспечение студентов, руководителей практики от кафедры и предприятия учебно-методической документацией.

2. Получение каждым студентом индивидуального задания на предприятии, соответствующего рабочей программе практики выпускающей кафедры с учетом вида и сроков практики.

3. Утверждение задания с руководителем практики студента от кафедры.

4. Проведение и организация факультативных курсов лекций с записью в журнал по практике студентов.

5. Осуществление выполнения всей текущей работы по организации и проведению практики.

6. Осуществление строгого контроля организации и проведения производственной практики студентов непосредственно на предприятиях за соблюдением ее сроков и содержанием.

7. Разработка методических пособий по прохождению практик на выпускающей кафедре.

8. Руководители практики кафедры систематически сверяют в ОПТС поступление заключенных договоров с предприятиями.

9. Руководитель практики студента от выпускающей кафедры осуществляет организационно-методическое руководство практикой студента, в т.ч.:


    • контролирует индивидуальное задание на практику и тему курсового проекта в соответствии с программой;

    • предоставляет информацию об индивидуальном задании на практику и теме курсового проекта студента на кафедру руководителю практики кафедры;

    • контролирует объем и содержание индивидуального задания студента;

    • контролирует выполнение календарного плана студентами;

    • проверяет правильность заполнения журнала по практике, а также регулярность его заполнения;

    • оказывает методическую помощь руководителю практики от предприятия;

    • осуществляет текущий контроль и методическую помощь студенту при выполнении работ в соответствии с индивидуальным заданием;

    • проводит регулярные консультации по практике и курсовому проектированию;

    • оказывать методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной) работе;

    • осуществляет контроль соблюдения сроков практики и ее содержания;

    • в случае необходимости обращается с ходатайством о коррекции индивидуального задания или темы практики;

    • оценивать результаты выполнения студентами программы практики по трехбалльной системе: "Отл", "Хор", "Удовл", и определяют допуск студента к защите практики;

    • принимает в составе комиссии зачеты по практике и защиты курсовых проектов.

10. Подготовка отчетов руководителями практики студентов по текущей успеваемости студентами по практике.

11. Выпускающая кафедра обеспечивает сбор информации о темах практики и курсовых проектов. Темы рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры. Процесс завершается выпуском распоряжения по кафедре по форме (Приложение 3).

12. В случае необходимости руководитель практики кафедры регулирует процесс практики и принимает меры при выходе процесса из-под контроля в рамках кафедры.

13. Для обеспечения высокого качества проведения практики в МИЭТ и на БК организуют чтение лекций и проведение семинаров ведущими специалистами по новейшим достижениям науки и техники, а также по вопросам экономики, научной организации труда и управления производством, охране окружающей среды, инженерной психологии, патентоведению, правовым вопросам и др.


Оценка результатов практики
1. Осуществляется выпускающими и базовыми кафедрами и включает:

    • проведение зачетов по практике;

    • защиты курсовых работ.

2. К моменту завершения практики у студента должен быть заполнен журнал по практике, включая:

    • задание;

    • календарный план;

    • отчет по практике;

    • отзыв руководителя.

3. Не позднее, чем за неделю до зачетной сессии, выпускающая кафедра определяет составы комиссий и расписание проведения зачетов по практике, включая защиты курсовых проектов. Решение оформляется распоряжением заведующего выпускающей кафедры.

В состав комиссии, как правило, входят руководители практики от выпускающей кафедры и от предприятия. Полномочия комиссии делегируются заведующим кафедрой на основании распоряжения.

4. Форма и содержание отчетности определяются рабочей программой практики.

5. Заключительный этап завершается подведением итогов практики по результатам защиты каждым студентом отчета о проделанной работе. По результатам зачета по практике и защиты КП, оценки эффективности и качества работы студента, в зачетную книжку и зачетную ведомость ставятся оценки по практике и КП. Запись в зачетную книжку производит руководитель практики от кафедры.

6. Студенты, не выполнившие индивидуальное задание по практике по уважительной причине, направляются на практику повторно в свободное от учебы время.

7. Принятие мер к студентам, не выполняющим задание, осуществляется в соответствии с уставом вуза.

8. По результатам зачетов по преддипломной практике делается вывод о допуске студента к дипломному проектированию.

9. Руководитель практики кафедры принимает от руководителей практики студентов отчет о производственной практике, разрабатывает мероприятия по улучшению и совершенствованию проведения практики института.

10. Организуется хранение на кафедре не менее одного года отчетов студентов и журналов по практике.

11. Общий анализ и оценка результатов практики студентами.

12. Разработка методических указаний и программ по организации и проведению практики на кафедре, согласование их с предприятиями и предоставление их в ОПТС.

13. По результатам анализа выпускающими кафедрами могут быть внесены предложения о внесении изменений в рабочие программы практики, об изменении мест проведении практики по ООП.

14. Работа преподавателей и руководителей практики кафедры за руководство практики студентов обучающихся на контрактной основе оплачивается отдельно. Для этого необходимо подготовить по определенной форме и подать в определенные сроки соответствующие списки в ОПТС (Приложение 9).

Служебные записки об оплате подаются руководителями практик от выпускающей кафедры в осеннем семестре – c 1 по 15 января, в весеннем семестре – c 1 по 15 июня. Виза отдела практики и трудоустройства студентов обязательна.


4.3. Студенты
Подготовка к проведению практики
1. Поиск будущего места практики по желанию (не позже чем за месяц до начала практики).

Обзвон предприятий по контактным телефонам (предоставляются ответственными руководителями практики по кафедре, должны быть приведены на сайте отдела ОПТС). Рассылка резюме по электронной почте.

Посещение предприятий, участие в проводимых экскурсиях, прохождение интервьюирования с представителями предприятий.

2. Своевременное выполнение всех указаний выпускающей кафедры.

3. Участие в организационных собраниях по вопросам практики.

4. Оформление письма с предприятия о предварительной договоренности принять определенного студента на практику с указанием предполагаемого консультанта от предприятия (Приложение 10).

5. Оформление заявления от студента о предварительной договоренности с будущим руководителем практики от кафедры (Приложение 11).
Организационное обеспечение планирования практики по месту его проведения
1. Участие в организационном собрании перед началом практики.

2. Закрепление за студентом руководителя от выпускающей кафедры.

3. Закрепление за студентом места практики.

4. Закрепление за студентом консультанта от предприятия.

5. Выдача студентам журналов по практике (или заменяющих их электронную форму) для его заполнения в течение всего процесса практики (порядок ведения изложен в самом журнале).

6. Выдача студентам перечня календарных мероприятий на семестр по практике (Приложение 2).

7. Информирование студентов о порядке получения пропусков на предприятия и расписание их прибытия на практику.

8. Подготовка договоров и приложений для заключения их с предприятиями (по форме (Приложение 5, 6).

9. В случае настойчивого желания студента о смене места практики или руководителя, последнее должно обуславливаться:


    • заявлением на имя заведующего выпускающей кафедрой с визой руководителя практики кафедры и руководителя практики студента;

    • анализом мотивации (конфликтная ситуация, невнимание или недогрузка, низкая оплата, бесперспективность предложенной тематики и проч.);

    • наличием свободных рабочих мест.

10. При необходимости оформить студенту форму допуска, он должен заполнить соответствующие документы (Приложение 12) и переслать их по электронной почте руководителю практики на кафедре.

11. При прохождении практики на предприятии, этап предполагает также приём студентов на предприятии, включая:



    • получения студентами пропусков;

    • проведение организационного собрания;

    • проведение ознакомительной экскурсии;

    • назначение консультантов практики студентов от предприятия.


Организационно-методическое сопровождение выполнения практики
1. Своевременно явиться к началу практики по месту её прохождения.

2. Присутствовать на организационном собрании по практике на предприятии.

3. Пройти инструктаж по технике безопасности и режиму работы.

4. Получение учебно-методической документации (журнала практики, программы практики, и т.п.).

5. Получение каждым студентом индивидуального задания по практике и курсовому проектированию, соответствующего рабочей программе практики выпускающей кафедры с учетом вида и сроков практики.

6. Утверждение индивидуального задания с руководителем практики студента от кафедры.

7. Разработка технического задания.

8. Посещение факультативных курсов лекций с записью в журнал по практике.

9. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка предприятия.

10. Изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

11. Участвовать в рационализаторской и изобретательской работе.

12. Выполнять здания по общественно-политической практике, активно участвовать в общественной жизни коллектива предприятия.

13. Нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками

14. Вести журнал практики, в который записывать основные моменты в работе, тезисы лекций и бесед с руководителем и консультантами, результаты выполненной работы, указывать рабочее место, пункты выполнения технического задания.

15. Выполнить систематизацию, анализ и обобщение научно-технической информации по теме дипломного проекта.

16. Уточнить техническое задание на разработку проекта по выбранной тематике

17. Выполнение заданий, предусмотренных программой практики.

18. Еженедельно посещать консультации руководителя практики.

19. Журнал по практике должен предоставляться консультанту практики от предприятия и руководителю от кафедры для просмотра и визирования не реже одного раза в неделю.

20. Необходимо предоставить на выпускающую кафедру информацию о темах практики и курсовых проектов. Темы рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры. Процесс завершается выпуском распоряжения по кафедре по форме (Приложение 3).

.

Оценка результатов практики
1. По окончании практики студент-практикант составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики. Отчет о практике должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе, включая:


    • задание;

    • календарный план;

    • отчет по практике;

    • отзыв консультанта и руководителя.

. Оптимальный объем отчета 10-12 страниц машинописного текста. Для его оформления студенту выделяется в конце практики 3-5 дней.

2. Форма и содержание отчетности определяются рабочей программой практики.

3. Защитить отчет и сдать зачет по практике.

4. Заключительный этап завершается подведением итогов практики по результатам защиты каждым студентом отчета о проделанной работе. По результатам зачета по практике и защиты КП, оценки эффективности и качества работы студента, в зачетную книжку и зачетную ведомость ставятся оценки по практике и КП. Запись в зачетную книжку производит руководитель практики от кафедры.

5. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно на практику. В отдельных случаях ректор может рассматривать вопрос о дальнейшем пребывании студента в высшем учебном заведении. Такие студенты могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность.

6. Студенты, не выполнившие индивидуальное задание по практике по уважительной причине, направляются на практику повторно в свободное от учебы время.

7. Принятие мер к студентам, не выполняющим задание, осуществляется в соответствии с уставом вуза.

8. По результатам зачетов по преддипломной практике делается вывод о допуске студента к дипломному проектированию.


4.4. Предприятия
Подготовка к проведению практики
1. Заявки от предприятий на практикантов оформляются в виде письма.

На основании полученных заявок выпускающая кафедра готовит распределение студентов на практику.

2. Представители предприятий приглашаются на организационные собрания по вопросам практики, на которых они должны донести до студентов следующее:


    • информацию об особенностях предприятия;

    • информацию о тематиках практик;

    • информацию об организации экскурсий на предприятие.

3. Консультирование студентов по телефону, электронной почте, проведение интервьюирования, организация экскурсий на предприятие.

4. Организовать выдачу писем с предприятий о предварительной договоренности принять определенных студентов на практику с указанием предполагаемых консультантов от предприятия (Приложение 10).

5. Принять участие в обсуждении с руководителем практики выпускающей кафедры по вопросам разработки или модернизация программы практики и календарного плана на ближайший учебный семестр.

6. Сообщить руководителю практики кафедры о необходимости наличия формы допуска у студентов изъявивших желание проходить практику на данном предприятии.

7. Обеспечить выполнение требований стандартов МИЭТ и программ практики выпускающих кафедр на предприятии.
Организационное обеспечение планирования практики по месту его проведения
1. Ответственность за организацию практики на предприятии, в учреждении и организации возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации.

Общее руководство практикой студентов возлагается приказом руководителя предприятия, учреждения, организации на одного из руководящих работников или высококвалифицированных специалистов.

2. Непосредственное руководство производственной практикой студентов в цехе, отделе, лаборатории и т.п. возлагается приказом руководителя предприятия, учреждения, организации на высококвалифицированных специалистов указанных структурных подразделений.

3. Назначить студентам консультантов от предприятия.

4. Оформить студентам к началу практики пропуска на проход.

5. По результатам распределения студентов ежегодно предприятия заключают договоры с МИЭТ, принимающими студентов на практику впервые (Приложение 5), либо оформляются Приложения к долгосрочным договорам (Приложение 6).

6. Участие представителей предприятия в организационных собраниях кафедр для студентов по вопросам прохождения практики.

7. Для оформления пропусков к договору прилагаются списки студентов. Списки студентов для направления их на конкретные предприятия подготавливаются кафедрами. Списки студентов, которые имеют форму допуска, оформляются отдельно и имеют в строке подписей визу первого отдела. На эти списки ставится печать первого отдела (Приложение 7). Списки студентов, которые не имеют формы допуска, также оформляются отдельно и не имеют в строке подписей визу первого отдела. На эти списки ставится печать МИЭТ (Приложение 8).


Организационно-методическое сопровождение выполнения практики
1. Проведение водных занятий для новых практикантов.

2. Проведение ознакомительной экскурсии по предприятию.

3. Проведение инструктажа по охране труда и техники безопасности: вводный и на рабочем месте с оформлением установленной документации, в необходимых случаях проводят обучение студентов-практикантов безопасным методам работы.

4. Обеспечивают студентов на время прохождения практики бесплатной защитной одеждой, спецобувью и индивидуальными средствами защиты по нормам, установленным для соответствующих работников данного предприятия, учреждения и организации, за счет средств этого предприятия, учреждения, организации.

5. Распределение практикантов по местам практики, обеспечивающих наибольшую эффективность прохождения практики. Обеспечение их необходимым рабочим оборудованием и учебно-методической документацией.

6. Согласование с выпускающей кафедрой календарного плана на все виды практик с указанием, в каких местах (лабораториях, отделах и т.д.), сколько времени и на каких рабочих местах будут работать студенты.

7. Получение каждым студентом индивидуального задания на предприятии, соответствующего рабочей программе практики выпускающей кафедры с учетом вида и сроков практики, и применительно к цехам, в которых будут работать студенты. Индивидуальные задания студентов должны быть связаны с реальными процессами подразделения, в котором они проходят практику, или с задачами «владельцев» процессов и должны быть ориентированы на темы будущих дипломных проектов. Отдельным пунктом индивидуального задания на производственную практику является задание на курсовую работу, которая должна являться составной частью будущего дипломного проекта.

8. Организация и проведение практики студентов в соответствии с Положением и программами практики. Осуществление выполнения всей текущей работы по организации и проведению практики.

9. Создают необходимые условия для получения студентами в период прохождения практики знаний по специальности.

10. Предоставляют студентам-практикантам возможность пользоваться имеющей литературой, технической и другой документацией.

11. Соблюдение календарных сроков прохождения практики.

12. Текущий контроль консультантами практик от предприятия выполнения календарного плана студентами.

13. Консультирование практикантов, оказание помощи в подборе материалов для курсовых и дипломных проектов.

14. Обеспечивают и контролируют соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего и трудового распорядка, установленных на данном предприятии, в учреждении, организации, в том числе и времени начала и окончания работы.

15. В период прохождения практики за студентами-стипендиатами, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики, сохраняют право на получение стипендии. Оплата труда студентов в период практики при выполнении ими производственного труда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли, а также в соответствии с договорами, заключаемыми высшими учебными заведениями с организациями различных организационно-правовых форм.

16. На студентов, принятых в организациях на должности, распространяется Трудовой кодекс Российской Федерации, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми сотрудниками.

17. В случаях нарушения трудовой дисциплины (опоздания на работу, самостоятельный уход с предприятия и т.п.) руководители практики от предприятия должны информировать руководителя практики от университета для пресечения подобных случаев. Руководитель практики от предприятия имеет право наложить на нарушителя административное взыскание: замечание, предупреждение или выговор в приказе по цеху или по предприятию. В случае грубых или повторных нарушений трудовой дисциплины предприятие имеет право отстранить студента с соответствующим извещением ректора университета.

18. Несут полную ответственность за несчастные случаи со студентами, проходящими производственную практику на данном предприятии.

19. Руководитель практики от предприятия осуществляет организационное и научно-техническое руководство практикой студентов, в т.ч.:


    • в первый день прибытия студента в подразделение проводит беседу со студентом; рассказывает ему об истории предприятия и данного подразделения; узнает об интересах студента;

    • обеспечивает студента рабочим местом;

    • проводит инструктаж по охране труда и технике безопасности на рабочем месте и несет ответственность за соблюдение студентами соответствующих правил;

    • предлагает тему практики и курсового проекта в соответствии со специализацией студента для утверждения их на выпускающей кафедре;

    • составляет индивидуальный план работы студента (укрупненный и детализированный с указанием сроков выполнения) и записывает его в журнал по практике;

    • создает необходимые условия для выполнения студентом индивидуального задания;

    • консультирует и обучает студента по всем вопросам, связанным с выполнением задания;

    • обсуждает полученные студентом результаты;

    • оказывает помощь в подборе литературы, предоставляет студенту возможность пользоваться имеющейся в подразделении литературой и документацией;

    • оказывает помощь в подборе материалов для выполнения задания;

    • осуществляет контроль посещения студентом практики и выполнения им индивидуального задания; в случае отставания студента или пропуска им практики сообщает об этом на выпускающую кафедру;

    • по согласованию с руководителем практики от выпускающей кафедры может корректировать задание;

    • контролирует заполнение студентом журнала по практике;

    • способствует выплате денежного вознаграждения за полезный труд студента;

    • дает рекомендацию студенту для участия в научно-технической конференции, помогает подготовиться к ней;

    • реализует воспитательную функцию: помогает студенту адаптироваться в незнакомом коллективе, учит его профессиональной этике, ответственности и др.;

    • помогает студенту подготовиться к зачету по практике и защите курсового проекта;

    • составляет отзыв о работе студента в журнале по практике;

    • участвует в приеме зачетов по практике и защит курсовых проектов.


Оценка результатов практики
1. В конце практики консультант практики от предприятия вписывает в журнал развернутый отзыв о работе каждого студента.

2. Подготовка отчета о результатах успеваемости практикантов.

3. В состав комиссии по принятию зачета по практики студентов, как правило, входят представители предприятий. Полномочия комиссии делегируются заведующим кафедрой на основании распоряжения.

4. Присутствие консультантов на защите дипломных проектов их студентов.

5. Студенты, не выполнившие индивидуальное задание по практике по уважительной причине, направляются на практику повторно в свободное от учебы время.

6. Совместная работа с кафедрами по разработке методических указаний и программ по организации и проведению практики студентов.

7. Руководитель предприятия отвечает за проведение зачетов на предприятии, в т. ч.:


    • подготавливает расписание зачетов по практике и защит курсовых проектов на предприятии;

    • доводит информацию о расписании до сведения всех участников;

    • обеспечивает комиссии по приему зачетов зачетными ведомостями;

    • передает заполненные ведомости на выпускающие кафедры;

    • подготавливает проект отчета о работе предприятия.


Приложение 1
Образец распоряжения по выпускающей кафедре о назначении организатора практики, руководителей практики студентов и о распределении студентов

по местам практики

Распоряжение №


По кафедре_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

от_ _ _ _ _ _200_ г.

Содержание: о назначении организатора практики, руководителей практики студентов и об утверждении распределения студентов по местам практики.

Для обеспечения качественного и своевременного проведения практики студентов назначить организатором практики следующего сотрудника кафедры:

ФИО, должность

руководителями практики студентов - преподавателей кафедры по следующему списку:



п/п



Ф.И.О.

студента



Группа


Наименование

предприятия




Ф.И.О.

Руководителя практики от кафедры




1

2

3
















Заведующий кафедрой /Ф.И.О./



Приложение 2

Примерный перечень календарных мероприятий по практике

(пример – осенний семестр)
Сентябрь:

  • получение пропусков на предприятие;

  • участие в организационном собрании на предприятии;

  • прибытие на рабочее место;

  • получение задания на практику и курсовое проектирование.

Октябрь, ноябрь:

  • работа над выполнением заданий на практику и курсовой проект;

  • посещение факультативных курсов лекций;

  • ведение в соответствии с РПП журнала по практике;

  • контроль всех видов обучения;

  • посещение консультаций преподавателей.

Декабрь:

  • подготовка отчета о проделанной работе;

  • подготовка пояснительной записки к курсовому проекту;

  • зачет по практике, защита курсового проекта.


Приложение 3
Образец распоряжения по выпускающей кафедре об утверждении индивидуальных заданий по практике и тем курсовых проектов

Распоряжение №


По кафедре_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

от_ _ _ _ _ _200_ г.

Содержание: об утверждении индивидуальных заданий по практике и тем курсовых проектов.



п/п



Ф.И.О.

студента



Группа


Тема

практики



Тема курсового проекта


1

2

3













Заведующий кафедрой /Ф.И.О./


Приложение 4
Требования к рабочей программе практики
Рабочая программа практики должна содержать следующее:

  • Титульный лист.

  • Общие положения.

  • Содержание практики.

  • Требования к индивидуальному заданию на практику.

  • Требования к курсовому проекту.

  • Проведение итоговой аттестации.

  • Образцы заданий на практику и курсовой проект.

1. На титульном листе указываются:

    • вуз;

    • факультет;

    • выпускающая кафедра;

    • направления/специальности и наименования подготовки; отдельно для бакалавров, специалистов и магистров;

    • основные предприятия – партнеры (базовые кафедры).

2. В общих положениях указываются:

2.1. Особенности организации и проведения практики на данной кафедре. Цели, общие требования, процедура практики, обязанности сотрудников, участвующих в процессе практики и т. д. – определяются стандартом МИЭТ по практике П АЕСН.7.5.1.13-2006.

2.2 Виды практики, для которых предназначена программа.

2.3. Сроки проведения практики.

3. В этом разделе указываются объекты изучения и тематические направления практики в соответствии со специальностью.

4. Необходимо указать особенности составления индивидуального задания на практику, а также перечень основных и вспомогательных вопросов, которые включаются в задание.

5. Этот раздел включается в РПП при условии наличия курсовых проектов в учебных планах. Раздел содержит описание особенностей заданий и содержания КП по данной специальности, требования к объему, содержанию и оформлению пояснительной записки к КП и графической части КП.

6. В разделе указываются особенности проведения итоговой аттестации:



    • предварительное обсуждение результатов,

    • сроки проведения аттестации,

    • перечень материалов к зачету и требования к ним (в том числе – к отчету по практике).

7. В РПП обязательно должны быть приведены образцы заданий на практику и курсовой проект.

РПП должна быть согласована с председателем методической комиссии факультета, предприятием – партнером (партнерами) и базовой кафедрой.

РПП подписывают: заведующий выпускающей кафедрой и декан факультета.

Приложение 5
Договор на проведение практики студентов

Г. Москва

от « » г.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)», именуемое в дальнейшем Университет, в лице Ректора МИЭТ Чаплыгина Ю.А. действующего на основании Устава, с одной стороны, и _________________________, именуемое в дальнейшем Организация, в лице ____________________________ действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:



1. Предмет договора

Стороны принимают на себя обязанности по организации практики студентов на условиях, предусмотренных настоящим договором.



2. Обязанности сторон

2.1. Организация обязуется:



  • предоставлять Университету места для проведения всех видов практик в соответствии с Приложениями к настоящему Договору;

  • назначить квалифицированных специалистов для руководства практикой;

  • создать необходимые условия для выполнения студентами программы практики, обеспечить соблюдение ими правил внутреннего распорядка и техники безопасности;

  • предоставить студентам возможность ознакомиться с организацией работ в подразделениях и участвовать в их производственной деятельности, выполняя конкретные задания на рабочих местах.

2.2. Университет обязуется:

  • назначить квалифицированных специалистов из числа преподавателей выпускающих кафедр для руководства практикой;

  • до начала практики направить Организации для согласования программу практики, информировать о сроках проведения практики, предоставить списки проходящих практику студентов;

  • направить в Организацию студентов в сроки, предусмотренные для прохождения практики;

  • проводить необходимые организационные мероприятия по выполнению программы практики.

3. Ответственность сторон

3.1. Все споры, возникающие между сторонами по настоящему договору, разрешаются в установленном порядке.

3.2. Стороны несут ответственность за ненадлежащее выполнение принятых обязательств в соответствии с действующим законодательством.

4. Срок и условия действия договора

4.1. Срок действия договора:

Начало ______________ г.

Окончание ______________ г.

4.2. Договор вступает в силу после его подписания сторонами.

4.3. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится в Университете, а другой - в Организации.


5. Юридические адреса и подписи сторон.

Университет

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»

124498, Москва, Зеленоград, проезд 4806, д.5.


Организация


Подписи

Университет _______________

М.П.

Организация ______________

М.П.

Визы согласования:

Зав. кафедрой

ОПТС


Приложение 6
ПРИЛОЖЕНИЕ

к договору от .


Календарный план прохождения практики студентов МИЭТ

в ____________________________

на ________ года




Специальность

Количество студентов-практикантов

Наименование практики

Объем практики

Сроки прохождения



































Подписи
Университет _______________

М.П.


Организация ______________

М.П.


Визы согласования:

Зав. кафедрой

ОПТС


Приложение 7


Приложение 8


Приложение 9

Начальнику ЦЭУП

Титовой Н.А.

от зав. кафедрой ___________

_________________________

Служебная записка

Прошу оплатить работу руководителей и ответственных за организационно-методическое руководство _________________________практикой на кафедре ________________ в 1(2) семестре 200__/200__ учебного года. Объем __________________________практики __________недель, сроки проведения практики _________________.


Ф.И.О. руководителя

Ф.И.О. студента

Группа

Количество часов




1

2

3













1

2

3


































ИТОГО


____человек






Организационно- методическое обеспечение ________________________практикой - ____________________________ (Ф.И.О. ответственного по кафедре)


(Дата)

Зав. кафедрой _________________________


Визы:

Начальник ОПТС ______________________ (Марамыгина Е.И.)


Приложение 10



Фирменный бланк

Зав. кафедры ____________________



Ф.И.О. .

Компания _________________ просит распределить на предприятие студента группы ______ Ф.И.О. для прохождения производственной практики, курсового и дипломного проектирования.

Материалами по специальности _____________________________________владеем.

Соблюдение техники безопасности гарантируем.

Предполагаемый консультант на предприятии – должность, Ф.И.О. .

Должность

Название компании Ф.И.О.

М.П.
Приложение 11


Зав. кафедры _____________________



Ф.И.О. .

от студента группы _____



Ф.И.О. .

Заявление

Прошу распределить меня для выполнения курсового проекта и прохождения практики на предприятие _______________.

Предполагаемый руководитель от кафедры – Ф.И.О. .



дата
Руководитель от кафедры Ф.И.О. .
Студент Ф.И.О. .
Приложение 12
ИНСТРУКЦИЯ

по подаче служебной записки и списков

на оформление студентам формы допуска


  1. Служебная записка о необходимости оформления допуска и списки студентов на оформление допуска подаются от кафедр в 1-ый отдел МИЭТ в печатном виде в одном экземпляре (электронный вид данной инструкции по адресу http://opts.miet.ru/practice/tutors/fd_instr.doc).

  2. Служебная записка о необходимости оформления допуска, оформляется по утвержденной форме (см. приложение 1; электронный вид формы по адресу http://opts.miet.ru/practice/tutors/fd_p1.doc).

  3. Список студентов, подлежащих допуску к секретным сведениям по МИЭТ, оформляется в Microsoft Office Excel по утвержденной форме (см. приложение 2; электронный вид формы по адресу http://opts.miet.ru/practice/tutors/fd_p2.xls).

  4. Срок рассмотрения списка на оформление формы допуска студентам 1-ым отделом и утверждения его ректором занимает до месяца.

  5. Рекомендуемыми сроками подачи списков на оформление формы допуска студентам в 1-ый отдел являются декабрь и май.

  6. Для единичных случаев, для студентов, которых не было возможности включить в список на оформление формы допуска в рекомендованное сроки подачи, разрешается подавать список на оформление формы допуска в течении учебного года.

  7. Для оформления формы допуска, даже для одного студента, используется только утвержденная форма (см. приложение 2).

  8. Форма допуска №3 может быть оформлена только для студентов с российским гражданством.

  9. Форма допуска №3 должна оформляется только для тех студентов, которые направляются на практику на режимные предприятия (а также НИИ ВС и СУ, Лаборатории МИЭТ).

  10. Список режимных предприятий, для прохождения практики на которых требуется оформление студентам формы допуска №3, приведен на сайте отдела ОПТС в разделе Преподавателям (http://opts.miet.ru/practice/tutors/forma_dopuska.php).

  11. Перед подачей списка на оформление допуска студентам, необходимо уточнить в 1-ом отделе информацию о наличие или отсутствии допуска у интересующих студентов.

ИНСТРУКЦИЯ

по заполнению списка для оформления студентам формы допуска


  • Поля раздела «УТВЕРЖДАЮ» не заполняются. Дату утверждения вписывает ректор на момент подписания списка.

  • Поле «Список №» не заполняется. Номер списку присваивает 1-ый отдел.

  • В полях колонки «№№ п/п» указывается порядковый номер студента по списку.

  • В полях колонки «Фамилия Имя Отчество» указывается полное ФИО студента без сокращений (например: Иванов Иван Иванович).

  • В полях колонки «Число, месяц, год и место рождения» указывается дата рождения в формате дд.мм.гггг и место рождения (например: 01.04.1989, Моск. обл., г. Клин).

  • В полях колонки «Гражданство» указывается гражданство студента (например: РФ).

  • В полях колонки «Место работы и должность» указывается номер группы студента (например: МП-42).

  • В полях колонки «Место жительства» указывается фактический адрес проживания студента с названием города, улицы, номера дома и квартиры (например: Зеленоград, ул. Юности, д. 9-323).

  • В полях колонки «Откуда и куда прибыл» указывается город или область, откуда прибыл студент (например: родился в Москве; прибыл из орловской области).

  • В полях колонки «Оформляется на должность» указывается должность, на которую оформляется студент (например: практикант).

  • Поля колонки «Где и когда был за границей» не заполняются.

  • Поля колонки «Примечание» не заполняются.

  • Поле подписи «Начальник 1-го отдела» заполняется 1-ым отделом.

  • Поле подписи «Заведующий кафедрой» должно содержать название кафедры, от которой подается список, фамилию заведующего кафедры и его роспись.

Приложение 1
Начальнику 1-го отдела

Лапину В.Л.

Служебная записка

В связи с планируемым прохождением практики студентами факультета _______ на режимных предприятиях, прошу оформить допуск по 3-ей форме следующим студентам (список прилагается).

Руководитель практики кафедры ____ _______________

Приложение 2







Смотрите также:
Методическое пособие Утверждено редакционно-издательским советом института Москва 2009 (076. 5) П88
378.58kb.
1 стр.
Инженерная психология
202.18kb.
1 стр.
Практикум по психолого педагогическим курсам утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
1483.38kb.
6 стр.
Урок Архитектура города 10 Урок Архитектурные стили 13 Урок Профессии строительного бизнеса 16 Урок Собственность 25
1296.58kb.
8 стр.
Н. Г. Чернышевского методическое пособие Саратов 2003 Методическое пособие
2896.54kb.
18 стр.
Учебное пособие Саратов 1999 ббк г одобрено редакционно-издательским советом сюи мвд РФ галиакбаров Р. Р
926.15kb.
3 стр.
Методическое пособие Ростов-на-Дону 2009 год ббк 78. 37 Р 13
129kb.
1 стр.
Технология работы школьной библиотеки. (Инструктивно-методические материалы и учётные формы) Главный редактор к п. н. Б. Н. Сизов
445.62kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие Издание третье, исправленное и дополненное Хабаровск, 2003 ~ Одобрено методическим советом института 68
490.87kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для курсового проектирования Барнаул 2009 (072) Скребковые конвейеры: Учебно-методическое пособие для курсовогоо проектирования / Сост.: И. Л. Новожилов, В. Н. Самородова, Барнаул, 2009. 25 с
403.45kb.
2 стр.
Учебно-методическое пособие Москва 2012 ббк 65. 5 Р 60 Утверждено рис ученого совета Российского университета
2859.39kb.
15 стр.
Учебно-методическое пособие Москва Издательство мгту им. Н. Э. Баумана 2009
259.14kb.
6 стр.