Главная
страница 1
Третьякова С.Ю.
Программа элективного предмета в 11 классе.
« Русская литература конца ХХ начала ХХI века.»
Пояснительная записка.

Хронологические рамки изучаемой в рамках элективного курса литературы 1985 -2007 (включая произведения написанные в конце 1960-1970 гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х).

В процессе изучения данного предмета учащиеся расширяют свои знания о русской литературе. Динамичность развития современной литературы и оперативность литературной критики требуют овладения приёмами быстрого поиска информации, в том числе получение этой информации из интернетовских литературных сайтов, что актуально для современных школьников.

Программой предусматривается большое количество семинарских и практических занятий. На данных занятиях отрабатывается умение учащихся выбирать адекватный литературоведческий инструментарий для оценки литературного произведения, умение самостоятельно формулировать собственное мнение.

В современной литературе наблюдается сосуществование трех художественных методов: реализма, модернизма, постмодернизма. Именно художественный метод и был взят за основу при характеристике современной литературной ситуации.

Курс рассчитан на 34 часа.


Цель предмета.
Сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий и умение ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире современной литературы.

Задачи предмета:

  • Расширение и углубление знаний по истории русской литературы ХХ-ХХI веков.;

  • Углубление знаний по теории литературы, овладение литературоведческим категориями, в которых осмысливается современная художественная литература (интертекст, деконсрукция, симулякр, гипертекст и др.);

  • Формирование начальных навыков литературно-критической работы (написание рецензии, эссе).

  • Развитие навыков работы со справочной литературой.



Учебно-тематический план.




Тема

Кол.

часов

Вид

деятельности

Форма контроля

1.


Введение.

Современный литературный процесс



2ч.

Лекция.


Конспект лекции

2.

Судьба реализма в условиях современной жизни.

1ч.

Урок-конференция

Доклады и сообщения учащихся.

3.

Религиозная проза

2 ч.

Лекция,

практическое занятие.



Конспект лекции,

сообщения учащихся.



4.

Художественная публицистика

2 ч.

Лекция,

практическое занятие.



Конспект лекции, художественный пересказ,

сочинение-рецензия.




5.

Женская проза

3 ч.

Лекция, практическое занятие, читательская конференция.

Конспект лекции,

сообщения учащихся.





6.

Неореализм

2 ч.

Лекция, практическое занятие.

Художественный пересказ.

7.

Натурализм

2 ч.


Лекция,

практические занятия



Конспект лекции

8.


Модернизм



5ч.

Лекция, семинар, практические занятия

Конспект лекции,

доклады учащихся.



9.

Постмодернизм

5 ч.

Лекция, семинар, практические занятия, читательская конференция.

Конспект лекции,

доклады учащихся,

художественные пересказы.





10.

Современная драматургия

1ч.

Лекция с элементами беседы

Конспект лекции.






11.

Современная поэзия

3 ч.

Лекция, практические занятия.

Конспект лекции,

Анализ поэтического текста.



12.

Пробуем перо.

1 ч.

Творческая мастерская

Поэтические опыты учащихся. Выпуск журнала «Лира».


13.

Литература 21 века

4 ч.

Лекция, практические занятия.. читательская конференция.

Сообщения учащихся

14.

Заключительное занятие.

1 ч.

Практическое занятие

Тестирование.


Содержание тем.
Тема 1: «Современный литературный процесс» ( 2 часа).
Общая характеристика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века. Художественный метод. Судьба реализма в современных условиях. Религиозная проза. Художественная публицистика. Женская проза. Понятие о модернизме и постмодернизме. Условно-метафорическая проза. Иронический авангард. Современная драматургия. Современная поэзия. Литература ХХI века.
Тема 2: «Судьба реализма в условиях современной жизни.» ( 1 час).
Современные дискуссии о реализме.
Тема 3: «Религиозная проза» (2 часа).

Общая характеристика религиозной прозы. Особый тип героя. В.Алфеева («Джвари»), О.Николаева («Инвалид детства»), А.Варламов («Рождение»), Ф.Горенштейн («Псалом»). «Роман-миссия».



Тема 4: «Художественная публицистика» ( 2 часа).

Общая характеристика художественной публицистики. Рассказ Б. Екимова «Фетисыч».



Тема 5: «Женская проза» ( 3 часа).

Общая характеристика и особенности женской прозы. Людмила Улицкая. Обзор романа «Казус Кукоцкого». «Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Психологический мир героев и «бытовой» фон. Экзистенциональная проблематика рассказа. Повествовательная перспектива. Трагедия как фарс в художественном мире Л.Петрушевской. Произведения В.Токаревой, Л. Улицкой , М.Вишневецкой и др. ( по выбору учащихся).



Тема 6: «Неореализм» (2 часа).

Общая характеристика неореализма. О. Павлов – теоретик неореализма. Рассказ «Конец света». Произведения О. Павлова, С.Василенко, В.Отрошенко и др.(по выбору учащихся).

 Тема 7: «Натурализм»( 2часа).

Общая характеристика натурализма и его представители. Пространство социального зла в произведениях натуралистов. Армейская тема. Произведения О.Ермакова, С.Дышева , Ю. Полякова и др. (по выбору учащихся)


Тема 8: «Модернизм» ( 5 часов).
Общая характеристика модернизма. Особенности русского модернизма. Условно-метафорическая литература. Т. Толстая .Роман «Кысь». Общий обзор. Рассказ «Факир». Амбивалентность хронотопа., цикличность времени, метафорическая насыщенность предметного мира. Контраст культурных миров героев. Эмпирический мир и мир творческого воображения в рассказе. Иронический авангард. С. Довлатов «Номенклатурные полуботники». Биография как литературный факт. Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С Довлатова. Искусство Довлатова-рассказчика. Экзистенциальные аспекты проблематики рассказа. Произведения Л.Латынина , С.Довлатова, Е.Попова, М.Веллера и др. (по выбору).
Тема 9: «Постмодернизм» ( 5 часов).
Постмодернизм как художественный метод современной литературы. Симулякр. Тотальная цитатность. (интертекстуальность, центонность). использование приемов коллажа. Соц-арт. Концептуализм. Фэнтези, Ремейк. Сюрреализм. Произведения В.Нарбиковой , В. Пелевина, В.Сорокина , Ю.Мамлеева, Б. Акунина и др. (по выбору). В. Ерофеев. «Москва- Петушки». Автор и герой, речевой портрет героя. Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме. Сюжет поэмы: ассоциативно –лирический способ связи фрагментов. В.Маканин «Кавказский пленный». Антигероическое изображение войны в рассказе. Мотив красоты. Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский). Роман Б. Акунина «Коронация». Исторический фон и условно-литературная реальность в романе. Трансформация сюжетной схемы детектива в романе «Коронация». Функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.). Литературная критика о романе «Коронация».
Тема 10: «Современная драматургия» ( 1 час).
Позиции постмодерна в современной драматургии. Пьесы Н.Садур, Е. Гришковца ,

Л. Петрушевской и др. (по выбору).


Тема 11: «Современная поэзия» ( 3 часа).
Реализм и постреализм в современной поэзии. Концептуализм. Метареализм . Поэзия иронистов. Поэзия «куртуазных маньеристов». Поэзия Н.Горлановой, И.Евса, О.Николаевой , Т.Бек, Д.Пригова, О.Седаковой, И.Жданова, И.Иртеньева, В.Вишневского, В.Степанцова, В.Пеленягрэ,,А.Еременко, А.Парщикова и др.Тимур Кибиров . Поэтика палимпсеста в поэзии Т. Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония.
Тема 12: «Пробуем перо» ( 1 час).
Творческие опыты учащихся. Выпуск альманаха «Пробуем перо».

Тема 13: «Литература 21 века» ( 4 ч.).
Общая характеристика русской литературы ХХI века. . Авангардная литература. Жанр «киберпанк». Особенности реализма в литературе ХХI века. . Традиционная литература. Особенности современной поэзии. Обзор произведений А.Волоса, А.Геласимова. С.Шаргунова, З. Прилепина, А. Иванова , Н. Байтова, В. Нарбиковой. и других авторов. Основные темы, проблемы, герои.
Тема 14: «Заключительное занятие» ( 1 ч.).

Заключительное тестирование по изученному курсу.



Методические рекомендации к темам.
Тема 1: «Современный литературный процесс» (2 часа).
Цель: познакомить учащихся с литературным процессом конца ХХ начала ХХI века.

Задачи:

- вызвать у учащихся интерес к предмету.

- развить умение конспектировать.
Оборудование:

выставка книг , рекомендованных для учащихся.



Ход занятия:
В процессе лекции учащиеся знакомятся с общей характеристикой литературного процесса конца ХХ начала ХХI века.
Д/з. Подобрать материал по теме «Судьба реализма в условиях современной жизни» .
Тема 2: «Судьба реализма в условиях современной жизни» ( 1 час).
Цель: развить умение «добывать» знания самостоятельно, аргументировать собственное мнение.
Задачи:

- развить навыки работы с интернетом, научной литературой;



Оборудование:

Сообщения учащихся.



Ход занятия:
Создаётся модель научной конференции. Учащиеся, представители различных литературных журналов, выступают выступают с докладами и сообщениями на тему «Судьба реализма в современных условиях».
Д/ з. Прочитать по выбору одно из произведений писателей-представителей религиозной прозы. В.Алфеева «Джвари», О.Николаева «Инвалид детства», А.Варламов «Рождение», Ф.Горенштейн «Псалом» и др., подготовить сообщение (по выбору) о прочитанной книге.

Тема 3: «Религиозная проза» (2 ч.)

Цель: изучить особенности религиозной прозы.
Задачи:

- познакомиться с особенностями творчества писателей, , представителей

«религиозной прозы»;

- развить умение и навыки конспектирования лекции;

- развить навыки работы с интернетом, научной и справочной литературой.

Оборудование:

тексты произведений.



Ход занятий:

1.1.Лекция учителя об особенностях «религиозной прозы», писателях- представителях данного направления в литературе.

1.2. Читательская конференция . Учащиеся выступают с сообщениями о произведениях представителей религиозной прозы.

Д/ з. Прочитать по выбору одно из произведений писателей- публицистов.



Тема 4: «Художественная публицистика» ( 2ч.)

Цель: изучить особенности художественной публицистики.
Задачи:

- развить умение работы с текстами;

- развить умение и навыки конспектирования лекции;

- развить навыки художественного пересказа.



Оборудование:

Текст рассказа. «Фетисыч».



Ход занятия:


    1. В процессе лекции учащиеся знакомятся с особенностями художественной публицистики, как эволюции деревенской прозы.

    2. Практическое занятие по рассказу Б. Екимова «Фетисыч».

Д/ з. Прочитать по выбору учащихся одно из произведений представительниц женской прозы. Написать сочинение-рецензию на рассказ Б. Екимова «Фетисыч».



Тема 5: «Женская проза» (3ч.)

Цель: изучить особенности женской прозы.
Задачи:

- развить умение работы с текстами;

- развить умение и навыки конспектирования лекции;

- развить навыки художественного пересказа.


Оборудование:

тексты произведений.



Ход занятий:

1.1. В ходе лекции учащиеся знакомятся с именами писательниц, представителей «женской прозы»,основными темами, охватывающими их творчество, образами типичных героев.

1.2. На практическом занятии проводится анализ рассказа «Дама с собаками». Рассматриваются психологический мир героев и «бытовой» фон, проблематика рассказа, повествовательная перспектива. Делается вывод о трагедии как фарсе в художественном мире Л. Петрушевской.

1.3. Поводится читательская конференция . Учащиеся выступают с сообщениями о произведениях В.Токаревой, Л. Улицкой , М.Вишневецкой и др. ( по выбору учащихся).

Д / з. Прочитать одно из произведений О. Павлова, С Василенко, В. Отрошенко и других писателей – неореалистов (по выбору учащихся).

Тема 6: «Неореализм» (2 ч.)

Цель: изучить особенности неореализма.

Задачи:

- развить навыки работы с текстом;

-развить умение и навыки конспектирования.

Оборудование:

тексты произведений.


Ход занятий:

1.1. В ходе лекции учащиеся знакомятся с общей характеристикой неореализма. О. Павловым как теоретиком неореализма. Проводится обзор произведений О. Павлова, С.Василенко, В.Отрошенко и др.(по выбору учителя).

1.2. Практическое занятие по рассказу О. Павлова «Конец света». Анализ текста.
Д/з. Прочитать рассказ О.Павлова. «Записки из-под сапога».
 Тема 7: «Натурализм» (2 ч.)

Цель: изучить особенности натурализма.

Задачи:

- развить навыки работы с текстом;

-развить умение и навыки конспектирования.

Оборудование:

тексты произведений.


Ход занятий:


    1. Лекция учителя об общей характеристике натурализма и его представителях. Пространство социального зла в произведениях натуралистов. Армейская тема. Обзор произведений О.Ермакова, С.Дышева , Ю. Полякова и др. (по выбору учителя).

    2. Практическое занятие по рассказам О.Павлова. «Записки из-под сапога». Армейская тема в рассказах. Анализ текстов.

Д/з. Прочитать рассказ Т. Толстой «Факир», С. Довлатова «Номенклатурные полуботники».

Произведения Л. Улицкой, В. Маканина , Л.Латынина , С.Довлатова, Е.Попова, М.Веллера и др. (по выбору).

Подобрать материалы из интернетовских сайтов о писателях –модернистах.


Тема 8: «Модернизм» (5 ч.)
Цель: изучить особенности модернизма.
Задачи:

- развить умение и навыки конспектирования лекции;

- развить навыки работы с интернетом, научной и справочной литературой;

- развить навыки работы с текстом.




Оборудование:

тексты произведений;

сообщения учащихся.

Ход занятий:


    1. В процессе лекции учащиеся знакомятся с общей характеристикой модернизма, с особенностями русского модернизма. Даётся представление о направлениях внутри модернизма, об основных представителях русского модернизма.

    2. На практическом занятии рассматривается рассказ Т. Толстой «Факир». Амбивалентность хронотопа., цикличность времени, метафорическая насыщенность предметного мира. Контраст культурных миров героев. Эмпирический мир и мир творческого воображения в рассказе.

    3. На практическом занятии рассматривается рассказ С. Довлатов «Номенклатурные полуботники». Биография как литературный факт. Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С Довлатова. Искусство Довлатова-рассказчика. Экзистенциальные аспекты проблематики рассказа.

    4. Семинар по теме «Модернизм». Заслушиваются и обсуждаются доклады учащихся «Характер условности в условно-метафорической прозе», «Жанр текстов условно-метафорической прозы», «Особый хронотоп в романе Т. Толстой «Кысь», « Объекты иронии в творчестве писателей «иронического авангарда».

    5. Читательская конференция по произведениям писателей-модернистов. Учащиеся выступают с сообщениями о произведениях писателей-модернистов (по выбору учащихся).

Д/з. Прочитать произведения: В. Ерофеев «Москва- Петушки», В.Маканин «Кавказский пленный», Б. Акунин «Коронация» . Произведения В.Нарбиковой , В. Пелевина, В.Сорокина , Ю.Мамлеева и др. писателей –постмодернистов (по выбору учащихся).


Тема 9: «Постмодернизм» (5 ч.)
Цель: изучить особенности постмодернизма.
Задачи: - развить умение и навыки конспектирования лекции;

- развить навыки работы с интернетом, научной и справочной литературой;

- развить навыки работы с текстом.


Оборудование:

тексты произведений;

сообщения учащихся.

Ход занятий.

1.1 Лекция учителя о постмодернизме как методе современной литературы.Понятия о симулякре, тотальной цитатности. Использование приемов коллажа. Соц-арт. Концептуализм. Фэнтези, Ремейк. Сюрреализм. Обзор произведений писателей-постмодернистов ( В.Нарбиковой , В. Пелевина, В.Сорокина , Ю.Мамлеева, Б. Акунина и др. (по выбору учителя).


1.2. Практическое занятие по поэме В. Ерофеева «Москва- Петушки». Автор и герой, речевой портрет героя. Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме. Сюжет поэмы: ассоциативно –лирический способ связи фрагментов.

1.3. Практическое занятие по рассказу В.Маканина «Кавказский пленный». Антигероическое изображение войны в рассказе. Мотив красоты. Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский).


1.4.Семинарское занятие по роману Б. Акунина «Коронация». Чтение и обсуждение докладов: роману Б. Акунина «Коронация». Чтение и обсуждение докладов: «Исторический фон и условно-литературная реальность в романе». «Трансформация сюжетной схемы детектива в романе «Коронация». «Функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.)». «Литературная критика о романе «Коронация».

1.5. Читательская конференция по самостоятельно прочитанным произведениям писателей-постмодернистов.


Д/з. Прочитать пьесы Н.Садур, Е. Гришковца , Л. Петрушевской и др. (по выбору учащихся).

Тема 10: «Современная драматургия» (1 ч.)
Цель: изучить особенности современной драматургии.

Задачи:

- развить навыки анализа драматургических произведений.


Ход занятий.

Лекция учителя с элементами беседы о позициях постмодерна в современной драматургии. Пьесы Н.Садур, Е. Гришковца , Л. Петрушевской и др. (по выбору учителя.).


Д/з. Прочитать стихотворения поэтов конца ХХ века.

Тема 11: «Современная поэзия » (3 ч.)
Цель: изучить особенности современной поэзии.
Задачи:

- развить навыки анализа поэтического текста;

- развить навыки выразительного чтения.
Ход занятий.

1.1. Лекция учителя о современной поэзии. Реализм и постреализм в современной поэзии. Концептуализм. Метареализм . Поэзия иронистов. Поэзия «куртуазных маньеристов». Поэзия Н.Горлановой, И.Евса, О.Николаевой , Т.Бек, Д.Пригова, О.Седаковой, И.Жданова, И.Иртеньева, В.Вишневского, В.Степанцова, В.Пеленягрэ,,А.Еременко, А.Парщикова и др.


1.2.Практическое занятие по творчеству Тимура Кибирова . Поэтика палимпсеста в поэзии Т. Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония.
1.3. Практическое занятие по анализу поэтического текста. Проанализировать стихотворение одного из современных поэтов (по выбору учащихся).
Д/з. Попробовать свои силы в написании стихотворения.

Тема 12: «Пробуем перо» ( 1ч.)
Практическое занятие . Выпуск журнала «Лира» (оформление поэтических опытов учащихся).
Д/з. Прочитать произведения писателей ХХI века.
Тема 13: «Литература 21 века» ( 4 ч.)
Цель: изучить особенности литературы ХХI века.
Задачи:

- развить умение и навыки конспектирования лекции;

- развить навыки работы с интернетом, научной и справочной литературой;

- развить навыки работы с текстом.



Ход занятий.

1.1.Лекция учителя об особенностях литературы ХХI века. Авангардная литература. Жанр «киберпанк».Черты реализма в литературе ХХI века. Традиционная литература. Особенности современной поэзии. Обзор произведений А.Волоса, А.Геласимова. С.Шаргунова, З. Прилепина, А. Иванова , Н. Байтова, В. Нарбиковой. и других авторов.


1.2.Практическое занятие по произведениям неореалистов. Основные темы, проблемы, герои. Захар Прилепин, Д.Быков, С. Андреев и др.
1.3.Практическое занятие по неорелигиозной литературе. Основные темы, проблемы, герои.О. Седакова, Е. Чижова и др.
1.4.Практическое занятие по суфражистской литературе. Основные темы, проблемы, герои. (Авторы по выбору)
Д/з. Повторить изученный материал.

Тема 14: «Заключительное занятие » ( 1 ч.)
Цель: проконтролировать знания учащихся по данному курсу.
Задачи:

-проконтролировать навыки работы с тестами.


Ход занятия..

Практическое занятие . Работа с тестами по изученному курсу литературы.

Подведение итогов по курсу.

Темы для самостоятельной творческой работы.
Сочинения.

Сочинение – рецензия на рассказ Б. Екимова «Фетисыч»


Доклады.

«Характер условности в условно-метафорической прозе».

«Жанр текстов условно-метафорической прозы».

«Особый хронотоп в романе Т. Толстой «Кысь».

« Объекты иронии в творчестве писателей «иронического авангарда».

«Исторический фон и условно-литературная реальность в романе».

«Трансформация сюжетной схемы детектива в романе «Коронация».

«Функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.)». «Литературная критика о романе «Коронация».


Сообщения.
Анализ произведения… (тему формулирует учащийся).

Художественный пересказ произведения … (по выбору учащихся).



Список использованной литературы


  1. Богданова О.В. Современный литературный процесс (к вопросу о постмодернизме в рус. лит. 70-90-х гг. XX в.) : материалы к курсу «История рус. лит. XX в. (часть III)» / О.В. Богданова. – СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2001. – 252с.

  2. Большев А. Современная русская литература (1970-90-е гг.) / А. Большев, О. Васильева. – СПб. , : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та 2000. – 320 с.

  3. Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ в. /

К.Д. Гордович. – СПб. : Академия, 2000. – 320 с.

  1. Лейдерман Н.Л. Современная русская литература. Книга 3. В конце века (1986 – 1990-е годы) / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М. : Академия, 2001. – 316 с.

  2. Минералов Ю. Н. Современный литературный процесс / Ю.Н. Минералов. – М. : Наука, 2005. – 220 с.

  3. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX в. : учеб. пособие / Г.Л. Нефагина. – М. : Флинта : Наука, 2003. – 320 с.

7. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Филология».Министерство образования РФ-НФПК- М.: Вита-Пресс,2004.-112 с.
Литература для учащихся.
1. Акунин Б. Чайка / Б. Акунин // Новый мир. – 2000. – № 4 , или Акунин Б. Гамлет. Версия / Б. Акунин // Новый мир. – 2002. — № 6.

2. Астафьев В. Веселый солдат / В. Астафьев // Новый мир. – 1998. —

№ 5-6.

3. Варламов А. Рождение / А. Варламов // Новый мир. – 1995. — № 7.



4. Волос А. Маскавская Мекка / А. Волос. – М., 2003, или Шаргунов С. Ура! / С. Шаргунов // Новый мир. – 2002. - № 6, или Геласимов А. Жажда / А. Геласимов // Октябрь. – 2002. - № 5, или Денежкина И. Дай мне / И.Денежкина // proza.ru.

5. Гришковец Е. Как я съел собаку / Е. Гришковец// Зима: Все пьесы / Е.Гришковец. – М., 2006.

6. Довлатов С. «Номенклатурные полуботники» / С. Довлатов // Собр. соч. : в 4 т. — М., 2000.

7. Ерофеев В. Москва-Петушки / В.Ерофеев // Собр. соч. : в 2 т. – М., 2001. – Т. 1.

8. Ермаков О. Возвращение в Кандагар / О.Ермаков // Новый мир. – 2004. — № 2.

9. Маканин В. Лаз / В.Маканин. – Новый мир. – 1991. — № 5.; 10.

10. Нарбикова В. План первого лица. И второго / В. Нарбикова. – М., 1989.

11. Николаева О. Инвалид детства / О. Николаева // Юность. – 1991. — № 9.

12. Павлов О. Конец века / О. Павлов // Октябрь. — 1993. — № 6.

13. Павлов О. «Записки из-под сапога».

13. Пелевин В. Желтая стрела / В. Пелевин // Новый мир. – 1993. — № 7.

14. Петрушевская Л. Время ночь / Л. Петрушевская // Новый мир. – 1992. – № 2.

15. Л. Петрушевская «Дама с собаками».

16. Поляков Ю. Апофегей / Ю. Поляков // Юность. – 1989. - № 5.

17. Толстая Т. На золотом крыльце сидели, Соня, Милая Шура / Т. Толстая // Река Оккервиль / Т. Толстая. — М., 2002.

18. Толстая Т. Кысь / Т. Толстая. – М., 2002.

19.Толстая Т. «Факир»

20. Улицкая Л. Казус Кукоцкого (Путешествие в седьмую сторону света) / Л. Улицкая // Новый мир. – 2000 — № 8, 9.

И другие произведения литературы ХХ-ХХI века по выбору учащихся.

Рецензия.
Данная программа даёт возможность учителю познакомить учащихся с современным литературным процессом. Основная часть изучаемого материала лежит за рамками школьной программы, что позволит педагогу расширить литературный кругозор учащихся, заинтересовать их гуманитарным образованием.

Расширяя свои знания о русской литературе, учащиеся совершенствуют умения и навыки работы с текстом, справочной литературой, современными приёмами быстрого поиска информации, в том числе получение этой информации из интернетовских литературных сайтов. Последний вид работы пользуется у учащихся особой популярностью. Характер предложенных заданий позволяет избежать со стороны школьников бездумного копирования готовых рефератов, поскольку для выполнения этих заданий потребуется умение сгруппировать материал из нескольких источников, выразить собственное мнение.



Читательские конференции позволяют совершенствовать умения анализа текста, защиты собственной точки зрения, художественного пересказа.


Смотрите также:
Программа элективного предмета в 11 классе. «Русская литература конца ХХ начала ХХI века.»
206.5kb.
1 стр.
Тематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное
176.64kb.
3 стр.
Тема Специфика литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века
91.04kb.
1 стр.
Русская антиутопия хх-начала ХХI веков в контексте мировой антиутопии 10. 01. 01 Русская литература
839.03kb.
4 стр.
Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература конца XX начала XXI века»
35.73kb.
1 стр.
Программа курса история отечественной литературы
1105.66kb.
7 стр.
Программа элективного курса профильного обучения учащихся 10-11-х классов «экология: в вопросах и ответах»
286.63kb.
1 стр.
Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса отделения журналистики филологического факультета. Курс «История зарубежной литературы второй половины ХХ и начала ХХI века»
1024.31kb.
9 стр.
Программа элективного курса «Современная русская литература: писатель и время»
174.33kb.
1 стр.
Литература 19 века Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века
73.01kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологическое образование
1849.24kb.
11 стр.
Особенности органического подхода в архитектуре конца ХХ начала ХХI века 18. 00. 01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
297.89kb.
1 стр.