Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию


Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

О.В. МОРОЗОВ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В ВЫСШЕМ ГУМАНИТАРНОМ
ОБРАЗОВАНИИ

Утверждено редакционно-издательским советом ОГТИ

в качестве учебно-методического пособия

Орск 2007

УДК 378+7А Печатается по решению редакционно-

ББК 74.58+74.200.55 издательского совета Орского гуманитарно-

М 801 технологического института (филиала) ОГНаучный редактор

А.В. Кирьякова, доктор педагогических наук, профессор


Рецензенты

Н.В. Назаров, доктор педагогических наук,

О.О. Кудрявцева, зав. нучно-методическим центром Орского

городского управления образования


Морозов О.В.


М. 801 Физическая культура :

Учебно-метод. пособ. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2007. – 78 с.


Содержание пособия соответствует требованиям

государственного стандарта по физической культуре для выпускников высшей школы. Рассматриваются ключевые

вопросы теории и методики физического воспитания.

Освещают организационно-педагогические основы вне-

урочной работы по физической культуре, спорту и туризму.

Пособие предназначено прежде всего для студентов

гуманитарных ,технологических и экономических специальностей

с целью подготовки к зачёту и экзамену .

ISBN 5-8424-01-02-9 © Издательство ОГТИ, 2007

© О.В. Морозов, 2007

Учебное издание
Олег Васильевич Морозов
Учебно-методическое пособие

РедакторО.В. Подгорная

Технический редактор

Г.А. Чумак

Изд. лиц. ЛР № 020028 от 23 декабря 1996


План издательства ОГТИ 2007, поз. 27

Подписано в печать ____________

Формат 60х84 1/16 Усл. Печ. Л. 4,8

Тираж __ Заказ ____

Издательство Орского гуманитарно-технологического института

462403, г.Орск Оренбургской обл., пр.Мира, 15А.Тел. 6-97-0



Светлой памяти сына

И.О. Морозова – тренера-

преподавателя высшей категории

посвящается…

ПРЕДИСЛОВИЕ


Физическая культура, являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента, входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования.

Государственным образовательный стандарт выпускником высшей школы но дисциплине "Физическая культура" предъявляет следующие требования к образованности специалиста:



  • владеет системой знании о взаимосвязи физического, психического и социального здоровья человека и общества;

  • осознает здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по
    охране здоровья;

  • имеет ценностные представления о физической культуре, владеет
    системой умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление
    здоровья,, развитие и совершенствование психофизических способно-
    стей, самоопределение в физической культуре.

Практически каждый выпускник педагогических специальностей в

той или иной степени оказывается вовлеченным в работу по органи

зации проведению различных форм физической культуры в школьном

коллективе. Учителя-предметники должны содействовать укреплению

здоровья, физическому развитию учащихся посредством проведения

гимнастики до занятий, физкультминуток, физкультпаузы, динамических

перемен, а также посредством организации физкультурно-спортивных

мероприятий во внеурочное время (соревнования, походы, спортивные

часы, дни здоровья и спорта и т. д.).

К сожалению, нередко у учителей наблюдается слабое здоровье, недостаточно развитые профессиональные качества и навыки, отсутствие личного примера для формирования физической культуры школьников. Достаточная профессионально-прикладная физическая подготовка необходима и директору школы, и организатору внеклассной и внешкольной работы, и классному руководителю, и вожатой детского лагеря для того, чтобы выиграть конкурентную борьбу за свободное время школьников, придав ему оздоровительную и спортивную направленность. В детских образовательных учреждениях нет и не может быть педагогов не ответственных за здоровье детей, за формирование их здорового образа жизни. Специалист может иметь хорошую профессиональную подготовленность, богатый опыт работы, но сели он не обладает

3

здоровьем. то его нельзя относить к трудовым ресурсам.



Для достижения поставленном пели кафедра физического воспитания ОГТИ к учебном курсе предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

  • понимание роли физическом культуры и развитии личности, под-
    готовке ее к жизни и профессиональной деятельности;

  • знание научно-практических основ физической культуры и здо-
    рового образа жизни;

  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физиче-
    ской культуре;

  • овладение системой практических умений и навыков обеспечи-
    вающих сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья
    школьников;

  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической
    подготовленности, определяющей психофизическую готовность выпу-
    скников к профессии педагога;

  • приобретение опыта творческого использования физкультурно-
    спортивной деятельности для достижения жизненных целей.

Предлагаемый учебный материал пособия предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания роли физической культуры в лично-стно-ориентированном подходе к образованию и использования ее в жизненной практике.

Краткое содержание текста лекций, при создании которых автор опирался на отечественный фонд основных учебников по физическому воспитанию, включает в себя основные понятия, ведущие научные идеи, основные закономерности, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре. Методико-практический раздел обеспечивает овладение студентами методами и способами практического использования знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности.

Контрольный раздел обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени освоения теоретических знаний, методических умений, о состоянии и динамике физической подготовленности каждого студента.


ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

1.1. Основные понятия физической культуры

Понятие «физическая культура» относится к понятию «культура» как частное к общему. Другими словами, физическая культура - составная часть общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательной активности (А. П. Матвеев, 1998). Многие авторы в объем понятия «физическая культура» включают понятия «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация» (идентично понятию «активный отдых») и «физическая реабилитация» (восстановление функций организма).



Спорт - составная часть физической культуры; это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.

Распространенными производными от этих двух основных понятий являются:



- физкультурник - человек, систематически занимающийся физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования;

- спортсмен - человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью и подготовкой к ней с целью достижения максимальных спортивных результатов (Н. К. Коробейников, 1989).



Физическое воспитание есть педагогическая система физического совершенствования человека. В узком смысле специфика его заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. В более широком смысле это понятие трактуется "как целенаправленное и планомерное управление формированием физически и психически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни" (И. И. Пидкасистый, 1995).

. Физическое развитие - процесс изменения и становления морфо-. логических и функциональных свойств организма человека. Характеризуется ростом, массой тела; окружностью грудной клетки, жизненной

емкостью легких и т. д. Физическое развитие зависит не только от на

следственности, но и от условий жизни, физического воспитания с

момента рождения ребенка. По физическому развитию в значительной

степени судят об эффективности занятий физическими упражнениями.



Физическая подготовка - специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку человека к решению ка-

5
кой-либо практической задачи. Результат физической подготовки, достигнутый в процессе овладения двигательными навыками и повышения уровня работоспособности организма, называется физической подготовленностью. Определяется контрольными упражнениями, тестами, функциональными пробами.



Физическое совершенство - исторически обусловленный идеал физического развития и двигательной подготовленности человека.

Физическим образованием называется процесс овладения специальными систематизированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни. (Не путать с физкультурным образованием, которое определяет меру профессиональной педагогической подготовки, что удостоверяется соответствующим дипломом).

Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека. Системой физических упражнений, построенных в соответствии с закономерностями физического воспитания, решаются педагогические задачи. Эффективность применяемых физических упражнений зависит от личностных характеристик учителя и учеников, от оптимальной дозировки нагрузки, от гигиенических факторов, естественных сил природы. Под техникой физического упражнения понимается наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия.

1.2. Ценности физической культуры

Ценности физической культуры заключены в социальных функциях, важнейшие из которых:

1. Подготовка людей к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Современное производство требует всестороннего развития человека, в том числе физического. Занятия физической культурой, спортом снимают утомление, снижают уровень заболеваемости, травматизма на производстве, повышают умственную и физическую производительность труда, имеют важное значение при подготовке людей к целому ряду профессий (геолог, летчик, моряк, пожарный, космонавт, военный и т. д.). Человек, имеющий высокую разностороннюю физическую подготовленность, может усвоить огромный учебный материал и творчески его реализовывать. Воин-спортсмен в 1,5-2 раза быстрее и качественнее выполняет задачи современного боя, которые требуют от солдат и офицеров высокой физической подготовленности.

Физическая культура и спорт совершенствуют психофизические качества (память, внимание, восприятие), состояние сердечно-сосу-

6дистой, нервной, эндокринной систем, мышечно-двигательного аппарата, что повышает надежность человека в системе общественного производства.

2. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

На спортивных тренировках, при регулярных занятиях физической культурой человек многократно ставится в условия для проявления таких волевых качеств, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Занятия в коллективе формируют положительные черты нравственного облика человека: честность, уважение к сопернику, благородство, трудолюбие, способность подчинить свое поведение нормам спортивной этики. Многие спортивные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном и производственном коллективе.

Профессор Л. Д. Новиков сформировал важное методологическое положение о том, что любое качество человека может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности, что нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного. качества.

Занятия физической культурой и восприятие спортивных соревнований развивают у занимающихся и зрителей способность чувствовать, понимать и создавать прекрасное, формируют эстетические вкусы, потребности, идеалы.

3. Сохранение и укрепление здоровья люден, их физическое совер-


шенствование.

К валеологическим ценностям физической культуры относятся:



  • знания об использовании физических упражнений для эффектив-
    ного физического развития человека, его телосложения, закаливания,
    повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости;

  • умения и навыки двигательного характера по поддержанию физической подготовленности, умение противостоять неблагоприятным
    воздействиям внешней среды.

Следовательно, основными показателями физической культуры человека являются:

  • забота о поддержании своего физического состояния (здоровья,
    телосложения, физической подготовки);

  • многообразие эффективно используемых средств для всесторон-
    него физического развития;

  • стремление к физическому совершенству;

  • уровень знаний об организме, о средствах и методах оздорови
    тельного воздействия па него;

  • мотивационно-ценностная ориентация и степень сформированно-

7

сти упражнения и необходимости здорового образа жизни.

Формирование потребности в физическом совершенствовании как важнейшей ценности физической культуры является ключевым звеном в образовательно-воспитательной работе со школьниками.

1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов, школьников к физической культуре и спорту

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру. Установлено, что процесс формирования ценностных ориентации на физическую культуру как у студентов, так и у школьников проходит несколько этапов:



  1. осознание определенных ценностей;

  2. удовлетворение "мышечной радостью" при занятиях физиче-
    ской культурой и переход к устойчивой двигательной потребности;

  3. стремление к достижению более высокого уровня физкультур-
    ных знании, спортивно-технических результатов;

  4. построение планов, жизненных целей, связанных со здоровым
    образом жизни.

Устойчивые ориентации образуют своего рода "ось сознания", обеспечивающую им фиксированную модель поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов. Для того чтобы физический "образ Я" сохранил спою устойчивость, необходима подкрепляющая внутренняя и внешняя мотивация, которая бы побуждала студентов, школьников к сознательной двигательной активности.

На практике в основном наблюдается четыре мотивационных варианта выбора студентами направлении регулярных занятий спортом:



  • спортивное направление (с целью достижения высоких спортив-
    ных результатов);

  • оздоровительное направление (с целью укрепления здоровья,
    коррекции телосложения и осанки, повышения работоспособности и
    психологической устойчивость);

- активный отдых (для снятия общего утомления, нервно-
эмоционального напряжения);

- профессионально-прикладное направление (с целью подготовки к


будущей профессиональной деятельности).

Любое из этих направлений окажет влияние на профессиональное становление будущего специалиста.

Ориентация школьника па физическую культуру регулируется и поддерживается системой мотивов, главными из которых из являются:

- мотивы, связанные с содержанием и процессом занятии (эмоцио-нально-двигательная динамика способствует проявлению мышечной

8«радости» и формированию ценностных ориентации на подсознательном уровне физического воспитания);


  • мотивы самоопределения и самосовершенствования (например,
    получить хорошую физическую подготовку);

  • мотивы долга и ответственности (перед классом, учителем, об-
    щсством);

  • мотивы благополучия и престижности (удовлетворение интереса,
    стремление получить одобрение, желание получать хорошие оценки,
    быть первым, занять достойное место в соревнованиях и т. д.)

Задача педагога в формировании ценностных ориентации - создавать благоприятные условия для развития ребенка, формировать здоровое школьное окружение, развивать у детей «моду» на спорт, воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, которое является одной из абсолютных ценностей человека. Своевременное формирование устойчивых ценностных ориентации на здоровье и физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность к двигательной активности, укрепить растущий организм, создать базис для совершенствования духовных и интеллектуальных достижений.

Логика воспитательно-образовательного процесса показывает, что вначале у школьника должно быть выработано ценностное отношение (мотив "хочу") к физической культуре. Под воздействием педагогических условий через выбор ценностных ориентиров и посредством - спортивных занятий происходит дальнейшее становление «образа Я» (мотив "могу"). Ориентируясь в широком спектре физкультурных ценностей, ребенок выбирает те из них, которые наиболее тесно связаны с его потребностями. Динамика этого процесса развивается во времени и сопровождается приобретением новых физкультурных знаний, закреплением освоенных спортивных умений и навыков, что в конечном счете переводит ребенка в определенную форму жизнедеятельности - образ жизни (мотив "надо"). На этом этапе ценности здоровья, физической культуры, спорта воспринимаются на уровне убеждения как социально значимые.

Профессор А. В. Кирьякова доказала, что ценности культуры не передаются школьнику в "чистом виде", но в образовательном процессе происходит восхождение самой личности к ценностям на основе всеобщего диалектического возвышения потребностей.

Вопросы ч задания на усвоение и проверку знаний


  1. Какие требования предъявляются к образованности специалиста педагоги-
    ческого профиля по дисциплине «Физическая культура»?

  2. Продолжите фразу: «Для формирования физической культуры будущего
    специалиста необходимо решить следующие задачи ... ».

9

  1. Схематично изобразите соотношение основных понятий физической куль
    туры. .

  2. В чем заключается значение физической культуры для человека и обшест-

ва?

5. Каков механизм формирования ценностных ориентации школьников на

физическую культуру и спорт?

6. Приведите пословицы, поговорки, высказывания выдающихся людей о ро-


ли и ценности двигательной активности.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Организм человека как единая биологическая система

Все органы и функции человеческого организма тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и являются сложной единой саморегулирующейся и саморазвивающейся системой. Единство организма с внешней средой, проявляется прежде всего в процессах ассимиляции (усвоение поступающих в организм питательных веществ и кислорода) и диссимиляции (распад веществ с высвобождением химической энергии, которая затем переходит в тепловую, механическую, биоэлектрическую).

Организм человека нуждается в шести основных группах веществ, входящих в пищу. Это:


  • углеводы (используются организмом преимущественно как ис-
    точник энергии для мышц и клеток головного мозга);

  • жиры (начинают использоваться организмом в качестве источ-
    ника энергии только после длительной, интенсивной работы, когда запа-
    сы углеводов истощаются; поэтому такие циклические виды упражне-
    ний, как ходьба и бег, виды спорта - плавание, бег на коньках и лыжах -
    активизируют в организме обмен жиров, не дают возможности излиш-
    нему накоплению жировой ткани);

  • белки (являются строительным материалом для всех тканей орга-
    низма; после истощения в организме углеводов и жиров, белки исполь-
    зуются как источник энергии);

  • витамины (способствуют нормальному протеканию процессов
    обмена веществ в организме, попытают сопротивляемость к инфекци-
    онным заболеваниям; суточная потребность в витаминах возрастает при
    интенсивных занятиях физическими упражнениями);

  • минеральные вещества ч вода (поддерживают необходимое ос-
    матическое давление в клетках и обеспечивают постоянство внутренней

среды организма).

Каждый взрослый человек должен стремиться не нарушать энер-

10

\

гетический баланс, г. е. равное соотношение между количеством энергии, поступающей в организм, и величиной энергетических трат.



Оптимальная двигательная нагрузка - необходимое условие для совершенствования механизмов, регулирующих работу органов и систем организма. В этом случае после окончания работы организм не ограничивается восстановлением физиологических процессов до исходного уровня, а происходит процесс сверхвосспюновления. Только систематическая и достаточная по объему и интенсивности тренировка обеспечивает оптимальный уровень обмена веществ и рост тренированности организма.

При гиподинамии (сниженной двигательной активности) наблюдается дисгармония развития мышечной, нервной и эндокринной систем, снижение сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям, но более всего при этом страдают сердечнососудистая и дыхательная системы. Например, длительная напряженная умственная работа, частое нервно-эмоциональное напряжение без физических нагрузок могут привести к гипертонической болезни. Кислородное голодание, или гипоксия (когда в клетки тканей поступает меньше кислорода, чем нужно для полного обеспечения потребности в энергии), может наступить как от внешних причин (загрязнение воздуха, подъем в горы), так и от внутренних причин (состояния дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, умственного переутомления, гиподинамии, болезни).

Двигательная функция - основная функция человеческого организма. Тот, кто постоянно совершенствует ее, совершенствует свой организм.

2.2. Влияние занятий физическими упражнениями на организм

Занятия физическими упражнениями, спортом оказывают существенное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы. Увеличивается масса сердечной мышцы и размеры сердца, улучшаются его показатели работоспособности (частота пульса в покое урежается, стабилизируется кровяное давление, вдвое увеличивается при нагрузке минутный объем кроши). Поэтому наилучшие возможности для тренировки сердца имеют место при физических нагрузках, когда частота сердечных сокращений находится в диапазоне от 130 до 180 ударов в минуту.

Во время мышечной работы для увеличения газообмена усиливаются функции дыхания, что оценивается рядом показателей работоспособности: частотой дыхания, дыхательным объемом, легочной вентиляцией, жизненной емкостью легких. Систематическая тренировка средствами физической культуры (особенно циклическими видами спорта: бег

11

на лыжах, коньках, плавание и т. д.) не только стимулирует развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и способствует значительному повышению уровня потребления кислорода организмом в целом. В этом заключается устойчивость организма к действиям ^неблагоприятных факторов внешней среды.



Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц
и их объем (у человека насчитывается более 600 мышц), формирует
опорно-двигательный аппарат (ликвидирует плоскостопие, искрив
ления позвоночника, грудной клетки, развивает суставы), укрепляет
нервную систему.

Следовательно, для реализации биологической потребности учащихся в движениях, снятия утомления и стресса требуется 12-ти 15-ти часовой объем целенаправленной двигательной активности в неделю. Два урока физической культуры в неделю компенсируют лишь 10-20% гигиенической нормы движений.

Под влиянием тренировки в организме человека происходят не только физиологические, биохимические и морфологические сдвиги, но и совершенствуются формы двигательных действий. Процесс овладения двигательным действием начинается с формирования умения, опирающегося на предварительно полученные знания и ранее приобретенный опыт.

Двигательное умение - это способность выполнить двигательное действие (задачу) при условии концентрированного внимания на каждом движении. На этом этапе решаются конкретные задачи: обеспечение начальной школы движений, обучение подводящим упражнениям (езда на велосипеде под зрительным контролем, упражнения с мячом на месте и т. д.). Характерные признаки двигательного умения: сознательный контроль за действием, невысокая быстрота, нестабильность итогов, неэкономичность действий.

В процессе многократного повторения двигательного действия упражнение становится более привычным, выполнение его автоматизируется и переходит в навык. Двигательный навык - это такая степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью. Характерные признаки двигательного навыка: устойчивость, автоматизация и системность в движениях, появление мышечного чувства, перераспределение функций анализаторов.

Взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный облегчает формирование последующего, называется положительным переносом (метание мяча, гранаты и т. д.). Взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего, называется отрицательным переносом (лазание по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами).

12

Навыки служат основой для новых умении. К. Д. Ушинский по этому поводу писал, что если бы человек не имел способности к навыку, то он бы не мог продвинуться ни на одну ступень в своем развитии.



2.3. Некоторые отрицательные реакции организма при занятиях физической культурой и спортом

После длительного перерыва в физкультурных занятиях, при несколько повышенных нагрузках возникают болезненные ощущения в мышцах. Диагноз: миозит. Мышца на ощупь имеет повышенную температуру, в середине возможно болезненное уплотнение. Необходимо продолжать регулярные занятия, тщательно разминать мышцы упражнениями на растягивание, выполнять массаж, принимать теплые ванны, витамин С. При остром миозите можно обезболить мышцу льдом, взятым из холодильника.

Некоторых студентов и школьников вводят в заблуждение появляющиеся во время бега боли в боку. При деятельности организма в обычных условиях часть крови находится в "депо". При интенсивной мышечной работе резервная кровь приливает к работающим органам, и, если работа началась без достаточной разминки, большое количество крови не успевает быстро поступить в общий кровоток и растягивает капсулы печени и селезенки. При этом возникают колющие боли в боку. Нужно сбавить темп, глубоко подышать.

Если занимающийся недостаточно тренирован и, несмотря на это, пытается выполнить физическую работу, по мощности не адекватную состоянию тренированности, то через некоторое время он ощущает скованность в ногах, стеснение в груди, головокружение, появляется желание прекратить физическую нагрузку. Кульминация указанных ощущений называется "мертвой точкой". Если усилием воли удастся "потерпеть", то вскоре наступает облегчение - "второе дыхание".

Частая повторная физическая работа при отсутствии достаточного отдыха, сна на фоне нерегулярного и несбалансированного питания может привести к хроническому утомлению. Признаки: нарушается сон, ухудшается аппетит, появляется нежелание заниматься, снижается вес, появляются другие изменения. Такое хроническое переутомление носит название перетренировка. Это состояние требует специального лечения.

Иногда при внезапной остановке после интенсивного бега (чаше всего на средние дистанции) возникает острая сосудистая недостаточность (большая масса крови застаивается в раскрытых капиллярах и венах нижних конечностей в связи с резким прекращением действия "мышечного насоса"). Признаки: резкое побледнение лица, слабость, тошнота, исчезновение пульса. Это состояние называется гравитационным шоком. Явление это опасно для здоровья. Пострадавшего необходимо

13

уложить на спину, поднять ноги выше головы, поднести к носу вату, смоченную нашатырным спиртом. Основная профилактика - постепенное прекращение работы.



Еще совсем недавно существовало мнение о нежелательности пи-
тья во время тренировок или соревнований - считалось, что этим снижа-
ется физическая работоспособность. Сейчас мнение ученых единодуш-
но: потери жидкости нужно не только полностью и своевременно вос-
станавливать, но и принимать профилактические меры - пить "через не
хочу"-перед выполнением большого объема работы.

Проблема физических занятий в загрязненной среде недостаточно изучена, однако большинство специалистов считает, что польза, например от бега. перекрывает ущерб от плохого воздуха. Несмотря на это ни в коем случае нельзя бегать в задымленных местах и по большим транспортным дорогам (автомобильные выбросы канцерогенны), особенно в дневное время. В теплый солнечный день газы тянуться вверх, а в пасмурный - прибиваются к земле. Утренние и вечерние физкультурные занятия, как и занятия в ветреные дни, вполне безопасны в парках, скверах, на стадионах, если, конечно, не произошло неожиданных производственных выбросов (в наибольшей степени атмосферный воздух загрязнен фенолом, углеводородами, пылью, диоксидом).

При занятиях спортом может возникнуть солнечный или тепловой удар, удары которые различаются средой воздействия: солнечный удар -от прямых солнечных лучей, тепловой - от перегрева организма, например в бане при сгонке веса.

Вопросы и задания на усвоение и проверку знаний


  1. С помощью литературы определите, какие продукты питания содержат наи-
    большее количество углеводов, белков, жиров, витаминов.

  1. Как влияет гиподинамия на умственное и физическое развитие человека?

  1. Как можно визуально определить наличие у ребенка "двигательного уме-
    ния" и "двигательного навыка"?


следующая страница >>
Смотрите также:
О. В. Морозов физическая культура в высшем гуманитарном
1440.3kb.
7 стр.
Программа вступительных экзаменов для института физической культуры и спорта ВлГУ: "Физическая культура (практика)", "Физическая культура (теория)". Информационно-методические материалы для специальности
280.99kb.
1 стр.
Самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура (футбол)» не предусмотрена учебным планом специальности 050720 «Физическая культура»
222.71kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Физическая культура б физическая культура Направление подготовки
348.17kb.
1 стр.
Физическая культура народов бывшего СССР с древнейших времен до начала XVIII века
159.81kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов направления 034300. 62 «Физическая культура»
656.44kb.
2 стр.
Физическая культура и здоровье
1711.37kb.
28 стр.
Физическая культура и спорт в системе реабилитации инвалидов
120.18kb.
1 стр.
Основы физической культуры Физическая культура
3590.88kb.
15 стр.
Программа обучения катанию на коньках учащихся I xi классов
2586.95kb.
19 стр.
Перечень специальных дисциплин преподаваемых на 1 курсе: Физическая культура: «Введение в специальность»
536.3kb.
3 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Стрельба» Специальности: 050720 «Физическая культура»
277.59kb.
1 стр.