Главная
страница 1

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Социология» для направления 010400.62 "Прикладная математика и информатика" подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнес-информатики и прикладной математики



Программа дисциплины
«Социология»
для направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика»

подготовки бакалавра

Авторы программы:

Куликова А.В., к.социол.н, kulikova-alex@yandex.ru

Шпилев Дмитрий Анатольевич, к. соц. н., доцент, dshpilev@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры «31» января 2012г.

Зав. кафедрой
Рекомендована секцией УМС «2» февраля 2012г.

Председатель Бикметова Т.И.


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «9» февраля 2012г.

Председатель Петрухин

Нижний Новгород, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика», изучающих дисциплину «Социология».

ОС ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по направлению 010400.62 «Прикладная математика и информатика»;

ООП для направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика»;

Рабочим учебным планом университета по направлению 010400.62 «Прикладная математика и информатика», утвержденным в 2011г.


Цели освоения дисциплины


Основная цель дисциплины - освоение студентами социологического способа анализа социальной действительности. Дисциплина предназначена для повышения качества как общегуманитарной, так и профессиональной подготовки студентов. Знания в сфере социологии являются залогом эффективной профессиональной деятельности будущего специалиста, которая невозможна в условиях современного общества без понимания социальных процессов, а также без овладения навыками правильной их интерпретации.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • понимать сущность и специфику социологии как научной дисциплины, ее место в системе обществознания, методологические принципы социологии;

  • знать особенности социологического анализа общественных явлений;

  • знать основные этапы развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;

  • иметь представление об особенностях проведения и организации социологического исследования, знать основные этапы и методы социологического исследования.

  • уметь анализировать социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России и за рубежом;

  • уметь планировать и проводить социологическое эмпирическое исследование;

  • обладать навыками применения социологического знания в профессиональной сфере.В результате освоения дисциплины студент приобретает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность приобретать новые знания с использованием научной методологии и современных образовательных и информационных технологий


ОНК-6

студент демонстрирует понимание особенностей социологического анализа социальной действительности, владеет методами социологического исследования, знает основные направления развития социологической теории

широкое ознакомление студентов с основными социологическими подходами к анализу общества с привлечением всех возможностей коммуникационных технологий на примерах решения конкретных социальных проблем, рассмотрения конкретных социальных ситуаций (case study)

способность порождать новые идеи (креативность)

ОНК-7

студент владеет навыками социологического мышления и социологического воображения


систематическое изучение литературы по учебному плану, работа над собственным исследовательским проектом

способность аналитически работать с информацией из различных источников, включая глобальных компьютерных сетях

ИК- 4

в ходе подготовки к семинарским занятиям, при написании эссе студент получает и совершенствует навыки работы с информационными источниками различного типа

систематическое изучение конспектов и электронных версий лекций, литературы по учебному плану, , обсуждения возникающих вопросов с преподавателем и коллективом учебной группы, поиск нужной информации в библиотеках и сети Интернет

умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, способность понимать и анализировать культурные, мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы


СЛК-3

студент демонстрирует понимание значимости гуманистического подхода, приверженность социально- и личностно-ориентированным ценностям,

широкое ознакомление студентов с основными подходами социо-гуманитарного знания с привлечением всех возможностей коммуникационных технологий

владение культурой мышления и публичного выступления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

СЛК-5

студент демонстрирует способность ясно и грамотно изложить свою точку зрения на проблему, сформулировать вопрос, аргументировано отвечает на поставленные вопросы, логично и грамотно пишет тексты.

Выступление студентов на семинарских занятиях, участие в дискуссиях, деловых играх, написание эссе, аналитического отчета по результатам социологического исследования.

Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1).

При изучении данной дисциплины студенты должны владеть основным понятийным аппаратом обществознания в рамках школьной программы.



Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: философия, культурология.

Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Социология как наука

12

2

2

8

2.

История социологических учений

20

6

6

8

3.

Общество как социокультурная система.

12

2

2

8

4.

Социологические проблемы взаимоотношений личности и общества

12

2

2

8

5.

Социальное взаимодействие и его особенности

12

2

2

8

6.

Социальная структура и социальная мобильность

12

2

2

8

7.

Социальные институты: сущность, типология. Семья как социальный институт

16

4

4

8

8.

Социальные отклонения и социальный контроль

12

2

2

8

9.

Социология организаций и социальный менеджмент

12

2

2

8

10.

Социология культуры

12

2

2

8

11

Социология конфликта

12

2

2

8

12.

Эмпирические исследования в социологии

18

4

4

10

Итого

162

32

32

98






Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры




3

4




Текущий

Эссе/ Социологическое исследование




v

8-10 п.л.

Контрольная работа

v




Аудиторная контрольная работа, 60 мин.

Итоговый

Экзамен





v

Итоговый тест

Критерии оценки знаний, навыков





Количество баллов, набранное в 3 и 4 модуле

Итоговая оценка

91-100

10

81-90

9

71-80

8

61-70

7

51-60

6

41-50

5

31-40

4

0-30

1-3


Содержание дисциплины


Тема 1. Социология как наука.

Предмет социологии, социология и обыденное знание. Социологическое воображение. Основные методологические модели (парадигмы) в социологии (классика, модерн, постмодерн) – отличительные характеристики.

Структура и уровни социологического знания, функции социологии. Место социологии в системе гуманитарных наук.
Основная литература:


  1. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 432 с. Введение, Гл.1.

  2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл.1.

  3. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический проспект, 2001. – 508 с. Раздел I, Гл. 1 – 4.

  4. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб: Питер, 2004. -752 с. Гл.1.

  5. Фролов, С.С. Основы социологии: Учебн. пособие / С.С. Фролов. – М.: Юристъ, 1997. -344 с. – Гл.2.

  6. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества/ П. Штомпка. – М.: Логос, 2005. – 664 с. Гл.1

Дополнительная литература:

  1. Бауман, З. Мыслить социологически: Учебн. пособие / З. Бауман / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Аспект Пресс, 1996. -255 с. Введение, Гл.1.

  2. Давыдов, А.А. Социология как метапарадигмальная наука / А.А. Давыдов // Социс. – 1992. - №9. – С.85 – 87.

  3. Илле, М.Е. К вопросу о предмете социологии / М.Е. Илле// Социально-политический журнал.- 1994. - №11-12. – С.

  4. Монсон, П. Лодка на аллеях парка / П. Монсон / Пер. со швед. – М., 1994. – 96 с.

  5. Немировский, В.Г. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. Пособие / В.Г. Немировский, Д.Д. Невирко, С.В. Гришаев. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – 557 с. Раздел 2.

  6. Павленок, П.Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии / П.Д. Павленок // Социс. – 2003. - №4. – С. 19–25.

  7. Социология: Хрестоматия / Авт.-сост. О.Н. Козлова, Э.И. Комарова, В.В. Панферова. – М., 1993. – 256 с. Тема 1. Предмет и метод социологии.

Тема 2. История социологических учений.

Основные этапы развития социологической мысли



  1. Основатели социологии:

Конт О. (1798-1857), Спенсер Г. (1820 – 1903), Маркс К. (1818 – 1883)

  1. Классическая западная социология:

Дюркгейм Э. (1858 – 1917), Вебер М. (1864 – 1920)

  1. Постклассическая социология (модерн)

    • Символический интеракционизм – Мид Дж.(1863 – 1931), Кули Ч.Х. (1864 – 1929)

    • Структурный функционализм – Парсонс Т. (1902 – 1979), Мертон Р. (р.1910)

4. Современные социологические теории (постмодерн)

5. Становление и развитие социологической мысли в России.

Позитивизм, его сущность. Основное содержание позитивистской социологии О. Конта: закон трех стадий, социальная статика и социальная динамика.

Основное содержание позитивистской концепции Г. Спенсера: эволюционизм и органицизм, социальная интеграция и социальная дифференциация.

Позитивистская социология Э.Дюркгейма: социологический реализм (социальный факт как предмет социологии), эволюция обществ, механическая и органическая солидарность.

Социология К.Маркса: материалистическое понимание и объяснение истории, теория общественно-экономических формаций социально-классовая структура и борьба, теория социальных конфликтов.

Социология М.Вебера. Методологические принципы: концепция идеального типа, принцип отнесения к ценности, понимание, свобода от оценочных суждений. Понятие социального действия, его типы. Социология капитализма.

Современные социологические теории. Общая характеристика данного этапа (см. основные черты постмодернистской парадигмы). Некоторые представители: Бурдье П., Гидденс Э., Бодрияр Ж. и др.



Становление и развитие социологической мысли в России.

I этап - 1860-1890 гг. – позитивистская ориентация.

1. Натуралистическая социология: Данилевский Н.Я.(антиэволюционизм, культурно-исторические типы), Мечников Л.И. (географический детерминизм)

2. Психологическое направление: субъективистская школа Лаврова П.Л. (этико-субъективизм) и Михайловского Н.К. (психология толпы), психологический детерминизм Кареева Н.И. и Де Роберти Е.В.

II этап – 1890-1900 гг. – критика позитивизма – марксизм

1.Ортодоксальный – Плеханов Г.В., Ленин В.И.

2. Неортодоксальный – Струве П.Б., Бердяев Н.А.

III этап – 1900- 1922 гг. – социология как общая теория социального.

1. Неопозитивизм – Сорокин П.А.

2. «Христианская социология» - Бердяев Н.В., Булгаков С.Н.

В помощь студентам предлагается краткий словарь по истории социологической мысли.
Основная литература:


  1. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл. 22.

  2. Добреньков, В.И Социология: в 3 т. Т.1: Методология и история / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко.- М.: ИНФРА-М, 2000. - 400 с. Раздел 2, Гл. 1, 2.

  3. История социологии: Учебн. пособие / А.Н. Елсукова, Г.Н. Соколова, Т.Г. Румяцева, А.А. Грицанов.– Минск.: Высш. шк, 1997. -381 с.

  4. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века): Учебное пособие / Под ред. Е.И. Кукушкиной. – М.: «Высшая школа», 2004. – 456 с. – ISBN 5-06-004716-4

Дополнительная литература:

  1. Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебн. пособие для вузов / А.Б. Гофман. – М.: «Книжный дом »Университет», 1997. -224 с.

  2. Миненков, Г.Я. введение в историю российской социологии / Г.Я. Миненков. – Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000. – 343 с.

  3. Новикова, С.С. Особенности развития социологической мысли в России / С.С. Новикова // Социс.- 2002. – №10. - С. 122 – 130.

  4. Полякова, Н.Л. ХХ век в социологических теориях общества / Н.Л.Полякова – М.: Изд-во «Логос», 2004. – 384 с. – ISBN 5-8163-0060-1

  5. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с. Раздел первый, Гл.1,2.

  6. Социология: Хрестоматия / Авт.-сост. О.Н. Козлова, Э.И. Комарова, В.В. Панферова. – М., 1993. – 256 с. Тема 2.Основные этапы и направления развития социологического учения.

  7. Шамшурин, В.И. История русской социологии и интеллектуальная история / В.И. Шамшурин // Социс. – 1995. – №3. – С. 143 – 150.


Тема 3. Общество как социокультурная система.

Понятие общества в социологи. Подходы к определению общества: номинализм и реализм. Г.Спенсер: эволюционизм и органицизм. К.Маркс: общество и конфликт. М.Вебер: рационализация общества. Э.Дюркгейм: общество и функция.

Социальная система, ее структурные элементы, принципы функционирования социальных систем. Сферы социальной жизни. Социальная динамика (социальные изменения). Основные типы общества (традиционное общество, индустриальное общество), характеристика, критерии. Модернизация, глобализация. Основные проблемы современного общества. Общество постмодерна: основные теоретические концепции (П.Бурдье, Э.Гидденс, Ж.Бодрияр.).
Основная литература:


  1. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл. 16,17.

  2. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества/ П. Штомпка. – М.: Логос, 2005. – 664 с. Гл. 25, 26.

  3. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический проспект, 2001. – 508 с. Раздел II, Гл. 1, 3, 4, 5.

  4. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб: Питер, 2004. -752 с. Гл.4, 21.

  5. Социология. Учебник для вузов / Г.В. Осипов и др. – М.: Наука, 1995. – 374 с. Гл.3

Дополнительная литература:

  1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт построения социального прогнозировании / Д. Белл / Пер. с англ. – М.: «Academia», 1999. – 956 с. Гл. I – IV.

  2. Бороноев, А.О. О понятиях «общество» и «социальное» / А.О. Бороноев, П.И. Смирнов // Социс. – 2003. - №8. – С. 3–12.

  3. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология ХХI века / И. Валлерстайн / Пер. с англ. под ред. В.И. Иноземцева. – М.: Изд-во «Логос», 2004. – 368 с. – ISBN 5-94010-255-7

  4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 432 с. Гл.3.

  5. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.Кастельс / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М., 2000. -608 с.

  6. Моисеева, Н.А. Глобализация и русский вопрос / Н.А. Моисеева // Социс. – 2003. - №6. – С.13-21.

  7. Немировский, В.Г. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. Пособие / В.Г. Немировский, Д.Д. Невирко, С.В. Гришаев. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – 557 с. Раздел 3.

  8. Полякова, Н.Л. ХХ век в социологических теориях общества / Н.Л.Полякова – М.: Изд-во «Логос», 2004. – 384 с. – ISBN 5-8163-0060-1

  9. Социология: Хрестоматия / Авт.-сост. О.Н. Козлова, Э.И. Комарова, В.В. Панферова. – М., 1993. – 256 с. Тема 3.

  10. Ядов, В.А. Россия в мировом пространстве / В.А. Ядов // Социс. – 1996. - №3. – С.27-31.


Тема 4. Социологические проблемы взаимоотношений личности и общества.

Понятие «личность» в социологии. Типы личности: модальная, нормативная (базисная). Факторы развития личности. Социальная идентификация. Последствия социальной идентификации: группы «Мы» и «Они». Социализация: виды (первичная и вторичная), этапы, факторы, агенты. Ресоциализация и десоциализация. Отличие социализации от воспитания. Концепции социализации Дж. Мид, Э.Эриксон, З.Фрейд.

Социологические концепции личности: макро-социологические (К. Маркс, Т. Парсонс, Р.Мертон), теории среднего уровня (ролевые теории: Ч.Кули, Дж.Г. Мид), микро-социологические (психоаналитическая концепция З.Фрейда; теории обмена: П Блау, Дж. Хоманс).
Основная литература:


  1. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 432 с. Гл.6.

  2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл.3.

  3. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб: Питер, 2004. -752 с. Гл.5.

  4. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества/ П. Штомпка. – М.: Логос, 2005. – 664 с. Гл. 17.

  5. Социология. Учебник для вузов / Г.В. Осипов и др. – М.: Наука, 1995. – 374 с. Гл.5.

  6. Фролов, С.С. Основы социологии: Учебн. пособие / С.С. Фролов. – М.: Юристъ, 1997. -344 с. Гл.4,5.

  7. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, А. Зиглер А.. – Спб, 1997.


Дополнительная литература:

  1. Бауман, З. Мыслить социологически: Учебн. пособие / З. Бауман / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Аспект Пресс, 1996. -255 с. Гл.1, 2, 3.

  2. Данилова, Е.Н. Кто мы, россияне? / Е.Н. Данилова // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. – М.: Изд-во «КАНОН-пресс-Ц», 2001. – 640 с. С.592 – 608.

  3. Мертон, Р.Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социологический журнал. – 1992. - №3,4. – С…..

  4. Немировский, В.Г. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. Пособие / В.Г. Немировский, Д.Д. Невирко, С.В. Гришаев. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – 557 с. Раздел 5,6.

  5. Смирнов, П.И. Социология личности: Учеб. пособие. – СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2001. – 380 с. Раздел 1,3.

  6. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с. Гл18.

  7. Социология: Хрестоматия / Авт.-сост. О.Н. Козлова, Э.И. Комарова, В.В. Панферова. – М., 1993. – 256 с. Тема 4. Личность как субъект и объект социального развития.

Тема 5. Социальное взаимодействие и его особенности.

Социальное действие и социальное взаимодействие. Механизм социального действия. Социальное взаимодействие как интегрирующий фактор образования социальных общностей. Понятия социальной общности, ее признаки. Типы социальных общностей: номинальные и реальные, фиксированные и массовидные. Социальные группы: большие и малые, формальные и неформальные, реальные и условные, референтные и группы членства, низкого уровня развития и высокого. Групповая динамика: феномен лидерства, групповая конформность, групповое мышление. Социометрия, социальные сети.



Основная литература:

  1. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 432 с. Гл. 3.

  2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл.4, 9.

  3. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб: Питер, 2004. -752 с. Гл.7.

  4. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества/ П. Штомпка. – М.: Логос, 2005. – 664 с. Гл. 3,4.

  5. Фролов, С.С. Основы социологии: Учебн. пособие / С.С. Фролов. – М.: Юристъ, 1997. -344 с. Гл.7, 8, 10, 11.

Дополнительная литература:

  1. Бауман, З. Мыслить социологически: Учебн. пособие / З. Бауман / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Аспект Пресс, 1996. -255 с. Гл.4,5.

  2. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб: Питер, 2004. -752 с. Гл.6.

  3. Морено, Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Л.Я. Морено / Пер. с англ. – М.: Академический проспект, 2001. – 384 с.

  4. Смирнов, П.И. Социология личности: Учеб. Пособие. – СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2001. – 380 с. Гл. 1.1.

  5. Социология: Хрестоматия / Авт.-сост. О.Н. Козлова, Э.И. Комарова, В.В. Панферова. – М., 1993. – 256 с. Тема 5. Социально-экономические сообщества. Национальные отношения. Тема 7. Жители города и деревни как специфические социальные общности.

Тема 6. Социальная структура и социальная мобильность.

Основные понятия: социальное пространство, социальная стратификация, страта, социальный статус, роль, неравенство, признаки стратификации, критерии выделения социального статуса, социальный класс.

Социальная мобильность, виды, каналы мобильности, внешние и внутренние факторы. Гендерная стратификация.

Основные теории социальной стратификации (Сорокин П., Маркс К., Вебер М.). Основные теории социальной мобильности (Сорокин П., Бурдье П.).

Социальная структура России, ее динамика.

Основная литература:


  1. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 432 с. Гл. 4.

  2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл. 7.

  3. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический проспект, 2001. – 508 с. Раздел IV, Гл. 1- 5.

  4. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб: Питер, 2004. -752 с. Гл.10.

  5. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества/ П. Штомпка. – М.: Логос, 2005. – 664 с. Гл. 14.

  6. Социология. Учебник для вузов / Г.В. Осипов и др. – М.: Наука, 1995. – 374 с. Гл. 6.

  7. Фролов, С.С. Основы социологии: Учебн. пособие / С.С. Фролов. – М.: Юристъ, 1997. -344 с. Гл.13,17.

Дополнительная литература:

  1. Алексеева, Л.С. Бездомные как феномен социальной дискредитации / Л.С. Алексеева // Социс. – 2003. - №9. – С. 52-61.

  2. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. – М.: Socio- Logos, 1993. – 336 с. Гл.1.

  3. Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская. – М.: Дело, 2003. – 568 с. – ISBN 5-774900277-3

  4. Радаев, В.В. Социальная стратификация / В.В. Радаев, О.П. Шкаратан. – М.: Аспект - Пресс, 1996. – 317 с.

  5. Римашевская, Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России / Н.М. Римашевская// Социс. – 1997. - №6.

  6. Руткевич, М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества / М.Н. Руткевич// Социс. – 1997. - №7.

  7. Сорокин, П.А. Система социологии. Т.2 / П.А. Сорокин.- М.: Наука, 1993. – 688 с. Гл.5,6.

  8. Сорокин, П.А. Социальная стратификация и мобильность/ П.А.Сорокин// Человек. Цивилизация. Общество– М., 1992. – 436 с. С.295-425.

  9. Социология: Хрестоматия / Авт.-сост. О.Н. Козлова, Э.И. Комарова, В.В. Панферова. – М., 1993. – 256 с. Тема 6.Социально-классовая структура общества.

  10. Тихонова, Н.Е. Социальная структура российского общества: итоги восьми лет реформ / Н.Е. Тихонова// Общественные науки и современность. – 2000. - №3. – С.5-15.

Тема 7. Социальные институты: сущность, типология. Семья как социальный институт.

Социальный институт: определение, виды. Социальные потребности и социальные институты, функции и структурные элементы основных институтов общества. Процесс институционализации.

Семья как малая социальная группа и важнейший социальный институт. Типология семьи. Функции семьи.

Основная литература:


  1. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл.12.

  2. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический проспект, 2001. – 508 с. Раздел III, Гл. 1, 5.

  3. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб: Питер, 2004. -752 с. Гл.15-19.

  4. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. - 672 с. С. 157-159.

  5. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества/ П. Штомпка. – М.: Логос, 2005. – 664 с. Гл. 18.

  6. Социология. Учебник для вузов / Г.В. Осипов и др. – М.: Наука, 1995. – 374 с. Гл. 7.

  7. Фролов, С.С. Основы социологии: Учебн. пособие / С.С. Фролов. – М.: Юристъ, 1997. -344 с. Гл.9.

Дополнительная литература:

  1. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: Изд-во Московского ун-та: Изд-во Международного ун-та бизнеса и упр., 1996. – 302 с.

  2. Богданова, Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Л.П. Богданова, А.С. Щукина // Социс. – 2003. - №7. – С. 100-104.

  3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл.13, 14, 15.

  4. Глотов, М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация / М.Б.Глотов // Социс. – 2003. - №10. – С. 13-19.

  5. Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко// Социс. – 1995. - №10. – С.95-99.

  6. Гурко, Т.А. Родительство в меняющихся социокультурных условиях / Т.А. Гурко// Социс. – 1999 - №1. – С. 22-29.

  7. Карцева, Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л.В. Карцева // Социс. – 2003. - №7. – С.92-100.

  8. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с. Гл.21.

  9. Социология: Хрестоматия / Авт.-сост. О.Н. Козлова, Э.И. Комарова, В.В. Панферова. – М., 1993. – 256 с. Тема 9. Отношения полов. Семья и ее социальные функции.

  10. Фромм, Э. Искусство любви / Э.Фромм. – Минск, 1990.

Тема 8. Социальные отклонения и социальный контроль.

Понятие социальной нормы. Социальные отклонения (девиации), виды. Делинквентные (преступные) отклонения.

Социальный контроль: внутренний и внешний социальный контроль (формальный и неформальный). Методы внешнего контроля. Нормы: формальные и неформальные. Санкции: формальные и неформальные, позитивные и негативные.
Основная литература:


  1. Добреньков, В.И. Социология: в 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко.- М.: ИНФРА-М, 2000. - 520 с. Гл. 5, 9.

  2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл. 5.

  3. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический проспект, 2001. – 508 с. Раздел III, Гл. 2.

  4. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб: Питер, 2004. -752 с. Гл.8.

  5. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер / Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 687с. Гл.7.

  6. Фролов, С.С. Основы социологии: Учебн. пособие / С.С. Фролов. – М.: Юристъ, 1997. -344 с. Гл.6.


Дополнительная литература:

  1. Акулич, М.М. Эксперты о противодействии наркомании в регионе / ММ. Акулич [и др.] // Социс. – 2002. - №8. – С.94-97.

  2. Арефьев, А.Л. Поколение, которое теряет Россия / А.Л. Арефьев // Социс. – 2002. - №8. – С.97-105.

  3. Богоявленский, Д.Д. Российские самоубийцы и российские реформы / Д.Д. Богоявленский // Социс. – 2002. №8. – С.105 – 110.

  4. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Э.Дюркгейм. – СПб.: Союз, 1998. – 492 с.

  5. Голосенко, И.А. Российская социология проституции / И.А. Голосенко. – СПб., 1997.

  6. Мертон, Р.Социальная структура и аномия / Р. Мертон// Социологический журнал. – 1992. - №3,4.

  7. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с. Гл.29.

Тема 9. Социология организаций и социальный менеджмент.

Социальные организации: понятие, основные признаки, классификация. Социологические проблемы управления организациями: Ф.Тейлор – научное управление, организация по-японски, «макдонализация» общества, основные принципы управления.

Основные понятия: формальные и неформальные организации, целевая структура организации, санкции, социальное управление, власть, авторитет, лидерство, бюрократия.
Основная литература:


  1. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл. 9.

  2. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический проспект, 2001. – 508 с. Раздел III, Гл. 3.

  3. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб: Питер, 2004. -752 с. Гл.7.

  4. Романов, П.В. Социология менеджмента и организаций / П.В. Романов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с. – ISBN 5-222-05179-х

  5. Социология. Учебник для вузов / Г.В. Осипов и др. – М.: Наука, 1995. – 374 с. Гл. 8.

  6. Фролов, С.С. Основы социологии: Учебн. пособие / С.С. Фролов. – М.: Юристъ, 1997. -344 с. Гл.12.

  7. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества/ П. Штомпка. – М.: Логос, 2005. – 664 с. Гл.5.


Дополнительная литература:

  1. Егоршин, А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. – 720 с.

  2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебн. пособие / Под ред. А.П. Егоршина. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Раздел 2.

  3. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури. – М.: «Дело», 2000. – 704 с.

  4. Фролов, С.С. Социология организаций: Учебник / С.С. Фролов - М.: Гардарики, 2001. - 384 с.

  5. Щербина, В.В. Современные концепции структурных изменений в организациях / В.В. Щербина, Е.П. Попова// Социс. – 1996. - №1. – С. 98-107.с.


Тема 10. Социология культуры.

Понятие культуры. Универсальные элементы культуры: символы, язык, знания, убеждения, ценности, обычаи, традиции, ритуал, миф. Формы культуры: народная, элитарная, массовая культура, субкультура, контркультура. Социокультурная динамика.

Этноцентризм, мультикультурализм, глобальная культура.
Основная литература:


  1. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб: Питер, 2004. -752 с. Гл.3.

  2. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 432 с. Гл. 7.

  3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл. 2.

  4. Социология. Учебник для вузов / Г.В. Осипов и др. – М.: Наука, 1995. – 374 с. Гл.4.

  5. Фролов, С.С. Основы социологии: Учебн. пособие / С.С. Фролов. – М.: Юристъ, 1997. - 344 с. Гл.3.

  6. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества/ П. Штомпка. – М.: Логос, 2005. – 664 с. Гл. 10,11.


Дополнительная литература:

  1. Амелина, Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня / Е. Амелина// Общественные науки современность. –1992. - №2. – С….

  2. Ионин, Л.Г. Социология культуры: Учебн. пособие / Л.Г. Ионин. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. - 280 с.

  3. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с. Гл.16, 17.

  4. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин. – СПб.: РГХИ, 2000. – 1056 с. Часть I. Введение.

  5. Ионин, Л.Г. Культура на переломе / Л.Г. Ионин // Социс. – 1995. – №2. – С. 41-48.

Тема 11. Социология конфликта.

Понятие социального конфликта. Основные типы конфликтов. Динамика развития конфликта, его фазы. Последствия конфликта: положительные и отрицательные. Методы управления конфликтами. Предотвращение конфликта.


Основная литература:

  1. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф// Социс. – 1994. - №5. – С…..

  2. Здравомыслов, АГ. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса / А.Г. Здравомыслов. – М., 1995. – 317 с.

  3. Козер, Л. Завершение конфликта / Л. Козер // Американская социологическая мысль. – М., 1996. – С. 546-555.

  4. Козер, Л. Функции социального конфликта. / Л. Козер // Американская социологическая мысль. – М., 1996. – С. 542-546.

  5. Фролов, С.С. Основы социологии: Учебн. пособие / С.С. Фролов. – М.: Юристъ, 1997. - 344 с. Гл.18.


Дополнительная литература:

  1. Авксентьев, В.А. Этнические конфликты: история и типология / В.А.Авксентьев // Социс. – 1996. - №12. – С.43 – 49.

  2. Баринова, В.И. Консенсус как одно из главных условий разрешения политических конфликтов / В.И. Баринова // Социально-политический журнал. – 1995. – №5. – с.211 – 215.

  3. Сперанский, В.И. Конфликт: сущность и особенности его проявления / В.И. Сперанский // Социально-политический журнал. – 1995. - №3. – С.152 – 161.

  4. Сперанский, В.И. Основные виды конфликтов: проблема классификации / В.И. Сперанский // Социально-политический журнал. – 1995. - №4. – С.164 – 175.

  5. Сперанский, В.И. Конфликтная ситуация и инцидент / В.И. Сперанский // Социально-политический журнал. – 1995. - №5. – С.129 – 143.

Тема 12. Эмпирические исследования в социологи.

Этапы социологического исследования, программа социологического исследования, основные разделы. Виды социологических исследований: количественные и качественные стратегии исследований. Методы количественных исследований: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент.

Основные понятия: метод, методика исследования, методология, объект и предмет исследования, операционализация понятий, генеральная совокупность, выборочная совокупность.
Основная литература:


  1. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. Гл.21.

  2. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический проспект, 2001. – 508 с. Раздел III, Гл. 6.

  3. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб: Питер, 2004. -752 с. Гл.2.

  4. Социология. Учебник для вузов / Г.В. Осипов и др. – М.: Наука, 1995. – 374 с. Гл. 10, 11.

  5. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добрсовет», «Книжный дом «Университет», 1998 – 596 с.


Дополнительная литература:

  1. Девятко, И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. – М., 1996. – 174 с.

  2. Добреньков, В.И Социология: в 3 т. Т.1: Методология и история / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко.- М.: ИНФРА-М, 2000. - 400 с. Гл. 6 – 10.

  3. Немировский, В.Г. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. Пособие / В.Г. Немировский, Д.Д. Невирко, С.В. Гришаев. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – 557 с. Раздел 9.

  4. Семенова, В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В.В. Семенова. – М.: Добросвет, 1998. – 292 с.

  5. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с. Гл. 3, 30.


Образовательные технологии


Учебная программа предполагает проведение лекционных и семинарских занятий. Лекции играют роль основного типа обучения, формирующего основы теоретической подготовки студентов и обучающего их методам и приемам самостоятельной научно-теоретической деятельности. Проведение лекционных занятий предполагает использование современных мультимедиа-средств обучения.

В ходе проведения семинарских занятий предполагается:



        • осуществлять текущий контроль знаний в форме групповых дискуссий, тестирования;

        • анализ ситуаций с использованием метода case study;

        • проведение деловых игр;

        • мультимедиа презентации докладов в соответствии с тематикой семинарского занятия;

        • презентации исследовательских проектов/ эссе

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Примерный список контрольных вопросов

  1. Социология как наука: ее предмет, объект, функции.

  2. Место социологии в ряду других наук об обществе.

  3. Структура и уровни социологического знания.

  4. Основные этапы развития социологической мысли: общая характеристика

  5. Основатели социологии: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс

  6. Классики социологической мысли: Э. Дюркгейм, М. Вебер.

  7. Особенности постклассической социологии.

  8. Современные социологические концепции.

  9. Генезис социологической мысли в России.

  10. Общество как система: типы, структура, принципы функционирования социальных систем.

  11. Современное общество: его особенности, проблемы.

  12. Социальные статусы и роли личности.

  13. Социальный институт: понятие, содержание, классификация, функционирование.

  14. Социальные институты и процесс институционализации.

  15. Социальные организации: понятие, основные признаки, классификация, место в социальной структуре общества.

  16. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

  17. Проблемы семьи в современном обществе.

  18. Социологические аспекты культуры как социального явления.

  19. Универсальные элементы культуры.

  20. Социокультурная динамика: сущность, содержание, проявления.

  21. Деление общества на классы и социально-классовая структура.

  22. Социальная стратификации и социальная мобильность.

  23. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений.

  24. Социальная общность и социальная группа: понятие, признаки, типы.

  25. Малые социальные группы: характеристика, функции.

  26. Социологические аспекты теории и практики социальных конфликтов.

  27. Девиантное поведение как тип социального поведения.

  28. Социальный контроль: сущность, структура, функции.

  29. Понятие социального управления (социального менеджмента).

  30. Социологическая проблема взаимоотношений личности и общества.

  31. Социологические аспекты социализации.

  32. Программа социологического исследования и ее структурные элементы.

  33. Основные методы социологических исследований: общая характеристика.

  34. Опрос как метод социологического исследования.

  35. Наблюдение как метод социологического исследования.


Примерные темы эссе

  1. Проблемы трудовой мотивации.

  2. Корпоративная культура на предприятии.

  3. Проблемы трудоустройства: гендерный аспект.

  4. Причины трудовых конфликтов.

  5. Ценностные ориентации молодежи.

  6. Правовая культура российского населения.

  7. Проблемы адаптации мигрантов.

  8. Межнациональные конфликты: истоки, причины, последствия.

  9. Политические установки населения.

  10. Проблемы села: фермерство или коллективное хозяйство.

  11. Жизненный мир российских бомжей.

  12. Состояние и перспективы развития семьи в современных условиях.

  13. Социальные проблемы семьи в России.

  14. Социальные конфликты в России: социологический анализ.

  15. Социокультурные предпосылки терроризма.

  16. Социальная структура современного российского общества.

  17. Социальные последствия экономических трансформаций в России.

  18. Гендер и стратификация.

  19. Социальные последствия глобализации.

  20. Особенности общества постмодерна.

  21. Новые информационные технологии и социальные изменения.

  22. Проблема мультикультурализма и этноцентризма.

  23. «Общество потребления» (по Бодрияру)

  24. Потребительское поведение в Интернете

  25. Социальные последствия приватизации в России.

  26. Престижное потребление: характер и специфика.

  27. Становление экономической элиты России

  28. Проблемы изучения бедности.

  29. Особенности интернет-сообществ

  30. Основные тенденции развития массовой культуры



Порядок формирования оценок по дисциплине
При получении результирующей оценки учитываются: среднее арифметическое оценок за работу в аудитории Оауд, эссе Оэссе, письменную контрольную работу Оконтрол, итоговое тестирование Оит

Веса оценок: Wауд.=0,2 , Wэссе=0,4, Wконтрол=0,3, Wит=0,3

Формула: Оитог = 0,2* Оауд. + 0,4 *Оэссе +0,3* Оконтр +0,3 *Оит

2. Результирующая оценка за работу в аудитории складывается из оценки за выступления с докладами Од, оценки ответов на вопросы преподавателя Овопр, оценка за мини-тест Омт

Оценка за работу в аудитории выставляется по следующей формуле:

Отк = Wмт * Омт + Wд * Од +Wвопр * Овопр

Веса оценок: Wмт=0,4 , Wд=0,4, Wвопр=0,2

Например, если у студента по 10-балльной шкале набраны следующие оценки:

Омт = 7 Од =0 Овопр= 8

Оауд= 0,4 *7 +0,4*0 + 0,2*8 = 4,4

3. Пример расчета итоговой оценки

Оитог = 0,2* Оауд. + 0,4 *Оэссе +0,3* Оконтр +0,3 *Оит = 0,2* 4,4 + 0,4 *8+0,3* 7+0,3 *7 = 8

4. Если студент согласен с накопленной оценкой Оитоговый = Оэкзамен

5. Если студент не согласен с накопленной оценкой, то он может сдавать экзамен (письменно).

Веса оценок:

Wитоговый = 0.6, Wэкзамен = 0.4

Результирующая оценка за итоговый контроль выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На зачете/экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле

Оитоговый = Wэкзаменэкзамен + Wитоговый * Оитоговый + Oдоп.вопрос

6. В ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, "отлично" (8).


Способ округления результирующей оценки – арифметический.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Базовые учебные пособия


  1. Кравченко, А.И. Социология: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.-536 с.

  2. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб: Питер, 2004. -752 с.

  3. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества/ П. Штомпка. – М.: Логос, 2005. – 664 с.

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / Омега-Л. 2009. – 294 с.


Словари


  1. Аберкронби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкронби, С. Хилл, Б. С. Тернер. Казань: Изд-во Казанского унта, 1992. – С.

  2. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. - 672 с.

  3. Современная западная социология: Словарь / Под. общ. ред. Ю.Н. Давыдова. – М.: Политиздат, 1990. – 488 с.

  4. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, французском и чешском языках / Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М.: Инфра - М, 1997. – 576с.

  5. Hillman, K.H. Wörterbuch der Soziologie / K.H Hillman. - Stutgart: Körner, 1994. – 342 S.

  6. Soziologiе Lexikon / hrsg. von G. Reinhold unter Mitarbeit S. Lamhek u. H. Recker. - München, Wien: Oldenburg, 1997. – 398 S.

  7. Marshall, G. Oxford dictionary of sociology / G. Marshall. - Oxford University Press, 1998. – 465 p.


Интернет –ресурсы


  1. Библиотека Русского гуманитарного интернет – университета: http://www.i-u.ru/biblio/

  2. Библиотека сетевого клуба социологов «Парадигма»: http://sociology.extrim.ru/bibl.htm

  3. Библиотека социологического клуба «Город» при государственном университете – Высшей школы экономики: http://www.gorod.org.ru/biblio.shtml

  4. Голосенко, И. А. История русской социологии XIX-XX вв [Электронный ресурс]: [Электронный учебник] / И. А Голосенко, В. В. Козловский - М.: Онега, 1995. - 288 с. – Режим доступа: http://www.soc.pu.ru/publications/books/history_of_russian_sociology/, свободный. – Загл. с экрана.

  5. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»: www.ecsocman.edu.ru

  6. Цент Экономической социологии www.ecsoc.ru

  7. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://lib.socio.msu.ru/l/library

  8. Электронный журнал «Экономическая социология» http://ecsoc.hse.ru/

  9. Электронная библиотека Института Философии РАН: http://www.philosophy.ru/library/library.html



Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует Power Point

Дистанционная поддержка дисциплины


Предусмотрено регулярное снабжение студентов текущими материалами по социологии в форме электронных документов, содержащих учебные пособия, статьи, программы и результаты социологических исследований.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для лекций и практических занятий используется профессиональная аудио и видео аппаратура, проектор, подсобные материалы для проведения показа обучающих программ.


Авторы программы А.В.Куликова


Д.А. Шпилёв


Смотрите также:
Программа дисциплины «Социология» для направления 010400. 62 "Прикладная математика и информатика"
291.63kb.
1 стр.
Программа дисциплины Операционная система unix для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра
201.94kb.
1 стр.
Программа дисциплины и управление жизненным циклом для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра
335.65kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Операционные системы и системное программирование»
283.12kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Принятие индивидуальных и коллективных решений»
209.79kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Модели корпусной лингвистики»
167.87kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений»
230.85kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Операционные системы Направление подготовки: 010400 Прикладная математика и информатика
180.49kb.
1 стр.
Программа дисциплины Электронная коммерция и бизнес для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
131.28kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Алгоритмы и структуры данных»
220.63kb.
1 стр.
Подготовка кадров с высшим образованием по направлению 010400 «Прикладная математика и информатика»: бакалавриат по профилю «Прикладная информатика»
43.4kb.
1 стр.
Рабочей программы «Математические модели механики сплошных сред»
16.68kb.
1 стр.