Главная
страница 1
Борьба с отмыванием денег. Анализ

зарубежного и отечественного опыта
Сложность выявления незаконно полученных средств в мировой финансовой системе обусловила необходимость выработки коллективных мер по борьбе с отмыванием «грязных» денег.
В борьбе с отмыванием денег на Западе большая роль отводится самим финансовым учреждениям, которые обращают внимание на сложные, крупные операции, законность которых может вызывать сомнения.

То, на что обращают внимание зарубежные банки в первую очередь при выявлении подозрительных финансовых операций:



  1. Операции с наличностью – частые и крупные сделки с использованием наличных денег, перевод крупных сумм за границу с требованием оплаты наличными, помещение на счет и изъятие с него средств, превышающих оборот компании или расход юридического лица.

  2. Операции с банковскими счетами и ценными бумагами – наличие у клиента счета, на который осуществляются крупные переводы, не имеющие отношения к деятельности клиента, инкассация крупного чека на предъявителя, выданного иностранным банком, оплата ценных бумаг на крупную сумму наличными и т.д.

  3. Операции по переводу денежных средств за границу и выделение кредитов в другой стране – о признаках отмывания денег в этой ситуации может свидетельствовать перевод средств в страну или из страны, с которой клиент обычно не работает, просьбы о кредите, гарантированном сертификатом о вкладе в иностранном банке и т.п.

Финансовые учреждения, в соответствии с требованиями законодательства западных стран, обязаны сообщать в правоохранительные органы о всех подозрительных сделках. Им запрещено законом предупреждать своих клиентов в тех случаях, когда касающаяся их информация сообщается в компетентные органы.

В Финляндии банк не имеет права не уведомлять правоохранительные органы о подозрительных сделках, законодательством этой страны предусмотрена ответственность за непредоставление информации в органы правопорядка.

В США в таких ситуациях предусмотрено наложение штрафов на банки, а также отзыв лицензии на ведение банковских операций.

В Великобритании не существует ограничения размера сделки, служащего основанием для доклада о подозрительных сделках в национальную разведывательную финансовую службу.

В Италии введена обязательная персонализация всех банковских и иных операций, сумма которых превышает определенный законодательством размер. Данные об участниках таких операций вводятся в компьютер.

В случае, если в законодательстве страны не существует нормы об обязательном предоставлении информации, при возникновении подозрений у банкиров в отношении осуществляемых клиентом финансовых операций они могут не уведомлять компетентные органы, но как правило прекращают отношения с ним и закрывают его счет.

Наличие законодательно закрепленной обязанности банков сообщать о подозрительных сделках в органы правопорядка способствует своевременному выявлению нарушений закона, эффективному документированию преступной деятельности подозреваемых лиц.

В западных странах существуют юридические меры защиты финансовых учреждений и их сотрудников от уголовной или гражданской ответственности за нарушение установленных договорами ограничений, касающихся разглашения конфиденциальной информации, причем эти меры защищают банкиров даже в тех случаях, когда информация о предполагаемой преступной деятельности не подтвердилась и финансовая сделка носила законный характер.

У банков возникают опасения, что в прессу попадут сведения об оказании помощи правоохранительным органам при выявлении незаконной финансовой сделки, а также, что конфиденциальная информация будет использована этими органами в каких-либо иных целей.

Для преодоления этого недоверия, по мнению FATF (международная ассоциация, организованная в июле 1989 г. по инициативе семи стран – США, Японии, Германии, Франции, Англии, Италии и Канады), правоохранительным органам важно убедить банкиров в том, что для них более выгоден имидж честного банка, не связанного ни с какими незаконными махинациями, чем имидж банка, хранящего тайну даже по счетам, вкладам и операциям криминальных структур и лиц, совершающих преступления.

А как обстоят дела у нас? Список организаций, обязанных сообщать о финансовых действиях граждан в специально созданный для этого орган (Росфинмониторинг), достаточно объемен – банки, негосударственные пенсионные фонды, почта, страховые и инвестиционные компании, тотализаторы, игровые и букмекерские конторы, казино, ломбарды, риелторы, адвокаты, нотариусы и др.

Любые организации, проводящие для своих клиентов какие-либо операции с деньгами или имуществом, обязаны идентифицировать клиента – то есть установить личность, зафиксировать паспортные данные. Порядок обмена информацией с Росфинмониторингом четко прописан – при выявлении любой подозрительной операции такие организации обязаны сообщить об этом в финразведку не позднее следующего рабочего дня, сообщение оформляется в виде подписанного и заверенного печатью письменного документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, заверенного цифровой подписью. В сообщении необходимо указать вид операции, дату ее совершения, сумму и идентификационные данные клиента.

Банки обязаны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, которые были совершены на сумму от 600 тыс. руб. – обмен валюты; получение денег по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; открытие вклада на предъявителя или в пользу третьих лиц; перевод за границу на счет, открытый на анонимного владельца; покупка ценных бумаг за наличные деньги.

Центробанк РФ предусмотрел ситуации, когда клиенты стараются обойти существующее ограничение, например, подозрение должно вызывать использование лишних операций при покупке ценных бумаг, определенные подозрения у банков должно вызывать использование схемы с открытием счетов для обмена валюты (клиент открывает счет в рублях, кладет на него деньги, затем открывает валютный счет, переводит на него деньги, затем снимает всю сумму наличными). Также ЦБ рекомендует сообщать о случаях регулярного перечисления денег на счета нерезидентов вне зависимости от размера переводимых сумм и местоположения банка-получателя. Информировать Росфинмониторинг банки должны и в тех случаях, когда одна из сторон финансовой операции проживает или имеет счет в стране, внесенной FATF в «черный» список. Контролю подлежат также все беспроцентные займы, предоставленные некредитными организациями (например, ссуда на покупку жилья, предоставленная сотруднику).



Однако участники таких операций могут уходить от контроля. Например, раздробив сумму, превышающую 600 тыс. руб., но провести операции с большим промежутком времени, или привлекая для проведения операции других участников (например, родственников и знакомых) либо проводить операции в разных отделениях банка (при обмене валюты – обмен в разных обменных пунктах банка). Банкам следует обращать внимание и на такие случаи тоже.

По нашему мнению, службам финансовой разведки необходимо налаживать тесный контакт с органами внутренних дел, особенно с подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями. В ОВД имеется ряд методических разработок, наработан богатый опыт борьбы с незаконными финансовыми операциями, поэтому такое сотрудничество … бла-бла-бла, это я еще не сочинила…


Смотрите также:
Борьба с отмыванием денег. Анализ зарубежного и отечественного опыта
47.38kb.
1 стр.
Борьба с отмыванием денег: международный опыт
362.01kb.
1 стр.
Fatf: борьба с отмыванием денег
108.8kb.
1 стр.
Анализ зарубежного опыта обеспечения населения жильем
56.8kb.
1 стр.
В. Г. Шухова Перлит и производства материалов на его основе
64.92kb.
1 стр.
«Борьба с организованной преступностью и отмыванием капиталов в ес»
234.56kb.
1 стр.
Правительство москвы
353.5kb.
7 стр.
Программа дисциплины «Международно-правовые аспекты борьбы с отмыванием денег» для направления 021100 юриспруденция
103.76kb.
1 стр.
Дипломному проектированию студенту Тема проекта: "Анализ зарубежного опыта реструктуризации электроэнергетической отрасли"
2652.41kb.
12 стр.
Контрольная работа по дисциплине: "Макроэкономика"
25.85kb.
1 стр.
Анализ зарубежного опыта государственного управления минерально-сырьевым комплексом
158.28kb.
1 стр.
Современные аспекты развития малого предпринимательства в становлении конкурентоспособной региональной и местной экономики
80.09kb.
1 стр.