Главная
страница 1
Использование СПО на уроках истории

Трухина О.А., учитель истории ГБОУ лицея №393 Кировского района Санкт-Петербурга

История, как школьный предмет, один из самых сложных для ученика. Здесь нет сложных формул и определений и вроде все понятно, но очень часто слышишь от учеников: «Я не понимаю историю, потому, что она мне не нужна». Ребенок не знает, как применить исторические знания на практике, ему не хватает мотивации. Он не понимает, почему надо учить то, что ему кажется ненужным. Одна из задач учителя –актуализировать даваемые знания. Один из способов актуализации – разговор с ребенком на том языке, который он понимает. Например, на языке компьютера. Современный ребенок общается с компьютером с раннего детства и понимает его язык значительно лучше, нежели язык взрослых. Именно поэтому в современной образовательной среде говорят о необходимости использования компьютера на уроке во всем его многообразии.

Итак, компьютер стоит на нашем рабочем столе. Мы включаем его и начинаются проблемы. Если компьютер домашний, то мы сами выбираем программное обеспечение, в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей. В школе все сложнее – может ли учебное заведение приобрести все необходимые программы и что делать если нет. В данном случае на помощь приходит СПО – свободное программное обеспечение.

Прежде всего, необходимо определиться с тем, что такое СПО. Свободное программное обеспечение — программное обеспечение с открытым кодом, которое пользователь может легально запускать, модифицировать и распространять с небольшими ограничениями или вовсе без таковых.1 Свободное ПО (Free Software) — программы для ЭВМ, которые распространяются на условиях, предоставляющих пользователям четыре ключевые свободы (права):

1. свободное использование программного обеспечения в любых целях;

2. свободное изучение и адаптация ПО к нуждам пользователя(ей) при условии открытого доступа к исходному коду программы;

3. свободное распространение программного обеспечения (за деньги или безвозмездно);

4. свободное усовершенствование и публикация ПО, включая распространение усовершенствованных версий, при условии открытого доступа к исходному коду программы.

Каждый пользователь свободной программы, в отличие от несвободной (проприетарной), является полноценным владельцем программы (обладает не исключительными авторскими имущественными правами на нее) и не зависит от воли разработчика программы или правообладателя. 2

Примерами СПО являются операционная система Linux, пакет офисных приложений OpenOffice, браузер Mozilla Firefox и Google Chrome и другие. Широко распространено СПО и в интернете.

Сегодня во многом именно интернет позволяет сделать урок интересным и разнообразным. В том числе, это происходит благодаря веб-приложениям. Веб–приложение — особый тип клиент–серверных приложений, где клиентом выступает браузер пользователя, а сервером — веб-сервер. Существенным преимуществом веб–приложений перед обычными Desktop–программами является отсутствие привязки к конкретной операционной системе и/или компьютеру. Для нормальной работы достаточно иметь современный браузер и доступ в Интернет. Расходы на создание и поддержку инфраструктуры также практически отсутствуют.3 Веб-приложения Google и Yandex помогают нам сделать уроки разнообразнее и интереснее. Урок истории не исключение.

Одним из важных методов мотивации на уроке истории является способ привязки исторического события к конкретному месту, то есть работа с картой. На традиционном уроке у нас есть атлас и контурная карта. Но сегодня у нас появился такой ресурс, как «интернет карта». Веб–приложениЯ Google.Maps и Яндекс.Карты позволяют нам сделать данный вид работы намного ярче, а самое главное запоминающимся. Детям значительно интереснее самим проложить маршрут, приложить к нему фотографии, сделать метки. Если они проделают весь путь сами, то и рассказать о нем другим им значительно легче.

Яндекс карты позволяют найти необходимый объект (например, Невский проспект). В режиме реального времени, то есть прямо на уроке, можно совершить прогулку по выбранному маршруту. Карта может быть в виде схемы или иметь вид со спутника. Существует функция показа фотографий объекта или видео. Видеокамеры есть не везде, но именно эта функция наиболее полезна на уроке истории и культуры Санкт-Петербурга – дети могут узнавать город в режиме реального времени. Еще одна зрелищная функция – панорамы. Панорама может быть с воздуха или наземная. В режиме панорамы можно совершить прогулку по выбранному маршруту. Можно поставить собственную метку и дать какое-либо описание. Работа с картой не требует особой подготовки, ребенок легко справляется с навигацией. Благодаря легкости работы появляется возможность использовать данный ресурс для домашних заданий – проложить самостоятельно маршрут, узнать, какие объекты находятся на маршруте, сделать свои метки и дать свое описание.

Яндекс.Карты очень удобны для работы с картой Санкт-Петербурга, но карты мира значительно менее подробны. Для работы с картами всего мира лучше использовать Google.Maps.

У Google.Maps есть один недостаток при сравнении с Яндекс.Картами. В Google нужна регистрация для работы с веб-приложениями. Возможно, ребенка эта задержка может отпугнуть. Но если у него будет конкретное задание, то эту стадию ученик легко пройдет. Тем более, что плюсы Google легко перекроют маленький минус.

Google.Maps дает теже самые ресурсы, что и Яндекс.Карты, но помимо этого можно использовать при работе с картой такие ресурсы Google, как Ponaramio (в этом ресурсе можно просматривать фотографии других пользователей и делиться своими), Picasa (в этом ресурсе можно редактировать и публиковать свои фотографии, в том числе прикреплять их к карте), SketchUp (можно создать 3d объект). Данные ресурсы помогают еще более разнообразить работу ребенка с картой.

Чем более разнообразной и увлекательной будет работа с картой, тем больше заинтересуется ученик, а это значит, что как учитель, я достигаю поставленной цели – актуализировать исторические знания.

Использованные информационные источники:

1. Свободное программное обеспечение и открытые стандарты в государственном секторе. – URL.:http://www.info-foss.ru/ (дата обращения 15.05.2013г.)

2. Смирнов Е.А. Сервисы Google в образовании. – URL.: http://www.slideshare.net/smirik/google-12135024 (дата обращения 16.05.2013г.)

3. Традиция. Русская энциклопедия. – URL.: http://traditio-ru.org/ (дата обращений 15.05.2013г.)





1 Традиция. Русская энциклопедия.

2 Свободное программное обеспечение и открытые стандарты в государственном секторе.

3 Смирнов Е.А. Сервисы Google в образовании.


Смотрите также:
Использование спо на уроках истории
41.77kb.
1 стр.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в адаптивной школе
68.51kb.
1 стр.
Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории
59.72kb.
1 стр.
Использование элементов истории науки на уроках математики как средства развития познавательного интереса
518kb.
3 стр.
Возможности it-технологий для организации учебного процесса на уроках истории
52.53kb.
1 стр.
Уроках истории в 5 классе Использование техники активно-продуктивного чтения
96.02kb.
1 стр.
Использование исторического материала на уроках математики
183.25kb.
1 стр.
Использование компьютерных технологий на уроках биологии
46.07kb.
1 стр.
Уроках географии и природоведения «Урок
81.51kb.
1 стр.
Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории
86.58kb.
1 стр.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»
55.82kb.
1 стр.
Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики
114.05kb.
1 стр.