Главная
страница 1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Для активизации познавательной деятельности и развития речи важное значение имеет предмет «Ознакомление с окружающим и развитие речи».

Учащиеся приобретают знания и опыт:

-вести наблюдения на изу4чаемым предметом и явлением,

-осуществлять планомерный анализ предмета или явления,

-проводить сравнение 2 предме6тов по определенному плану, выделяя общие и отличительные признаки,

- классифицировать предметы на группы на основании родового признака,

-называть группы однородных предметов (их изображений) обобщающими словами,

-производить классификацию конкретных предметов (изображений) без практического деления на группы,

- устанавливать с помощью учителя простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений.

Система коррекционного обучения осуществляется по следующим направлениям:



  • Развитие обобщенных представлений об основных разновидностях свойств предметов (подготовительный период),

  • Формирование конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности на базе созданных в подготовительный период умений и навыков на основе обучения детей единому обобщенному способу анализа объектов,

  • Формирование элементарных (родовых) понятий на основе обучения способам словесного обобщения и классификации изучаемых объектов,

  • Обогащение словаря и развитие связной речи в теснейшей связи с наблюдениями и предметно-практической деятельностью учащихся.


Развитие обобщенных представлений об основных разновидностях свойств предметов

Подготовительный период – период изучения темы «Предметы вокруг нас». Формируются представления о цвете, форме, величине, расположении в пространстве предметов, основных свойствах материалов. В различных видах практической и продуктивной деятельности усваивают сенсорные эталоны. Учатся распознавать и правильно называть признаки и свойства, используя разнообразные приемы (например, цвет - прикладывания, сличения с образцом). Детей обучают обследовательским действиям. Вначале предъявляют эталоны и их названия, затем учат проводить сравнение, после чего организуются практические действия для различения (выбор по образцу, подбор к фону, группировка, конструирование, аппликация, выкладывание узоров, составление орнаментов из мозаики и т.п) При изучении величины и формы предметов необходимо развивать умение видеть эти признаки в реальной ситуации.

Сначала детей учат сравнивать по 2 признакам, затем более, от контрасных признаков переходят к сходным. Формируются представления также о высоте, длине, ширине предметов. Большое внимание уделяется формированию пространственных и временных представлений.

Организация наблюдений в природе и развитие связной речи

Темы, связанные с проведением наблюдений в природе: Сезонные изменения в природе и труде, растения, животные (это составляющие раздела «Родная природа») Умения наблюдать вырабатывается у детей первоначально в процессе анализа и сравнения во время экскурсий, развивающих прогулок, демонстрации изучаемых предметов на уроках.

Во время экскурсий следует акцентировать внимание детей на новых словах, ставить вопросы так, чтобы дети употребляли новые слова, давали разнообразные определения, обозначающие признаки предметов или явлений. Необходимо продумать практическую деятельность на экскурсии. Полезно использовать дидактические игры. Так, при изучении темы «Растения» можно провести игры «Подбери листок», «Найди дерево или кустарник по описанию», «Садовник». Учитель – садовник дает описание дерева, кустарника или цветка, дети должны узнать растение по описанию, подойти к нему и выполнить разнообразные поручения садовника, например, сосчитать лепестки у цветка, назвать цвет и оттенки лепестков, понюхать и рассказать, какой у цветка запах, рассмотреть стебель и определить его длину, толщину и т.п. Выполняя задания, дети припоминают, какими словами называл учитель признаки при описании растения. Можно ввести элемент соревнования «Кто больше? Кто быстрее?»

Знания закрепляются на последующих уроках. Такие уроки, помимо фронтальной беседы учителя с учащимися, должны включать в себя коллективное или индивидуальное составление устных рассказов по плану, данному учителем, по опорным словам, по картинке и т.д.

Особое место занимают рассказы учителя о самостоятельных наблюдениях. Следует уделять внимание методике проведения беседы по вопросам. Среди трудных вопросов должны встречаться и легкие (заинтересовать и активизировать детей)

Учить с самого начала обосновывать ответ (доказать, почему так думает). Привлекать к совместному обдумыванию. (Оценить ответ товарища. Дополнить ответ. Как думают другие?).



Обучение построению высказыванию

Примеры упражнений:

Учитель называет несколько свойств иди действий, характерных для этого предмета, дети должны угадать предмет. Например, воет, дует, срывает, поднимает… (ветер). Выберите подходящее слово для характеристики ветра в этот день.

Составление рассказов применяется при обобщении наблюдений (Золотая осень, пора листопада, поздняя осень, или предзимье) В процессе составления коллективного рассказа перед каждым учеником ставится задача дать свой, отличающийся от других ответ на вопрос учителя. Учитель обычно предлагает уточнить, дополнить предшествующий ответ, сказать о том же выразительнее, красивее, полнее, построить свой ответ правильнее, по – другому… Дети начинают осознанно подходить к построению собственного высказывания, понимают, что одну и ту же мысль можно выразить разными словами.

На первых этапах оценивает высказывания учитель, отмечает полные, точные, удачные, сравнивает, объясняя, почему лучше. Предлагает исправить неудачный ответ, распространив предложение, подобрав эпитеты, синонимы, антонимы. Однако даже неполные и неточные ответы нельзя оценивать только негативно, найти что – то положительное и дать почувствовать ребенку, что его усилия не были напрасными

Полезно предложить учащимся высказать свое мнение по плану (соблюдал ли последовательность, интересный ли получился рассказ, было ли трудно слушать из-за повторов, пауз, вводных слов; чей рассказа и почему больше понравился).



Активизации мыслительной деятельности детей способствует использование проблемно-поисковых методов обучения, примером которых может служить логические задачи (рассказ-загадка). Дети учатся сравнивать, сопоставлять делать умозаключения. Содержание логических задач постепенно усложняем. Дети от односложных ответов (отгадка, определение) переходят к подробным развернутым простым и сложным предложениям. Логические задачки можно брать из рассказов писателей –натуралистов, стихах, В упражнениях из методики «Воспитание сказкой», ТРИЗ – технологий и т.д.

Формирование обобщенного способа анализа предмета

Анализ предмета проводится в определенной последовательности: сначала задают вопросы, позволяющие охарактеризовать предмет в целом, затем выделяют основные части (например, ствол, ветви дерева), и детям предлагается рассказать о свойствах; далее выделяются более мелкие части предмета (листья, плоды), дается их характеристика, и, наконец, учащиеся повторно рассказывают о предмете в целом.

Необходимо установить в процессе анализа тесную связь между наблюдением, практической деятельностью и развитием речи учащихся. Например, при определении особенностей листьев различных деревьев проводится сравнение путем наложения природного материал на рисунок, обводка по контуру листа с целью определения формы, определение поверхности на ощупь и т.д.

В других случаях целесообразно обратиться к рисованию, лепке, аппликации, изготовлению поделок из природного материала. Указанные виды работ помогают учащимся провести сравнительный анализ объектов, опираясь на наглядный материал. При изготовлении игрушек- поделок учитель подбирает только такие задания, для выполнения которых природный материал выступает в качестве основных деталей. Например, стрекозу изготавливают из плодов липы (орешек с летучкой) и пластилина, зайчика – из листьев березы, рябины и пластилина. Предварительно детям показывают готовый образец поделки и выясняют, какие детали нужны для изготовления.

Анализ поделки – образца предполагает, прежде всего, выделение учащимися отдельных ее частей и называние материала, из которого она сделана, а затем, в процессе изготовления поделки определяются ее разнообразные свойства (цвет, форма, величина и т.д). В процессе работы учитель показывает детям каждую операцию изготовления поделки. Используются разные виды словесных отчетов: по результату действия и предваряющие действие.

В процессе изготовления поделки детей просят объяснить, почему можно использовать для той или иной детали выбранный природный материал. Например, учитель говорит: «Возьмите орешек липы, поместите его на кружок из пластилина. Теперь возьмите несколько летучек липы и разместите вокруг орешка на пластилине. Что у нас получилось? Чем поделка похожа на ромашку? Какие части дерева нужно взять, чтобы сделать ромашку? Чем лепесток ромашки похож на летучку липы?»

Для сравнения различных деревьев по форме, величине, окраске листьев или плодов важно, чтобы использовались однотипные поделки, например, бабочка из листьев березы, рябины, клена, крылаток клена и пластилина. Так, при сравнении 2 бабочек от учащихся требуется выделить общие и различные признаки используемых листьев.

После изучения предмета в целом и выделения его основных частей дети учатся составлять рассказ-описание. Эта работа начинается с обучения составлению рассказов на основе собственных наблюдений. Учитель дает образец рассказа, а затем проводит по нему беседу, в ходе которой детям задаются вопросы: Что мы сначала рассматривали? Как я об этом рассказала? После того, как мы посмотрели, какое дерево по размеру, какую часть мы стали рассматривать? Повторите, как я об этом говорила. Чем я закончила рассказ? Почему? Такая беседа приучает детей к определенной последовательности рассказа.

Установление сходства и различия 2 или более сопоставляемых объектов, а также изменений, произошедших с предметами, осуществляется посредством их сравнения.

В начальный период обучения детям дается памятка, в которой указывается последовательность рассмотрения объектов. Обучение рассказыванию предполагает сначала составление коллективных рассказов по вопросам, плану, опорным словам, придумывание начала или окончания рассказа. В конце урока проводится оценка детских рассказов, из них выбираются лучшие. При этом отмечается полнота высказывания, грамматическое оформление, а также использование образных средств.



Практическая группировка и классификация предметов

В процессе обучения дети должны освоить не менее 20 понятий. В первый год они учатся группировать и обобщать такие реальные предметы и их изображения, у которых общий признак, являющийся основанием для их объединения, выражен наиболее отчетливо.

При усвоении таких понятий как грибы, деревья, цветы, насекомые, птицы, рыбы, наибольшие затруднения у детей вызывает конкретизация общего понятия и дифференциация видовых понятий внутри группы. Важно учитывать, что чем шире ориентировка ребенка в данном предмете, тем легче ему отбирать нужные для обобщения признаки.

Для овладения данными понятиями необходимо иметь разносторонние, глубокие и полные знания об отдельных конкретных предметах. В связи с этим большое внимание следует уделять сравнению конкретных предметов внутри группы с целью выделения опознавательных признаков отдельных видов, а также расширение ряда наименований конкретных предметов каждой группы. Такая работа осуществляется на экскурсиях, прогулках с целью ознакомления учащихся с новыми объектами на уроках. При формировании таких понятий, как фрукты, ягоды, овощи значительное внимание должно быть уделено ознакомлению учащихся с отличительными признаками растений в целом, а не только с их съедобными частями, с местом произрастания. В 1 классе изучаются характерные и отличительные признаки 2-3 видов плодовых деревьев, 2-3 видов ягодных кустарников, 3-5 видов овощных растений. На 2 году дети усваивают понятия овощи, фрукты, ягоды, но они объединяются под одним названием – продукты питания.

Только после создания разносторонних образов предметов надо учить дифференцировать наиболее часто смешиваемые понятия. Работу по формированию родовых понятий целесообразно проводить в следующих направлениях:


      1. выделение признаков, на основании которых отдельные предметы можно отнести к соответствующим категориям;

      2. организация практических действий каждого учащегося по объединению предметов в группы (практическая группировка),

      3. практическая группировка в сочетании со словесным обозначением выделенных групп (словесная классификация),

      4. логическая классификация (без практического деления на группы).

Необходимо соблюдать основные принципы работы:

  1. К работе по практической группировке и словесной классификации приступать после того, как создана конкретная основа для образования общего понятия и ребенок знаком с 5-6 конкретными предметами.

  2. Конкретные предметы (и их изображения) подбирать таким образом, чтобы в процессе группировки и классификации дети получали практику в дифференцировании наиболее часто смешиваемых понятий (например, овощи – фрукты, фрукты - ягоды, птицы - насекомые, кустарники - травы, кустарники -деревья, домашние и дикие животные, звери и птицы и т.д).

  3. Основой формирования обобщающих понятий, как и на всех предыдущих этапах работы, являются практические действия учащихся с предметами.

  4. Вводя в словарь новые, не употребляемые ранее термины, такие, как зимующие и перелетные птицы, надо сначала употреблять название группы, более доступное и понятное детям, давая его как можно чаще в развернутой форме, например: «Птицы, которые остаются на зиму»

Организуются следующие виды практической деятельности учащихся:

Упражнения в отнесении конкретных предметов (и их изображений) к обобщающему слову – названию группы.

  • Выбор из 6-8 предметных картинок тех, которые относятся к указанному общему слову

  • Выбор к образцу подходящих конкретных предметов. Например, в верхнем ряду наборного полотна выставлен образец – картинка с изображением бабочки, в нижнем ряду размещены картинки с изображением 4-5 видов насекомых и 2-3 видов птиц. Нужно поместить в верхнем ряду картинки с изображением насекомых.

  • Выбор из 15-20 картинок различного содержания 5-8 изображений конкретных предме6тов указанной родовой группы.



Упражнения в самостоятельном словесном обозначении готовой группы из 4-5 предметов (изображений), затем 2-3 предметов; исключение неподходящего предмета и словесное обозначение оставшейся группы.

Упражнения в создании групп однородных предметов из предложенного конкретного материала.

Например, из 10-12 предметных картинок (бабочка, муха, стрекоза, божья коровка, воробей, синица, сорока, собака и т.д.) дети должны создать 2 группы и исключить картинку, не подходящую ни к той, ни к другой группе, объяснив, почему она не подходит.



Упражнения в классификации предметов (их изображений) без практической группировки.

Рассмотрев предложенный материал, дети должны назвать, какие группы предметов представлены в нем, и перечислить относящиеся к каждой группе конкретные предметы.

Поясним методику проведения такого рода работы на примере серии занятий по формированию понятия «овощи». Учащиеся до специального обучения, как правило, называют 3-4 относящихся к группе предметов. Для словесного обозначения пользуются соответствующим названием или неадекватно используют термин «фрукты». Задачей занятий является расширение конкретного содержания данного понятия, а также формирование умения объединять предметы этой группы на основе родового признака. Формирование происходит в определенной последовательности:

-Сначала детям предлагают выбрать из представленных на столе овощей и фруктов только овощи и выставить изображающие их картинки на наборном полотне,

-отделив 5-6 картинок с изображением овощей, просят назвать одним общим словом и объяснить, почему их можно отделить от остальных предметов,

- выясняют, где и как растут овощи,

-упражнения, направленные на формирование умения отнести единичные конкретные предметы к общему понятию «овощи». Сначала выбор осуществляется из 10-15, затем из 20-25 изображений, причем среди картинок есть и изображения фруктов и ягод,

- дается группа предметов (овощи и фрукты), выбрать овощи и объяснить, почему эта группа не может быть названа одним словом,

- затем дети выделяют в качестве лишних единичные фрукты, уточняют, где и как растут, объясняют, почему не подходят к категории «овощи»

На втором занятии важно организовать практическую деятельность учащихся по самостоятельному созданию изучаемых групп. В связи с этим выбирают различные виды работ с предметными картинками. Например, учащимся раздают на парты по 10-12 картинок, содержащих сначала 2 группы предметов, а затем более. Дети распределяют картинки на группы, ориентируясь на названия. При этом учащиеся получают инструкции:

- рассмотрите картинки, среди которых есть овощи и фрукты,

- выберите овощи, положите на край парты слева,

-отложите в правую сторону фрукты,

- расскажите, у кого какие овощи и какие фрукты нарисованы на картинках.

Широко используется классное и индивидуальное наборное полотно. Выставленные на полотно картинки позволяют вести работу как фронтально, так и индивидуально, практическую группировку осуществляет один ученик, вызванный к доске (наборному полотну) Можно поместить на полотно только 3 предмета изучаемой группы, предложить ученику назвать их одним словом, а затем из набора предметных картинок присоединить к группе то, что подходит. Или дать детям задание подобрать предметы по числу гнезд на наборном полотне, ориентируясь на одну картинку заданной группы.



Следующей задачей обучения является формирование у детей самостоятельно находить те общие признаки, по которым предметы можно отнести к той или иной группе. При этом от учеников требуют образовать группу и объяснить, на основании какого признака она создана, а также назвать предметы, представленные в ней, принятым родовым термином. Важно использовать прием исключения неподходящего предмета.

Проводятся различные варианты игр «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Найди, что подходит» и другие. Детей просят объяснить, почему предмет не подходит к остальным и как можно назвать предметы, которые остались. Затем просят присоединить к исключенному предмету другие, чтобы получилась новая группа.

Широко используются такие упражнения: «Наведи порядок», «Перепутаница». Предметы различных групп (сначала 2) располагают хаотически. Дети сначала должны выделить одну группу, т.е. отобрать предметы на основе общего признака, а затем дать обобщенное название оставшимся предметам. Дается пояснение: «Здесь есть пять (и более) предметов, которые подходят друг к другу. Если их поместить в один ряд, то можно назвать одним словом. Отберите эти предметы, назовите их. Можно назвать одним словом оставшиеся предметы? Почему?»

Подобные упражнения подготавливают переход к последнему этапу формирования понятий, на котором используются упражнения по словесной классификации изучаемых конкретных предметов. Дети должны научиться выделять группы однородных предметов из предложенного наглядного материала, не создавая из картинок практической группы, а называя лишь общее слово и перечисляя единичные предметы, относящиеся к нему. Например, детям предлагается рассмотреть 15-20 картинок, включающих изображения овощей и фруктов, и определить, на какие 2 группы можно разложить все картинки, а затем перечислить предметы, относящиеся к ним.

На этом этапе работы широко используются словесные упражнения на обобщение и классификацию, такие, как «Назови одним словом», «Назови, что знаешь», «Продолжи группу» и т.п., которые способствуют развитию внимания и памяти детей. Умение обобщать и классифицировать отрабатывается и на более сложном материале. Например, детям предлагается, опираясь на картинки, назвать 3-4 наименования овощей оранжевого цвета, 2-3 предмета овальной формы, 3 круглых и красных предмета.

В других случаях дети должны назвать одним словом указанные предметы «Абрикосы, груши, яблоки – что это?» Дети должны справляться и с заданием отнести единичный предмет к соответствующей группе. Сначала дается образец6 «Морковь – это овощ, а яблоко - ?» Затем учитель раздает картинки (по 5-6 каждому ученику) и предлагает, назвав конкретный предмет, изображенный на ней, ук4азать соответствующее обобщающее слово.

Усложняя задание, учитель стремится совершенствовать умения учащихся классифицировать конкретные предметы. В этих целях полезно использовать постоянный раздел работы «Что изменилось?» На большом наборном полотне помещается в 1 год обучения до 15 картинок (во 2 – до 25 предметных картинок), дети должны назвать группу однородных предметов, запомнив их конкретное содержание. После этого, производится какое – либо изменение: группы меняются местами, меняют часть предметов группы, заменяют одну из групп в целом. Детей спрашивают, что изменилось, и просят восстановить порядок. Необходимо обеспечить на таких уроках языковую работу.

Методика работы над словарем включает в себя введение новых слов – наименований предметов и их свойств, овладение выразительными средствами языка, усвоение синонимов, антонимов, употребление пословиц, поговорок и т.п. (такая работа проводится в устной форме), систематизацию словаря путем освоения категоризации русского языка (родовые – видовые понятия). Активизация словаря проводится в следующих упражнениях: составление словосочетаний с нужным словом, составление предложений с заданным словом, по опорным словам и т.п.

Особе внимание уделяется монологической речи, в процессе анализа объектов дети выделяют опознавательные и существенные его признаки, устанавливают причинно-следственные и временные связи, делают умозаключения. Образец рассказа составляет учитель или хорошо подготовленный ученик. Используются следующие виды работы: составление коллективных устных описаний по картинке, индивидуальных рассказов по картинам на сопоставление разных пейзажей (типа «Зима – лето»), беседы об увиденном и услышанном и т.п.

Материал подготовила: педагог-дефектолог,



учитель-логопед первой категории

Финская Оксана Петровна


Смотрите также:
Основные направления работы по формированию познавательной деятельности и речи детей с зпр
142.03kb.
1 стр.
«роль логоритмических занятий в развитии музыкально-ритмических движений в коррекционных группах детей с зпр»
42.6kb.
1 стр.
Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы
72.99kb.
1 стр.
Программа «Кадры 2006-2010 годы»
4154.98kb.
20 стр.
Цели и основные направления деятельности
107.07kb.
1 стр.
Доклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности на 2012 2015 годы
120.31kb.
1 стр.
«Формирование речи у детей с зпр путём ознакомления с малыми формами фольклора»
47.5kb.
1 стр.
Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся с использованием кейсового метода
131.93kb.
1 стр.
Г. Ставрополь программ а деятельности базового оу для руководящих и педагогических кадров по проблеме «Основные направления деятельности образовательного учреждения по внедрению фгос ооо»
233.96kb.
1 стр.
Классный час ко Дню Знаний о космосе: «Дорога в космос»
37.69kb.
1 стр.
В поисках клада. Дикие животные
66.02kb.
1 стр.
Классный час в 5 а классе, посвященный Дню Космонавтики "Освоение космоса"
86.21kb.
1 стр.