Главная
страница 1
Как подготовиться к экскурсии
В процессе подготовки новой экскурсии выделяют ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке.
1. Определение цели и задач экскурсии.
Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода также подчинен той же конечной цели. Например: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д.
Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.
2. Выбор темы.
Каждая экскурсия должна иметь свою четко сформулированную тему. Ее выбор зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое.
3. Отбор литературы и составление библиографии.
В ходе разработки навой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, которые раскрывают тему. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.
4. Определение других источников экскурсионного материала.
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Например: фонды государственных, ведомственных и частных архивов; фонды и экспозиции музеев; хроникально-документальные и научно-популярные фильмы; воспоминания участников и очевидцев исторических событий и т.д.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Показ объектов является главенствующей частью экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

6. Подготовка контрольного текста экскурсии.
Контрольный текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию.
Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты; цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.
Контрольный текст:
- содержит хронологическое изложение всего материала, не отражая структуры экскурсии и маршрутной последовательности;
- выполняет контрольные функции, т.е. каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста;
- включает в себя материалы, составляющие содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов.
7. Комплектование "портфеля экскурсовода".
"Портфель экскурсовода" - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии.
Задачи "портфеля экскурсовода":
- восстановить недостающие звенья при показе (фотографии утраченных зданий или объектов, людей, связанных с историческими событиями, схемы процессов, копии подлинных документов и т.д.);
- дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа их фотографий, муляжей, макетов.)
"Портфель" создается на каждую тему. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии. К каждому экспонату, включенному в "портфель" прикрепляется аннотация с исходным справочным материалом.
8. Определение методических приемов проведения экскурсии.
Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. На этом этапе работа творческой группы состоит из нескольких частей:
- отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, в зависимости от экскурсионной группы (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа;
- определение приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;
- выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода;
- отбор правил техники ведения экскурсии.
9. Определение техники ведения экскурсии.
Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. То есть продумываются все указания и рекомендации, которые будут занесены в графу методической разработки "Организационные указания", а также прозвучат во вступительной части экскурсии:
- когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта;
- как происходит движение экскурсантов между объектами;
- как и когда демонстрируются материалы "портфеля экскурсовода";
- в каком месте необходимо поставить автобус;
- какие правила безопасности нужно соблюдать экскурсантам.
А также рекомендации: об использовании пауз в экскурсии, о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем, об организации ответов на вопросы экскурсантов, о месте экскурсовода при показе объектов, проведении рассказа при движении автобуса и т.д.
10. Составление методической разработки.
Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ объектов, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.

11. Составление индивидуального текста.
Индивидуальный текст является основой рассказа экскурсовода, определяет полноту и последовательность изложения материала, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно.
Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для "использования" рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии.
Текст следует писать от первого лица.
Методика требует от экскурсовода, чтобы он при составлении индивидуального текста помнил о существенной разнице между речью лектора и экскурсовода. Продолжительность рассказа не должна превышать времени, на какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это не более 5-7 минут.
Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово.
Для удобства пользования индивидуальным текстом во время проведения экскурсии, рекомендуется перенести его содержание на специальные карточки, где записываются данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (по числу основных вопросов).
Используя карточки, экскурсовод на должен читать их содержание во время экскурсии, а лишь заглядывать в них, припоминая содержание рассказа.
Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется: небольшой размер (четверть листа формата А 4), плотная бумага (картон). Карточки должны иметь порядковые номера и складываться перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых подтем.


Смотрите также:
1. Определение цели и задач экскурсии
51.21kb.
1 стр.
Влияние ислама на просвещение в Казахстане
71.49kb.
1 стр.
Урок геометрии в 8 классе по теме: Содержание: Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора к решению задач
117.52kb.
1 стр.
Решение задач с различными величинами
36.81kb.
1 стр.
Пояснительная записка виртуальной экскурсии Тема экскурсии : «Мир спорта». Возрастная группа экскурсантов : 8-9 класс
276.53kb.
1 стр.
Определение приоритетных задач здравоохранения для снижения риска передачи вируса иммунодефицита человека (вич) от матери ребенку
40.21kb.
1 стр.
Урок 2: Деление Цели
17.7kb.
1 стр.
Решение задач на определение средней суточной (годовой) температуры и амплитуды температур
26.53kb.
1 стр.
Экскурсии в таиланде экскурсии из паттайи
87.6kb.
1 стр.
Королевство иордания
36.56kb.
1 стр.
Усть-Абаканская сош №2
176.47kb.
1 стр.
Первая, но не последняя в украине конференция по инновациям в судостроении и океанотехнике
115.3kb.
1 стр.