Главная
страница 1
Направления развития системы взаимодействия Федерального казначейства и Банка России
С.Е. Прокофьев, заместитель руководителя Федерального казначейства, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ

Потребности трансформации путей развития экономики России, связанных с переходом к инновационным подходам, настоятельно требуют изменений в сфере организации и функционирования всего сектора государственного управления.

В связи с этим в Федеральном казначействе предполагается внедрение существенных новаций, в частности:

– изменения в структуре внутренней организации и управления ведомством;

– внедрение инновационных подходов применительно к новым направлениям функциональной деятельности Федерального казначейства;

– поиск новых подходов к развитию и совершенствованию исполнения традиционных функциональных направлений деятельности.

В Федеральном казначействе (Казначействе России) основные направления совершенствования системы внутренней организации и управления в значительной мере ориентированы на принципы лучших практик реализации административной реформы в нашей стране, а также на изучение и внедрение элементов аналогичного зарубежного опыта, включая достижения сектора реальной экономики.

Важнейшее инновационное изменение, которое внедряется в деятельности Федерального казначейства – это переход к стратегическому менеджменту (стратегированию), в котором, полагаю, можно выделить четыре основных этапа. Во-первых, это постоянный анализ места и роли федерального органа исполнительной власти в системе мероприятий по реализации социально-экономической политики Президента РФ и Правительства РФ, формирования и согласования в установленном порядке перспективных направлений развития ведомства. Во-вторых, –соответствующее определение и корректировка стратегических целей и задач внутри федерального органа исполнительной власти, их гармонизация с ресурсными возможностями, включая мобилизацию необходимых резервов. В-третьих, это идентификация и институализация проблемных вопросов, формирование «центров ответственности» для наиболее эффективного их решения и реализация соответствующих конкретных мероприятий в тесной взаимосвязи с перспективными направлениями развития других государственных институтов. В-четвертых, это изменение подходов к системе оценки и контроля внутренней деятельности федерального органа исполнительной власти.

В Федеральном казначействе существует два горизонта планирования развития ведомства: пятилетнее планирование на основе стратегической карты и тактическое планирование на ежегодной основе.

Эти планы тесно взаимосвязаны между собой и учитывают актуальные тенденции социально-экономической политики государства.

Специалистами Федерального казначейства была разработана Стратегическая карта развития ведомства до 2015 года1, включающая формирование таких базовых компонентов стратегирования, как: роль, миссия, видение перспективной модели его совершенствования, семь важнейших стратегических целей Казначейства России, декомпозированных на двенадцать ключевых задач. Для реализации Стратегической карты Казначейства России на 2010–2015 гг. ежегодно формируются детальные планы соответствующих мероприятий.

Важнейшими целями развития Казначейства России на среднесрочную перспективу являются:

– формирование единого информационного пространства в части финансовой деятельности всех публично-правовых образований в стране;

– обеспечение качественного кассового обслуживания субъектов государственного сектора экономики (включая государственные внебюджетные фонды);

– развитие современной системы бюджетных платежей (в том числе, с применением биржевых механизмов регулирования ликвидности единого казначейского счета по учету средств федерального бюджета, а также современных банковских расчетно-платежных технологий);

– совершенствование системы внутренней организации деятельности ведомства, основанное на применении новейших информационно-телекоммуникационных технологий, детальной административной и технологической регламентации всех основных итеративных (часто повторяемых – прим. ред.) процессов, оптимизации структуры и функций сотрудников и т.д.

Существенную роль в процессе развития Казначейства России должно сыграть активное внедрение программно-целевых методов в систему управления, что, в частности, предполагает использование инструментов ведомственных целевых программ в тесной связи со стратегическими задачами ведомства.

Решение целого ряда важнейших задач развития Казначейства России, таких как внедрение современных платежно-расчетных технологий в государственном секторе, полномаштабное внедрение концепции «Электронное казначейство» и т.п., было бы невозможным без существующего комплексного взаимодействия Федерального казначейства и Банка России.

Одной из приоритетных задач в рамках внедрения концепции «Электронное казначейство» является переход на безбумажный документооборот не только с клиентами территориальных органов Федерального казначейства, но и с подразделениями Банка России, в которых осуществляется открытие и ведение счетов Казначейства. Этот сложный процесс занял в общей сложности почти десять лет и был практически завершен в 2010 году.

В свою очередь, это создало необходимые предпосылки для включения территориальных органов Казначейства России в систему Банковских электронных срочных платежей (БЭСП) Банка России. В настоящее время эта инновационная банковская технология успешно используется казначейскими подразделениями в 79 субъектах РФ. Объем этих операций за период с июля 2009 по июль 2010 г составил 3,4 трлн. руб., что в совокупности превышает треть от общей суммы годовых расходов федерального бюджета.

Применение технологии БЭСП наиболее эффективно для реализации внутридневных подкреплений счетов территориальных органов Федерального казначейства, предназначенных для осуществления и учета операций со средствами федерального бюджета, а также при проведении различных платежей, имеющих высокую степень приоритетности для государства (например, при реализации ряда мер антикризисного регулирования, для финансовой поддержки населения и уполномоченных органов в процессе предотвращения или устранения последствий природных или техногенных катастроф и т.п.)

Проведенный Казначейством России мониторинг времени прохождения бюджетных платежей из федерального центра до его территориальных органов и обратно в системе БЭСП показал, что осуществление указанных транзакций, как правило, не превышает одной минуты. В свою очередь, это дало возможность Федеральному казначейству и Банку России совместно реализовать в 2010 г. централизацию на Едином казначейском счете (ЕКС), открытом в ОПЕРУ–1 Банка России, средств, предназначенных для проведения операций и учета внебюджетных средств бюджетных учреждений, а также финансовых ресурсов, находящихся в их временном распоряжении. Кроме того, в этом же году была успешно внедрена модель, при которой подразделениями Банка России осуществляется ежедневное «обнуление» всех остатков средств, находящихся по завершении операционного дня в территориальных органах Казначейства России, с одновременным их зачислением на ЕКС.

Это дало возможность существенно увеличить (по сравнению с кризисным 2009 г.) среднедневные остатки средств на ЕКС, а также снизить зависимость федерального бюджета как от привлечения дополнительных внешних и внутренних заимствований, так и от изъятия части средств суверенных фондов РФ (и в первую очередь Резервного фонда) для решения проблем бюджетной сбалансированности.

Дальнейшее углубление взаимодействия Казначейства России и Банка России в направлении развития технологии БЭСП применительно к бюджетной сфере могло бы осуществляться по следующим основным направлениям:

– обеспечение полного охвата вышеуказанным сервисом всех территориальных органов Казначейства России (в настоящее время он недоступен в четырех регионах РФ;

– поэтапный переход к внедрению специализированного сервиса Банка России для региональных подразделений Федерального казначейства в субъектах РФ, реализующего возможность осуществления их руководителями (в соответствии с переданными полномочиями и в условиях определенных правовых ограничений) прямого дебитования ЕКС с целью ускорения оборачиваемости бюджетных средств и оптимизации расчетно-платежных технологий.

Важнейшим совместным проектом Казначейства России и Банка России является методическое и организационное сопровождение процесса перехода выдачи наличных денежных средств работникам бюджетной сферы и бюджетным учреждениям посредством индивидуальных и корпоративных банковских пластиковых карт, эмитируемых кредитными организациями.

Первый эксперимент подобного рода, успешно осуществленый в 2009 г. в Краснодарской крае, продемонстрировал преимущества нового подхода:

– были расширены рамки операционного дня в части возможности получения наличных денежных средств;

– существенно увеличилось количество точек выдачи кассовой наличности, включая не только помещения банков, но и банкоматы;

– внедрены технологии безбумажного подкрепления счетов для выдачи наличных денежных средств, что существенно удобнее повсеместно используемого сейчас механизма акцепта денежных чеков в органах Федерального казначейства, который невозможен без их физической доставки туда представителем бюджетополучателя;

– стало возможно получать дополнительные бюджетные доходы, уплачиваемые кредитными организациями при победе в тендере на право их работы с наличными денежными средствами (если такие условия оговорены в соответствующей конкурсной документации).

В рамках осуществления Центральным банком России контрольно-надзорных и регулятивных полномочий представляется чрезвычайно важной реализация совместно с Казначейством России ряда мероприятий по предоставлению дополнительного сервиса добросовестным плательщикам денежных средств в бюджеты всех уровней.

В настоящее время Федеральным казначейством совместно с другими федеральными органами исполнительной власти – администраторами бюджетных поступлений (ФНС, ФМС, МВД РФ) и администрациями ряда субъектов РФ (Республик Татарстан и Башкортостан, Владимирской и Астраханской областей) начат эксперимент по концентрации данных о начислениях и учете оплаты бюджетных платежей физическими лицами в определенном сегменте в сети Интернет. Предполагается, что в дальнейшем эти данные будут доступны для физических лиц через услуги «личных кабинетов» на федеральном портале государственных услуг. В связи с этим особую актуальность будет иметь возможность доступа для пользователей этой услуги ко всему спектру современных платежных банковских технологий, включая расчеты с помощью банковских карт различных платежных систем, Интернет-бэнкинг и т.п.

Преимущества подобного подхода, как представляется, будут выражаться, в частности, в повышении степени собираемости бюджетных поступлений и ускорении оборачиваемости бюджетных средств, а также обеспечении существенного повышения степени информированности плательщиков о задолженности и её погашении, упрощении процедур перечисления средств в пользу бюджетов.

Все вышеперечисленные проекты должны быть реализованы в течение ближайших трех лет. На более длительную перспективу (до 2017 г.) рассчитана реализация проекта по трансформации Казначейства России в квази-кредитную организацию с особым правовым статусом, в части осуществления им расчетно-платежных и учетных полномочий в отношении средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

В этом контексте предполагается концентрация средств, учитываемых на счетах, открытых Федеральному казначейству, на одном его счете, который должен быть открыт и вестись в уполномоченном подразделении Банка России.

При этом должна быть обеспечена возможность автоматизированного оперативного расщепления данных «электронной» выписки по вышеуказанному счету в разрезе соответствующих балансовых субсчетов, в том числе – по счетам всех публично-правовых образований РФ.

В свою очередь, это потребует реализации принципиально новых для Казначейства России подходов к организации процесса кассового обслуживания исполнения бюджетов, включая существенное реформирование системы учета и отчетности и, возможно, формирование ежедневного баланса Федерального казначейства.

Внедрение такого подхода могло бы существенно оптимизировать и удешевить процесс казначейского исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов, сократить потребность публично-правовых образований в заимствованиях на финансовых рынках, и, соответственно, значительно снизить процентные расходы их бюджетов (при наличии законодательно установленных процедур осуществления кассового подкрепления соответствующих счетов в периоды временных кассовых разрывов), обеспечить сохранность вышеуказанных денежных средств и транспарентность финансовых потоков для всех заинтересованных пользователей.



Приведенный в настоящей статье перечень перспективных направлений сотрудничества Казначейства России с Банком России не является неизменным и исчерпывающим. Но реализация мероприятий по повышению качества и сокращению стоимости кассового обслуживания государственного сектора экономики является вне сомнения приоритетной совместной задачей.

1 См. http//www.roskazna.ru





Смотрите также:
Направления развития системы взаимодействия Федерального казначейства и Банка России
86.95kb.
1 стр.
Отчет о проведении экспертных встреч специалистов Казначейства России, Министерства финансов Финляндии, Государственного казначейства Финляндии и Банка Финляндии по вопросам организации бюджетной системы и бюджетного процесса в Финляндской
128.85kb.
1 стр.
Исторический музей Федерального казначейства в Курганинском районе Краснодарского края
11.84kb.
1 стр.
Функциональные обязанности уполномоченных лиц Регионального центра регистрации Управления Федерального казначейства по Ленинградской области
107.99kb.
1 стр.
Доклад Руководителя Федерального казначейства Нестеренко Т. Г. Об итогах работы Федерального казначейства в 2006 году
158.88kb.
1 стр.
Отчет по исполнению Управлением Федерального казначейства по Приморскому краю Плана деятельности
842.55kb.
3 стр.
Отчет о проведении рабочей встречи специалистов Федерального казначейства и Государственного казначейства Украины на базе Управления Федерального казначейства по Владимирской области по вопросам обеспечения исполнения бюджетов органами федерального
71.79kb.
1 стр.
Отчет о проведении встреч специалистов Федерального казначейства и Генеральной дирекции казначейства Министерства финансов
89.18kb.
1 стр.
Порядок оценки результативности деятельности структурных подразделений Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл
53.51kb.
1 стр.
Формы взаимодействия системы образования и рынка труда в России и за рубежом
114.36kb.
1 стр.
Контрольные вопросы для самопроверки Литература Программа по курсу «Информационные технологии в системе Федерального Казначейства»
1670.52kb.
6 стр.
Т. Г. Нестеренко Отдел организации взаимодействия с банковской системой 2)
153.46kb.
1 стр.