Главная
страница 1страница 2 ... страница 19страница 20



Государственная программа Московской области «Энергоэффективность и развитие энергетики»


Паспорт государственной программы Московской области «Энергоэффективность и развитие энергетики»

Наименование государственной программы

Энергоэффективность и развитие энергетики

Цели государственной программы

Надежное обеспечение организаций и населения Московской области топливно-энергетическими ресурсами при рациональном их использовании и эффективном функционировании субъектов топливно-энергетического комплекса

Задачи государственной программы

Развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности в Московской области.

Устойчивое развитие электросетевого комплекса Московской области.

Газификация населенных пунктов Московской области.

Обеспечение потребителей различными видами моторного топлива при оптимальном размещении объектов топливозаправочного комплекса на территории Московской области



Координатор государственной программы

Заместитель Председателя Правительства Московской области Д.В. Пестов

Государственный заказчик государственной программы

Министерство энергетики Московской области

Сроки реализации государственной программы

Срок реализации государственной программы – 2014 – 2020 годы.

Перечень подпрограмм

Подпрограмма 1. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»

Подпрограмма 2. «Развитие и модернизация электроэнергетики в Московской области»

Подпрограмма 3. «Развитие газификации в Московской области»

Подпрограмма 4. «Развитие топливозаправочного комплекса в Московской области»

Подпрограмма 5. «Обеспечение деятельности Министерства энергетики Московской области»

Подпрограмма 6. «Обеспечение деятельности Комитета по ценам и тарифам Московской области»



Источники финансирования государственной программы,

в том числе по годам:



Расходы (тыс. рублей) – 195 814 542,29

Всего

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

Средства бюджета

Московской области



2 091 893,0

387 830,0

401 654,0

415 710,0

432 891,0

451 408,0

1 200,0

1 200,0

Внебюджетные источники

193 722 649,29

38 389 243,35

38 025 733,52

37 541 544,20

32 550 677,54

34 790 924,68

6 212 263,0

6 212 263,0

Всего по государственной программе

195 814 542,29

38 777 073,35

38 427 387,52

37 957 254,20

32 983 568,54

35 242 332,68

6 213 463,0

6 213 463,0

Планируемые результаты государственной программы

снижение энергоемкости ВРП на 40% в 2020 по отношению к уровню 2007 года за счет реализации мероприятий программы;

снижение доли потерь электроэнергии в электрических сетях в общем объеме потребления электроэнергии к 2018 году до 13%;

увеличение уровня газификации населения к 2018 году до 97%;

увеличение количества объектов топливозаправочного комплекса в 2018 году на 26,7% к уровню 2012 года.




Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации государственной программы, прогноз ее развития, риски реализации государственной программы.
1. Топливно-энергетический комплекс Московской области представляет собой совокупность систем обеспечения электрической энергией (электроэнергетика), газом (газоснабжение) и нефтепродуктами (нефтепродуктообеспечение) и является важнейшей составной частью региональной экономики.

Потребление топливно-энергетических ресурсов в Московской области составляет порядка 60 млн. тут.

За последние годы (2007-2011) энергоемкость валового регионального продукта в Московской области снижалась в среднем на 4% в год.

Основными аспектами снижения энергоемкости ВРП явились структурные сдвиги в экономике, поскольку промышленность развивалась медленнее, чем сфера услуг, а в промышленности опережающими темпами росло производство менее энергоемких товаров, а также реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности – переход на новый класс бытовой техники и осветительных приборов, широкое распространение приборов учета ресурсов, ввод жилья с повышенным уровнем теплозащиты, реконструкция и модернизация инженерных систем и т.п.

В структуре потребления топливно-энергетических ресурсов на территории Московской области более 43% приходится на природный газ, свыше 25% - на электроэнергию, порядка 6,5% - на моторное топливо.

Более 60% потребляемых на территории Московской области ресурсов поступает в область извне, в том числе природные ресурсы (уголь, газ), энергия (электроэнергия).

Это обуславливает необходимость развития электросетевого комплекса, газораспределительной системы, топливозаправочного комплекса, обеспечивающих стабильное и надежное поступление топливно-энергетических ресурсов на территорию Московской области.

Общеэкономический оборот организаций топливно-энергетического комплекса за 2012 год составил 216,7 млрд. рублей. Доля ТЭК в обороте организаций области превысила 4%. Из общего объема оборота – отгружено товаров собственного производства, выполнено работ (услуг) собственными силами на 112 млрд. рублей. Доля ТЭК в общем объеме отгрузки продукции собственного производства (выполненных собственными силами работ и услуг) составила порядка 5%.

Объем инвестиций в основной капитал за 2012 год составил 46,8 млрд. рублей.
Электроэнергетическая отрасль Московской области – это высокоавтоматизированный комплекс электростанций, электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, объединенных единым технологическим циклом и централизованным оперативно-диспетчерским управлением.

На территории Московской области расположены электростанции ОАО «Мосэнерго» – ГРЭС-3 им. Классона (филиалы - ТЭЦ-6, ТЭЦ-29, ТЭЦ-30 (ГТ-ТЭЦ), ТЭЦ-17, ТЭЦ-22, ТЭЦ-27, ОАО Каширская ГРЭС – филиал ОАО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация», Шатурская ГРЭС – филиал ОАО «Э.ОН Россия» Загорская ГАЭС – филиал ОАО «РусГидро» – субъекты ФОРЭМ (Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности) и блок-станции (электростанции различных ведомств и форм собственности).

Общая установленная мощность электростанций, расположенных на территории Московской области составляет свыше 8 МВт. В структуре генерирующих мощностей преобладающую долю занимают тепловые электростанции (почти 85%).

За 2012 год на территории Московской области произведено 28,7 млрд. кВт. ч электроэнергии. В структуре производства электроэнергии 95% приходится на тепловые электростанции.

В диспетчерском отношении генерирующие источники на территории области подчиняются Московскому РДУ ОАО «СО ЕЭС».

Эксплуатацию электросетевых объектов напряжением 220 кВ и выше осуществляет филиал ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Магистральные электрические сети Центра» (филиал ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра»), а 220,110 кВ и ниже – ОАО «Московская объединенная электросетевая компания», ОАО «Московская областная энергосетевая компания» и ряд других электросетевых компаний.

Энергосистема Московской области не является «закрытой» и входит в состав Московской энергосистемы, и, далее, в состав Объединенной энергосистемы Центра, что значительно повышает надежность электроснабжения и позволяет приобретать электроэнергию, вырабатываемую атомными и гидроэлектростанциями региона, по цене ниже произведенной тепловыми электростанциями на территории области.

Потребление электроэнергии за 2012 год составило 46,4 млрд. кВт.ч, что на 6,4% больше уровня потребления 2011 года.

Период 2007-2011 гг. характеризуется опережающим ростом электропотребления в энергосистеме Московской области – 1,2% в среднегодовом исчислении, при 0,95% и 1,09% в среднем по ОЭС Центра и ЕЭС России, соответственно. Основными потребителями в Московской области являются обрабатывающие производства – 35% в структуре полезного (без учета потерь) потребления и население – более 21%.

Для повышения надежности энергоснабжения потребителей Московской области, обеспечения электроэнергией вновь подключенных в период 2006 – 2012 гг. в Московской области введено в эксплуатацию 38 объектов электроэнергетики, что позволило дополнительно передать в энергосистему генерирующей мощности – 1922 МВт, трансформаторной – 9750 МВА, реактивной - 300 МВАр. Общий объем инвестиций в развитие электроэнергетического комплекса области составил более 183 миллиардов рублей.

Наиболее значимые объекты:

- реконструкция (восстановление) энергоблока на Каширской ГРЭС-4 общей мощностью 330 МВт;

- парогазовая установка (ПГУ-400) на Шатурской ГРЭС общей мощностью 400 МВт;

- строительство 2-х парогазовых энергоблоков на ТЭЦ-27 (общей мощностью 900 МВт) и двухцепной кабельной линии 220 кВ «ТЭЦ-27 – Хлебниково» протяженностью 15 км в Мытищинском муниципальном районе;

- строительство подстанции 500 кВ «Западная» с общей мощностью 1126 МВА (Красногорский муниципальный район);

- реконструкция подстанции 110 кВ «Горенки» - 600 МВА (городской округ Балашиха);

- реконструкция подстанции 110 кВ № 176 «Хлебниково» - 700 МВА (Мытищинский муниципальный район);

- строительство ВЛ 750 кВ Калининская АЭС – Грибово, ВЛ 500 кВ Грибово – Дорохово, двухцепной КВЛ 220 кВ Дорохово – Слобода;

- реконструкция ПС 220 кВ Грибово - перевод ПС на 750 кВ. общей мощностью 3504 МВА;

- реконструкция ПС 110 кВ Слобода - перевод ПС на 220 кВ.общей мощностью 626 МВА;

- строительство ПС 500 кВ Дорохово 1002 МВА.
Газоснабжение Московской области осуществляется от единой системы газоснабжения, которая является одной из крупнейших в России.

Газ в Московский регион подается от газовых месторождений Надым-Пуртазовского региона по северному и центральному коридорам Единой системы газоснабжения (ЕСГ) страны. Протяженность маршрута от газовых месторождений до системы газоснабжения Московского региона составляет около трех тысяч километров по магистральным газопроводам ЕСГ.

Системы газоснабжения Московской области и г. Москвы неразрывно связаны между собой и составляют единую систему газоснабжения региона. Важнейшей особенностью этой системы являются кольцевые газопроводы, поставка газа в которые осуществляется по магистральным газопроводам разных направлений, что обеспечивает надежность и бесперебойность поставок в аварийные ситуации и пик потребления.

Система газоснабжения Московской области находится в зоне эксплуатационной ответственности газотранспортных организаций – ООО «Газпром трансгаз Москва», ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» и ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (транзит).

Поставка газа в Московский регион осуществляется по трем основным направлениям:

- от КС Воскресенская (Юго-восточное направление);

- от КС Серпухов (Южное направление);

- от КС Яхрома (Северо-восточное направление).

Основными элементами системы газоснабжения Московской области являются:

- кольцевой газопровод Московской области (КГМО);

- газопроводы-отводы к КРП и ГРС;

- 206 ГРС, 11 КРП;

- кольцевой газопровод Москвы (КГМ) с подводящими распределительными газопроводами от КРП.

Поставки газа потребителям региона осуществляются следующим образом:

- от газовых месторождений ОАО «Газпром» по системе магистральных газопроводов ЕСГ до КГМО;

- от КГМО по газопроводам отводам до ГРС и КРП;

- от ГРС по сетям газораспределения до конкретных потребителей;

- от КРП по подводящим распределительным газопроводам до КГМ;

- от КГМ по системе распределительных газопроводов до конкретных потребителей.

Надежность и бесперебойность поставок газа, особенно в осенне-зимний период, включая пиковые режимы, обеспечивается подземными хранилищами газа, которые расположены как в Московском регионе (Щелковское ПХГ), так и в соседних регионах (Калужская область – Калужское СПХГ, Рязанская область – Касимовское СПХГ и Увязязовское СПХГ). Эксплуатацию объектов подземного хранения газа осуществляет ООО «Газпром ПХГ».

Сегмент газоснабжения Московской области также включает в себя деятельность поставщиков газа:

регулируемый сектор рынка газа – ООО «Газпром межрегионгаз Москва» (обеспечивает порядка 85% объема поставок природного газа потребителям Московской области)

нерегулируемый сектор – независимые поставщики ООО «Мособлгазпоставка», ООО НГК «Итера», ОАО «НОВАТЭК» и др.
Годовые объемы реализации природного газа в области давно перешагнули рубеж 20 млрд. куб. м. В 2012 году объем потребления природного газа составил почти 23 млрд. куб.м газа. За последние пять лет среднегодовой прирост объемов потребления газа составил порядка 400 млн. куб.м.

За период 2005-2012 годов объем инвестиций, направленный на развитие системы газоснабжения в Московской области составил почти 89 млрд. рублей

Развитие системы газоснабжения велось в направлениях развития ОАО «Газпром» объектов магистральных газопроводов и развития газификации Московской области – обеспечения потребителей области (населения и хозяйствующих субъектов) источниками газоснабжения – газопроводами высокого и низкого давления.

В период с 2005 по 2012 год за счет всех источников финансирования было построено 7,7 тыс. км газовых сетей.

Уровень газификации населения в среднем по Московской области в настоящее время составляет 93,3%.

Из общего объема негазифицированного населения порядка 15% проживают в городском жилищном фонде, оборудованном электрическими плитами, остальная часть приходится на сельское население, в том числе, проживающее в малонаселенных сельских поселениях.

Достижение высокого уровня газификации обусловлено, в том числе, реализацией мероприятий ряда программ газификации - Программы Правительства Московской области «Газификация населенных пунктов Московской области на 2005-2013 годы», Переченя мероприятий по газификации сельских населенных пунктов в 2007-2014 годах, Переченя мероприятий по газификации сельских населенных пунктов за счет средств ГУП МО «Мособлгаз» и других.
Система нефтепродуктообеспечения Московской области – одна из крупнейших в Российской Федерации, как по объемам реализации нефтепродуктов, так и по количеству ее участников. Эта сфера динамично развивается и играет все более значимую роль в топливно-энергетическом комплексе Московской области.

Ежегодный ввоз нефтепродуктов в Московскую область - самый высокий в Российской Федерации. В 2011 году в область ввезено 3,1 млн. т. автомобильного бензина и 1,9 млн. т. дизельного топлива.

Поставки нефтепродуктов в Московскую область осуществляются из следующих регионов: г. Москва (порядка 30 процентов от объемов моторного топлива, поставляемого на территорию Московской области), Рязанская область, Самарская область, Нижегородская область, Тюменская область, Ярославская область, Республика Башкортостан, Волгоградская область, Пермский край, Республика Беларусь.

Система обеспечения Московской области нефтепродуктами строится по двум классическим технологическим схемам.

Первая схема:

«Завод - железнодорожный транспорт - нефтебаза (газонаполнительная станция) – потребитель».

По данной схеме нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы поставляют нефтепродукты по железной дороге на нефтебазы (газонаполнительные станции), которые в свою очередь выдают их конечным потребителям (автозаправочные станции, многотопливные автозаправочные комплексы, автогазозаправочные станции).

Вторая схема:

«Завод - трубопроводный транспорт - нефтебаза – потребитель».

Схема обеспечения строится на основе Московского кольцевого нефтепродуктопровода (НПП) ОАО «Мостранснефтепродукт». В этом случае Московский и Рязанский нефтеперерабатывающие заводы по трубопроводам поставляют нефтепродукты на линейную производственно-диспетчерскую станцию «Володарская», которая подает их на наливные станции «Солнечногорская», «Нагорная» и «Новоселки», расположенные на НПП, либо, минуя последние, выдает нефтепродукты непосредственно потребителям.

Топливозаправочный комплекс Московской области, учитывая принятые системы обеспечения, формировался в течение многих лет как единый организм со специализацией отдельных его элементов. Условно их можно разделить на:

- объекты, предназначенные для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа (СУГ). К ним относятся нефтебазы, склады горюче-смазочных материалов (ГСМ), газонаполнительные станции (ГНС);

- объекты, предназначенные для транспортирования и приема нефтепродуктов. К ним относятся кольцевой нефтепродуктопровод с наливными станциями и наливными пунктами;

- объекты, предназначенные для заправки (реализации) нефтепродуктов и газа. К ним относятся автозаправочные станции (АЗС), многотопливные автозаправочные комплексы (МАЗК), автогазозаправочные станции (АГЗС) и автогазонаполнительные компрессорные станции (АГНКС).

В начале 2000-х годов в Московской области располагалось порядка 950 объектов ТЗК.

В настоящее время на территории Московской области эксплуатируются 1304 коммерческих автозаправочных комплексов различного типа, 52 нефтебазы, 9 газонаполнительных станций.

Рост объектов топливозаправочного комплекса обусловлен, в том числе, реализацией мероприятий Программы развития топливозаправочного комплекса Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 17.05.2001 № 145/16 «Об утверждении программы развития топливозаправочного комплекса Московской области и мероприятиях по ее реализации» и мероприятий инвестиционной программы Московской области «Развитие топливозаправочного комплекса Московской области на период 2012-2015 годов», которая утверждена постановлением Правительства Московской области от 28.04.2012 № 627/16

Всего в рамках реализации программных мероприятий построено и введено в эксплуатацию 470 объектов ТЗК (339 АЗС, 95 МАЗК, 22 АГЗС, 4 пункта налива на Московском кольцевом нефтепродуктопроводе, 6 нефтебаз, 4 ГНС).

Общий объем инвестиций составил более 14 млрд. руб.

2. Основные проблемы в отраслях топливно-энергетического комплекса области связаны с износом, как физическим, так и моральным, основных фондов, созданных преимущественно в советский период.

Автотрансформаторы на системных подстанциях напряжением 500 кВ, расположенных на территории Московской области «Ногинск», «Трубино», «Пахра» находятся в эксплуатации более 25 лет.

Срок службы некоторых линий электропередачи напряжением 110-35 кВ превышает 80 лет.

Кольцевой газопровод Московской области (КГМО)-I построен в начале 60-х годов, КГМО-II построено в 80-х годах, 5 из семи контрольно-распределительных пунктов (КРП) построены в конце 50-х – начале 60-х годов, большинство подводящих газопроводов от КРП до КГМ также построены более 30-40 лет назад.


Возрастной состав оборудования обуславливает ограниченную пропускную способность электрических и газовых сетей, повышенную загрузку подстанций и ГРС.

Системные подстанции напряжением 500 кВ «Трубино», «Пахра» имеют степень загрузки автотрансформаторов 75% и 110% соответственно.

Наибольшая загрузка автотрансформаторов (в пределах 70%) на подстанциях 220 кВ в нормальном режиме на ПС Бугры, Голутвин, Грибово, Кедрово, Луч, Нежино, Пески, Темпы, Стачка.

Порядка 40% питающих центров напряжением 35-220 кВ в послеаварийном режиме имеют степень загрузки более 105%.

В настоящее время в Московской области эксплуатируется 217 ГРС и КРП (контрольно-распределительных пунктов), из них 32 ГРС Московской области загружены более чем на 85%, для 17 из которых пиковая загрузка превышает проектное значение.

Таким образом, по причине повышенной загрузки подстанций и линий электропередачи имеются ограничения по технологическому присоединению потребителей.

Предельная пиковая загрузка ряда ГРС не позволяет увеличивать объемы поставки газа конкретным населенным пунктам, тем самым, являясь «узким местом» для развития поставок газа потребителям по этим направлениям.
Проблемы развития топливозаправочного комплекса связаны в основном с неравномерностью размещения объектов топливозаправочного комплекса (ТЗК) по территории Московской области.

Так на расстоянии от МКАД до Московского малого кольца расположены 45 процентов объектов ТЗК, от Московского малого кольца до Московского большого кольца расположены 28 процентов объектов ТЗК, от Московского большого кольца до границы Московской области расположены 27 процентов объектов ТЗК, также 43 процента объектов ТЗК расположены на автодорогах федерального значения, 57 процентов на автодорогах регионального, межмуниципального значения и местного значения.

Данный фактор снижает надежность обеспечения потребителей моторным топливом.
Основными причинами возникновения проблем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:

- отсутствие контроля за получаемыми, производимыми, транспортируемыми и потребляемыми энергоресурсами. Причиной возникновения данной проблемы является недостаточная оснащенность приборами учета как производителей, так и потребителей энергоресурсов;

- низкая энергетическая эффективность объектов коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда, объектов бюджетной сферы. Причинами возникновения данной проблемы являются высокая доля устаревшего оборудования, изношенных коммунальных сетей, ветхих жилых и общественных зданий, отсутствие энергетических паспортов и плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и бюджетной сферы;

- низкая доля энергоэффективного общественного транспорта, уличного освещения. Причинами возникновения данной проблемы являются преобладание транспорта, работающего на бензине, физическое и моральное старение осветительного оборудования, значительно опережающее темпы его реконструкции;

- недостаточная и не всегда качественная профессиональная подготовка специалистов в области энергосбережения и эффективного использования энергетических ресурсов. Причиной возникновения данной проблемы является отсутствие системы подготовки таких специалистов в государственных (муниципальных) учреждениях, на предприятиях;

- отсутствие пропаганды энергосбережения и условий, стимулирующих к энергосбережению. Причиной возникновения данной проблемы является отсутствие информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.



следующая страница >>
Смотрите также:
Программа Московской области «Энергоэффективность и развитие энергетики»
4239.8kb.
20 стр.
Программа московской области "развитие транспортно-логистической системы в московской области в 2011-2015 годах"
841.34kb.
4 стр.
Информация о ходе реализации программы правительства московской области «развитие системы ипотечного жилищного кредитования в московской области в 2005-2010 годах» по итогам 2008 года
92.76kb.
1 стр.
Программа «Развитие физической культуры и спорта в Московской области»
1554.01kb.
6 стр.
Компенсация до 70%, но не более 300 000 рублей
25.74kb.
1 стр.
Закону Московской области «О бюджете Московской области на 2012 год»
828.33kb.
4 стр.
Закон московской области о выборах губернатора московской области в ред законов Московской области
2225.16kb.
6 стр.
Долгосрочные целевые программы Московской области
56.32kb.
1 стр.
Закон Московской области от 01. 07. 2007 №243/2006-оз «О наградах Московской области»
39.92kb.
1 стр.
Московской области
99.39kb.
1 стр.
Отчёт о работе общественных приёмных Губернатора Московской области в 2009 году
401.04kb.
3 стр.
Программа развития хоккея на траве в Московской области
274.91kb.
1 стр.