Главная
страница 1 ... страница 22страница 23страница 24страница 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

17Практика конкурентной борьбы в отрасли


В конкурентной борьбе можно придерживаться наступательной и защитной стратегий. Любые конкурентные преимущества непрерывно подвергаются атакам конкурентов, особенно богатых ресурсами. Чтобы отстоять свои преимущества предприятие может применить один из шести основных способов наступления:

  • атака сильных сторон конкурента,

  • атака его слабых сторон,

  • общее наступление,

  • наступление в одном направлении,

  • партизанские действия,

  • упреждающие удары.

Имеется две основные причины сходиться "врукопашную" с конкурентами, противопоставляя друг другу конкурентные преимущества, цены, модели, тактики продвижения. Первая - попытка выиграть рыночное пространство, превзойдя сильные стороны более слабого соперника. Атака более слабого соперника в пору его наибольшей силы приносит решительную победу и ведущее положение в конкуренции. Другой причиной является необходимость сведения на нет конкурентных преимуществ одного или нескольких соперников. Критерием успеха такой тактики является сравнения затрат на атаку с полученными выгодами.

Обычным путем агрессора является выброс на рынок продукта того же качества по пониженной цене. Однако насколько такая стратегия увеличивает прибыль, зависит от выигрыша в объеме продаж.

Другим типом тактики являются достижение лидерства по цене, и затем атака конкурентов при сниженной цене. Без ценовых преимуществ атака может получиться, если нападающий имеет больше финансовых ресурсов и может втянуть соперников в ценовую войну.

При атаке слабых сторон конкурента нападающий переопределяет свои сильные стороны и ресурсы непосредственно на слабости соперника.

Ими могут быть:


  • географические регионы, где соперник контролирует малую часть рынка;

  • сегменты покупателей, которыми соперник пренебрегает и/или которые меньше обслуживаются;

  • ситуации, когда соперник отстает в качестве и использовании продукта и имеется потенциал переключения наиболее чувствительных потребителей к товарам лучшего качества;

  • ситуации, когда соперники не могут обеспечить адекватного обслуживания и относительно легко обеспечить более высокий уровень сервиса потребителей;

  • места, где понижен уровень продвижения и неоднозначно четко обозначено рыночное присутствие конкурентов;

  • провалы в продуктовых линиях рыночных лидеров, что дает возможность развить их в новые большие сегменты рынка;

  • ситуации, где рыночные лидеры упускают некоторые нужды покупателей.

В общем случае атаки слабых сторон конкурентов имеют больше шансов на успех, чем атаки их сильных позиций.

При общем наступлении агрессоры стремятся разбалансировать деятельность конкурента во многих направлениях. Такое наступление имеет наилучшие шансы на успех, когда предприятие располагает выдающимися ресурсами для достижения позиции рыночного лидера и конкурентными преимуществами.

Наступление в конкретном генеральном направлении включает такие действия, как захват географически новых рынков, создание новых сегментов при введении дифференциации продуктов и лучшем удовлетворении нужд потребителей, внедрение новых технологий. Общая идея состоит в получении существенного пионерского преимущества в новой области.

Партизанские действия характерны для малых предпринимателей с небольшими ресурсами. Они используют принцип "бей-беги", атакуя в тех местах и в такое время, когда создаются лучшие возможности, чем у конкурентов большого масштаба. Это могут быть:



  • фокусировка атаки на узком, четко определенном сегменте, слабо защищенном конкурентом;

  • атака фронта, где противник распылил свои ресурсы;

  • малые рассеянные наскоки на лидера с использованиям отдельных дисбалансов цен, недостаточной активности продвижения конкурентов, антитрестовского законодательства, патентных упущений и т.д.

Упреждающие удары включают превентивную атаку для сохранения позиций преимущества, которую противник не сможет продублировать.

Ими могут быть:



  • расширение продуктовых возможностей на рынке с целью предотвратить такую же попытку конкурента,

  • использование лучшего сырья и/или более надежных поставщиков вместо долговременных контрактов или задней интеграции,

  • защита лучших географических позиций,

  • обслуживание престижных потребителей,

  • завоевание психологического имиджа и позиции у потребителей,

  • обеспечение наилучших каналов распространения в этой области.

На рынке все предприятия могут стать объектами атаки со стороны конкурентов (в том числе от новых участников рынка и предприятий, стремящихся улучшить свои позиции). Целью защитной стратегии является уменьшение такого риска. Имеется несколько путей такой деятельности:

  • попытки блокировать действия атакующих (заполнение брешей в продуктовых линиях, улучшение моделей продуктов, поддержание низких цен, хорошие отношения с торговлей и т.д.);

  • сигнализация о реальных угрозах (публичные обращения к предприятиям, действующим на рынке, планы создания адекватных производственных возможностей, утечка информации о новых разработках, изменениях в технологии, введении новых товаров и т.д.);

  • попытки понизить прибыльность бизнеса атакующих путем создания торговых барьеров.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

18Пример составления бюджетов на предприятии


Предприятие производит 2 вида продукции X и Y.

Отчетный баланс (А):

актив

постоянные активы – 260000

текущие активы – 20500

полная стоимость готовой продукции:

500 шт. (x) 7,5$ - 3750

500 шт. (Y) 7,5$ - 3750

7500

незавершенное производство – 8000



сырье и материалы:

5000 кг по 1 $ - 5000

отгруженная продукция - 24000

сальдо РС – 22500



ИТОГО: 327000

пассив

выпущенные акции – 240000

нераспределенная прибыль – 75000

кредиторская задолженность – 12000



ИТОГО: 327000.

Бюджет по сбыту (Б):

X – 40000 шт. * 10$ = 40000

Y – 16000 шт. * 12,5$ = 200000

ИТОГО: 600000.

Затраты на реализацию (В):

комиссионные (5% от выручки) = 30000

заработная плата – 27000 (условно)

командировочные расходы – 15000

реклама – 23000

ИТОГО: 95000.

Бюджет затрат на производство (Г):

План производства = план продаж + складские запасы – отгруженная продукция

план продаж (из Б):

X – 40000шт.

Y – 16000 шт.

складские запасы:

X – 1200 шт.

Y- 800 шт.

требуемое количество отсюда:

X – 41200 шт.

Y – 16800 шт.

отгруженная продукция:

X – 500 шт. (из А)

Y – 500 шт. (из Б)



ИТОГО: X – 40700 шт.

Y – 16300 шт.



Бюджет сырья и материалов (Д):

X – 40700 * 2 (норма расхода) = 81400 * 1$ (цена) = 81400$

Y – 16300 * 2 (норма расхода) = 32600 * 1$ = 32600$

ИТОГО: 114000$

+ норма складских запасов (7000 * 1$ = 7000)



ИТОГО: 121000

- имеющиеся на складе (из А) = 5000



ИТОГО: 116000.

Бюджет трудовых затрат (Е):

X – 40700 (из Г) * 2 = 81400 * 1,5$ (стоимость часа) = 122100

Y – 16300 (из Г) * 2 = 32600 * 1,5$ =48900

ИТОГО: 171000.

Бюджет накладных расходов (Ж):

энергоносители – 3600

административные расходы – 22000 постоянные

прочие – 48500



ИТОГО: 74100

косвенные трудовые - 57000 ((40700 + 16300) * 1$)

энергоносители – 11000 ((40700 + 16300) * 0,2$)

ИТОГО: 142100.

Бюджет себестоимости реализованной продукции (З):

материалы (из Д) – 114000

трудовые затраты – 171000 (из Е)

накладные расходы – 142500 (из ж)

незавершенное производство – 7500 (из А)

- складские запасы:

X = 1200 * 7,5 = 9000

Y = 1800 * 7,5 = 6000



ИТОГО: 420000.

Бюджет капитальных вложений или инвестиций (И):

Проект №: Срок оплаты: Описание: Стоимость:

211 30.05 замена оборудования 25000

212 10.09 новое оборудование 10000



ИТОГО: 35000.

Бюджет административных и общих расходов (К):

Заработная плата служащих – 21000

Заработная плата руководителей – 35000

офисные расходы – 4000

прочее – 5000

ИТОГО: 65000.

Движение денежных средств (Л):

начальное сальдо (из А) – 22500

поступления или выручка (из Б) – 594000 (6000 – задолженность)

ИТОГО: 616500

выбытие или выплаты:

материалы (из Д) – 111000 (кредит – 5000)

затраты на реализацию (из В) – 95000

трудовые затраты (из Е) – 171000

накладные расходы без амортизации (из Ж) – 132500 (амортизация – 10000)

ОФ (из И) – 35000

общие административные расходы (из К) – 65000



ИТОГО: 609500

сальдо на конец: 616500 – 609500 = 7000.



Бюджет прибылей и убытков (М):

выручка от реализации (из Б) – 600000

себестоимость (из З) – 420000

балансовая прибыль: 420000

- затраты на реализацию – 95000 (из В)

- общие затраты – 65000 (из К)

балансовая прибыль – 20000.

Баланс (Н) на конец года:

актив

постоянные активы: 260000 + 25000 = 285000

текущие активы:

готовая продукция (из З) – 15000

незавершенное производство (из А) – 8000 запасы

материалы (из Д) – 7000

ИТОГО: 30000

дебиторская задолженность: 24000 + 6000 = 30000

сальдо РС: 7000

ИТОГО: 352000

пассив

выпущенные акции – 240000

нераспределенная прибыль – 75000 + 20000 (из М)

кредиторская задолженность = 12000 + 5000 (из А и Л)



ИТОГО: 352000.


2



1 Porter М. Е. The Competitive Advantage of Nations. Macmillan, 1998.


2Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.- 287 с.

3 Попов С.А. Стратегическое управление: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 304 с.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
В. В. Примшиц стратегический менеджмент
1474.19kb.
25 стр.
Кафедра «Менеджмент и маркетинг» «Стратегический менеджмент»
317.27kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену курса «Стратегический менеджмент»
51.56kb.
1 стр.
А. П. Романов Стратегический менеджмент
431.17kb.
3 стр.
Стратегический менеджмент в некоммерческих организациях
1994.53kb.
25 стр.
Тематика междисциплинарных курсовых работ для студентов 4 курса, специальность «Менеджмент организации» по дисциплинам: «Стратегический менеджмент + Процессное управление в системе стратегического менеджмента + Учебная корпорация iv»
36.79kb.
1 стр.
Магистров 080200. 68 Менеджмент профиль: Общий и стратегический менеджмент
24.17kb.
1 стр.
Магистров 080200. 68 Менеджмент профиль: Общий и стратегический менеджмент
21.37kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Стратегический финансовый менеджмент»
308.74kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Государственное регулирование Направление подготовки: Менеджмент
1234.35kb.
8 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины стратегический менеджмент Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Барнаул
2035.38kb.
8 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине "стратегический менеджмент в системе образования" по направлению "050400 Социально-экономическое образование"
253.71kb.
1 стр.