Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 24страница 25

1.3Сущность стратегического менеджмента


Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих функциях:

  • Планирование стратегии предполагает выполнение прогнозирования, разработки стратегии и бюджетирование. Производится анализ внешних и внутренних факторов среды с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Руководство предприятия формулирует миссию (философию) бизнеса, определяет перспективы развития и разрабатывает стратегию. Разрабатывается программа действий, и составляются бюджеты.

  • Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры поддерживающей развитие.

  • Координация действий по реализации стратегических задач заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательном их объединении на более высоких ступенях управления.

  • Мотивация на достижение стратегических результатов связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов.

  • Контроль за процессом выполнения стратегии призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.

Главная цель стратегического управления – развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Совокупность рассмотренных функций и цели и определяет сущность стратегического менеджмента.

Реализация функций стратегического менеджмента осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений.



Стратегические решения – это управленческие решения, ориентированные на будущее, связанные со значительной неопределенностью, связанные с вовлечением достаточно больших ресурсов, имеют долгосрочные последствия.

Примеры стратегических решений: реконструкция предприятия; организационные изменения на предприятии; выход на новые рынки сбыта, выпуск новой продукции и др.

Стратегические решения имеют ряд особенностей:


  • носят инновационный характер;

  • направлены на будущее;

  • не все альтернативы определены;

  • требуют значительных финансовых вложений;

  • требуют серьезных знаний;

  • субъективны;

  • имеют долгосрочные последствия;

  • необратимы.

Стратегия – деловая концепция предприятия на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить предприятию конкурентные преимущества в достижении целей.

Отвечает на три основных вопроса:



  1. в каком положении предприятие находится сегодня;

  2. в каком состоянии оно хотело бы находиться завтра;

  3. каким способом добиться желаемого.

Стратегия реального предприятия существует около 15-ти лет в более или менее стабильных внешних условиях. Смену стратегии может повлечь: смена руководства, вмешательство каких-либо сторонних организаций (например, контрольной проверки), угроза смены владельца предприятия (собственности) и др.

Стратегия должна быть эффективной и гибкой. Процесс формирования стратегии непрерывен: при запуске одной стратегии необходимо приступать к формированию следующей.


1.4Конкурентные преимущества


Конкурентные преимущества – это любые инновации, дающие реальное приращение бизнес-успеха (приращение активов предприятия, формирование имиджа предприятия и др.), это те характеристики, которые создают для предприятия определенное превосходство над его конкурентами.

Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому продукту-товару (услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовый продукт (к формам производства, сбыта, продаж).

Такое превосходство является относительным, т.е. определяется сравнением с конкурентом.

Конкурентные преимущества делятся на два основных вида:



  • более низкие издержки;

  • дифференциация.

Низкие издержки отражают способность предприятия разрабатывать, выпускать и продавать сопоставимый продукт с меньшими затратами, чем у конкурентов.

Дифференциация – способность обеспечить покупателя уникальной и/или большей ценностью в виде нового качества продукта, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

Наиболее типичные источники получения конкурентных преимуществ:



  • новые технологии;

  • изменения структуры и стоимости отдельных элементов в технологической цепочке производства и реализации товара;

  • новые запросы потребителей;

  • появление нового сегмента рынка;

  • изменение правил игры на рынке.

Особый источник – информация о своем бизнесе плюс профессиональные навыки, позволяющие добывать и обрабатывать подобную информацию так, что конечным продуктом обработки оказывается реальное конкурентное преимущество.

Классические работы по анализу конкуренции в бизнесе – работы профессора Гарвардской школы М. Портера. Суть конкуренции в любой сфере экономики характеризуется взаимодействием пяти основных сил (Рисунок ).

Конкурентные преимущества на основе лишь уровня издержек не так стойки, как преимущества на основе дифференциации. Дешевая рабочая сила относится к преимуществу низшего ранга.

Конкурентные преимущества высокого ранга (патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг, репутация предприятия, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, тесные связи с клиентами) можно удерживать более длительное время.









2. Угроза появления новых конкурентов





















4. Способность поставщиков торговаться



1. Соперничество между имеющимися конкурентами



5. Способность покупателей торговаться





















3. Угроза появления товаров-заменителей








Рисунок . Пять сил конкуренции Портера.1
Достижение преимуществ высокого порядка становится возможным при условии долговременных и интенсивных капиталовложений в производственные мощности, в специализированное обучение персонала, в проведение НИОКР, инвестиций в маркетинг, т.е. постоянная модернизация производства и/или других ключевых видов деятельности предприятия.

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
В. В. Примшиц стратегический менеджмент
1474.19kb.
25 стр.
Кафедра «Менеджмент и маркетинг» «Стратегический менеджмент»
317.27kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену курса «Стратегический менеджмент»
51.56kb.
1 стр.
А. П. Романов Стратегический менеджмент
431.17kb.
3 стр.
Стратегический менеджмент в некоммерческих организациях
1994.53kb.
25 стр.
Тематика междисциплинарных курсовых работ для студентов 4 курса, специальность «Менеджмент организации» по дисциплинам: «Стратегический менеджмент + Процессное управление в системе стратегического менеджмента + Учебная корпорация iv»
36.79kb.
1 стр.
Магистров 080200. 68 Менеджмент профиль: Общий и стратегический менеджмент
24.17kb.
1 стр.
Магистров 080200. 68 Менеджмент профиль: Общий и стратегический менеджмент
21.37kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Стратегический финансовый менеджмент»
308.74kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Государственное регулирование Направление подготовки: Менеджмент
1234.35kb.
8 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины стратегический менеджмент Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Барнаул
2035.38kb.
8 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине "стратегический менеджмент в системе образования" по направлению "050400 Социально-экономическое образование"
253.71kb.
1 стр.