Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра начального общего образования
Урок литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Учебно-методическое пособие

Исполнитель:

Рудковская Марина Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22г.Анжеро-Судженска
Консультант:

Гумирова Надежда Михайловна

к.п.н., Почетный работник среднего профессионального образования,

зам. дир. по НМР

ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж.

Кемерово 2012

Оглавление

Введение


Глава 1. Духовно- нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО второго поколения

1.1.Нравственность и духовность – как результат личностного развития школьника в свете требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

1.2. Характеристика пространства духовно - нравственного воспитания.

Глава 2.Урок литературного чтения как условие формирования духовно-нравственной личности.

2.1. Подходы, критерии и принципы развивающего обучения.

2.2.Принципы реализации духовно-нравственной направленности уроков литературного чтения.

2.3. Методы обучения, обеспечивающие усвоение детьми эмоционально-ценностного компонента.

2.4. Своеобразие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста

2.5. Особенности тематики текстов произведений для детей.

2.6. Особенности организации полноценного восприятия детьми художественных произведений на уроках литературного чтения.

Глава 3. 3.Интеграция как путь совершенствования уроков литературного чтения в начальной школе.

3.1. Типы интеграционных связей на уроках литературного чтения.

3.2.Формы проведения интеграционных уроков.

Заключение.

Список литературы.

Составитель:

Рудковская М.Ю., учитель начальных классов МБОУ СОШ №22 г.Анжеро-Судженска

Рецензенты:

Гумирова Н.М., к.п.н., Почетный работник среднего профессионального образования, зам. дир. по НМР ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж.

Прибытова Л.В., к.ф.н., доцент кафедры русского языка, факультета педагогического образования ГОУ ВПО Филиал Кемеровского государственного университета

в г. Анжеро – Судженске.

Рудковская М.Ю.

Р. МБОУ СОШ№22: Урок литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст]: учебно- методическое пособие. М.Ю.Рудковская.- Анжеро- Судженск. 2012- 84с.

В данном учебно-методическом пособии собран материал ведущих методистов, психологов, ученых, раскрывающих особенности духовно- нравственного воспитания в свете требований ФГОС, вопросы интеграции литературного чтения, урок литературного чтения – как условие формирования духовно-нравственной личности, перспективные направления в области преподавания литературы в начальной школе, способствующие воспитанию духовности, нравственности, современные технологии изучения художественного произведения как текста культуры.

Рекомендуется преподавателям начальных классов, слушателям курсов повышения квалификации, студентам высших учебных заведений и педагогических колледжей.

Введение.

В сегодняшних условиях, когда государство и общество стоит перед необходимостью модернизации образования и воспитания, начальная школа, как никогда ранее, призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности. Главная цель, поставленная сегодня перед школой – образование учащихся. Это понятие определяется как процесс обучения и воспитания вместе взятые, процесс в интересах личности, общества, государства, процесс становления человека Человеком, взращивание в себе человеческих качеств - это духовная работа самого человека над собой, а школа должна организовать этот труд по восприятию, освоению, присвоению нравственных норм и правил.

Школа способна не только предоставить «материал отличного качества, который вливается в душу» (К.Д.Ушинский) каким является литература и искусство, но и организовать современный образовательный процесс.

К сожалению, искусство, литература, утратили в современной кризисной ситуации свои духовно-обогащающие, смысло-порождающие, гуманизирующие личность функции, перестали быть средой, питающей духовное развитие детей и молодежи. Упадок культуры усугубляет бурное развитие так называемой «масскультуры», которая не имеет национальных корней, служит средством для развлечений, не ставит перед детьми никаких серьезных вопросов, культивирует антиценности: секс, деньги, вседозволенность, праздную жизнь, насаждает культурно-поведенческие штампы через каналы СМИ. Современному ребенку в такой ситуации необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество. Именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

На наш взгляд, решать эту сложную проблему можно благодаря урокам литературного чтения в начальной школе. Сегодняшняя методика преподавания литературного чтения требует глубоких знаний детской литературы и культуры в целом, теории литературы, психологии ребенка и психологии организации детского чтения. В данном пособии собран материал ведущих методистов, психологов, ученых, как например Г.И.Беленький, Р.Н.Бунеев, Т.Г.Браже, М.П.Воюшина, Л.С.Выготский, В.А.Доманский,А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, Г.Н.Кудина,В.Г. Марацман, З.Н.Новлянская, Т.В.Рыжкова, П.М.Якобсон, отражены современные методики и технологии преподавания литературного чтения. Особую ценность составляют материалы работ В.А.Доманского, Т.В.Рыжковой.

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей начальных классов, слушателей курсов повышения квалификации, студентов педагогического колледжа, по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах», студентов высших учебных заведений, по этой же специальности. Назначение учебного пособия - раскрытие специфики современного урока литературного чтения в концепции духовно- нравственного воспитания. В пособие включен теоретический и практический материал, вопросы для самопроверки, практические задания на проектирование фрагментов или целого урока литературного чтения, анализ современных программ и учебников литературного чтения. Материал пособия будет способствовать формированию специальных профессиональных умений, необходимых учителю в преподавании интегрированного урока литературного чтения в начальной школе. Процесс интеграции является важным путем совершенствования организации педагогического процесса на современном этапе. Осуществление интеграции на практике сопровождаются рядом трудностей. Причины этих затруднений заключается в малом количестве методической литературы, в недостаточной педагогической подготовке по этому вопросу. Эту проблему позволит решить предлагаемое учебно-методическое пособие.

Пособие состоит из 3 глав, каждая из которых посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания средствами урока литературного чтения.
Глава 1. Духовно- нравственное воспитание в свете требований ФГОС, раскрывает приоритет духовно-нравственного воспитания и рассматривает его как важнейший ресурс социокультурной модернизации общества, даются объяснения принципам, особенностям стандартов второго поколения, ключевым терминам духовно-нравственного воспитания (1.1).

Характеристика пространства духовно-нравственного воспитания и основные условия, составляющие его, рассматриваются в параграфе 1.2. «Характеристика пространства духовно - нравственного воспитания».



Глава 2 «Урок литературного чтения как условие формирования духовно-нравственной личности», объясняет необходимость включения в главу параграфа 2.1. «Подходы, критерии и принципы развивающего обучения». Современный урок литературного чтения – урок нравственного развития и литературного образования, строится на идеях гуманной педагогики с соблюдением 10 принципов развивающего обучения.

Помимо принципов развивающего обучения, современный урок литературного чтения должен отвечать принципам духовно-нравственного воспитания. Эти идеи нашли отражение в современных образовательных стандартах, и рассмотрены в параграфе 2.2. «Принципы реализации духовно-нравственной направленности уроков литературного чтения».

В параграфе 2.3. доказывается обоснованность использования методов, обеспечивающих эмоционально-ценностный компонент урока, на основании знаний особенностей психического развития детей младшего школьного возраста.

Параграф 2.4. знакомит читателей со своеобразием эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста, дает психологическое обоснование этой темы, раскрывает общие закономерности эмоционального восприятия литературы.

Раскрытию особенностей каждого типа текстов духовно-нравственной направленности, имеющиеся в арсенале современных учебников по литературному чтению посвящен параграф 2.5.

Несомненный интерес у преподавателей и студентов вызовет параграф 2.6., где очень подробно раскрываются современные методы преподавания литературного чтения, проявляющие специфику предмета и определяющие характер общения ученика с литературным произведением.

Одним из перспективных направлений в области преподавания литературы в начальной школе, способствующие воспитанию духовности младшего школьника, является интеграция литературного чтения с другими видами искусства. Этой теме будет посвящена глава 3 «Интеграция как путь совершенствования уроков литературного чтения в начальной школе».

На основе работ В.А.Доманского дается объяснение понятиям: интеграция, типы интегрированных связей и каким образом строится организация современного урока литературного чтения в начальной школе

Содружеству литературного чтения и изобразительного искусства посвящен параграф 3.2., где показана реализация духовно-нравственного и эстетического воздействия на сознание ребенка младшего школьного возраста. Это наблюдается в ходе организации и проведения урока- мастерской, в организации работы с репродукциями картин и иллюстрациями на современном уроке литературного чтения в начальной школе.

В заключении говорится о важности и значимости урока литературного чтения в духовно-нравственном воспитании. О значении литературы, искусства в воспитании подрастающего поколения.

Таким образом, используя в своей практике материалы данной работы, учитель сможет убедиться в воспитательном значении русской детской литературы, потому что в ней ярко и выразительно показывается образ нравственного сознания, отношения, поведения, поступка. Она способствует воспитанию у детей душевности, сердечности, любви, способности воспринимать красоту мира, эстетические чувства, формировать ценностное отношение к жизни, воспитывать прекрасного и гуманного человека с богатой внутренней жизнью.

1.Духовно- нравственное воспитание в свете требований ФГОС

1.1.Нравственность и духовность – как результат личностного развития школьника в свете требования Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования

Духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленный на раскрытие национальных духовных и культурно-исторических традиций, формирование и развитие у российских школьников общей системы нравственных ценностей.

Эти перспективные идеи были положены в основу Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования. В стандарте образование рассматривается как приоритетная, ведущая социальная деятельность посредством воспитания.

Принципиальной особенностью образовательных стандартов является деятельностный подход, в котором, процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Этот подход является определяющим для новой образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей этого подхода — А.Н.Леонтьев— определил воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для них субъектами.

Классической формой организации сотрудничества является урок. В данном учебно-методическом пособии, урок будет рассматриваться как средство духовно- нравственного воспитания младших школьников.

По определению Колесникова И.А. Нравственность - это личностная характеристика объема индивидуальных ценностно-смысловых установок и личностных свойств, составляющих внутренний психологический ресурс устойчивости человека против любых проявлений зла. Своеобразным камертоном нравственности для человека является совесть (внутренний голос). [6.25-33]

Петракова Т.И характеризует духовность как проявление «человеческого в человеке». Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, то, что относится к высшей способности души человека. Духовность - это, то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность, предмет человеческих стремлений к избранным ценностям.[7.59-68]

Амонашвили Ш.А. в своей работе «Личностно-гуманная основа педагогического процесса» отмечал, что «духовность пронизывает все личностные сферы, охватывая эмоционально-чувственную сферу, она рождает особый характер отношений к миру, человечеству, себе самому».

Духовность обнаруживает себя в стремлении человека проделать внутреннюю работу, связанную с нравственным усовершенствованием на основе самосознания, самоопределения, свободного выбора. Духовность мы можем определить как состояние присущее человеку. Поскольку, это состояние нельзя воспитать, имеет смысл говорить, не о духовном воспитании, а о педагогической поддержке и сопровождении становления определенных внутренних свойств и личностных проявлениях, которые сопутствуют и содействуют духовному развитию, таких как совестливость, чувство собственного достоинства, любовь к ближнему, готовность помочь, стремление к самосовершенствованию и пр.

Духовность и нравственность это результат внутренних устремлений и личных усилий. Педагогический процесс, лишь создает стимулы и условия, способствующие рождению личного стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию.

Содержание ключевых терминов отражают направления духовно- нравственного развития личности и в совокупности определяет результат воспитания школьника.

Результаты духовно-нравственного воспитания должны быть непосредственно связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.


Рекомендуемая литература:
1.Амонашвили Ш.А. ,Личностно-гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А.Амонашвили-Минск.;Университет,1990.-56с.

2.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации . [Текст] / Разраб. проекта Н.Д.Никандров, А.М.Кондаков, М.В.Рыжаков.- М.: Просвещение,2008.-25с.- (Стандарты второго поколения).

3.Данилюк А.Я. Духовно- нравственное воспитание российских школьников. [Текст] А.Я.Данилюк / / Педагогика .-2009г. № 4 стр. 55- 63

4.Концепция модернизации российского образования на период до2010года- утверждена распоряжением Правительства РФ от29.12.2001г. № 1756-Р(п.2.)

5.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект/ РАО; Под ред. А.М.Кондакова. А.А.Кузнецова.-М.: Просвещение, 2008.-39с. – (Стандарты второго поколения).

6.Колесникова И.А., Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен. [Текст] И.А.Колесникова / / Педагогика.- 2008, №9. стр. 25-33.

7.Петракова Т.И., Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики. [Текст] // Педагогика .- 2007г. № 2.стр. 59-68.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект/РАО; Рук.проекта Н.Д.Никандров, А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов.- М.: Просвещение,2008.-21с.-(Стандарты второго поколения).


1.2. Характеристика пространства духовно - нравственного воспитания.

Говоря о пространстве духовно-нравственного воспитания личности, на наш взгляд, уместно обратить свое внимание на высказывание И.А.Колесниковой. По её мнению, «Пространство духовно-нравственного воспитания- это педагогически организованное пространство жизнедеятельности школьника, обеспечивающее становление духовности и общечеловеческой нравственности»[4.25-33]

В педагогической литературе оно рассматривается как социальная и предметно-информационная среда.

В своей работе «Организация духовно-нравственного образования средствами различных учебных дисциплин» Жарковская Т.Г. обращает наше внимание, на то, что создание социальной среды, является одним из условий, способствующим духовно-нравственному воспитанию.

Под социальной средой Л.С. Выготский понимал «совокупность человеческих отношений». Как показывает педагогический опыт, нравственные качества закладываются культурой образовательного процесса, формируется атмосферой учебного заведения, духом школы, установившимися нормами взаимоотношения учеников с преподавателями. Важным аспектом нравственного воспитания в школе является личностное взаимодействие ученика с учителем, их субъект-субъектные отношения, деятельность учителя, его личностные и профессиональные качества.

Под предметно-информационной средой мы понимаем совокупность материальных средств и условий, включающую дидактические средства, специализированное оборудование, оргтехнику для рациональной организации и управления педагогическим процессом.

Рациональное использование учебных помещений, различных средств обучения позволяют создавать на уроке те или иные учебные или жизненные ситуации, объективно и наглядно предъявлять учащимся различные произведения искусства, создавать высокий эмоциональный фон, повышать мотивацию учебного процесса, воспитывать эстетическое восприятия, содействовать духовно-нравственному воспитанию.

Для духовного воспитания чрезвычайно важна сфера эстетического восприятия жизни, которая позволяет гармонизировать мировоззрение, сформировать этические и моральные принципы отношения к людям, органически сочетая освоение информации с развитием сферы чувств.[3.49-53]

Пространство организации духовно-нравственного воспитания в начальной школе не требует отдельных часов. Для педагогического управления процессами духовно-нравственного воспитания младших школьников может быть использован урок литературного чтения.
Рекомендуемая литература:
1.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации / Разраб. проекта Н.Д.Никандров, А.М.Кондаков, М.В.Рыжаков.- М.: Просвещение,2008.-25с.- (Стандарты второго поколения).

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Под ред. В.В.Давыдова - М.; 1991.-56с.

3.Жарковская Т.Г.Организация духовно- нравственного образования средствами различных учебных дисциплин. [Текст] / Т.Г Жарковская

// Педагогика. -2008г. № 10. стр. 49-53.

4.Колесникова И.А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен. [Текст] / И.А. Колесникова // Педагогика .-2008. №9. стр. 25-33.

Вопросы для самопроверки к главе: «Духовно- нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО второго поколения».


  1. Почему в государственной образовательной политике приоритетным становится выдвижение духовно-нравственного воспитания? В каких государственных документах отражены идеи духовно- нравственного воспитания личности?

  2. Назовите принципиальную особенность ФГОС НОО, как в нем трактуется процесс образования и воспитания?

  3. Дайте определения ключевым терминам духовно-нравственного воспитания.

  4. Что, по мнению Колесниковой И.А., составляет пространство духовно-нравственного воспитания?

  5. Из каких двух составляющих состоит это пространство, что включает в себя каждое из них?



2.Урок литературного чтения как условие формирования духовно-нравственной личности.
2.1. Подходы, критерии и принципы развивающего обучения.
Методологическая основа урока литературного чтения строится на традициях отечественной культуры и педагогики, представленных в разных подходах:

-аксиологическом, сущность которого заключается в том, что ценности духовно-нравственной жизни общества составляют основу образования, выступают основанием для конструирования и самореализации его содержательной и процессуальной стороны;

- культурологическом, когда источником моделирования образования является социальный опыт, который аккумулируется в культуре. Основой в воспитании должны быть национальные духовно- нравственные традиции народа;

-развивающем, он дает принципиальное понимание системно-деятельностной, многоукладной технологии нравственного развития обучающего и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации младших школьников.

- системно- деятельностный, сущность этого подхода, мы рассмотрели ранее.

Сегодняшний урок литературного чтения – это урок вхождения ребенка в культуру, цель которого– литературное и нравственное развитие, формирование читательских умений и навыков, а также формирование нравственных представлений учащихся. Здесь он должен получить не только основы литературного образования, но и основы нравственного развития. Как и любой другой , современный урок в начальной школе, он строится на основании идей гуманной педагогики, с соблюдением 10 принципов развивающего обучения. Критерии и принципы подробно освещены в статье Бунеева Р.Н. «Процесс воспитания как составная часть образовательной системы», опубликованной в журнале «Начальная школа до и после». № 5 .2009г[ 1.1-3]

Критерии:

-признание приоритета мнения отдельного ученика над мнением большинства;

- формирование в учебном сообществе гуманистических партнерских взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность других;

- признание того, что ученик обладает своими определёнными правами, которые священны для учителя;

- отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» учеников; осознание того, что все дети разные, и каждый ребенок умеет и знает что-то лучше других; следование принципу «минимум отметок – максимум оценок»;

- признание того, что учитель такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих;

- переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что думаешь ты о…»;

- понимание учителем того, что чем меньше на уроке он говорит сам и чем больше дает высказаться ученикам, тем эффективнее учебный процесс;

- признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать не стыдно – стыдно не пытаться думать;

- понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для родителей и учителя, а для того, чтобы занимать в будущем свое достойное место в жизни общества.



Принципы:

  1. Принцип социальной активности. Естественная активность должна быть направлена в социальное русло, только через такую ориентацию, возможно его нравственное воспитание. Здесь важны социальная установка личности, её убеждения и понятие социально значимого поступка.

  2. Принцип социального творчества. Действие (поступок), которое совершает ребенок, может быть вынужденным, не осознанным и не «прожитым» им (А.Н.Леонтьев), а должно стать результатом его волевого изъятия, свободного выбора.

  3. Принцип взаимодействия личности и коллектива. Под коллективом, вслед за А.В. Петровским, здесь понимается группа, где межличностные взаимоотношения опосредованы общественно- ценными и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

  4. Принцип развивающего воспитания. Личностное развитие школьника предполагает его опережающее участие в деятельности коллектива. Подчеркнем, именно участие, а не комфортное следование чужим требованиям, иначе никакого развивающего воспитания не получится.

  5. Принцип мотивированности. А.Н.Леонтьев писал, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный, личностный смысл. Это создает мотив к их освоению.

  6. Принцип индивидуальности. Ребенок должен вписываться не в наше усредненное представление, каким он должен быть, а в наше представление о том, каким он как личность мог бы стать.

  7. Принцип целостного воспитательного процесса. Воспитание неделимо и представляет собой единое целое.

  8. Принцип единства образовательной среды. «Воспитывать-значит организовывать жизнь: в правильной жизни растут дети» (Л.С.Выготский). Должна быть создана единая, сбалансированная школьная и внешкольная образовательная среда.

  9. Принцип опоры на ведущую деятельность. Воспитание на различных этапах должно соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям.

  10. Принцип опоры на традиции. Организация образовательной и воспитательной среды в различных регионах должна опираться на местные национальные традиции, учитывать ментальность проживающих здесь людей.[1.1-3]


Вопросы для самопроверки:


  1. Как вы понимаете выражение: «Урок литературы – урок вхождения в культуру и искусство»?

  2. Дайте характеристику основным подходам методологического построения урока литературного чтения. Приведите примеры их реализации.

  3. Назовите критерии и принципы развивающего обучения. Прокомментируйте их, используя примеры из практики.


Рекомендуемая литература:


  1. Бунеев Р.Н. Процесс воспитания как составная часть образовательной системы. [Текст] / Р.Н.Бунеев // Начальная школа до и после.-.2009г. № 5. стр. 1-3.

2.2.Принципы реализации духовно-нравственной направленности уроков литературного чтения.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников, требует от организации урока литературного чтения, соблюдения следующих принципов:

- Одухотворенность образовательного процесса. Равнодушное отношение к сообщаемой информации вредно. Знания нельзя отрывать от чувств. Знания о правилах поведения, о культуре ребенку дать не трудно, важно начать вместе с ним его духовный путь. Духовный контакт между участниками образовательного процесса раскрепощает внутренние силы детей, дает им выход. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников.

- Соборность- добровольное единение людей, устремленных к высшим духовно-нравственным ценностям. Именно через соборность устанавливается непрерывная связь поколений. Соборность, по определению, противостоит агрессивности и эгоистическому соперничеству, желанию стать над другими.

- Приоритет эмоционального в познании мира. Через эмоции происходит основные процессы восприятия детьми способов бытия в мире, причем не только внешнего, но и внутреннего. Л.С.Выгодский писал: «ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике»[1.64].

Знание человеком идеалов и норм поведения не означает, что он ими будет руководствоваться. Необходимо, чтобы человек, проведя определенную эмоционально-волевую работу, стал осознавать их собственными. Как замечает К.Д.Ушинский, «одного ума и одних познаний еще не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречии с ним связывает людей в честное, дружное общество» [2.95].

- Ориентация на нравственный идеал. Ребенок всегда ищет и находит образец для подражания, который воспринимает, в первую очередь, эмоционально. Идеал есть образец, эмоциональный пример в мыслях и поведении. В нравственном воспитании идеалом могут быть лучшие представители человечества.

-Воспитание примером Пример – обладает исключительной силой. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением , быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодировки, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример дает конкретные образцы для подражания, активно формируя сознание, убеждения, чувства. Психологической основой примера служит подражательность, благодаря которой дети овладевают социальным и нравственным опытом.

- Духовная укорененность выражается в обычаях, обрядах и традициях. «Сила обычая, пишет В.Д.Шадриков, - в формировании человечности заключается в том, что человек усваивает не нравственную форму, а способ действия, который нравственен по отношению к членам закрытого сообщества. В обычае человек живее. Научить обычаю значит научить жить, без обычая нравственность не входит интимно в сущность человеческого бытия… Через обычай человек идентифицирует себя со своим народом, вводится в свой род, ибо обычай – дух народа, его дела.. свою духовность мы получаем от предков. Она заключается в обычаях и преданиях»[3.41]. Национальные обряды – это камертон для настройки жизни ребенка на нравственный лад. Только лично сопереживая обрядам, каждый человек учится жизни по духовным законам.


Вопросы для самопроверки:
1.Раскройте содержание понятий: одухотворенность, соборность ,приоритет эмоционального в познании мира, ориентация на нравственный идеал, воспитание примером, духовная укорененность.

2. Приведите фрагмент урока, раскрывающий один из принципов реализации духовно-нравственной направленности уроков литературного чтения.


Рекомендуемая литература:

1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Под ред. В.В.Давыдова -М.; 1991.-156с.

2.Ушинский К.Д. Пед.соч.:В 6 т. Т.1 [Текст] / К.Д.Ушинский.сост. С.Ф.Егоров. М.;1988. 300с.)

3. Шадриков В.Ф. Происхождение человека. [Текст] / В.Ф.Шадриков М.; 1999г. 56с.



2.3. Методы обучения, обеспечивающие усвоение детьми эмоционально-ценностного компонента.

Урок литературного чтения основывается на методах обучения, обеспечивающих усвоение эмоционально- ценностного компонента урока.

В педагогической литературе выделяют методы духовно- нравственного воспитания, учитывая механизмы усвоения ценностей и эмоционально- волевого развития учащихся. Это методы эмоционально-ценностного акцентирования, пробуждение адекватных эмоций, эмоционально- ценностных противопоставлений.

Метод эмоционально – ценностного акцентирования. Сущность его заключается в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися своих переживаний или духовно- нравственной ценности объекта изучения.

Метод пробуждения адекватных эмоций. Предусматривает такую организацию процесса обучения, чтобы передаваемое содержание пробуждало нравственные эмоциональные отношения учащихся к воспроизводимым событиям и объекту изучения.

Метод эмоционально - ценностных противопоставлений. Состоит в том, что учитель, показывая противоположные ценности и пробуждая противоположные чувства, обостряет у учеников переживания нравственных чувств, осознание духовных ценностей и способствует введению их в систему ценностных ориентаций личности [1.40-51].

Подобные методы работы основываются на психологических особенностях восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками и способствуют формированию у детей эстетического восприятия литературы с развитием определенных психических свойств. Дети младшего школьного возраста способны осознавать свои мысли и чувства, вызванные произведением искусства. Такое осознание открывает пути для целенаправленного обучения младших школьников восприятию словесного искусства. Психологами доказано то, что младший школьник способен понять точку зрения героя и выразить свою оценку этой точки зрения, увидеть эмоционально-оценочное авторское отношение, которое пронизывает все произведение и, пережив которое, можно найти ключ к искусству, перейти с житейского на качественно иной, эстетический уровень восприятия литературы.



Вопросы для самопроверки:

1.Раскройте содержание понятия «методы духовно- нравственного воспитания, учитывающие механизмы усвоения ценностей и эмоционально- волевого развития учащихся».

2.Подумайте, с какой целью, и на каких этапах урока возможно применение одного из методов духовно-нравственного воспитания? Обоснуйте свое мнение.
Практические задания к теме: «Методы обучения, обеспечивающие усвоение детьми эмоционально-ценностного компонента».
1.Предложите несколько фрагментов уроков и заданий, обеспечивающих усвоение эмоционально- ценностного компонента урока.

Рекомендуемая литература:
1.Выготский Л.С. Воспитание чувств. [Текст] / Л.С. Выготский Педагогическая психология. – М.; «Педагогика»,. 1991. – С. 138–144.

2.Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка [Текст] / В.В.Давыдов // Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В.В.Давыдова. – М.:;«Педагогика», 1990. – С. 8–12.

3.Маслов С.И. «Дидактические основания духовно-нравственного воспитания ». [Текст] /С.И. Маслов //  Педагогика 2008г. № 9 .с.46-51.

4.Педагогическая библиотека: Рыжкова Т.В. Литературное развитее младших школьников. [Текст] / Т.В.Рыжкова - Спб.; Издательство РГПУ им. А.И.Герцена,2006.-300с.

4.Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / П.М.Якобсон . Психология чувств мотивации. – М.–Воронеж, 1998. – С. 87–118.

2.4. Своеобразие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста.

Эмоциональная сфера младшего школьника отличается непосредственностью и повышенной активностью, ребенок может осознавать собственные эмоциональные проявления. Психологические исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Н.С.Лейтеса показывают, что «дети младшего школьного возраста способны переживать в воображении «содействие» и «соучастие», при восприятии художественных произведений сменяется у них более высокой степенью – «сопереживанием». По мнению Л.С.Выгодского «Эмоциональность, живость воображения ребенка, его непосредственность, отсутствие стереотипных и шаблонных представлений способствуют созданию художественного образа даже в тех случаях, когда у детей нет достаточного читательского опыта»[1.27].

Своеобразие эмоциональной сферы тесно связано с особенностями мышления. Мышление младшего школьника отличается конкретностью и образностью. Широко известны слова К.Ушинского о том, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». В мышлении ребенка младшего школьного возраста в единстве представления и понятия, господствующим является представление, которое всегда эмоционально окрашено. Поэтому и обобщение младшего школьника своеобразно. Психологи утверждают, что младший школьник уже способен к обобщению, но здесь есть своя специфика: детям этого возраста присуща особая конкретность обобщения, обобщаются более или менее существенные связи и отношения, но преимущественно «внешние», чувственные, наглядные. Конкретность обобщения - важнейшая особенность психики ребенка, она наряду с особенностями эмоциональной сферы определяет своеобразие восприятия литературы. Что касается осмысления содержания, то младший школьник, в целом, способен точно воспринять содержание произведения на событийном уровне, но ему трудно самостоятельно установить причинно - следственные связи между событиями и поступками персонажей, характерами героев. В центре внимания ребенка находится событие или ряд событий и герои.

Идею произведения, написанного специально для младших школьников, ребенок воспринимает интуитивно и лишь тогда, когда литературное событие воспроизводит нечто похожее на жизнь самого ребенка. Дело в том, что детская литература, ориентируясь на особенности психического развития маленького читателя, не предлагает сложных сюжетов и фабул, сложных идей. Она ищет пути к сознанию ребенка, пользуясь теми художественными средствами, которые будут доступны читателю этого возраста - отсюда и особенности стиля и тематики текстов произведений для детей.[2.68.]


Вопросы для самопроверки:

1.Охарактеризуйте общие закономерности эмоционального восприятия литературы младшими школьниками.



Рекомендуемая литература:
1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образовательный очерк. [Текст] /Л.С. Выготский - 2-е изд.- М.;1967.-с.27.

2.Педагогическая библиотека: Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников. [Текст] / Т.В.Рыжкова - Спб.; Издательство РГПУ им. А.И.Герцена,2006.-300с.

3.Ушинский К.Д. Пед.соч.: В 6 т. Т.1[Текст] / К.Д.Ушинский .сост. С.Ф.Егоров. -М.;1988.-300с.
2.5. Особенности тематики текстов произведений для детей.
Маслов С.И. в своей работе «Дидактические основания духовно-нравственного воспитания», опубликованной в журнале Педагогика № 9 2008г, дает такое обоснование тексту и его видам.

По его мнению, тексты являются важным структурным элементом книги, по объему книги, они занимают ведущее место. В зависимости от целевой функции в дидактике выделяют познавательные, инструментальные, дополнительные, пояснительные, ценностно- ориентированные и эмоциогенные тексты. Исходя из доминирующей функции приоритетными в вопросах нравственного воспитания должны быть ценностно- ориентированные и эмоциогенные тексты.

Под ценностно- ориентированными текстами понимается такие, основной целевой функцией  которых является приобщение к традиционным духовно-нравственным ценностям школьников. Это могут быть макро- и микротексты, проясняющие конкретные ценностные аспекты духовной жизни детей. Характерными для ценностно-ориентированных текстов является то, что события, явления, факты, предметы характеризуются в них с точки зрения духовной ценности для общества и человека в соответствии с целями, являются принятыми нормами и духовно- нравственными идеалами. Тексты могут содержать прямые или косвенные оценки, выражать отношения автора. Ценностно-ориентированный текст обязательно должен переживаться читателями, необходимо позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение текста значительно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению.

Примером ценностно- ориентированного текста может быть сказка В.Одоевского «Мороз Иванович». Здесь писатель переводит события социального плана в нравственный. Это важная особенность творчества Одоевского, он стремился приобщить детей к реальной жизни с четким различием добра и зла, справедливости и несправедливости. В.Ф.Одоевский серьезно занимался вопросами воспитания, он призывал в воспитании ребенка больше всего обращать внимание на то, чтобы ребенок вырастал нравственным человеком, а то, чему его обучают, имело бы связь с реальной жизнью. Большую роль в пробуждении чувств и мыслей в растущем человеке Одоевский отводил сказке [3.68-71].

Другой тип – это эмоциогенные тексты, основным назначением которых является пробуждение нравственных эмоций и чувств у учащихся. Их характеризует эмоциональная насыщенность, способность вызывать яркие впечатления и переживания. Это осуществляется через живое образное слово. Наиболее часто эмоциогенными бывают поэтические тексты. Эмоциогенные тексты должны подбираться так, чтобы пробуждать всю гамму духовно- нравственных чувств. Они должны быть высокохудожественного и эстетического уровня, характеризоваться сюжетной напряженностью, контрастностью тем, яркостью эмоционально- художественных образов, соответствием эмоционально-образного содержания эмоциональному опыту школьников. В.В.Зеньковский писал, что образы, сказок, рассказов, стихи, рисунки, музыка – всё это является центром для оседания наших чувств, для их оформления в сознании [1.28]. Эмоции маленького читателя, в соответствии с терминологией Л.С.Выготского , можно характеризовать как «эмоции материала» и «эмоции формы», когда какая-то сцена может вызвать у ребенка и слезы, и волнение. Сильная эмоциональная реакция на произведение часто генерируется воображением . Силой воображения читатель (ребенок) проявляет способность перевоплощаться в образ (героя) и видеть мир его глазами. Без эмоционального возбуждения, сопереживания конкретизации литературных образов не происходит. «В период обучения литературному чтению в начальной школе, по мнению О.В.Чиндиловой, наблюдается прямая и непосредственная связь между эмоциями читателя и осмыслением содержания произведения, и это способствует возникновению целостного отношения к художественному тексту. В период «нравственного эгоцентризма» (начальные классы) эмоции читателя настолько активны, что часто приводят к замене авторского чувства читательским. Дети еще не акцентируют близкие их внутреннему миру чувства, эмоции, мотивы, не фиксируют внимание на непонятных местах. Сопричастность к миру художественного произведения выражается в непосредственном сопереживании»[4.1-4].

Человек ищет уяснение своих чувств, и это достигается с помощью художественных образов, которые питают и пробуждают чувства. Получив образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства, дети приобретают духовную почву для духовного восприятия окружающего [2.40-51].


Вопросы для самопроверки:

1.Раскройте содержание понятий «эмоциогенный текст и ценностно- ориентированный».


Практические задания к теме: Особенности тематики текстов произведений для детей.
1.Проанализируйте современные программы по литературе и учебники к программам. Приведите примеры ценностно-ориентированных и эмоциогенных текстов. Обоснуйте свой выбор.
Рекомендуемая литература:

1.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания. [Текст] / В.В.Зеньковский М.;1996.

2.Маслов С.И. «Дидактические основания духовно-нравственного воспитания» [Текст] / С.И.Маслов // Педагогика 2008г. № 9 .с.40-51

3.Николаева С. Искусство «заманить воображение» [Текст] / С.Николаева С. //Детская литература .- 1998г. №4 .с68-71

4.Чиндилова О.В. К проблеме восприятия художественного произведения читателями разного возраста. [Текст] / О.В.Чиндилова // Начальная школа до и после .- 2009. № 7. стр. 1-4

2.6. Особенности организации полноценного восприятия детьми художественных произведений на уроках литературного чтения.

Нравственные ценности составляют основу и «содержатся» в истинных произведений искусства, а читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы, а в нашем случае – «Литературного чтения» должен организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное – необходимо, чтобы работа учителя на уроках «Литературного чтения» была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, – это путь, средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:

–думали над прочитанным;
– сопереживали героям;
– оценивали их поступки;
– осмысливали их проблемы;
– соотносили их жизнь со своей жизнью;
– старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Организовать такую работу учитель сможет с текстами духовно- нравственной направленности, черты этих текстов выделяет Петракова Т.И. в своей работе «Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики».

- нацелен на формирование внутреннего мира человека, ядра личности;

-рассчитан на любой возраст: физический и духовный;

- основан на личном духовном опыте, поэтому может быть использован в индивидуальной работе с учащимися;

- основан на абсолютных истинах, говорит о них, не подвержен идеологическим колебаниям;

- обращен к целостному человеку- его воле, чувствам, к его разуму, уму, сердцу и душе.

- в педагогическом плане представляет собой «пошаговую методику» самоуглубления и самопознания – определение негативных сторон собственной личности и указание на то, как с этим бороться;

- показывает разнообразные пути и формы духовной жизни;

- учит строить диалог с самим собой, другими людьми, миром в целом на основе христианских ценностей, наполнять свой внутренний мир новыми смыслами, избирать высокие, сверхличностные жизненные цели;

- возрождает традиции «учительности» - педагогического диалога, основанного на глубинном, внутреннем взаимовосприятии личности учителя и ученика на основе общих ценностей, идеалов, смыслов, авторитетов. [13.59-68].

В школьной практике, в современной методике выделяют методы предложенные И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным, Н.И.Кудряшовым, В.А.Никольским. На наш взгляд, особого внимания заслуживают методы изучения литературы, предложенные В.Г.Марацман. Он выделил несколько методов изучения литературы, проявляющие специфику предмета и определяющие характер общения ученика с литературным произведением и жизнью, отраженной в самосознании ребенка. Эти методы подробно описаны в учебно- методическом пособии Рыжковой Т.В. Литературное развитие младших школьников.- Спб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена,2006. Мы , в свою очередь, остановимся на наиболее интересных, на тех, которые будут способствовать вхождению детей в мир литературы, искусства, развивая в них истоки творчества, духовности, нравственности.



1.Анализ художественного текста.

Метод анализа – играет важную роль на уроках литературы в начальной школе. Но использование приемов этого метода затруднено тем, что младший школьник ими не владеет. Задача учителя – научить ребенка приемам анализа и одновременно проанализировать художественный текст.

Приемы анализа литературного произведения разнообразны и многочисленны. Функции приемов не однозначны. Многие приемы анализа усиливают эмоциональные реакции учеников, однако главное назначение приемов анализа – понятийное освоение текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического ее начала.

Приемы анализа можно разделить на две группы – литературоведческие или творческие. Литературоведческие приемы еще называют приемами первого плана, или приемами, способствующими прояснению авторской позиции, или открытыми приемами анализа. Все эти названия подчеркивают, что приемы заимствованы из литературоведения и сохраняют суть литературоведческих приемов, конечно, адаптированных к условиям и задачам начальной школы. В этих приемах аналитическая деятельность выходит на первый план, что подчеркнуто названиями и содержанием операций: анализ композиции, анализ стиля, анализ образов персонажей, сопоставительный анализ образов или других художественных элементов произведения. Рассмотрим некоторые из этих приемов подробнее.




следующая страница >>
Смотрите также:
Урок литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Учебно-методическое пособие Исполнитель
1225.13kb.
8 стр.
Проект концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Москва 2009
376.26kb.
1 стр.
Положение III юношеские Беловские чтения
39.91kb.
1 стр.
Урок литературного чтения в 3 классе. М. М. Пришвин
58.66kb.
1 стр.
Урок литературного чтения. Джани Родари." Приключения Чиполлино."
65.19kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое пособие Ижевск 2012 (075)
420.54kb.
3 стр.
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в процессе литературного образования
88kb.
1 стр.
Программа по духовно нравственному воспитанию младших школьников «Птица счастья»
205.95kb.
1 стр.
Доклад по теме: «Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения»
237.77kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для курсового проектирования Барнаул 2009 (072) Скребковые конвейеры: Учебно-методическое пособие для курсовогоо проектирования / Сост.: И. Л. Новожилов, В. Н. Самородова, Барнаул, 2009. 25 с
403.45kb.
2 стр.
Программа «духовно-нравственное воспитание младших школьников»
1386.92kb.
7 стр.
Составители: Зеленская Александра Федоровна, учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №74
711.7kb.
5 стр.