Главная
страница 1страница 2


Содержание программы учебного курса
Глава I. Химия в центре естествознания (11часов)

Химия как часть естествознания. Предмет химии

Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Фи­зические тела и вещества. Свойства веществ. Приме­нение веществ на основе их свойств.



Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

Наблюдение как основной метод познания окружаю­щего мира. Условия проведения наблюдения. Гипо­теза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лабо­ратория и оборудование.



Моделирование

Модель, моделирование. Особенности моделирова­ния в географии, физике, биологии. Модели в биоло­гии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная ма­шина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или сим­вольные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).



Химические знаки и формулы

Химический элемент. Химические знаки. Их обо­значение, произношение. Химические формулы ве­ществ. Простые и сложные вещества. Индексы и ко­эффициенты. Качественный и количественный со­став вещества.



Химия и физика

Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», ион». Строение вещества. Кристаллическое состоя­ние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Веще­ства молекулярного и немолекулярного строения.



Агрегатные состояния веществ

Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физиче­ские и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.



Химия и география

("троение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и оса­дочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.



Химия и биология

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологиче­ская роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хло­рофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизне­деятельности организмов.



Качественные реакции в химии

Качественные реакции. Распознавание веществ с по­мощью качественных реакций. Аналитический сиг­нал. Определяемое вещество и реактив на него.



ДЕМОНСТРАЦИИ

  • Коллекция различных предметов или фотографий пред­метов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - при­менение».

  • Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

  • Электрофорная машина в действии. Географические мо­дели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи орга­нов и систем органов растений, животных и человека). Физи­ческие и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.

  • Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.

  • Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

  • Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристал­лических и аморфных веществ и изделий из них.

  • Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).

  • Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк).

  • Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

  • Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.

  • Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.

  • «Переливание» углекислого газа в стакан на уравнове­шенных весах.

  • Качественная реакция на кислород. Качественная реак­ция на углекислый газ.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ

  • Распространение запаха одеколона, духов или дезодо­ранта как процесс диффузии.

  • Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.

  • Диффузия перманганата калия в желатине.

  • Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

  • Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.

  • Определение содержания воды в растении.

  • Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

  • Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

  • Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (опре­деление витамина С в различных соках).

  • Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду

• Обнаружение известковой воды среди различных ве­ществ.

ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ

  • Изготовление моделей молекул химических веществ из Пластилина.

  • Диффузия сахара в воде.

  • Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой.

  • Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Знакомство с лабораторным оборудованием. Пра­вила техники безопасности.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Наблюдение за горящей свечой. Устройство и ра­бота спиртовки.



Глава II. Математика в химии (9 часов)

Относительные атомная и молекулярная массы

Относительная атомная масса элемента. Молекуляр­ная масса. Определение относительной атомной мас­сы химических элементов по таблице Д. И. Менделе­ева. Нахождение относительной молекулярной мас-сы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.



Массовая доля элемента в сложном веществе

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещест­ва. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса).



Чистые вещества и смеси

Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомоген­ные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, ку­линарные смеси и синтетические моющие средства).



Объемная доля газа в смеси

Определение объемной доли газа (ф) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот.



Массовая доля вещества в растворе Массовая доля вещества (и>) в растворе. Концентра­ция. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.

Массовая доля примесей

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая до­ля примеси (w) в образце исходного вещества. Основ­ное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массо­вую долю примесей.



ДЕМОНСТРАЦИИ

  • Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него.

  • Смесь речного и сахарного песка и их разделение.

  • Коллекция нефти и нефтепродуктов.

  • Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, CMC, шампуней, напитков и др.).

  • Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа.

  • Коллекция «Минералы и горные породы» (образцы ве­ществ и материалов, содержащих определенную долю при­месей).

ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ

• Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтичес­ких препаратов, содержащих определенную долю примесей.



1 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Приготовление раствора с заданной массовой до­лей растворенного вещества.



Глава III. Явления, происходящие с веществами (11 часов)

Разделение смесей

Способы разделения смесей и очистка веществ. Не­которые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и па производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активирован­ный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.



Дистилляция, или перегонка

Дистилляция (перегонка) как процесс выделения ве­щества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.

Кристаллизация или выпаривание. Кристаллиза­ция и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.

Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.



Химические реакции. Условия протекания и прекраще­ния химических реакций

Химические реакции как процесс превращения од­них веществ в другие. Условия протекания и пре­кращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.



Признаки химических реакций

Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осад­ки, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.



ДЕМОНСТРАЦИИ

  • Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.

  • Респираторные маски и марлевые повязки.

  • Противогаз и его устройство.

  • Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

  • Разделение смеси порошка серы и железных опилок.

  • Разделение смеси порошка серы и песка.

• Разделение смеси воды и растительного масла с по­мощью делительной воронки.

  • Получение дистиллированной воды с помощью лабора­торной установки для перегонки жидкостей.

  • Разделение смеси перманганата и дихромата калия спо­собом кристаллизации.

  • Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.

  • Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.

«Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор -диоксид марганца (IV)).

  • Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.

  • Взаимодействие раствора перманганата калия и раство­ра дихромата калия с раствором сульфита натрия.

  • Взаимодействие раствора перманганата калия с аскор­биновой кислотой.

  • Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.

  • Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором со­ляной кислоты.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ

  • Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих ве­ществ.

  • Изучение устройства зажигалки и пламени.

ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ

  • Разделение смеси сухого молока и речного песка.

  • Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.

  • Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.

  • Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.

» Приготовление известковой воды и опыты с ней.

• Изучение состава CMC.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Выращивание кристаллов соли (домашний экспе­римент).



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Очистка поваренной соли.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Изучение процесса коррозии железа (домашний Эксперимент).



Глава IV. Рассказы по химии (4часа)

Ученическая конференция

♦ Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубеж­ных ученых (по выбору учащихся).



Конкурс сообщений учащихся

♦ Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического ве­щества.



Конкурс ученических проектов (Посвящен изучению химических реакций. )

Учебно – методические средства обучения.
Основная литература:

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Ввод­ный курс. 7 класс» .- учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010 г.

  • Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).

Дополнительная литература:

  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: за­дачи и истории. — М.: Дрофа, 2005.

  3. Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. — 1997. — № 3. — с. 70 —72.

  1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5—6 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1995.

  2. Загорский В. В. Огни потешные. Фейерверк: история, теория, практика. — М.: Школа им. А. Н. Колмогорова «Самообразование», 2000.

  3. Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию/Авт. Н. В. Груздева, В. Н. Лав-рова, А. Г. Mypaвьев.- СПб.: Крисмас, 2003.

  4. Камни мира. — М.: Аванта+, 2001.

  5. Краузер Б., Фримантл М. - Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.

  6. Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение на основе межпредметной интеграции. 8—9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.




  1. Химия и общество: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.

  2. Химия. Интересные уроки: / Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: НЦЭНАС, 2005.

  3. Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2004.

  4. В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии:, М., Просвещение, 2003 г

  5. Химия в таблицах: А. Е. Насонова, М., Дрофа, 2004 г

  6. Химия в формулах: В. Г. Иванов, О. Н. Гева. Дрофа, 2004 г

  7. 111 вопросов по химии для всех: П. Бенеш, В. Пумпр, М., Просвещение, 1994 г

  8. Что мы знаем о химии?: Ю. Н. Кукушкин, М., Высшая школа, 1993 г

  9. Проектная деятельность уч-ся. Химия.: Н. В. Ширшина, Волгоград, Учитель,2007 г



Интернет-ресурсы:

http://him.1september.ru/ Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии"

http://www.openclass.ru/ сайт образовательный Открытый класс

http://pedsovet.su/ сайт Педсовет.ру ( презентации, разработки…)

http://www.zavuch.info/ сайт Завуч.инфо

http://www.uroki.net/ все для учителя на сайте Уроки.нет

http://www.rusedu.ru/subcat_37.html архив учебных программ и презентаций РусЕду

http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница Википедия на русском языке

http://window.edu.ru/ Единое окно Доступ к образовательным ресурсам

http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www.uchportal.ru/ Учительский портал

http://www.spishy.ru/referat?PHPSESSID=e9q5bs0gqq0q24jma6ft8rr135 коллекция рефератов для учащихся

Лабораторное оборудование
- ОБЩЕЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ:

Штатив лабораторный химический,

Штатив для пробирок

Щипцы тигельные

Аптечка медицинская

Доска для сушки лабораторной посуды

Ерши для мытья посуды

Перчатки резиновые

Весы учебные с разновесами

Комплект посуды и принадлежностей для работы с малыми количествами веществ

Спиртовка лабораторная
- ПОСУДА:

Воронки, колбы, бюретки, стеклянные трубки и палочки, стаканы, ступки с пестиками,

чашки выпарительные
-ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ:

Металлы и неметаллы, оксиды металлов, гидроксиды, соли, кислоты, индикаторы, горючая жидкость для спиртовок, органические вещества – необходимые для выполнения Д/Э, Л/О и П/Р


- ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ:

Коллекции пластмасс, волокон, металлов и их сплавов, видов топлива, каучуков, минеральных удобрений, минералов и горных пород


- ТАБЛИЦЫ:

Портреты ученых-химиков

Комплект таблиц демонстрационных по химии.

Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»

(1 час в неделю в течение года, 35 часов)



уро



ка




урока в



теме




Тема урока



Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков


Практические и контрольные работы,

лабораторные опыты



Оборудование




Домашнее задание



Дата












ГЛАВА I. ХИМИЯ В ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (11 часов)

1

1

Инструктаж

по ТБ.

Химия как часть естест­вознания. Предмет химии



Естествознание — комплекс наук о природе: физики, хи­мии, биологии и географии. Положительное и отрицатель­ное воздействие человека на природу.

Предмет химии. Тела и веще­ства. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения



Д. Коллекция разных предметов, и ли фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение»

Пробирки, образцы веществ для исследования физич. свойств

§ 1.

Соста­вить прос­той

план § 1








2

2

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее проте-кание наблюдаемого явления. Экспе­римент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксиро­вания результатов экспери­мента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки

Д. Учебное оборудова- ние, используемое на уроках физики, биоло-гии, географии и хи-мии.

ДЭ. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени

Спички, спиртовка, сухое горючее

§ 2.

Подготовка к практ. работе № 1 (с. 14).

Нарисовать знаки, обознача ю­щие прави­ла техники безопаснос­ти при выполне-нии химиче­ских опы­тов








3

3

Инструктаж

по ТБ.П.Р. № 1. Знакомство с ла­бораторным оборудовани­ем. Правила техники безопасности



Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения

Практическая

работа № 1.

Пробирки, кол бы, воронки, цилиндры, ступ ка с пестиком, фарфоровая чашка для выпаривания

Оформить отчет о работе.

Подготовка к практической работе№2









4

4

Инструктаж

по ТБ. П.Р.№2

Наблюдение за го­рящей све­чой. Устрой­ство и работа спиртовки.


Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами

Практическая

работа № 2.

Спиртовка, спички, лучин-ка, стеклянная трубка, фарфо-ровая пластина

Подготовка до кладов по те-мам: «Из исто­рии изобре­тен. электрофорной машины», «Ис-тория появлен. глобуса»







5

5

Моделирова­ние

Модели как абстрагирован­ные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материаль­ные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и уста­новок) и знаковые (химиче­ские знаки, химические формулы и химические уравнения)

Д. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Био­логические модели (муляжи органов и систем органов расте- ний, животных и чело ­века). Физические и химиче­ские модели атомов, моле­кул ве-ществ и их кристал- лических решеток

Глобус, карта, муляжи орга-нов и систем органов расте- ний, животных и человека, модели кристал лических реше ток, молекул

§ 3.

Вы­учить символы с названиями 10 химических элементов (Н, С, N, О, Na, Mg, Al, Si, P,S)









6

6

Химические знаки и формулы

Химический элемент. Хими-ческие знаки. Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества

Д. Шаростержневые модели воды, угле-кислого и сернистого газов, метана.

ДО. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина

Шаростержне-вые модели молекул веществ, пластилин,

ПСХЭ


§4.

Домашний опыт «Изготов- ление моделей молекул ве- ществ из плас-тили­на» . Вы­уч. сим­волы и назван элемен- тов (Fe, Au, К, Са, Си, Hg, Pb, Ag, CI, Cr, Zn)









7

7

Химия и физика

Понятия «атом», «молекула», «ион». Основные положения атомно- молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение

Д. Образцы твердых веществ кристалли-ческого строения. Модели кристалли-ческих решеток.

ДЭ. Распространение запаха одеколона, ду-хов или дезодоранта (процесс диффузии).

ДО. Диффузия сахара в воде. Диффузия пер-манганата калия в желатине

модели крист. решеток, портрет М.В. Ломоносова, вода в стакане, сахар, перманганат калия, флакон с духами или дезодорант

§ 5.

Домашний опыт «Диффузия сахара в воде», «Диффузия перманганата калия в желатине»









8

8

Агрегатные

состояния

веществ


Понятие об агрегатном состоя­нии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физиче­ские и химические явления

Д. Вода в трех агрегат- ных состояниях. Твердые вещества.

ДЭ. «Переливание» углекис­лого газа в стакан на уравнове- шенных весах.

ДО. Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой

Пластиковая бутылка, весы, разновесы, лед, вода

§ 6.

Подго­товка крат­ких сообще­ний о мине­ралах. Задание 8(с. 41)









9

9

Химия

и география



Геологическое строение пла­неты Земля: ядро, мантия, ли­тосфера. Элементный состав геологических составных час­тей планеты. Минералы и гор­ные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы

Д. Коллекция минера-лов (лазурит, корунд, халькопи­рит, флюорит, галит). Коллекция горных пород (гранит, различные формы каль цита — мел, мрамор, известняк). Коллекция го­рючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

Л. Изучение гранита с помощью увеличи-тельного стекла

Коллекция минералов и горных пород, го­рючих ископаемых, лупа

§ 7.

Найти в сказах П.П.Бажо­ва «Мала­хитовая шкатулка» и «Камен­ный цве­ток» описа­ние минера­лов









10

10

Химия и биология

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органиче-ские(белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе. Биологическое значение жи­ров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организ­мов

ДЭ.Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. Качественная реакция на белок.

Л. Определение содержания воды в растении. Обнаруже- ние эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение масла в семенах подсолнеч- ника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

ДО. Взаимодействие аскор­биновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).

Д. Таблица «Животная и растительная клетка»

Спиртовка, спички, спирт, таблицы о строении живых клеток, фильтровальн бумага, семена масличных культур, мука, вода в стакане, марля, йод спиртовый раст вор

§ 8.

Домашний опыт «Взаимодейст-вие аскорбино-вой кислоты с иодом (опреде- ление витамина С в различных соках)»









11

11

Качественные реакции в химии

Понятие о качественных реак-циях как о реакциях, восприни маемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоня-ния. Аналитический эффект. Определяемое вещест­во и реактив на него. Возмож­ность изменения их роли на противо-положную.

ДЭ. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.

Л. Продувание выдыхаемо­го воздуха через известко­вую воду. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

ДО. Обнаружение крахмала в продуктах питания

Известковая вода, стеклян-ная трубка, об-разцы пищевых продуктов, во-да, спички, лу-чина,таблица Органы чувств

§ 9.

Домашний опыт «Обнаружение крахмала в про­дуктах питания»













Глава II. МАТЕМАТИКА В ХИМИИ (9 часов)

12

1

Относительные

атомная и молекулярная массы



Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахожде­ние относительной молеку­лярной массы по формуле вещества как суммы относи­тельных атомных масс, составляющих вещество химических элементов

Д. Шкала объектов (замок человек, человек яблоко, яблоко гусеница, гусеница амеба, амеба белок, белок ДНК, ДНК молекула воды, молекула воды атом водорода)

ПСХЭ, алгоритм вычисления масс

§10.







13

2

Массовая доля элемента в сложном веществе

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.




алгоритм вычисления массовой доли элемента

§ 11.

вопросы 4, 5 (с. 65)









14

3

Чистые вещества и смеси

Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жид­кие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и CMC).

Смеси гомогенные и гетеро­генные



Д. Коллекция различ-ных видов мрамора и изделий (или иллюст-раций изделий) из него. Смесь речного и сахар ного песка. Коллекция нефти и нефтепродук- тов. Коллекция быто-вых смесей (кулинар- ных смесей, CMC, шам пуней, напитков и др.)

Коллекция различных видов веществ, смесей, СМС

§ 12.

Изуче­ние состава кулинар­ных смесей по эти­кеткам









15

4

Объемная доля газа в смеси

Понятие об объемной доле (φ)

компонента газовой смеси.

Состав воздуха и природного

газа. Расчет объема компонента

газовой смеси по его объемной

доле и наоборот



Д. Диаграмма состава атмо­сферного воздуха. Диаграм­ма состава природного газа

Алгоритм решения задач, диаграммы

§ 13.

Со­ставление диаграмм: со-став вдыхаемо- го и выдыхае- мо­го воздуха









16

5

Инструктаж

по ТБ. Массовая до­ля вещества в растворе

Понятие о массовой доле ве­щества (w) в растворе. Раство­ритель и растворенное вещест-во. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного

вещества и другие расчеты с исполь­зованием этих понятий






алгоритм вычисления массовой доли вещества

§ 14.

Подго­товка к практической работе № 3 (с. 77)









17

6

Инструктаж

по ТБ.

Практиче­ская работа № 3. Приго­товление ра­створа с за­данной мас­совой долей растворенно­го вещества






Практиче­ская

работа № 3.

Шпатель, кол-бы, весы, разно весы, стакан, мерн. цилиндр, соль, сахар, вода,

Расчетные за-дачи с исполь- зовани­ем поня- тия «массовая доля »







18

7

Массовая до­ля примесей

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля при­меси (и>) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного веще­ства по массе вещества, содер­жащего определенную массо­вую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий

Д. Коллекция «Мине-ралы и горн. породы».

ДО. Изучение состава неко­торых бытовых и фарма­цевтических препаратов, содержа-щих определенную долю примесей, по их эти­кеткам

Коллекция Минералы и горн. породы, этикетки от бытовых и фар-мацевтич. пре-паратов

§ 15.

Изуче­ние состава некоторых бытовых и фармацевти­ческих пре­паратов по этикеткам









19

8

Решение за­дач и упраж­нений по те­ме «Матема­тика в химии»







Задания на карточках

Подготовка к контроль­ной работе № 1 по те­ме «Мате­ма- тика в химии»







20

9

Контроль­ная работа № 1 по теме «Математи­ка в химии»





Контроль­ная

работа № 1

Индивидуаль-ные задания на карточках














ГЛАВА III. ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (11 часов)

21

1

Разделение смесей.

1. Способы разделения смесей



Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделе­ния смесей: просеивание, от­стаивание, декантация и др.

ДЭ. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порош­ка серы и железных опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делитель- ной воронки. Центрифугирование. ДО. Разделение смеси сухого молока и речно-го песка.

Вода, масло, мука, сахар, сито, воронка делительная, стаканы, песок, сера, железные опилки

§16

(с. 83—85). Домашний опыт «Раз­деление смеси сухого молока и речного песка». Практиче­ская работа № 4. Выра­щивание кристаллов соли (до­маш-ний экс­пери-мент)









22

2

2. Фильтрование

Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате

ДЭ. Фильтрование Разделение смеси воды и речного песка.

Д. Фильтр Шотта. Во-ронка Бюхнера. Уста-новка для фильтро-вания под вакуу­мом. Респираторные маски и марлевые повязки.



Л. Изготовление обыч но­го и складчатого фильт­ров из фильтро- вальной бумаги или бумажной салфетки.

ДО. Изготовление мар ле­вых повязок как сред ст­ва индивидуальной защи­ты в период эпи-демии гриппа.

Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация



Песок, вода, фильтр, марля, ножницы, нит-ки, салфетки бумажные, респиратор, противогаз

§16

(с. 86—87). Изготовле­ние мар­левой по­вязки. Предло­жить ход экспе ри­мента «От­стаивание взве-си по­рошка для чистки по­суды и ее деканта­ция». Под­готов ка докладов «История воз-никнове­ния проти­вогаза», «Н.Д.Зелин-ский»









23

3

3. Адсорб­ция

Понятие об адсорбции и адсор­бентах. Активированный уголь как важнейший адсор­бент, его использование в бы­ту, на производстве и в воен­ном деле. Устройство проти­вогаза

ДЭ. Адсорбционные свой­ства активиро-ванного угля.

Д. Противогаз и его устрой­ство.

ДО. Адсорбция акти­вированным углем крася­щих веществ пеп- си-колы. Адсорбция кукурузными палоч-ками паров пахучих веществ

Уголь активи-рованный, р-р пепси-колы, ку курузные па-лочки, одеко-лон, противогаз

§16(с.87 — 89). Домаш­ний опыт «Адсорб­ция активиро-ван­ным углем красящих ве-ществ пепси- колы». «Ад- сорбция куку-рузны­ми палоч ка­ми паров па хучих веществ»







24

4

Дистилляция

Дистилляция как процесс выде ления вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпари­вание. Кристаллизация и вы­паривание в лаборатории (крис таллизаторы и фарфоро­вые чаш ки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепро-дукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха

ДЭ. Получение дистил-лированной воды с по-мощью лабораторной установки для перегон- ки жидкостей. Раз­деле- ние смеси перманганата и дихромата калия способом кристалли-зации.

Д. Коллекция «Нефть и неф­тепродукты». Катализатор.

ДО. Очистка воды

Учебный дистиллятор, Коллекция Нефть и неф­тепродукты, таблицы Переработка нефти

§17.

Домашний опыт «Очистка воды»









25

5

Обсуждение ре-зультатов практи-че­ской работы № 4. Выра­щивание кристаллов соли (домаш­ний опыт)

Этапы выращивания кристаллов соли.







Подготовка к практиче­ской работе № 5. Очист­ка поварен­ной соли (с. 96)







26

6

Инструктаж

по ТБ.

Практиче­ская работа № 5. «Очист­ка поварен­ной соли»







Практиче­ская

работа № 5.

Стаканы, ворон ка, фильтр, лаб. штатив, соль, песок, фарфор. чашка, вода, стекл. палочка

Практиче­ская работа № 6. Изуче­ние про-цес­са корро­зии железа (домаш- ний опыт)







27

7

Химические реакции. Условия протекания и прекращения

химических

реакций



Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Усло-вия течения и прекращения химических реакций.

Д. Устройство кислот-ного огнетушителя.

ДЭ. «Вулкан на столе». Взаимодействие желез ных опилок и порошка серы при на­гревании. Получение угле­кислого газа взаимодействи­ем мрамора с кислотой и об­наружение его с по-мощью известковой воды. Катали­тическое разложение пероксида водорода (катализа­тор- диоксид марганца IV.

Растворы кис-лоты, известко вой воды, мра-мор, железо, сера, асбестир. сетка,

§18.

Домашний опыт «Изготовление самодельно­го огнету­шителя »









28

8

Признаки химических реакций

Признаки химических реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, измене-ние цвета, выделение или поглощение тепла.

ДЭ. Получение осадка гидроксида меди (II) реакцией обмена. Воз- гонка иода. Выделение газа из раствора.

Л. Взаимодействие уксусной кислоты с питьевой содой (гидрокарбонатом натрия). Удаление пятен от раствора иода.

ДО. Приготовление лимо­нада


Уксусная кислота, сода, пробирки, йод, спиртовка, стеклянный купол, спички, спиртовка

§ 19.

Домашний опыт «При­готовление лимонада»









29

9

Обсуждение ре-зультатов практи-че­ской работы № 6 «Изуче­ние процес­са коррозии желе-за» (до­машний опыт)

Процесс коррозии железа.

Условия, вызывающие корро-зию железа. Вред, наносимый процессом коррозии народно-му хозяйству.










Подгото­вить докла­ды на те-му «Выдающи­еся русские ученые-химики» к конферен­ции







30

10

Обобщение и акту-ализа­ция знаний по теме «Явления, про исходящие с веще-ствами». Подго-товка к контроль­ной работе №2







Задания на карточках

Подготовка к контроль­ной работе №2








31

11

Контроль­ная работа № 2 по теме «Явления, происходя­щие с веще­ствами»





Контроль­ная

работа № 2

Индивидуаль-ные задания на карточках

Подготовить проек­ты на те-му «Исследо­вания хи­миче- ских реакций»











ГЛАВА IV. РАССКАЗЫ ПО ХИМИИ (4 часа)

32

1

Учениче­ская конфе­ренция «Вы­дающиеся русские ученые-химики».

0 жиз­ни и деятель­ности

М. В. Ломо­носова, Д. И. Менде­леева,

А. М. Бутле­рова



Вклад, внесенный русскими учеными – химиками в разви-тие химии. Жизнь и деятель-ность М. В. Ломо­носова,

Д. И. Менде­леева,

А. М. Бутле­рова





Портреты ученых М. В. Ломо­носова,

Д.И.Менделее

ва, А.М.Бут ле­рова и др.


(с. 111 – 122)

Подготовить сообщение «Мое люби­мое химиче­ское вещест­во».



(Об от­крытии, по­лучении и значении вы­бранного хи­мического вещества)







33

2

Конкурс сообще-ний учащихся «Мое люби­мое химиче­ское вещест­во». Об от­крытии, по­луче- нии и значении вы­бранного хи­миче- ского вещества

Многообразие химических веществ.




Книги для дополнитель-ного чтения по химии,презента ции о химиче-ских веществах

(с. 123 – 145) Завершить проек­ты на те-му «Исследо­вания хи­миче- ских реакций»







34

3

Конкурс учениче-ских проектов, посвя щенный исследова-ниям в области хими ческих реакций







Выставка работ учащихся

(с. 146 – 154)







35

4

Заключение. Итоги изучения курса за год. Химическая викторина







Задания химической викторины, карточки, жетоны, призы










Практические работы


  1. Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.14.

  2. Практическая работа №2. Наблюдения за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.

  3. Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества. Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.77.

  4. Практическая работа №4. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.

  5. Практическая работа №5. Очистка поваренной соли. . Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.96.

  6. Практическая работа №6. Изучение процесса коррозии железа (домашний эксперимент). «Химия. Вводный курс. 7 класс»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010, стр.


Контрольная работа №1 по теме «Математика в химии»
№1. Рассчитайте относительную молекулярную массу веществ: а) K2O, б) Cu(NO3)2
№2. К 120 г 10% раствора соли добавили ещё 12г этой же соли. Найдите массовую долю вещества в полученном растворе.
№3. При анализе старинного кольца массой 3,34г было выяснено, что оно на 94,5% состоит из серебра, остальное – примеси других металлов. Рассчитайте массу примесей в старинном кольце.
№4. Составьте простейшую формулу соединения, в котором массовые доли натрия, серы и кислорода соответственно равны 29,1%; 40,5%; 30,4%.

Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с веществами»
№1. Вам даны три слова, объединённых общим признаком. Определите этот признак.

а) соприкосновение (веществ), нагревание, катализаторы.

б) центрифугирование, адсорбция, кристаллизация
№2. Укажите признаки химических реакций:

а) пригорание масла во время приготовления пищи;

б) взаимодействие пищевой соды и лимонной кислоты
№3. Заполните пропуски:

а) В пылесосе загрязнённый воздух освобождается от пыли …

1) отстаиванием 2) перегонкой 3) фильтрованием 4) дистилляцией 5) просеиванием

так как молекулы воздуха и частицы пыли имеют….

1) разный размер 2) разную массу 3) разный цвет
№4. Разделите перечисленные явления на химические и физические:

а) воспламенение спички; б) свечение электролампы; в) потемнение серебряной ложки; г)скисание молока; д)испарение воды; е)нагревание минеральной воды; ж)плавление стекла; з)ржавление железа; и) замерзание воды


№5. Вам предлагается три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. Найдите слово, так же связанное с третьим.

а) Кристаллизация – медный купорос; дистилляция - ?

б) Лучина – кислород; фенолфталеин - ?
№6. Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвёртое к ним не подходит. Найдите его и объясните, почему вы выбрали именно это слово.

а) Бензин, вода, керосин, соляр.



б) Газ, осадок, теплота, время.



<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»
411.39kb.
2 стр.
Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса по истории 5 класс
108.8kb.
1 стр.
Программа элективного курса по выбору по химии «Косметика и химия» (9 класс)
59.96kb.
1 стр.
Программа прогностического (пропедевтического) курса «Все мы дома химики»
73.21kb.
1 стр.
Семинар ведет: Aziz Adilkhodjaev (Великобритания) День 1 (24 июня): Начало : 10: 00
40.24kb.
1 стр.
Рабочая программа Химия Класс 8
303.51kb.
1 стр.
Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни»
46.78kb.
1 стр.
Рабочая программа по географии 7 класс
975.38kb.
6 стр.
Программа элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
2031.32kb.
11 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс Базовый уровень 2011-2012
329.17kb.
1 стр.
«Химия вредных привычек»
391.79kb.
1 стр.
Программа курса пояснительная записка курс «Организационная психология»
312.17kb.
1 стр.