Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №11 г. Белгорода



«Согласовано»

Руководитель МО


__________ Горбатюк Л.И.
Протокол № ___ от

«____»____________ 2012 г



«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ №11 __________ Чебанюк Е.И..


«____»___________ 2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №11

_________ Махова О.В.
Приказ № ___ от «___»_____________ 2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Стереометрия»



Прокопенко Тамары Кирилловны,

учителя математики

8 «А», 8 «Б» 8 «В», классы

2012-2013 учебный год



Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Стереометрия» составлена на основе учебного пособия «Стереометрия» для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений А.Л.Вернера, Т.Г.Ходот. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8-х классов. Курс рассчитан на 35 часов.

Традиционный систематический курс геометрии изучается в течение пяти лет, из которых три года изучается планиметрия, а затем в старших классах – стереометрия. Изучая три года только планиметрию, ученики во многом теряют пространственные представления. Этот недостаток можно устранить, если систематический курс планиметрии пополнить элементами наглядной стереометрии. Это необходимо еще и потому, что курс геометрии в основной школе должен обладать завершенностью в плане своих основных линий, так как средняя школа в двух старших классах становится профильной. Поэтому программа по геометрии, и учебники геометрии для 7-9 классов пополнены элементами стереометрии. В учебнике Л.С.Атанасяна стереометрический материал изучается в конце 9-го класса, в результате ученики, занимаясь одной планиметрией, теряют свои пространственные представления. Данный элективный курс дает возможность учителю, работающему по учебникам геометрии 7-9 классов, в которых элементы стереометрии помещены в конце учебника, изучать стереометрический материал вместе с аналогичным ему планиметрическим материалом. Такое изучение элементов стереометрии сохраняет и развивает пространственные представления учеников, облегчает им изучение систематического курса стереометрии в старших классах.

Данный элективный курс направлен на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учениками собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Цели и задачи курса

Цели:

подготовка учащихся к систематическому изучению геометрии в основной школе;

- создание условий для саморазвития, самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

- развитие конструкторской смекалки, точности, аккуратности при построении геометрических фигур.

Задачи курса состоят в следующем:

- расширить представления учащихся о сферах применения математики;

-научить изображать фигуры на нелинованной бумаге, используя геометрические инструменты;

- научить использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- показать возможности применения полученных знаний.

Требования к уровню усвоения курса

- усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;

- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры;

- уметь изображать геометрические фигуры;

- овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;

- уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур;

- уметь определять геометрическое тело по рисунку, видеть свойства конкретного геометрического тела.

Ожидаемые результаты:

- повышение качества обучения учащихся геометрии;

- развитие интереса у учащихся, предполагающих связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с математикой;

- помощь учащимся по выявлению интереса к содержанию курса, планирование и корректировка дальнейших занятий;

- выполнение практических работ.


Основные принципы отбора и структурирования материала.

Исходя, из результатов выявления общего уровня подготовки обучаемых материал курса отбирался и строился по следующим принципам:

- место и значимость предлагаемых тем в общеобразовательной программе на данном этапе и в дальнейшем изучении (отдельные предлагаемые темы не представлены в базовых курсах; некоторые вопросы представлены «вскользь»;

- доступность в изложении изучаемого материала (различные интересные формы проведения занятий);

- интерес и необходимость излагаемого материала в системе общих знаний по предмету;

- наличие учебной и вспомогательной литературы;

- творческие, индивидуальные виды работ учащихся для подтверждения своей успешности;

- оригинальная форма отчетности завершения курсов.


Содержание материала.

  1. Многогранники и четырехугольники. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные и полуправильные многогранники. Объёмы простейших многогранников. Объём пирамиды. Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехуголь­ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства.

  • Цель: дать учащимся сведения об основных видах многогранников; продолжить изучение многогранников в ходе решения задач на вычисление их объёмов.

  • Цель: изучить наиболее важные виды четы­рехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квад­рат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией. Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразо­вание плоскости, а как свойства геометрических фигур, в част­ности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как дви­жений плоскости состоится в 9 классе.

  1. Объёмы многогранников и площади их поверхностей. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы. Объемы наклонной призмы, пирамиды. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы, наклонной призмы и пирамиды.

  • Цель: изучить понятие об объеме, изучить основные свойства объемов, формулы для вычисления объемов многогранников: прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды, и продолжить их изучение в ходе решения задач на вычисление площадей их поверхностей и объёмов.

  1. Движения и симметрия пространственных фигур. Понятие движения в пространстве. Осевая и центральная симметрии. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире. Сечения призмы, пирамиды. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.

  • Цель: дать учащимся сведения по видам движения в пространстве, понятие движения в пространстве: осевая, центральная и зеркальная симметрии; параллельный перенос, поворот, свойства движения.

Тематическое планирование учебного материала в 8 классе

п/п

занятия

Тема занятия

пункты пособия

Аналогичная тема из планиметрии

Пункты учебника

Дата проведения

По плану

фактически

8 «А»

8 «Б»

8 «В»

8 «А»

8 «Б»

8 «В»

1

Многогранные фигуры и многогранные тела.

П.7.4

Многоугольники

п.39-46

7.09

4.09







2

Многогранные фигуры и многогранные тела.

П.7.4

Параллелограмм и трапеция

п.39-46

14.09

11.09







3

Многогранные фигуры и многогранные тела.

П.7.4




п.39-46

21.09

18.09







4

Выпуклые многоугольники и выпуклые многогранники.

П.7.4

Параллелограмм и трапеция

п.39-46

28.09

25.09







5

Выпуклые многоугольники и выпуклые многогранники.

П.7.4

Прямоугольник, ромб и квадрат

п.39-46

5.10

2.10







6

Выпуклые многоугольники и выпуклые многогранники.

П.7.4

Прямоугольник, ромб и квадрат

п.39-46

12.10

9.10







7

Тела с параллельными элементами.

П.7.4

Четырехугольники

П.50-61

19.10

16.10







8

Тела с параллельными элементами.

П.7.4

Четырехугольники

П.50-61

26.10

23.10







9

Тела с параллельными элементами.

П.7.4

Четырехугольники

П.50-61

9.11

6.11







10

Решение занимательных задач










16.11

13.11







11

Решение занимательных задач










23.11

20.11







12

Решение занимательных задач










30.11

27.11







13

Симметрия пространственных фигур.

П.12.1, 12.2

Осевая и центральная симметрии

П.47


7.12

4.12







14

Симметрия пространственных фигур.

П.12.1, 12.2

Осевая и центральная симметрии

П.47

14.12

11.12







15

Симметрия пространственных фигур.

П.12.1, 12.2

Осевая и центральная симметрии

П.47

21.12

18.12







16-18

Объёмы простейших многогранников.










28.12

25.12







17

Объёмы простейших многогранников.










18.01

15.01







18

Объёмы простейших многогранников.










25.01

22.01







19

Объем пирамиды.










1.02

29.01







20

Объем пирамиды.










8.02

5.02







21

Объем пирамиды.










15.02

12.02







22

Решение занимательных задач










22.02

19.02







23

Решение занимательных задач










1.03

26.02







24

Теорема Пифагора в пространстве.

П.8.1

Теорема Пифагора

П.54-55

15.03

5.03







25

Теорема Пифагора в пространстве.

П.8.1

Теорема Пифагора

П.54-55

22.03

12.03







26

Теорема Пифагора в пространстве.

П.8.1

Теорема Пифагора

П.54-55

5.04

19.03







27

Равенство и подобие пространственных фигур.




Подобные треугольники

П.57-61

12.04

9.04







28

Равенство и подобие пространственных фигур.




Подобные треугольники

П.57-61

19.04

16.04







29

Равенство и подобие пространственных фигур.




Подобные треугольники

П.57-61

26.04

23.04







30

Замечательные точки треугольника и тетраэдра.







П.72-73

3.05

30.04







31

Замечательные точки треугольника и тетраэдра.




Замечательные точки треугольника

П.72-73

10.05

7.05







32

Замечательные точки треугольника и тетраэдра.




Замечательные точки треугольника

П.72-73

17.05

14.05







33

Векторы.







П.76-82

17.05

21.05







34

Решение занимательных задач










24.05

21.05







35

Зачётное занятие.










31.05

28.05








Литература:

  1. Учебник Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия 7-9», изд. «Просвещение» 2007-2012.

  2. Стереометрия: учебное пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, авторы: А.Л. Вернер, Т.Г. Ходот, изд. «Просвещение» 2011-2012.


Смотрите также:
Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики 8 «А», 8 «Б» 8 «В», классы 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
156.71kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе
732.52kb.
4 стр.
Смирновой Елены Леонидовны учителя информатики высшая категории г. Буй 2012 2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
200.52kb.
1 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
513.18kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
518.03kb.
4 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
469.62kb.
3 стр.
Романовой Марины Юрьевны 2012-2013 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
400.04kb.
4 стр.
Романова Марина Юрьевна 2012-2013 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
443.22kb.
4 стр.
Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год Русский язык 2 класс пояснительная записка рабочая программа курса
1293.51kb.
8 стр.
Миннегареева Лилия Авхадиена 2011 2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
199.25kb.
1 стр.
Ефремовой Ольги Венияминовны 6 класс 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
297.94kb.
1 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка рабочая программа
357.35kb.
2 стр.