Главная
страница 1
Урок русского языка в 8 классе «Способы и приемы сжатия текста»

1. Мобилизующий момент.

-Определите тему урока, выполнив задание: прочитайте слова на доске, запишите комментируя орфограммы

сокращение, свертывание, уменьшение, …

- Как называются данные слова? (синонимы)

-Дополните данный синонимический ряд синонимом лингвистическим термином (сжатие)

- Определите слово по его лексическому значению: это лингвистический термин, в переводе с латинского обозначает «ткань, сплетение, связь, сочетание» (текст)

- Опираясь на данные рассуждения, сформулируйте тему урока.(Сжатие текста)

-Опираясь на тему, сформулируйте цели:

1) повторить известные приемы … …;

2) познакомиться с новым … … …;

3) учиться использовать … … …. … .

- Почему обратились к этой теме? ( нужно писать ЕГЭ, можно использовать на других уроках, выбирая нужную информацию; компьютерное сжатие информации- иметь представление об этом)



2. Приступаем к реализации 1 цели.

-Что значит сжать текст? (Сжать текст – значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, убрать все лишнее и оставить только главное, отказаться от подробностей, в обобщенной форме передать информацию)

- вспомнить известные способы и приемы сжатия текст

ТЕКСТ 1


1. Рассмотрите упражнение, сформулируйте задание.

Способы сжатия текста

? ?
Приемы сжатия текста


  1. сокращение отдельных … … или … членов;

  2. образование … … из простых;

  3. перевод прямой речи в косвенную;

4) пропуск предложений, содержащих … … , с описанием и … .

Слова для справок: обобщение, исключение подробностей, второстепенные факты, рассуждение, члены предложения, второстепенные члены, сложное предложение.

( пишут прямо на листочках)

. Способы сжатия текста

Исключение подробностей обобщение
Приемы сжатия текста


  1. сокращение отдельных членов предложения или второстепенных членов;

  2. образование сложного предложения из простых;

  3. перевод прямой речи в косвенную;

4) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты , с описанием и рассуждением.

- Укажите известную информацию ! ; неизвестную ?.


ТЕКСТ 2


2. Прочитайте два текста, сформулируйте задание.

1) Дорога, едва просохшая после апрельских дождей, Почтовые лошади резво бежали

рассекала высокие травы. Почтовые лошади – по весенней дороге.( исключение

быстрые, курьерские – бежали резво. отдельных членов предложения)

Розовый цвет яблонь летел навстречу.

2) Пушкин ехал к югу. Киев приближался. Пушкин ехал в Екатеринослав,

Долго добираться на лошадях до Киева, к месту своего изгнания.

а до Екатеринослава – вдоль высокого ( ?)

днепровского берега – еще дольше.

Две недели ехал Пушкин к месту своего изгнания.


3)Его выслали из столицы за «непозволительные Его выслали из столицы за

стихи».Из Петербурга выехал он тоскуя. « непозволительные стихи».

Друзья, театры, книги – казалось, сама жизнь В Петербурге остались друзья,

осталась позади. Впереди – неведомая провинция, впереди – провинция, скука, тоска.

жара, скука. (?)


  1. Но уже в первые дни настроение его Настроение поэта вскоре

переменилось. Никогда еще не путешествовал переменилось, потому что он

он по России. В начале мая всякая земля впервые путешествовал по

красива, но тогда, в мае 1820 года, он, своей прекрасной родине, открывая

подобно Колумбу, открывшему Америку, её, как Колумб Америку.

открывал для себя свою родину. (?)

Родина была прекрасна.

(111 слов) (48 слов)

Приемы сжатия: обобщение; исключение описания; образование одного предложения из нескольких; исключение второстепенных членов предложения.

2- обобщение; 3- исключение второстепенных членов; 4- образование одного предложения из нескольких.

Задание: определить использованные приемы сжатия текста. (устно)

3. Приступаем к реализации второй цели.

ТЕКСТ 3


1. Рассмотрите текст и сформулируйте задание.

Исходный текст → сжатый текст ( исключение подробностей, отдельных членов предложения)



Погостив у Раевских в Киеве [два дня и условившись о встрече], Пушкин отправился дальше. В Екатеринославле, [маленьком, захолустном городке], он [поехал кататься по реке], выкупался в [холодных водах] Днепра и [тяжело] заболел [лихорадкой].

[ Вскоре], 26 мая 1820 года, в Екатеринослав приехал генерал Раевский, [который с ехал на Кавказ с сыном и двумя дочерьми, и нашел Пушкина в бреду]. [Николай Раевский, младший сын генерала, героя войны 1812 года, предложил поэту путешествие к югу]. [Через два дня] Пушкин, [еще не совсем оправившийся после болезни], вместе с ними поехал на минеральные воды Кавказа.

«С детских лет путешествия были моей

любимой мечтою», - пишет он впоследствии. «П», - а. → [ ], ( ) или [ с дополнением]

косвенная речь
Задание: сжать текст, исключая отмеченные подробности. Последнее предложение с прямой речью перестроить в предложение с косвенной речью .

- первое задание выполняете самостоятельно

-второе вместе: перестроим предложение с прямой речью в сложное предложение, используя начало: Впоследствии поэт писал, что (он с детства мечтал о путешествиях)

Возможные ошибки: в сложном предложении ставиться запятая, не употребляется местоимения 1 лица, а только 3; писал то, что (лишнее слово)



Впоследствии поэт писал о своей детской мечте путешествовать.
Погостив у Раевских а Киеве, Пушкин поехал дальше.

В Екатеринославле он искупался в Днепре и заболел.

26 мая 1820 года в город приехали Раевские, и Пушкин с ними оправился на минеральные воды Кавказа.

Впоследствии поэт писал, что он с детства мечтал о путешествиях.

- Какой прием сжатия использовали в последнем предложении.

Перевод предложения с прямой речью в предложение с косвенной – один из приемов сжатия текста. Подробнее с разными видами косвенной речи мы познакомимся на последующих уроках.

- Какой общей темой объединены два текста? Почему7

( портрет Пушкина)
4. Приступаем к реализации третьей цели.

ТЕКСТ 4


Рассмотрите задание к тексту, сформулируйте задание

Исходный текст → сжатый текст.



1) « Мне хочется, душа моя, написать тебе целый роман - три последние месяца моей жизни. Мое здоровье требовало морских ванн и меня опустили в Одессу. Покинув Кишинев, теперь я опять в Одессе …,» - писал Пушкин брату Льву о перемене в своей жизни.(замена прямой речи косвенной)

2) В 1823 году Одессе было тридцать лет. Но строилась она красиво, пышно, стремительно. Только зелени и садов не было совсем. Голая степь и – море внизу под обрывами. И питьевой пресной воды мало. После дождя город преображался, свежел, благоухал. Но зато развозило дороги: ни пройти ни проехать.(обобщение)

3) Пушкин поселился в гостинице купца Рено, в соседстве с театром, на Ришельевской улице. Современник писал: « По обеим сторонам этой великолепной улицы встречаешь огромные дома в два и три этажа, магазины и роскошные казино».(замена прямой речи косвенной)

4) По утрам Пушкин в открытую дверь балкона видел море, слышал его мерный и сильный грохот. (исключение отдельных членов предложения)

5) Он не изменял своей привычке работать по утрам. После кофе поднимался к себе и садился на диван, распахнув настежь окна и двери балкона. Влажный сквозняк бодрил его.( исключение отдельных членов предложения, образовать одно предложение)

6) Каждый вечер Одесса устремлялась в театр. Казалось, это не театр, а храм, так стройны и торжественны были его портики и колоны, увенчанные скульптурами. Итальянская труппа состояла из выдающихся певцов, оркестр был прекрасный, Пушкин упивался мелодиями «Сороки-воровки» Россини.(обощение)
Задание: исходный текст → сжатый текст ( по группам на листочке, а потом записать)

В письме к брату Льву Пушкин пишет, что поехал в Одессу на лечение.

В 1823 году Одесса – строящийся , красивый город, расположенный в безводной степи на берегу моря.

Пушкин поселился на Ришельевской улице. Современник вспоминает, что на улице стояли огромные дома, магазины , казино.

В открытую дверь балкона поэт видел море.

По утрам Пушкин работал, распахнув окна и впуская влажный сквозняк.



Вечером поэт устремлялся в театр, где слушал великолепных итальянских певцов.
5. Итог. Выберите из предложенных слов и словосочетаний те, которые относятся к теме сегодняшнего урока, расположите в определенной логической последовательности.
Исходный текст – исключение подробностей, предложение с косвенной речью, обобщение – сжатый текст
Орфографический разбор, исходный текст, сжатый текст, выразительное чтение, исключение подробностей, написать сочинение, предложение с косвенной речью, обобщение.
6. Д.з. написать сочинение о Пушкине.


Смотрите также:
Урок русского языка в 8 классе «Способы и приемы сжатия текста»
59.35kb.
1 стр.
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Лингвистический анализ текста» ( Слайд 1 )
55.81kb.
1 стр.
Из опыта работы учителей русского языка и литературы
95.76kb.
1 стр.
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи»
66.98kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
100.46kb.
1 стр.
Урок окружающего мира во 2а классе. Учитель: Лапшина Е. А. Тема урока: «Экосистемы» Творческая работа учащихся в парах. Урок русского языка в 3а классе
38.19kb.
1 стр.
Интегрированный урок-концерт в 9-м классе Карымова Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Статья отнесена к разделу
108.19kb.
1 стр.
Подготовка к гиа по русскому языку Способы сжатия текста
38.57kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка и литературы Куренковой Л. А
39.23kb.
1 стр.
Способы, методы, приёмы, технологии подготовки к егэ. Способы и приёмы активизации и ускорения познавательной деятельности учащихся
422.68kb.
3 стр.
Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот"
84.62kb.
1 стр.
Урок-презентация русского языка в 3 «А» классе Тема урока: «Суффикс» Цель урока: Образовательная
67.28kb.
1 стр.