Главная
страница 1
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 2
УПЛАТА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В 2010 ГОДУ
С января 2010 г. действует новая редакция гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ. Изменения, вступающие в силу с нового года, были введены Федеральными законами от 28.11.2009 N 282-ФЗ, от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 27.12.2009 N 368-ФЗ. В данной статье подробно рассмотрим, каков порядок начисления и уплаты транспортного налога в 2010 г.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, следовательно, устанавливается он законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.

Льгот по транспортному налогу на федеральном уровне не предусмотрено. При этом ст. 356 НК РФ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право при установлении транспортного налога определять налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (Письмо Минфина России от 21.04.2009 N 03-05-04-01/16).

Как в случае с большинством налогов, уплачиваемых организацией, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными периодами - I, II и III кварталы (п. п. 1, 2 ст. 360 НК РФ). При этом стоит учитывать, что согласно п. 3 ст. 360 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут не устанавливать отчетные периоды.
Кто является налогоплательщиком транспортного налога?
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Признание юридических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (п. п. 4, 5 ст. 362 НК РФ).

Транспортные средства регистрируются только на их собственников, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

Стоит отметить, что налогоплательщиком транспортного средства, зарегистрированного и переданного физическими лицами на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, является лицо, указанное в такой доверенности (абз. 2 ст. 357 НК РФ). При этом должны быть соблюдены три условия:

1) необходимо, чтобы транспортное средство было приобретено до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ <1>;

2) необходимо, чтобы транспортное средство было передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ;

3) необходимо, чтобы на основании доверенности были переданы права на владение и распоряжение транспортным средством.

--------------------------------



<1> Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ, которым введена гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ.
Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Что является объектом налогообложения?
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, определен п. 2 ст. 358 НК РФ. К таким средствам, в частности, относятся:

- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.


Вопрос: Являются ли объектом налогообложения зарегистрированные транспортные средства, которые не используются по назначению, а стоят в гараже на ремонте?
Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства налогоплательщиком. Следовательно, ремонтируемые автомобили, не снятые с учета в органах регистрации, являются объектами обложения транспортным налогом в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказывают специалисты Минфина в Письме от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01.
Отдельный момент - налоговые ставки
Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Базовые ставки транспортного налога определены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Однако законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в п. 1 ст. 361 НК РФ.

С 2010 г. субъектам РФ дано право предусматривать ставки транспортного налога в 10 раз больше (меньше) предусмотренных НК РФ (Федеральный закон N 282-ФЗ). Ранее размер данного увеличения (уменьшения) составлял пять раз.

Надо сказать, что многие данную новость восприняли как однозначное повышение ставок транспортного налога с 2010 г. Однако специалисты Минфина в Письме разъясняют, что принятие Федерального закона N 282-ФЗ не влечет автоматического увеличения налоговых ставок, установленных законами субъектов РФ, а лишь расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по определению ставок транспортного налога (Письмо от 03.12.2009 N 03-05-06-04/401). Иными словами, с 1 января 2010 г. вступают в силу изменения в НК РФ, позволяющие регионам увеличивать (уменьшать) базовые ставки транспортного налога максимально в 10 раз. Представим в таблице, до каких пределов регионы могут увеличить (уменьшить) транспортный налог по основным объектам налогообложения.


Вид транспорта │ Минимальная │ Базовая ставка │ Максимальная

│ ставка налога │ налога │ ставка налога

───────────────────────┴───────────────┴────────────────┴──────────────────

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

───────────────────────┬───────────────┬────────────────┬──────────────────

- до 100 л. с. (до │ 0,5 │ 5 │ 50

73,55 кВт) │ │ │

включительно │ │ │

───────────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────────────

- свыше 100 л. с. до │ 0,7 │ 7 │ 70

150 л. с. (свыше │ │ │

73,55 кВт до │ │ │

110,33 кВт) │ │ │

включительно │ │ │

───────────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────────────

- свыше 150 л. с. до │ 1 │ 10 │ 100

200 л. с. (свыше │ │ │

110,33 кВт до │ │ │

147,1 кВт) │ │ │

включительно │ │ │

───────────────────────┴───────────────┴────────────────┴──────────────────

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

───────────────────────┬───────────────┬────────────────┬──────────────────

- до 200 л. с. (до │ 1 │ 10 │ 100

147,1 кВт) │ │ │

включительно │ │ │

───────────────────────┼───────────────┼────────────────┼──────────────────

- свыше 200 л. с. │ 2 │ 20 │ 200

(свыше 147,1 кВт) │ │ │
С 1 января 2010 г. изменился порядок установления дифференцированных налоговых ставок. Ранее они определялись с учетом срока полезного использования транспортного средства. С 2010 г. Налоговым кодексом уточнено, что при установлении дифференцированных налоговых ставок учитываются количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, и экологический класс автомобилей, являющихся объектом обложения (п. 3 ст. 361 НК РФ). При этом количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (абз. 2 п. 3 ст. 361 НК РФ, введен Федеральным законом N 282-ФЗ).

Регионы, учитывающие при установлении ставок транспортного налога экологический класс транспортного средства, руководствуются специальным Техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609. Согласно данному Регламенту экологический класс - это классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов.

Автомобильная техника в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ подразделяется на экологические классы: 0, 1, 2, 3, 4 и 5. Как правило, чем выше экологический класс транспортного средства, тем ниже ставки транспортного налога.
Порядок расчета суммы налога и авансовых платежей
Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога и авансовых платежей по нему. Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода исчисляется в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Уплачивая авансовые платежи, налогоплательщики определяют сумму налога за налоговый период, подлежащую уплате в бюджет, как разницу между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Стоит отметить, что налоговая база в каждом отдельном случае определяется по-разному в зависимости от вида используемого транспортного средств. Так, налоговой базой могут быть (п. 1 ст. 359 НК РФ):

- мощность двигателя в лошадиных силах в отношении транспортных средств, имеющих двигатели;

- валовая вместимость в регистровых тоннах в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость;

- единица транспортного средства в отношении иных водных и воздушных транспортных средств.

Рассмотрим на примере порядок расчета суммы транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет.
Пример 1. За учреждением спорта зарегистрировано транспортное средство ГАЗ-3110 с мощностью двигателя 100 л. с. Законом субъекта РФ, на территории которого находится данное учреждение, на 2010 г. ставка по транспортному налогу установлена в размере 25 руб. за 1 л. с. Необходимо рассчитать сумму авансового платежа за I квартал 2010 г.

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма авансового платежа рассчитывается как 1/4 (100 л. с. x 25 руб.). Таким образом, за I квартал 2010 г. учреждение спорта обязано уплатить в бюджет 625 руб.


Отметим, что при расчете суммы транспортного налога налоговая база (например, мощность двигателя), тип и категория транспортного средства (легковой, грузовой автомобиль или автобус) определяются на основании сведений, занесенных в его паспорт - документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации (п. п. 27, 28, 33 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005).

В случае отсутствия в паспорте такой информации налогоплательщики вправе обратиться в данной ситуации в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105).


Примечание. Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения (п. 31 Методических указаний по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177).
Отметим, что исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде. Иными словами, в случае регистрации и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога осуществляется с применением коэффициента К, который определяется по следующей формуле (п. 3 ст. 362 НК РФ):
число полных месяцев, в течение которых транспортное

средство было зарегистрировано на налогоплательщика

К = --------------------------------------------------------

число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде


При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Пример 2. Рассмотрим, каков порядок применения коэффициента в отдельных случаях, когда транспортное средство:

- зарегистрировано 21 января 2010 г., а снято с регистрации 9 декабря 2010 г.;

- зарегистрировано 15 апреля 2010 г., а снято с регистрации 6 августа 2010 г.;

- зарегистрировано 2 ноября 2010 г., а снято с регистрации 27 ноября 2010 г.

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ сумма налога за налоговый период (2009 г.) в каждом из этих случаев определяется с учетом следующих коэффициентов:
Первый автомобиль │ Второй автомобиль │ Третий автомобиль

──────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────────────

С 21.01.2010 по │С 15.04.2010 по │С 02.11.2010 по

09.12.2010 │06.08.2010 │27.11.2010

──────────────────────────┼─────────────────────────┼──────────────────────

К = 1 (12 / 12) │К = 0,4166 (5 / 12) │К = 0,0833 (1 / 12)


Порядок и сроки уплаты транспортного налога
Налогоплательщики-организации уплачивают налог и авансовые платежи по налогу по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Исчисленная сумма транспортного налога подлежит зачислению в бюджет указанного субъекта РФ.
Примечание. Местом нахождения транспортных средств признается место их государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника данных средств (п. 5 ст. 83 НК РФ).
Следует учитывать, что срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ, то есть:

- для уплаты налога - ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

- для уплаты авансовых платежей - не ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При споре, связанном с установлением субъектом РФ более раннего срока уплаты транспортного налога по сравнению с предусмотренным п. 1 ст. 363 НК РФ, арбитражные суды правомочны решать, какой закон - федеральный или субъекта РФ подлежит применению в ситуации возникновения противоречия между ними (Письмо Минфина России от 15.03.2006 N 03-06-04-04/08).

В случае нарушения установленных сроков уплаты сумм налога и авансовых платежей по транспортному налогу подлежат уплате пени за каждый день просрочки платежа.

В течение налогового периода (календарного года) налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу. При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 362 НК РФ.

Также налогоплательщики-организации по истечении налогового периода обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу. А налогоплательщики, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода обязаны представить в налоговый орган расчет по авансовым платежам по налогу.


Представление отчетности по транспортному налогу
Формы налоговой отчетности по транспортному налогу утверждаются Минфином:

- Приказом от 13.04.2006 N 65н утверждена форма налоговой декларации;

- Приказом от 23.03.2006 N 48н утверждена форма налогового расчета по авансовым платежам.

Сроки представления налоговой отчетности по транспортному налогу следующие (п. 3 ст. 363.1 НК РФ):

- 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

- последнее число месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В случае нарушения указанных сроков уплаты сумм налога и авансовых платежей по транспортному налогу начисляются пени за каждый день просрочки.
Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"



Подписано в печать

29.01.2010


Смотрите также:
Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение
135.01kb.
1 стр.
Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение
123.72kb.
1 стр.
Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение
46.3kb.
1 стр.
Автомобильная промышленность nlr п11/643
279.96kb.
1 стр.
Информация об итогах развития физической культуры и спорта в Алтайском крае в 2011 году и задачах на 2012 год
227.03kb.
1 стр.
Министр физической культуры и спорта Краснодарского края Л. А. Чернова
109.26kb.
1 стр.
Включение финансов домашних хозяйств в государственную финансовую систему Кузенкова Виолетта Олеговна, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение»
83.85kb.
1 стр.
Муниципального автономного учреждения культуры «Балаковская городская центральная библиотека»
433.06kb.
1 стр.
«поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» основы теории физической культуры и спорта учебное пособие для поступающих
1188.31kb.
10 стр.
Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение
179.8kb.
1 стр.
М. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры и массового спорта Основной задачей, которая сегодня стоит перед нашей отраслью, является повышение вклада физической культуры и массового спорта в
129.33kb.
1 стр.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Томской области до 2015 года
366.27kb.
1 стр.