Главная
страница 1
Урок по природоведению в 4 классе

Тема: «Природные зоны России - тундра»

Цели: - сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром;

- проверить знания учащихся о природной зоне арктических пустынь;

- развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы, работать с помощью карты и атласа;

- воспитывать бережное отношение к природе.



Оборудование: карта природных зон, физическая карта России, гербарии растений тундры, карточки №1,2,3 (по 3 шт.), плакат «Тундра», интерактивная доска и компьютер.

Учебная литература: Окружающий мир : 4 кл.: учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1 / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. М.: АСТ: Апрель, 2008 (планета знаний). С. 134-138

Рабочие тетради к учебнику.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний по теме «Арктические пустыни».

А. Приложение №1 (коллективная работа с классом)

Б. Индивидуальная работа по карточкам:

- Карточка №1 - тест «Арктика»

1. Природная зона арктических пустынь расположена…

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2. Территория зоны Арктики …

а) густо заселена людьми;

б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились …

а) суровые условия;

б) комфортные условия.

4. В ледяной зоне растут…

а) кедры, береза, черемуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.

5. В Арктике обитают животные…

а) бобры, нутрии, хомяки;

б) волки, белые медведи, рыси;

в) моржи, тюлени, белые медведи.

6. Найдите верную цепь питания:

а) водоросли – рачки – рыбы – гагарки – белый медведь;

б) водоросли – рачки – сайки – тюлени.

7. Арктический заповедник расположен …

а) на земле Франца Иосифа;

б) на Северной земле;

в) на острове Врангеля.

8. Большое скопление птиц на скалах называют…

а) «птичьи рынки»

б) «птичьи базары»

9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по северному морскому пути;

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, очищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

- Карточка №2

Составь 2 цепи питания, которые сложились в Арктике.

- Карточка №3

Дополни текст данными.

Арктика – это огромное пространство …… океана, с ….. и …. . Солнце направляет на это пространство …. лучи. Оно светит, но не …. . Зимой в Арктике полярн… …. . Темноту освещают звезды, луна и ….. . Дуют … , бушует …. . Температура опускается до …… градусов. Летом в Арктике полярн… …., но тепла тоже нет. Температура лишь на …… выше …. .

Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь . Темноту освещают звезды, луна и северное сияние . Дуют ветры , бушует пурга . Температура опускается до минус 60 градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.



3. Сообщение темы и целей урока.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок каждому пошел впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд вам надо разгадать.






5.




1.




3.













4.







2.










6.



















































































Вопросы к кроссворду: 1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным красным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика – царство снега и …. . 5. Растения, живущие в толще воды. 6. вид рыбы, обитающий в северных морях.

(Арктика. Тупик. Врангеля. Льда. Водоросли. Сайка)



  1. Работа над новой темой.

Практическая работа по карте (карта природных зон, физическая карта России)

- Цель нашей экспедиции – тундра.

Найдите на карте природных зон тундру. Каким цветом она обозначена? В каком тепловом поясе она находится? (за линией северного полярного круга)

По физической карте определи, какие формы поверхности характерны для тундры (часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, часть на Западно-Сибирской); на побережье каких морей растянулась тундра?

Исходя из всего сказанного и опираясь на ранее полученные знания, расскажите, какой вы представляете тундру.



Вывод учащихся: тундра находится на побережье северных морей за северным полярным кругом, туда попадают косые солнечные лучи, зима суровая, много снега, расположена на равнине, с моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.

Показ по интерактивной доске слайдов №1,2 и рассказ учителя (приложение №2 Презентация «Животные тундры»)

- В тундре долгая и суровая зима, 8-9 месяцев. Почти 2 месяца не появляется Солнце, полярные ночи. Температура воздуха минус 60 градусов. Лето - короткое, холодное. Солнце не заходит почти 2 месяца, полярные дни. Почва оттаивает всего на 40 см, глубже многолетняя мерзлота. Слабое испарение воды и водонепроницаемая мерзлота приводят к образованию болот.



Самостоятельное чтение учащимися учебной статьи учебника (стр. 135) по плану: - Какие растения растут? (перечислить/ показ гербарий)

- Как они приспособились к условиям тундры? (растения низкорослые, стелющиеся, небольшие корни, маленькие листья, яркие цветы)

- Какие животные и птицы обитают? (перечислить)

- Как они приспособились к жизни? (у птиц густое оперение, защитная белая окраска, у зверей гутой мех)



Физкультминутка

Показ по интерактивной доске слайдов №3-12 и рассказ учителя (приложение №2 Презентация «Животные тундры»)

  1. Закрепление материала

- Составить 2-3 цепи питания.

- Работа в рабочей тетради С.53-54

С. 53 № 111 Какая хозяйственная деятельность человека привела к возникновению городов в тундре? (по физической карте определить, какие есть полезные ископаемые в тундре; какие города находятся в тундре)

С. 53 № 112 Как природные условия тундры влияют на занятия населения? (Главное занятие коренного населения тундры – оленеводство. Северных оленей разводят для получения мяса, молока и шкур. Из шкур изготавливают теплую одежду и обувь. Кроме оленеводства население занимается охотой и рыболовством.)

- Просмотр по интерактивной доске панорамы тундры, игра «Узнай животное» (приложение №3)

6. Подведение итогов урока.

- Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?

Выставление оценок. Д/З.
Приложение №1 «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс» - мультимедийный учебник из серии «Начальная школа»

Урок 09


Задание №3 «Вставь пропущенные слова»

Задание №4 «Выбери растения и животных Арктики»


Приложение №2 Презентация «Животные тундры»
Приложение №3 «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006»/ диск 1, диск 2.

Диск 2: Мир вокруг меня – приложение – тундра (мультимедиа-панорама)


Смотрите также:
«Природные зоны России тундра»
67.65kb.
1 стр.
Природные зоны России: арктическая пустыня, тундра, лесотундра
24.7kb.
1 стр.
Урок обобщающего повторения по теме: «Природные зоны России. 8 класс»
86.66kb.
1 стр.
Природные зоны
83.93kb.
1 стр.
Тема. Тундра. Цель: создать у учащегося яркое представление об удивительном мире зоны тундры. Задачи
65.51kb.
1 стр.
Конспект к уроку «Окружающий мир» Плешаков По теме «Природные зоны. Тундра»
100.28kb.
1 стр.
«Природные зоны (ПЗ)» из трёх колонок
40.87kb.
1 стр.
Природные зоны России
58.27kb.
1 стр.
Природные зоны России
164.16kb.
1 стр.
«Природные зоны России»
50.5kb.
1 стр.
Тематическое планирование элективного курса История Урала 10а класс
118.51kb.
1 стр.
Природные зоны России: лесостепи, степи, полупустыни
93.5kb.
1 стр.