Главная
страница 1
Департамент образования

администрации Владимирской области

областное государственное образовательное учреждение

Владимирской области

«Профессиональное училище № 10» г. Муром

(ОГОУ НПО ВО « ПУ № 10» г. Муром)

Доклад

Тема: « Формирование профессиональных



интересов учащихся в процессе

производственного обучения»

Подготовила: Овчинникова Антонина Степановна

мастер – преподаватель высшей категории

2011

В формировании производственного интереса решающая роль принадлежит производственному обучению, сочетающему в себе воспитание профессионального мастерства с более широкой задачей - формированием личности молодого рабочего, творчески инициативно относящегося к выбранной профессии.



Чтобы быть инициативным, человек должен понимать необходимость своего творческого труда, с любовью относиться к своей профессии и вообще к любой выполняемой работе.

Важным условием воспитания профессионального интереса является наличие в учебной мастерской необходимого оборудования, инструмента, оснастки, всевозможных шаблонов и приспособлений, которые бы отвечали как требованиям программы, так и требованиям современного производства. В мастерской должны быть хорошо подготовленные рабочие места и оборудование, так как учащиеся, впервые пришедшие в мастерскую, в первую очередь на это обращают свое внимание, от первого впечатления мастерской зависит настроение учащихся, что влияет на их трудовую деятельность в дальнейшем.

В первую очередь я, как мастер производственного обучения, объясняю учащимся нужность выбранной ими профессии, какого уровня мастерства они могут достичь во время обучения в училище, какие теоретические знания потребуются для этого.

Мастер главное внимание должен уделять рациональной организации труда учащихся, помогать преодолевать трудности на пути к овладению профессией, создать условия для того, чтобы ученики могли ощущать радость от успеха, от качественно выполненной работы. Каждое задание ученики должны выполнять осмысленно и делать работу интересную для себя, и необходимую для общества.

Успех формирования профессионального интереса определяется содержанием, организационными формами и методами производственного обучения. Участие учащихся в практической деятельности, в которой сочетаются обучение и производительный труд, способствует возникновению и развитию интереса к профессии. В процессе производственного обучения учащиеся применяют теоретические знания, что помогает правильно применять полученный практический опыт, а производственное обучение помогает осмыслить теоретические знания. В чем же значение такого метода производственного обучения?

Учащиеся осваивают выбранную профессию в условиях рабочего коллектива, где становятся взрослее, ответственнее, понимают пользу своего трудового участия, испытывают гордость за выполненную работу, когда видят с каким качеством изготовлено то или иное изделие. Но самое главное, на мой взгляд, они чувствуют свою нужность на предприятии, родительскую заботу рабочего коллектива и особенно руководства предприятия. К мнению учащихся прислушиваются, не сковывают их инициативу, предоставляя им свободу выбора и доверяя им любую сложную работу.

Ребята, возможно, не понимают такой заботы о них в том плане, что в столовой их кормят первыми за счет предприятия, а только потом работников предприятия. Это они принимают как должное, а оценят это потом в процессе дальнейшей жизни. Во время практики к учащимся присматриваются, подбирают по деловым качествам, а затем определяют в бригады.

Бригадная форма организации производственного обучения в училище позволяет лучше заинтересовать учащихся выбранной профессией, успешнее развивать профессиональные навыки и умения, реализовать воспитание учащихся в духе коллективизма, толерантности , экономии и бережливости материалов и оборудования.

Училище обеспечивает подготовку учащихся к выполнению работ методом бригадного подряда.

На уроках спецтехнологии я знакомлю учащихся с основными положениями бригадной формы организации труда, на примере работы наших базовых предприятий.

Бригадный подряд в училище применяется в следующих целях:

- отработка частей программы обучения;

- совершенствование профессиональных компетенций в выполнении рабочих операций;

- приближение к освоению норм выработки, принятых на производстве;

- приобретение навыков работы в условиях коллектива;

- воспитание коллективной ответственности за результаты своего труда.

Производительный труд учащихся - это труд, соединенный с обучением, в результате которого создаются материальные ценности, это практическое осуществление принципа соединения обучения с производительным трудом.

В ходе организованной деятельности учащихся на уроках производственного обучения формируется познавательный интерес, активизируется процесс познания, владение профессиональными компетенциями.

После окончания училища молодым людям предстоит работать в том или ином коллективе, Самой важной задачей является воспитание молодого поколения в духе коллективизма.

В начале обучения среди учащихся складываются отношения дружбы, товарищества, выделяются лидеры, выявляются сильные и слабые стороны характера отдельных учащихся, их увлечения, работоспособность, жизненная позиция и ряд других качеств, определяющих каждого из них как личность.

Когда сложится микроколлективы в группе, определяются взаимоотношения между учащимися, тогда необходимо воспитывать ответственность каждого члена группы перед коллективом и наоборот.

Все это помогает обеспечить развитие коллектива с первых дней учебы, повышает личную и коллективную ответственность за неуспеваемость в группе и выполнение любого производственного задания, способствует развитию самостоятельности в принятии правильных решений.

Учащиеся ежедневно приобретают жизненный опыт в коллективе, всегда впереди оказываются учащиеся, хорошо успевающие по всем предметам, с хорошими организаторскими способностями, дисциплинированные, пользующиеся авторитетом среди товарищей, способные вести за собой.

По опыту работы я знаю, что такие учащиеся проявляют себя уже в процессе получения первоначальных навыков по профессии и остаются в числе лидеров вплоть до окончания училища. Все годы учатся только на 4 и 5, участвуют в выставках технического и художественного творчества.

Наша профессия «станочник деревообрабатывающих станков» предусматривает обработку древесины на станках. На уроках производственного обучения помимо этого участвуют в изготовлении оконных, дверных, балконных блоков, мебели.

Примером является Булатов Максим, который проходит практику у « ИП Соболев» и является бригадиром над 10-ю учащимися. Начиная с первого курса, учится на 4 и5, обработкой древесины вместе с отцом занимается с детства, участвует в выставках, его работы были на областной выставке.

Руководство « ИП Соболев» отмечает его организаторские способности, ответственность за всех членов бригады, отличное качество работы.

Выполняя обязанности бригадира такой большой бригады, Булатов Максим проявил все свои лучшие качества, приобрел опыт работы с людьми. Выдавая сменное задание бригаде, начальник всегда уверен в том, что работа будет выполнена отлично, и бригадир является ближайшим помощником руководства цеха.

Знакомясь с учащимися в ходе практических занятий и во внеурочное время, обращаю внимание на их положительные качества. Эти ребята становятся резервом для назначения бригадирами в производственных условиях. Обязанности бригадира в таком сложном прогрессивном, технически оснащенном предприятии не простые. А обязанности таковы:

- принимает участие в обсуждении плана работы бригады вместе с руководством предприятия;

- оказывает помощь в организации труда учащихся по внедрению прогрессивных форм и передовых методов труда;

- принимает участие в экономном расходовании сырья и материалов, топлива, электроэнергии, рациональном использовании оборудования и инструмента;

- своевременно доводит до бригады производственное задание;

- проверяет правильную организацию рабочего места и соблюдение техпроцесса, обеспеченность материалами, инструментом, приспособлениями;

- развивает и поддерживает инициативу учащихся на своевременное выполнение производственного задания;

- Обеспечивает безопасные условия труда и противопожарную безопасность при выполнении работ учащимися.

По окончании ПУ выпускники - молодые рабочие распределяются на те же предприятия, где проходили практику. Или же приходят в этот коллектив после службы в армии. Им легко вливаться в такой коллектив, не ощущая особого перехода к самостоятельной трудовой деятельности. В ходе учебного процесса еще в училище учащиеся получают представление о преимуществах бригадной формы организации труда, правах и обязанностях члена бригады, коллективной ответственности за выполнение производственных заданий и качества выполняемых работ, о системе оплаты труда в бригадах и по ряду других вопросов.

Детский труд пока не дает ощутимого экономического эффекта, но воспитательное значение производительного труда – огромно. Производительный труд – это важное средство всестороннего развития личности, важное средство трудового воспитания.





Смотрите также:
«Формирование профессиональных интересов учащихся в процессе производственного обучения»
61.35kb.
1 стр.
2011 г. С. С. Сидякин 2011 г. Положение о мастере производственного обучения
55.87kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения
510.48kb.
3 стр.
Методическая неделя
539.77kb.
4 стр.
Программа производственного обучения (базовый и специальный курс) Профессия 32. 23
1354.67kb.
7 стр.
Конспект урока производственного обучения. Тема урока: «Приготовление котлетной массы и полуфабрикатов из нее»
79.38kb.
1 стр.
Методические рекомендации мастеру производственного обучения
254.59kb.
1 стр.
Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальной школе
88.75kb.
1 стр.
Разработка урока производственного обучения инновационного типа Горбунова Тамара Николаевна, мастер производственного обучения
344.36kb.
1 стр.
«Общие сведения о мастере производственного обучения» Общие сведения о мастере производственного обучения Лаптевой Марине Васильевне
169.73kb.
1 стр.
Формы использования экранных пособий и других дидактических средств
25.09kb.
1 стр.
Развитие общей и иноязычной культуры учащихся в процессе их обучения иностранному языку
49.64kb.
1 стр.