Главная
страница 1

Кошелева Людмила Владимировна, учитель географии


Название урока: «Карта – «язык» географии». Урок географии в 6 классе.

Подготовительный этап



  1. Создание интерактивных тестов на личном профессиональном сайте учителя.

  2. Задание на индивидуальной карточке (к комбинированному опросу).

  3. Оформление стенда «К уроку»: основные понятия урока, сказочный герой «Всезнамус», выражение Н.Н. Баранского «Карта – альфа и омега географии» и греческий алфавит (к проблемному заданию урока).

Оборудование:

Доска, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, CD-диск (электронное приложение к учебнику), учебники, тетради-тренажёры, компьютеры, имеющие доступ к сети Интернет, физическая карта мира.



Тип урока – комбинированный

Цель урока: формирование представления о картографическом методе как особом методе географической науки

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать представление о развитии методов изучения Земли, о науке картографии;

  2. Сформировать представление о значении географических карт;

  3. Начать формирование умения описывать географические объекты

Воспитательные:

  1. Воспитание уважительного отношения к культуре разных народов;

  2. Воспитание всесторонне развитой, физически и психически здоровой личности

Развивающие:

  1. Продолжить развитие умения работать с различными источниками информации;

  2. Развитие мыслительных действий;

  3. Продолжить развитие умения выражать свои географические идеи (развитие речи на уроках географии);

  4. Способствовать развитию интереса к географическим знаниям.

Этапы урока:

  1. Организационным момент. Целеполагание.

  2. Актуализация знаний учащихся (комбинированный опрос).

  3. Изучение нового материала.

  4. Динамическая пауза (физминутка).

  5. Этап закрепления знаний (работа в тетради-тренажёре).

  6. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

  7. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте своё рабочее место.

Кто сегодня отсутствует? (отмечается в классном журнале).

Сегодня на уроке мы с вами изучим новую тему, познакомимся с методами изучения Земли, узнаем какой из них самый главный.



II. Актуализация знаний учащихся. Комбинированный опрос.

А сейчас проверим ваши знания по предыдущей теме

(комбинированный опрос)

2 учащихся проходят компьютерное тестирование (работа с интерактивным тестом на личном сайте учителя).

1 учащийся работает у доски, выполняя задания на карточке (1. Перевести масштаб именованный в численный в 1 см 25 км; 2. Определить какой географический объект имеет координату 60°с.ш., 30°в.д.)

С остальными учащимися проводится фронтальный опрос:



  1. Какие виды съёмки местности вы знаете?

  2. В чём заключается полярная съёмка?

  3. Что такое маршрутная съёмка?

  4. Какой вид съёмки мы с вами проводили на прошлом уроке?

  5. Что такое азимут?

  6. Что такое ориентирование?

  7. Что имеется в виду, когда говорят, что компас сориентирован?

III. Изучение нового материала.

Итак, ребята, тема нашего урока: Карта – «язык» географии.

Действительно, карта может рассказать о многом. Перед вами физическая карта мира. О чём мы можем узнать, глядя на неё?

(Учащиеся дают свои ответы)

К каким картам она относится: к тематическим или общегеографическим?



(Учащиеся: к общегеографическим).

Великий географ 20 столетия Н.Н. Баранский назвал карту – альфой и омегой географии. В чем смысл этого выражения мы с вами попытаемся ответить после изучения нового материала.

А сейчас вместе со ВСЕЗНАМУСОМ, отправляемся в страну изучения карт и методов изучения Земли

Всезнамус задаёт вам вопрос: как вы думаете, что появилось раньше: карта или письменность?

(Учащиеся высказывают свои точки зрения и объясняют их).

Раньше появились карты.

Люди запоминали и описывали окружающую местность. Так появились первые наскальные изображения (диск).

Ещё в древности люди начали использовать метод наблюдения и описания. Человек отображал на первых картах охотничьи угодья, тропы зверей и птиц и многое другое.

Затем появился метод коллекционирования. Появление этого метода было связано с изучением новых территорий, новых земель. Люди привозили растения, горные породы и минералы и даже животных, из которых изготавливали чучела. Следом за этими методами стал использоваться полевой метод – сбор материала непосредственно на местности и камеральный метод - обработка собранного материала.

Сейчас всё больше осваивается компьютерное пространство.

Но всё же самым главным (подчёркнуто) методом остаётся – картографический.

Используя различные карты одной и той же территории, мы можем составить об этой территории целостное представление.

Учебник с. 19 рис. 1.18

Всезнамус предлагает нам с вами посмотреть, как выглядят современные карты (диск)

Итак, почему же Баранский Н.Н. сказал, что карта – альфа и омега географии? Как вы думаете. Кто знает, что такое альфа, а омега. Перед вами греческий алфавит.



(Учащиеся высказывают свои точки зрения. Это выражение означает «от и до». То есть, основное в географии – это карта, от начала и до конца, от «А» до «Я»).

Затем один из учащихся зачитывает полное высказывание Н.Н. Баранского (с. 19учебника).

IV. А теперь немного отдохнём. Отгадаем загадки.

Ее с собой берет геолог,

Турист, водитель, археолог.



(карта)

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

(глобус)

Знает всякий: стар иль молод,

Что на карте точка — ....

(город)

Под стеклом сижу,

На север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь -

Дорогу обратно легко найдешь.

(компас)

Карты в нем одна к одной

Сшиты в типографии.

Он теперь всегда с тобой —

Гид по географии.

(атлас)


Затем ФИЗМИНУТКА

А сейчас мы с вами немного подвигаемся, поиграем. Я прочту вам стихотворение М. Пляцковского «Полярный круг», а Вы при слове круг должны повернуться по часовой стрелке. Итак, встаём, проверяем, нет ли помех нашим движениям. Начинаем!



Послушай, друг,

Бывает круг –

Кружок обычный просто,

А есть иной на карте круг,

Полярным он зовётся.
На Севере, на Севере,

За полярным кругом

Олени в тундре бегают

Вдогонку друг за другом.


Послушай, друг,

Бывает круг –

Спасательный к тому же.

Но знает лишь Полярный круг

О долгой зимней стуже.
На Севере, на Севере,

За Полярным кругом –

Раздолье нартам узеньким,

Раздолье снежным вьюгам.


Послушай, друг,

Бывает круг –

Ещё один, гончарный…

Но только ты попробуй, друг,

Шагни за круг Полярный!
На Севере, на Севере,

За Полярным кругом

Работа настоящая,

Морозы настоящие

И льдины настоящие –

Всегда к твоим услугам!



V. Закрепление и проверка знаний

Работаем с тетрадью-тренажёром

с. 18 №1-4

с.15 №6 (совместно с учителем).


VI. Подводим итог урока.

Сегодня на уроке мы многому научились: узнали почему карту называют «Языком географии», познакомились с методами исследования Земли.

Оценивание учащихся.

VII. Записываем домашнее задание

§6 читать, отвечать на вопросы с.19



Спасибо за урок!



Смотрите также:
Урок географии в 6 классе. Подготовительный этап Создание интерактивных тестов на личном профессиональном сайте учителя
56.41kb.
1 стр.
Интегрированный урок немецкого языка, географии, истории, обществознания в 8 классе. Тема «Германия» Подготовительный этап
37.48kb.
1 стр.
Урок – квн подготовительный этап
92.58kb.
1 стр.
Урок географии в 8 классе в разделе «Природные зоны России»
51.45kb.
1 стр.
Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе Орловская Светлана Петровна, учитель географии
127.37kb.
1 стр.
Интегрированный урок в 6а классе Учителя: Каминская Т. В. (учитель английского языка); Шацкая М. И.
85.95kb.
1 стр.
Урок окружающего мира во 2а классе. Учитель: Лапшина Е. А. Тема урока: «Экосистемы» Творческая работа учащихся в парах. Урок русского языка в 3а классе
38.19kb.
1 стр.
Урок-игра по математике во 2-м классе на тему "Закрепление свойств сложения"
63.57kb.
1 стр.
Урок географии в 6 классе по теме
53.24kb.
1 стр.
Урок по географии в 9 классе
84.14kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 6 классе Тема : Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование
70.8kb.
1 стр.
Урок географии в 6-м классе с использованием презентации, выполненной в Power Point по теме: "Озера " приложение 1
31.06kb.
1 стр.