Главная
страница 1
Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Департамент общего образования администрации Томской области

ОГУ «Региональный центр развития образования»

Областное государственное учреждение «Облкомприрода»

Департамент образования администрации г. Томска

Муниципальное учреждение информационно-методический центр г. Томска

Муни­ципальное общеобразовательное учреждение лицей при ТПУ

Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь»

Томское региональное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь»
1-2 ноября 2010 г. , II Межрегиональная научно-практическая конференция «Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения».
Реализация элективного курса «Мой исследовательский проект» в рамках предпрофильной подготовки

Насонова Е.Ю.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28», г. Томск
Текст тезисов

Актуальность использования проектной технологии в обучении подтверждается нормативными документами: Концепцией модернизации российского образования и Концепцией профильного обучения на старшей ступени.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. В последние годы все чаще наблюдается обращение учителей нашей школы к проектно-исследовательской деятельности. Об этом свидетельствуют результаты опроса преподавателей и обучающихся : около 60% учителей считают необходимым вовлечение учеников в проектно-исследовательскую деятельность, около 50 % опрошенных обучающихся хотели бы заниматься проектной и исследовательской деятельностью в рамках изучения учебных дисциплин и во внеурочное время. В то же время проектно-исследовательская деятельность обучающихся школы носит эпизодический характер, лишь 30 % школьников привлечены в эту сферу деятельности, а анализ содержания работ, выступлений их на научно- практических конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Это мнение подтверждают и руководители проектных и исследовательских групп. Они отмечают, что обучающиеся испытывают трудности в выдвижении гипотезы, формулировании цели, планировании деятельности, анализе полученной информации, выполнении эксперимента, представлении результата. Учащимся приходится пользоваться предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектно-исследовательской деятельности.

Анализ исследований позволил сформулировать проблемы в педагогической деятельности учителей школы:

  • Отсутствие поэтапной организации в школе проектно-исследовательской деятельности обучающихся;

  • Отсутствие системы педагогического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся МОУ СОШ;

В связи с этим в 2009 году на областном конкурсе инновационных проектов (РЦРО) учителями школы был представлен проект «Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности школьника как способ включения обучающихся в активную проектную работу».

Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом организовать учебный процесс, чтобы мотивировать обучающихся на исследовательскую деятельность, дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, необходимых для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.

В рамках проекта мною разработана программа элективного курса «Мой исследовательский проект», который получил положительную оценку экспертов Открытого корпоративного университета (Москва). В 2009-2010 учебном году курс был апробирован.

Опыт исследовательской работы является самым важным приобретением ребенка. Большие педагогические возможности имеет проектная деятельность обучающихся, так как проект является связующим звеном между теоретическими знаниями и практикой, позволяет формировать активную жизненную позицию ученика.

Основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности, формированию системы интеллектуальных знаний, ключевых компетентностей учащихся. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающихся основной школы. На занятиях раскрывается алгоритм научного способа познания, дается отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования и анализа, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать.

Курс «Мой исследовательский проект» включается в программу основной школы в качестве поддержки проектно-исследовательской деятельности.

Цель курса:

формирование исследовательских компетенций у обучающегося, развитие его индивидуальности, творческого потенциала, его самореализация в продуктивной и разнообразной деятельности.

Программа рассчитана на 35часов (1 час в неделю).

Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:


  1. личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

  2. природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

  3. свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

  4. сотрудничества и ответственности;

  5. сознательного усвоения учащимися учебного материала;

  6. систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную исследовательскую работу обучающихся. Групповая работа позволяет ориентировать учеников на создание так называемых «творческих» пар или подгрупп с учетом их опыта исследовательской деятельности.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное исследование, защита исследования.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:



  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность исследовательских операций;

  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Проектные работы оформляются по установленной форме, рецензируются учениками и взрослыми. В них учащиеся зачастую выходят за пределы дисциплины в смежные курсы и обнаруживают глубокие, разносторонние познания.

Так, например, в работе над проектом «Топонимия района Черемошники» необходимо было привлечь материал из области географии, истории, лингвистики, литературы. А в исследовании имен и фамилий стала необходимость в знаниях по лингвистике, истории, антропонимике.

Работая над проектами, обучающиеся широко используют возможности сети Интернет, учатся делать электронные словари, презентации, умело использовать их при защите результатов проекта. В рамках курса с помощью компьютерной программы Front Page были созданы электронные словари: «Топонимия района Черемошники», «Мой школьный фразеологический словарик». Последний из которых предназначен для использования на уроках русского языка и литературы педагогами и обучающимися среднего звена.

В процессе работы обучающиеся осваивают азы проектно-исследовательской деятельности, овладевают соответствующими компетенциями, что позволяет им выполнять проектно-исследовательские работы на должном уровне и результативно представлять их на городских и научно-практических конференциях


Смотрите также:
Ii межрегиональная научно-практическая конференция «Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения»
65.87kb.
1 стр.
Межрегиональная научно-практическая конференция «Воскресенский кафедральный собор: прошлое, настоящее, будущее»
28.04kb.
1 стр.
Вторая межрегиональная научно-практическая конференция
38.5kb.
1 стр.
Н. Ф. Катанова межрегиональная научно-практическая конференция
31.41kb.
1 стр.
Межрегиональная научно-практическая конференция
157.69kb.
1 стр.
В г. Таре на базе Тарской центральной районной библиотеки проведена ставшая традиционной межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Славянские чтения-4». Программа
83.61kb.
1 стр.
I международная Дистанционная Научно-Практическая Конференция «Проблемы Здравоохранения: сегодня и завтра»
20.54kb.
1 стр.
«что спасет россию»
240.61kb.
1 стр.
Iii международная научно-практическая конференция «Современные проблемы уголовной политики»
27.56kb.
1 стр.
V межрегиональная научно-практическая конференция
48.54kb.
1 стр.
Международная научно-практическая конференция «Поиск» Учебно – иследовательский проект Глас колокола
774.97kb.
5 стр.
Межрегиональная научно-практическая конференция, приуроченная к 15-летию со дня открытия
49.25kb.
1 стр.