Главная
страница 1
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад

Моршанский район


РЕКОМЕНДОВАТЬ К УТВЕРЖДЕНО

УТВЕРЖДЕНИЮ приказ от __№ ____

Совет МОУ директор

Протокол №4 от 25.08.2010 ______Е.В.Шпякина

Рабочая программа

по предмету «Музыка»

для ____3_ ___класса

на 2010 -2011 учебный год


Составил: учитель музыки Макарова Татьяна Борисовна

Пояснительная записка

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи уроков музыки развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке; 


понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл; 
накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); · совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; 
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); 
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

Данная рабочая программа составлена на основе типовой программы по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений.



Место предмета в базисном учебном плане

В базисном учебном плане в 1-4 классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 136 часов). В 3 классе на изучение предмета отводится 34 часа.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; Метод эмоциональной драматургии; · Метод создания «композиций»; Метод игры; Метод художественного контекста; · Метод концентричности организации музыкального материала. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), "разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий.



Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором, устный опрос.



Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- практическая работа;

- тест.


Содержание программы

п/п


Раздел

Содержание

Требования к уровню подготовки

Перечень контрольных мероприятий

1

Песня, танец, марш перерастают в песенность танцевальность, маршевость.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.

Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К.Щедрина; В.-А.Моцарта, Р.Шумана, Э.Грига и др.




Характерные черты песенности, танцевальности и маршевости, уметь слышать и определять их в произведениях.

Устный опрос, взаимоопрос, тесты, практическая работа

2

Интонация .

интонационная природа музыки, многообразии её видов, жанров, форм; выразительные и изобразительные интонации в различных видах

Подбирать и исполнять интонации различного характера на звуковысотных инструментах, создавать выразительные и изобразительные интонации в различных видах музыкально – художественной деятельности;

Придумывать интонационный ответ в музыкальном диалоге;




Устный опрос, практическая работа, тесты контрольная работа

3

Виды и развитие музыки

Средства музыкальной выразительности и их развитие специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).


Прослеживать тембровые, динамические, регистровые, темповые, ладовые изменения в музыкальном произведении;

Самостоятельно отбирать средства музыкальной выразительности и составлять исполнительский план произведения;




Устный опрос, взаимоопрос, тесты

4

Построение формы музыки.

Выразительные возможности и особенности музыкальных форм: двух- и трехчастной, вариации, рондо. Повтор и контраст как основные средства создания этих музыкальных форм.


Определять форму музыкального произведения. Отображать различными способами строение музыкального произведения

Устный опрос, взаимоопрос, тесты, практическая работа


Учебно- тематический план

п/п


Тема / Раздел

Кол-во часов

Количество контрольных мероприятий

1

Песня, танец, марш перерастают в песенность танцевальность, маршевость.

9

тесты

2

Интонация .

7

тесты

3

Виды и развитие музыки

10

1контрольная работа

4

Построение формы музыки.

8

тесты


К концу 3 класса должны знать/уметь:

  • Выразительно петь и музицировать на музыкальных инструментах;

  • Подбирать и исполнять интонации различного характера на звуковысотных инструментах, создавать выразительные и изобразительные интонации в различных видах музыкально – художественной деятельности;

  • Придумывать интонационный ответ в музыкальном диалоге;

  • Прослеживать тембровые, динамические, регистровые, темповые, ладовые изменения в музыкальном произведении;

  • Самостоятельно отбирать средства музыкальной выразительности и составлять исполнительский план произведения;

  • Отображать различными способами строение музыкального произведения.

У учащихся формируются представления:

  • О выразительных средствах песенной, танцевальной и маршевой речи;

  • Об интонации как выразительности слова, звука, движения, цвета;

  • Об интонации как «зерне», из которого вырастает музыкальное произведение;

  • О способах развития музыки;

  • Об элементах музыкальной речи;

  • О музыкальных формах (двухчастная контрастная, трёхчастная репризная, рондо, варияции).


Литература и средства обучения

    1. Алеев Ю.Б. Пение на уроках музыки.-М: Просвещение,1978

    2. Алеев В.В., Наумова Т.И. Музыка 1 класс: учебник.

    3. Андреева М., Конорова С. Первые шаги в музыке.-М: Советский композитор, 1991

    4. Апетян З. Воспоминания о Рахманинове. Т.1.М., 1974.

    5. Афанасьева А.Н. Древо жизни. М.: Современник,1982.

    6. БейдерТ. Музыка для общеобразовательной школы, 3 класс

    7. Белза И. С. А. Рахманинов. М., 1946

    8. Вендрова Т.С., Писарева И. В. Воспитание музыкой. Из опыта работы.-М: Просвещение,1991

    9. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.

    10. Детский игровой фольклор Волгоградской области: Сб./Сост. Н.Ч. Атанова, Е.В. Шишкина

    11. Дмитровская К. Русская советская хоровая музыка. М., 1904.

    12. Ершова А.П., ЗахароваС.А., ШколярЛ.В. Искусство в жизни детей. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1991.

    13. Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, оюряды, предания, суеверия. М., 1980.

    14. Из истории музыкального воспитания: Хрестаматия/ Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990

    15. Израилев Ар. Свящ. Колокола и звоны. Спб., 1884.

    16. Ильинский А. Биографии композиторов 4-20 век. М., 1904.

    17. Искусство в школе. №№2/99; 3/99; 4/99; 3/00; 5/01

    18. Кабалевский Д. Б. Сила искусства. Молодая гвардия, 1984

    19. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989.

    20. Келдыш Ю. История русской музыки Ч. 3.М., 1954.

    21. Критская С.Д. и др. Музыка 1 класс: учебник –М.: Просвещение, 2001

    22. Латынин Л.А. Образы народного искусства. Сер. «Искусство». М.: Знание,1983.

    23. Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1. М., Просвещение, 1989

    24. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дерижёры. М., 1963.

    25. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор,1988

    26. Морозов И.А., Слепцова И.С. Забавы вокруг печки. Роман – газета, 1994.

    27. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М.: Художественная литература Вып1. Младенчество. Детство.1991 Вып 2. Девичество. 1994.

    28. Музыкальное воспитание в школе.Выпуск7.-М.: Музыка,1971

    29. Музыкальное воспитание в школе.Выпуск16./ Сост о, А. Апраксина. М.: Музыка,1985.

    30. Музыкальная литература зарубежных стран/Под ред. С. Царёвой. Выпуск3. –М.: Музыка,1983.

    31. Музыкальная литература зарубежных стран/Под ред. Б. Левина. Выпуск5. –М.: Музыка,1972

    32. Мамин - Сибиряк Д.Н. Серая шейка

    33. Некрылова А. Ф. Круглый год. М.: Правда, 1991.

    34. Некрылова А.Ф., Головин В.в Уроки воспитания сквозь призму истории. Спб., 1992.

    35. Преображенский А. Очерк истории церковного пения в России СПб.

    36. Прибенина Г.А. Чайковский П.И. – М.: Музыка,1986.

    37. Программа «Музыка» 1-8 класс/Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2004

    38. Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград: Перемена, 1993.

    39. Рогов А. Музыкальная эстетика в России 11-18 веков. М., 1973.

    40. Русский дом. Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Самара, 1995.

    41. Русское народное творчество «Экспериментальная программа» Ширеева Н.С

    42. Сахаров И. П. Сказания русского народа. М.: Художественная литература, 1990.

    43. Советский энциклопедический словарь.

    44. Ткачёв Д. Александр Андреевич Архангельский. Л., 1974.

    45. Успенский Н. Лады русского севера. М., 1973.

    46. Усачёв В.О., Школяр Л. В. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2002.

Чудесная дудка: Сказки разных народов мира. М.: Композитор
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе грамзапись «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь горох» муз. Р. Щедрина. «Ночь» муз. Щедрина, Симфония №4 П.И. Чайковского, Картины «Рожь» Соврасова, «Россия» К. Мирошника. «Жаворонок» М.И. Глинки «Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко«Утро» муз. Э. Грига Грамзапись арии Ивана Сусанина, Кантата «Вставайте, люди русские» С. Прокофьева, «Херувимская №7» Бортнянского, иконы Богоматери, «Аве Мария» Ф. Шуберт, «Золотые рыбки» Р. Щедрина, Позабудем всё, что было» Б. Савельева «Арагонская хота» М.И. Глинки, «Золотые рыбки» Р. Щедрина, «полонез» Шопена « Мазурка» Ф. Шопена, «Гавот» С. Прокофьева, «Мелодия» П.И. Чайковского «Симфония№5» Л. Бетховена, «Царь Горох» Р. Щедрина, «неоконченная симфония» Ф. Шуберта «Ужасно интересно» В. Шаинского Прелюдия №7, Прелюдия №20 Ф. Шопена, молитва «Богородице, Дева радуйся», Песня Баяна, «Пляска скоморохов», «Шествие Царя Берендея» муз. Римского-Корсакова «Шествие гномов» муз. Э. Грига «Болтунья» муз. С. Прокофьева «Аве Мария» Ф. Шуберта, Симфония №5 Л. В. Бетховена, «Три подружки» Л. Бетховена «Кузнец» И. Арсеева, «Доброе утро». Муз. Д.Б. Кабалевского, «Ослы» К. Сен-Санс Нотный стан. «Почему медведь зимой спит?» муз. Л. Книппера, Ф. Шуберт Марш

«Петя и волк» муз. С. Прокофьева, «Песенка Деда Мороза» муз. Е. Крылатова «Петя и волк» С. Прокофьева, «Песня о пограничнике» муз. С. Богуславского, «Океан – Море синее» Н. Римского – Корсакова, «Купание в котлах», «Царь горох» Р. Щедрина, «Веснянка» П.И. Чайковского« Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу» р.н.п. Симфония №4 П.И. Чайковского Прелюдии №7 и №20 Ф. Шопена, «Мама с тобой» муз. Л. Компанейца «Вальс», «Пьеса», «Марш» Ф. Шуберта «Любитель – Рыбалов» муз. Старокодымского «Песня Сольвейг» Э. Грига, «Пастушья песня» франц. нар пес. Симфония №6 (3ч) П. И. Чайковского «Песня Сольвейг» Э. Грига, Ария Сусанина, «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского, «Спящая княжна» А. Бородина, «Рондо в турецком стиле» В. Моцарт, «Турецкий марш» В. Моцарта, «Камаринская» Л. Бетховена, «Со вьюном я хожу» р.н.п., Танец Анитры» песня «Крокодил и Чебурашка» И. Арсеева «Марш» И. Дунаевского

Календарно- тематическое планирование

п/п


Тема урока

Цели и задачи урока

Дата

Формы контроля







Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. 9 часов

1

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.

Познакомиться с тремя китами (основными жанрами)







Беседа


2

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.

Познакомить подробно с жанром «марш». Учить детей определять вид марша.








Практическая работа. Умение определять жанры музыки на слух.Игра «Узнай китов», исполнение различных ритмов.

3

Песенность в вокально- инструментальной музыке.

Учить детей определять вид марша, воспитывать любовь к музыке развивать ритмический слух







Определение видов марша через прослушивание. Игра «Композиторы»

4

Песенность в вокально- инструментальной музыке.

Познакомить с жанром танец, обстоятельствами при которых звучит танцевальная музыка, разучить песню-вальс «Осень»







Текущий Игра соревнование «Кто лучше изобразит вальс» Хоровое пение

5

Песенность в вокально- инструментальной музыке..

Научить

детейотличать танец среди разной музыки, расширить знания о жанре «танец», знакомство с народными танцами









Практическая работа Определение танца в музыке

6

Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения.

Закрепление знаний о «танце» и народном фольклоре







Устный опрос.

7

Танцевальность

Знакомить с жанром «песня», разучить песню «Сурок»,







Хоровое пение.

8

Танцевальность

совершенствовать навыки хорового пения, знакомить с дерижёрскими жестами.







Устный опрос

9

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

Обобщение темы. Повтрение.







Тесты

Интонация 7 часов

10

Маршевость в музыке

Учить детей слышать маршевость в классической музыке, прививать детям любовь к классической музыке, формировать музыкальный вкус детей.










11

Песенно – танцевальная музыка.

Познакомить детей с жанровыми истоками сочиненгий композиторов –классиков, народной, духовной музыки.







Устный опрос.

12

Интонация

Научиться определять настроение и характер музыки.










13

Интонация. Зерно-интонация.

Формировать культуру слушания, понимать настроение музыки и замысел композитора.







Устный опрос. Анализ музыкальных произведений.

14

Интонация. Зерно-интонация.

Научиться слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера.







Практическая работа. Определение характера героев через прослушивание произведения

15

Выразительность и изобразительность.

Закрепление темы, повторение изученного.







Устный опрос. Наблюдения за различным характером музыки, анализ произведения и рисунков

16

Знакомство с нотной записью.

Научиться лучше слушать и понимать музыку, рисовать её в своём воображении.







Взаимоопрос. Анализ эмоциональных откликов детей, рисунков, беседа, устный опрос.

«Виды и развитие музыки» 10 часов

17

Развитие музыки. Виды музыкального развития.

Обучать детей внимательно слушать музыку, замечать её развитие







Рисунок к песне, беседа.

18

Развитие музыки на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»

Учить детей слышать и замечать виды развития музыки







Слуховое определение видов музыкального развития в прослушанных произведениях.

19

Ладовое и динамическое развитие музыки.

Познакомить детей с особенностями ладового и динамического развития, учить замечать их в музыке, развивать ладовый и динамический слух детей.







Опрос по признакам ладового и динамического развития.

20

Развитие музыки в классике.

Уметь определять виды музыкального развития в классической музыке







Слуховое определение видов музыкального развития в прослушанных произведениях.

21

Поворот, контраст, вариационность – основные принципы развития народной музыки

Основные принципы развития в народной музыке







Устный опрос

22

Мелодическое и динамическое развитие на примере произведений Ф.Шопена.

Познакомить детей с творчеством Шопена, учить детей замечать развитие мелодии и динамики в музыке.







Практическая работа по выявлению развития в музыке на примере произведений Шопена

23

Выразительное и изобразительное развитие.

Изучить развитие музыки в произведениях Ф. Шуберта







Анализ рисунков детей к музыке.

24

Ладовое развитие на примере произведений Ф.Шуберта.

Познакомится с развитием чувств в музыке







Анализ пьес и произведений искусств

25

Темповое развитие в музыке.

Знать понятие темпа, и его развития







Практическая работа по определению темпа в музыкальных произведениях.

26

Виды развития. Обобщение темы четверти



Закрепление, обобщение темы. Усвоить важность музыкального развития, для создания симфонической сказки, как отображения частицы жизни.







Тестирование


Построение формы музыки 8 часов

27

Построение музыкального произведения.

Усвоение простейших музыкальных форм:
I - частная
II – частная
III - частная







Определение формы музыки в музыкальных произведениях, их построение на планшете.

28

Двухчастная музыкальная форма

Учить детей анализировать произведение, определять его жанр и форму.







Практическая работа по определению и сравниванию характера и частей музыкального произведения.

29

Знакомство с формой рондо.

Освоение формы рондо.







Слуховое определение формы рондо

30

Вариационная форма произведения.

Освоение вариативной формы.







Слуховое определение вариаций

31

Закрепление темы «Формы музыкального произведения»

Проверить и закрепить знания по теме «Формы музыкального произведения.







Цифровой диктант

32

Обобщение темы четверти «Формы музыки». Знакомство с творчеством И. Дунаевского

Закрепление и обобщение темы. Знакомство с творчеством И. Дунаевского







Хоровое и сольное пение. Определение формы музыкального произведения.

33

Обобщение изученного за год.

Проверка и закрепление ранее изученных знаний.







Тесты. Контрольные задания.

34

Обобщение изученного за год.

Проверка и закрепление ранее изученных знаний.







Беседа.



Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3 класса на 2010 -2011 учебный год
195.56kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Всеобщая история и история России XX- начало XXI века» на 2010/2011 учебный год для 11 класса
142.28kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса
369.45kb.
3 стр.
Учебная программа по музыке для 1 класса 1 час в неделю (всего 33 часа) 2010 2011 учебный год
621.4kb.
2 стр.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса
524.5kb.
3 стр.
Рабочая программа по русскому языку 2 класса на 2010 2011 учебный год
1483.13kb.
7 стр.
Рабочая программа по предмету «История» для 9 класса на 2012-2013 учебный год. Ступень основного (общего) образования
892.26kb.
7 стр.
Рабочая программа по предмету «История» для 11 класса на 2012-2013 учебный год. Ступень среднего (полного) общего образования
712.95kb.
5 стр.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 5 класса
426.15kb.
3 стр.
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса на 2009-2010 учебный год
372.74kb.
1 стр.
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса на 2011-2012 учебный год
300.44kb.
1 стр.
Программа по английскому языку, 5 класс мбоу «Гимназия №2» имени Баки Урманче
729.31kb.
3 стр.