Главная
страница 1страница 2страница 3


- -



Потенциал делового туризма в России
Чимитдоржиева Ольга Георгиевна,
аспирантка Орловский государственный институт экономики и торговли
olgachimit@inbox.ru
В статье анализируется возможности развития делового туризма в России. Особое место уделяется оценке потенциала городов России как дестинаций делового туризма. По результатам анализа сделаны выводы о наиболее привлекательных для бизнес-туриста городах России.
POTENTIAL OF BUSINESS TOURISM IN RUSSIA

This article analyses the possibilities of the business travel development in Russia. The special place is given to an estimation of the potential of Russian towns as the business travel destinations. As a result there was made a conclusion about the most attractive towns in Russia for the business traveler.


Введение

В последние годы Meeting Professionals International (MPI), - ведущее сообщество профессионалов в сфере мировой индустрии бизнес-встреч и конференций, - совместно с American Express опрашивает своих членов о тенденциях, ожидаемых в индустрии в наступающем году. Результаты опроса в 2007 году показали, что всех респондентов, особенно организаторов отраслевых конференций, проводимых ассоциациями, волнует проблема инфляции и перспектива экономического спада.

Начавшийся в 2008 году экономический кризис подтвердил прогнозы, и серьёзным образом сказался на состоянии мировой экономики, включая сферу туризма. Деловой туризм не стал исключением: финансовые потери, отсутствие средств на развитие бизнеса и реализацию инновационных программ привели к снижению затрат предприятий на служебные командировки, участие в выставках и конференциях, инсентив-программах. В результате заметно снизились доходы предприятий рынка делового туризма и индустрии MICE.

Вместе с тем, эксперты высказывают мнение, что именно туристическая отрасль способна остановить падение мировой экономики и обусловить ее постепенный рост. Причём определяющую роль в достижении этой цели может сыграть деловой туризм.

Анализ структуры делового туризма показывает, что влияние мирового экономического кризиса сказалось на отдельных его сегментах незначительно. В первую очередь это относится к организации и проведению выставок и семинаров. Участие в выставках – эффективный способ поиска покупателя производимого товара или оказываемой услуги, нахождения партнеров по бизнесу, осуществления выгодных знакомств, проведения результативной рекламной кампании. Подобное сочетание «три в одном» делает участие в выставках эффективным антикризисным средством. В условиях глобального финансово-экономического кризиса хозяйствующие субъекты вынуждены использовать указанные возможности.

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод о предстоящем оживлении деловой активности на рынке делового туризма и индустрии MICE. В этой связи закономерно встает вопрос об оценке потенциала российских городов как дестинаций делового туризма и MICE-дестинаций.


1. Оценка потенциала рынка делового туризма в Москве и Санкт-Петербурге


Несмотря на заметное развитие делового туризма в стране в целом, около 75-80 % рынка приходится на Москву и Санкт-Петербург. По данным ICCA, по данному показателю Россия занимает 42-е место в мире. Москва находится на 63-м месте с 16 проведенными конференциями, а Петербург – только на 100 месте с 9-ю проведенными конференциями. Однако, по оценкам Российской ассоциации делового туризма, Москва и Санкт-Петербург не находятся за пределами Top-50.

Дело в том, что ICCA включает в свой рейтинг мероприятия, проводимые международными организациями. Поэтому в её отчётах не учитывается около 95 % рынка делового туризма в России. Следует отметить, что обеспечение корректной статистики индустрии встреч является общемировой проблемой.  Собственный учёт проводят WTO (World Tourism Organization), WTTC, MPI и другие организации. В результате реальная картина того, что происходит в отрасли, отсутствует [28].

Согласно прогнозу WTTC, в 2005-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям в туристскую отрасль. При этом прогноз роста деловых поездок составляет 4,7 % на период с 2006 по 2015 гг.

На Москву приходится большая часть оборота делового туризма страны (80 %), что обусловлено целым рядом причин.

Во-первых, Москва - одна из крупнейших столиц мира. Здесь расположены представительства крупнейших компаний, международных организаций.

Во-вторых, социально-экономические преобразования, произошедшие за последние 15 лет, превратили Москву в город европейских стандартов, один из деловых центров мира. Все это проявляется в инфраструктуре: Москва располагает гостиничным фондом, предприятиями питания, местами для проведения различных видов мероприятий и т.п. Например, выставочные центры «ВВЦ» и «Красная Пресня» входят в 33 самых крупных выставочных центра мира по площади брутто - более 100 000 кв.м.

В-третьих, Москва - культурная столица мира, где можно сконцентрировано большое количество историко-культурных ценностей и достопримечательностей [7].

Классические деловые туристы составляют 60 % гостиничной загрузки Москвы. Около 10 % клиентской базы гостиниц Москвы составляют деловые туристы, посещающие всяческие конгрессы и симпозиумы. На долю зарубежных инсентив-туристов приходится незначительная часть рынка. Следует отметить, что инсентив-туры только начинают развиваться в Москве, а также в целом в России. Некое подобие инсентив-туров представляют выезды групп крупных компаний за границу. Основными заказчиками таких путешествий являются банки, страховые фирмы, фармацевтические, нефтяные и строительные компании. Страны посещения — Франция, Нидерланды, Испания, Швейцария, Турция, Кипр, Тунис и Египет. Стандартный инсентив-тур по России для иностранных гостей включает посещение Кремля, ужин в ресторане «Царская охота», спектакль в Большом театре, поездку в Звездный городок. За пределами Москвы востребованы туры по городам «Золотого кольца» России. Корпоративными заказчиками инсентив-туров по России, как правило, являются российские представительства иностранных компаний и государственные структуры.

Сегодня в российской столице, согласно официальным данным, действуют около 190 гостиниц, что в общей сложности составляет более 68 тыс. номеров различных категорий. Большая часть гостиниц относится к недорогому сектору, который не всегда располагает возможностями для проведения деловых мероприятий. Такими возможностями обладает 80 % отелей категории «2 звезды» и 90% - «3 звезды». Все отели категории 4 и 5 звезды предлагают соответствующие услуги для бизнес-туристов.

Для проведения деловых встреч в гостиницах Москвы можно арендовать 354 конференц-зала, включая аудитории и переговорные комнаты. Половина отелей «5 звезд» располагает десятью и более помещениями под бизнес-аренду, в категории «4 звезды» такими возможностями располагает всего 21 % гостиниц.

По данным маркетингового исследования, проведенного в марте 2006 года консалтинговой компанией «Технологии роста», площадь конференц-залов в среднем составляет 112 кв. м. для отелей категории «5 звезд», 140 кв. м. для отелей категории «4 звезды» и 77 кв. м. – «3 звезды». При этом крупные 4- и 5-звездные отели международного класса располагают залами по 700, 1000 и более квадратных метров наряду с небольшими помещениями в 20-40 кв. м., предназначенными для организации переговоров, «круглых столов» и тренингов.

Одновременно все конференц-залы, аудитории и переговорные комнаты столичных гостиниц могут принимать до 28800 человек. Аренда конференц-зала московского отеля для проведения тематической конференции международного класса на 200 участников стоит от 45 до 240 тыс. рублей в день. Исследования показывают, что полная стоимость проведения конференции, включающая издержки на оборудование залов, обеспечение участников питанием, канцтоварами и парковочными местами, увеличивает затратную часть минимум в 3-4 раза [24, С. 38].

Наиболее популярные места проведения MICE-мероприятий – отели «Арарат Парк Хайятт» (10 залов), «Балчуг Кемпински» (9 залов), «Националь» (12 залов), три отеля сети «Мариотт» (5-9 залов), «Ренессанс Москва» (12 залов), «Ирис Конгресс Отель» (11 залов), «Рэдиссон САС Славянская» (14 залов), «Катерина Сити» (8 залов). Возможностями для проведения деловых встреч и конференций располагает также ряд современных бизнес-центров: «Даев-Плаза», «Москва-Сити», «Царев сад», «Чайка-Плаза», а также выставочные комплексы «Экспоцентр», и «КрокусЭкспо». В последнее время в эксплуатацию были введены многофункциональный зал «ФорумХолл» в Замоскворечье общей площадью 8 тыс. кв. м., реконструированный конференц-зал «Сергиев Посад» в гостинице «Золотое кольцо», а также многофункциональный «Большой Петровский зал» в «Президент-отеле». При этом в Москве явно ощущается отсутствие современного конгресс-центра, способного вместить многотысячные международные деловые форумы [25, С. 8].

Все ведущие московские гостиницы активно предлагают свои услуги в проведении совещаний и конференций. За последние два года в этой сфере произошли кардинальные изменения. Рост загрузки конференц-залов отмечают практически во всех гостиничных предприятиях города. Так, в гостинице «Рэдиссон САС Славянская» в 2006 году востребованность подобных услуг увеличилась не менее чем на 40 %. Более тысячи деловых мероприятий были проведены в прошлом году в «Бизнес-центре на Кутузовском» при гостинице «Украина». Некоторые гостиницы, проанализировав ситуацию на рынке, отметили выгодность крупных конгрессных мероприятий, и приступили к модернизации своих площадей, рассчитывая пополнить их конференц-залами вместимостью от нескольких сотен гостей и более [15].

Сегодня на московском рынке конгрессных услуг востребованы самые различные форматы проведения деловых мероприятий. Например, в гостинице «Космос» предоставляют возможности проведения не только переговоров, семинаров, конференций, презентаций, тренингов и конгрессов, но и съездов, форумов, фестивалей, концертов, выставок и, конечно, банкетов и фуршетов.

Деловой туризм приносит гостиницам высокие прибыли. Обслуживание мероприятий позволяет получать доход одновременно по нескольким статьям – аренда, проживание, питание и т.д. Например, в «Бизнес-центре на Кутузовском» в 2006 году выручка от аренды залов увеличилась на 73 %.

Заказчиками конференц-услуг примерно в равных долях являются российские и зарубежные коммерческие организации. В гостинице «Рэдиссон САС Славянская» около 70 % часть заказов приходится на семинары или конференции, проводимые представительствами иностранных компаний, отечественными компаниями или российскими рекламными агентствами. Оставшуюся часть составляют мероприятия, проводимые иностранными агентствами или иностранными компаниями. В отеле «Космос» наблюдается тенденция к снижению доли чисто российских конференций и увеличению доли смешанных мероприятий.

В последнее время в гостинице «Гамма-Дельта» корпоративные клиенты взаимодействуют напрямую с гостиницей, что обусловлено введением для них системы поощрений и дополнительных скидок. В гостиницу «Космос» большая часть заказов от клиентов (до 70 %) также поступает без посредников. Исключение посредников объясняется тем, что в услуги отдела продаж входит не только техническая передача информации от службы к службе, но также содействие и соучастие профессионалов в планировании события, консультирование по вопросам оптимизации заказа. В «Президент-отеле» соотношение между прямыми заказчиками и посредническими компаниями составляет 75 % на 25 %.

Высокий спрос на проведение конгрессных мероприятий в гостиницах Москвы определяет условия сотрудничества между заказчиками и отелями. Как правило, гостиницы предлагают несколько вариантов оказания конференц-услуг. Компания может выбрать либо набор отдельных позиций, либо конференц-пакет, который включает все необходимое: аренду помещений, питание, дополнительное оборудование и прочее. Пакеты могут быть рассчитаны на полдня или день, включая или исключая ту или иную услугу. Поощрение клиентов, как правило, выражается в бонусной программе или в комиссии, и зависит от размера и стоимости мероприятия. На размеры скидок также влияют загруженность залов в дни планируемых мероприятий, а также степень сотрудничества гостиницы с партнёром.

Скидки на аренду предлагают «Рэдиссон САС», «Космос», «Президент-отель». В качестве поощрения распространяются дисконтные карты и сувенирная продукция. «Бизнес-центр на Кутузовской» для укрепления клиентской базы и поощрения постоянных клиентов не только предоставляет конференц-пакеты и скидки для постоянных клиентов, но и осуществляет информирование и рекламное сопровождение [22].

В Москве отмечается активный рост предоставления качественных услуг для представителей как иностранного, так и отечественного бизнес-туризма. Примерами удачного позиционирования гостиниц в сегменте бизнес-туризма служат такие предприятия, как ОАО ГК «Космос», ГУП «Гостиница «Националь», «Татьяна» [26].

ОАО ГК «Космос» демонстрирует широкие возможности для проведения любых мероприятий: от деловых встреч, конференций, семинаров, фуршетов, до крупномасштабных форумов, конгрессов, концертов, кинопоказов и выставок. В распоряжении клиентов находтся 7 конференц-залов, 7 многофункциональных банкетных залов, Киноконцертный/Конгресс зал (1000 мест), площади для проведения выставок (Зеркальный холл, Мраморный холл, Фойе киноконцертного зала), дополнительное оборудование, возможность использования многоканальной системы синхронного перевода.

ГУП «Гостиница «Националь» предоставляет возможности для проведения официальных встреч и переговоров на самом высоком уровне. К услугам клиентов 14 банкетных и конференц-залов вместимостью от 6 до 170 человек.

Современная респектабельная гостиница «Татьяна» класса «Business Superior» находится в самом центре столицы. Организаторам и участникам мероприятий предлагается 5 залов площадью от 110 до 20 кв. м. Самый просторный зал вмещает до 100 человек, он предусматривает возможность использования аудиовизуальной техники и системы синхронного перевода.

Санкт-Петербург, без сомнения, является одним из привлекательнейших городов для проведения всевозможных MICE-мероприятий. Уникальные выставочные площадки, дворцы, возможность совместить деловую поездку с посещением достопримечательностей этого красивейшего города мира и приобщиться к бесценным памятникам русской культуры – все это неоспоримые преимущества Северной столицы России.

Тем не менее, на мировом рынке конгрессного туризма Петербург известен пока мало, он уступает Москве и европейским конкурентам [12, С. 76]. Среди основных причин - отсутствие специализированных конгресс-центров мирового уровня. Сегодня в городе нет комплекса, способного вместить 2-3 тыс. участников, обеспечив при этом полный набор услуг. Новый павильон в «Ленэкспо» (главный городской выставочный комплекс), построенный к XI Международному экономическому форуму в 2007 г., может принять не более 2000 человек. Хотя здесь есть все, что требуется для проведения мероприятий такого ранга, он имеет и существенный недостаток: отсутствие поблизости хорошей гостиницы.

В то же время в городе насчитывается 50-60 площадок, где можно проводить деловые мероприятия с общим числом мест для делегатов не более 8-9 тыс. Еще одна причина низкой конкурентоспособности Санкт-Петербурга в сфере делового туризма - отсутствие свободных мест в гостиницах высшего разряда в период высокого сезона. В июне, в период «белых ночей», заказ на проведение деловых мероприятий в отелях города возрастает в несколько раз и, к сожалению, полностью пока ещё не реализуется [13].

Основные же игроки на рынке делового туризма Санкт-Петербурга – те гостиницы, которые сочетают возможности проведения заседаний, конгрессов, конференций и семинаров с проживанием их участников в местах проведения мероприятия. В настоящий момент в Петербурге и его окрестностях работают 165 гостиниц на 32 тыс. мест. Однако лишь 9 % от этого числа относятся к гостиницам первого класса, способным предоставить необходимые бизнес-услуги, включая оборудованные конференц-залы. В числе таких отелей следует назвать «Англетер» (5 залов), «Бест Вестерн Отель Нептун» (6 залов), «Гранд Отель Европа Кемпински» (17 залов), «Каринтия Невский Палас» (8 залов), «Астория» (4 зала), «Рэдиссон САС Ройял» (7 залов). Деловые переговоры можно провести в Международном центре делового сотрудничества или в бизнес-центре «Сенная» [25, С. 9].

Особой популярностью в организации проведения бизнес-мероприятий в последнее время пользуется один из старейших отелей Санкт-Петербурга «Астория» 5*. На сегодняшний день гостиница предлагает шесть площадок для проведения деловых встреч самого различного уровня. Максимальная вместимость самого большого зала – 220 чел. В «Астории» зарубежные компании предпочитают проводить презентации и семинары, российские фирмы более привлекают конференции и деловые переговоры.

Большими возможностями для деловых мероприятий располагает гостиница «Пулковская» 4*. В последнее время в гостинице особо популярно проведение семинаров и тренингов обучающей направленности, а также инсентив-встреч. Гостиница «Пулковская» располагает 10 помещениями под всевозможные мероприятия, максимальная вместимость конгресс-зала – 600 чел. От практики предложения конференц-пакетов гостиница решила отказаться, так как каждый запрос имеет свои нюансы и рассчитывается индивидуально: с учётом масштаба мероприятия, количества услуг и возможнотсей клиента. Заказчик может рассчитывать на скидки, если планирует проведение деловых встреч вне сезона, а также при заказе полного пакета услуг, включающего проживание, питание, конференц-залы, банкетное обслуживание.

Интересный шаг по продвижению деловых услуг предпринял отель «Коринтия Невский Палас» 5*. Гостиница внедрила специальную программу под названием MICE, разработанную специально для организаторов конгрессов и конференций. Одна из уникальностей MICE состоит в том, что к каждой группе прикрепляется ивент-ассистент, полностью курирующий все вопросы данной группы и имеющий высокие полномочия в гостинице. MICE использует системный подход к потребностям группы и в короткие сроки реализует все пожелания организаторов. Программа предлагает гибкий подход к ценам в сочетании с индивидуальным подходом к заказчику, предлагая ряд дополнительных бесплатных возможностей. В «Коринтия Невский Палас» шесть залов для проведения различных конференц-мероприятий; количество мест в самом большом зале рассчитано максимум на 200 человек.

Услуги международного стандарта по организации деловых мероприятий предлагает также «Ренессанс Санкт-Петербург Балтик Отель» 4*, принадлежащий сети гостиниц Marriott. Отель располагает пять конференц-залами и банкетными комнатами общей площадью 184 кв. м. Бальный зал отеля вмещает до 200 чел. Гостиница способна предоставить заказчику самое современное оборудование для встреч и обеспечить техническую поддержку. Оборудование можно арендовать на половину дня или на весь день, в зависимости от продолжительности мероприятия [14].

Гостиничный комплекс «Прибалтийская» 4*- одна из самых крупных гостиниц Санкт-Петербурга – предлагает заказчикам 16 помещений для проведения конференций, семинаров, переговоров и пр., а также конгресс-холл на 1000 человек. Максимальная площадь залов «Прибалтийский» и «Ленинград» - 1563 кв. м. Поскольку проведение различных бизнес-мероприятий для гостиницы является одним из приоритетных направлений, большое внимание здесь уделяется питанию участников. Помимо широкого выбора меню предлагаются интересные «тематические» кофе-брейки, например, под названиями «По-русски» или «Фитнес».

«Гранд Отель Европа» 5* для деловых мероприятий предлагает пять конференц-залов, самый большой из которых – бальный зал «Крыша» площадью 250 кв. м – может вместить не более 280 чел. В отеле существуют еще пять небольших залов, объединяющихся в конференц-центр.

Отель «Балтийская Звезда» 5* является одним из гостиничных объектов Государственного комплекса «Дворец конгрессов», сочетающего в себе функции современного делового центра и государственной резиденции. Отель располагает шестью залами, соответствующими самым высоким стандартам. Так, зал «Петровский», в котором могут расположиться около 250 человек, оснащен оборудованием для синхронного перевода и кабинами переводчиков. Кроме того, в отеле есть пять залов, рассчитанных на небольшое (около 40) количество человек. Несомненное преимущество проведения конгресс-мероприятий в этом отеле – принадлежность к комплексу «Дворца конгрессов» и возможность пользоваться его услугами.

Спрос на проведение деловых мероприятий в гостиницах Санкт-Петербурга растет, и за последние два года наблюдается значительная активность в области делового туризма. Связано это, прежде всего, с расширением бизнеса как зарубежных, так и российских компаний. Так, большинство компаний-заказчиков - это представительства зарубежных фирм, а также российские компании, которые в последнее время значительно увеличили свое присутствие в сфере деловых мероприятий. Например, в гостинице «Пулковская» около 40 % запросов поступает от зарубежных компаний и около 60 % - от российских. Наиболее востребованными формами проведения бизнес-мероприятий в гостиницах Санкт-Петербурга остаются презентации, тренинги и конференции [13].

Гостиница «Санкт-Петербург», расположенная на берегу Невы в центральной части города, располагает 399 номерами класса три звезды. В ней созданы все необходимые условия для организации различного рода деловых мероприятий. Для проведения деловых встреч и конференций имеются Конгресс-холл на 797 мест, Синий конференц-зал на 50 мест, Стеклянный и Белый залы на 100 мест каждый, а также концертный и выставочный залы. Конференц-залы гостиницы оснащены кондиционерами и необходимым техническим оборудованием (усилителями, радиомикрофонами, системой для синхронного перевода, LCD-проектором, видеомагнитофонами, слайд-проекторами). В гостинице «Санкт-Петербург» постоянно проходят разнообразные научные конгрессы, конференции, переговоры, семинары, профессиональные встречи и артистические фестивали.

Гостиница «Октябрьская», находящаяся около Московского вокзала в самом центре Санкт-Петербурга, располагает 484 номерами класса категории «3 звезды». Для проведения деловых встреч, переговоров, тренингов, семинаров и других мероприятий имеются конференц-залы и необходимое оборудование. Большой конференц-зал рассчитан на 160 человек, оборудован экраном, флипчартом. В нём установлены мультимедийный проектор и система звукоусиления, имеется система кондиционирования воздуха. Синий конференц-зал рассчитан на 100 человек, он оборудован телефоном, флипчартом, экраном, телевизором, видеомагнитофоном, DVD-проигрывателем, оснащен стульями с откидными столиками. Каминный холл рассчитан на 75 человек. Петровский конференц-зал рассчитан на 60 человек. Малый конференц-зал на четвертом этаже Рассчитан на 30 человек.

«Новотель»  - один из новых отелей города, - расположен в самом его центре, имеет 233 номера класса четыре звезды. В нём есть семь полностью оборудованных конференц-залов с новейшей эргономичной мебелью, дневным освещением, индивидуальной системой кондиционирования воздуха и ультрасовременной демонстрационной техникой. Два конференц-фойе площадью 140 кв. м позволяют разместить большее количество участников. Площадь залов – от 25 до 140 кв. м. Два модульных зала вмещают до 120 участников каждый и легко соединяются в один. Для проведения мероприятий имеются проекционные аппараты, жидкокристаллические панели, диапроекторы, интегрированные экраны, DVD-плееры, телевизоры, аудиосистема с беспроводными микрофонами, а также высокоскоростной беспроводной доступ в Интернет.

Санкт-Петербург, благодаря своему уникальному историческому прошлому, может предоставить большое количество интересных площадей для проведения самых различных мероприятий. В первую очередь, следует назвать такие дворцы, как Таврический, Юсуповский, Мраморный, Шереметьевский, каждый из которых представляет собой произведение искусства [13]. Максимальная вместимость их залов достигает 1000 человек.

Дворец Белосельских-Белозерских имеет четыре зала вместимостью до 450 человек, Петергоф – два зала, где может поместиться до 300 человек. В 2001 году статус государственного комплекса «Дворец конгрессов» получил «Константиновский дворцово-парковый ансамбль», куда входит непосредственно сам дворец, отель «Балтийская звезда» 4*, «Консульский городок», павильон для переговоров и порт, способный принимать небольшие катера и суда.

В городе имеются и конгрессные площадки, а том числе Выставочный зал Северо-Запада, Ленэкспо, Международный деловой центр и Государственный региональный образовательный центр. Вместимость этих центров колеблется от 320 до 1000 человек.

В Петербурге традиционно проводится немало конференций академических и научных институтов. Они, как правило, небольшие по числу участников (от 100 до 300) и проводятся в стенах той или иной научной или образовательной организации [1]. Кроме того, развивается большой пласт мероприятий, проводимых коммерческими фирмами и организациями. Как правило, их состав колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен участников. Первое место занимают MICE-мероприятия, проводимые предприятиями сферы промышленности, добычи газа и нефти. Второе место занимают алкогольные компании и, прежде всего, производители пива. За ними идут производители продуктов питания, компании, работающие в сфере недвижимости и автосалоны.

В структуре гостей Петербурга доля приезжих с деловой целью устойчиво составляет одну треть и имеет тенденцию к росту. Если средний иностранный бизнесмен проживает в городе 3 дня и тратит $350 в сутки, то годовой объём рынка делового туризма в Петербурге составляет $651 млн.

Среди стран – поставщиков деловых туристов первое место принадлежит, безусловно, Финляндии, что объясняется географической и исторической близостью Петербурга к этой стране. Второе место занимают туристы из Германии. Следом идут деловые туристы из США, Великобритании и Франции. Причем, если численность приезжающих финнов год от года снижается, то число туристов-представителей Германии, США, Великобритании и Франции растет. Активно посещают город и деловые туристы из Индии, что связано с успешным сотрудничеством между индийскими и российскими компаниями в области фармацевтики. Увеличивается и численность китайских делегаций.


следующая страница >>
Смотрите также:
Потенциал делового туризма в России
555.91kb.
3 стр.
Пути развития делового туризма в россии the way soffuture tourism development in russia
56.88kb.
1 стр.
Программа туристского обслуживания. Виды услуг и их классификации
18.72kb.
1 стр.
Программа туристского обслуживания. Виды услуг и их классификации
24.32kb.
1 стр.
Имидж делового человека. 3 Особенности делового общени
271.55kb.
1 стр.
У сотрудничества между Сингапуром и Россией огромный потенциал
75.35kb.
1 стр.
Об интеллектуальном потенциале России в начале XXI века
278.34kb.
1 стр.
Условия выполнения и требования на присвоение званий Мастер туризма и Мастер туризма международного класса, Заслуженный мастер туризма, установленные Туристско-спортивным Союзом России
80.85kb.
1 стр.
Основные аспекты делового общения Cутью делового общения
90.14kb.
1 стр.
«Мир Африки» инструмент делового общения
26.3kb.
1 стр.
Курсовая работа «Туристский потенциал Вологодской области
157.52kb.
1 стр.
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал»
138.51kb.
1 стр.