Главная
страница 1

УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ НА БАЗЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Э.В.Астафьев, Д.Б.Желтышев, Э.П.Макаров

Уральский государственный технический университет, Екатеринбург

Тел./факс: (3432) 74-50-75, e-mail: cnit@ustu.ru


Разработана контролируемая виртуальная информационно-образовательная среда (ИОС) с двухуровневой иерархической структурой на базе Образовательной Интернет-сети учебного подразделения и Корпоративной сети университета. Аппаратно-программный комплекс "Образовательная Интернет-сеть" (ОИС) реализует основные функции управления ИОС на базе Интернет-технологий. Образовательная Интернет-сеть удовлетворяет основным конструктивным требованиям дидактики: личностная ориентация; контроль за информационной и коммуникативной инфраструктурой предметно-образовательной среды. Проект реализован в Зале Интернет Уральского государственного технического университета (УГТУ).

Распространение в системе образования Интернет-технологий в качестве средства дистанционного обучения предъявляет определенные конструктивные требования к ИОС университета. Одним из требований дидактики к ИОС является поддержка контролируемой личностно-ориентируемой предметно-образовательной среды. Контроль за информационной и коммуникативной инфраструктурой виртуальной ИОС может быть достигнут на основе перехода к многоуровневым иерархическим структурам научно-образовательных сетей и управления Интернет-технологиями.

В УГТУ разработана технология создания и эффективного применения в дистанционном обучении контролируемой виртуальной информационно-образовательной среды с двухуровневой иерархической структурой на базе Образовательной Интернет-сети и Корпоративной сети университета. В основе данной технологии достижение следующих целей: персональная самоорганизация преподавателя и студента в процессе образовательной деятельности в соответствии с образовательными стандартами на основе дистанционных форм; контроль за предметно-образовательной, коммуникативной средой, действиями учащегося и преподавателя; создание персональных интеллектуальных информационных ресурсов; интеграция в единое информационное академическое пространство университета и Интернет; развитие коммуникабельности и активного сотрудничества в виртуальных академических сообществах.

Образовательная Интернет-сеть включает следующие основные компоненты: обслуживающий сервер доступа в Интернет под управлением ОС Linux c "клиентом" в среде графического интерфейса X-Window; комплекс инструментальных программных средств для управления Интернет-технологиями через Web-интерфейс с рабочего места пользователя.

Программное обеспечение обслуживающего сервера включает: средства поддержки стандартных сетевых протоколов обмена информацией TCP/IP, DHCP, SMB; сервисы (общие и личные пользовательские настройки, электронная почта POP3, SMTP); сервер персональных страниц с автономным администрированием на основе Web-сервера Apache; сервер авторизации доступа на основе РСУБД MySQL; коммуникационный пакет Netscape Communicator версии 4.61 и выше.

Комплекс программных средств для управления Интернет-технологиями включает модули ядра системы и сервисные модули. Модули ядра системы включают: "Авторизация" (в ОИС реализована единая унифицированная авторизация доступа на основе предварительной регистрации); "Управление доступом к информационным ресурсам"; "Контроль и учет действий пользователя" (протоколирование, накопление статистики и аналитическая обработка информации). Сервисные модули включают: "Сетевые службы" (Персональные страницы, Электронная почта); "Аналитическая информация" (количественные характеристики поведения пользователя в процессе сеанса работы в Интернет); "Расчеты с пользователем" (платные образовательные услуги). Все модули функционируют с единой информационной базой.

Контроль и учет действий пользователя в информационном пространстве Интернет (цензура, протоколирование навигации) реализуется модулем "Управление доступом к информационным ресурсам" на базе межсетевого экрана и включает фильтры трех уровней: транспортного, сетевого и прикладного. Фильтр транспортного уровня позволяет управлять (ограничивать) доступ к хостам. Фильтр сетевого уровня ограничивает доступ к определенным службам Интернет (допустимые протоколы обмена информацией). Фильтр прикладного уровня ограничивает действия пользователя с определенными ресурсами и выполняет функции обеспечения информационной безопасности.

В ОИС реализовано двухуровневое иерархическое администрирование обслуживающего сервера доступа в Интернет: распределенное с рабочего места "клиента" (создание и редактирование персонального информационного рабочего пространства, домашней страницы, виртуальные академические сообщества, смена личного пароля и просмотр статистики); централизованное (создание, удаление и редактирование "профилей" групп и индивидуальных пользователей, получение общей статистики по системе, поиск пользователей по критериям), интерактивная помощь;



Структурирование ИОС на несколько иерархических уровней открывает перспективы применения сетей Интернет в инженерном и естественнонаучном образовании в качестве средства обучения.

Проект контролируемой виртуальной ИОС на основе Образовательной Интернет-сети и Корпоративной сети реализован в Зале Интернет УГТУ. Информация о данном проекте представлена на Web-сайте Зала Интернет http://iacctss.ustu.ru.


Смотрите также:
Управление корпоративной информационно-образовательной средой на базе интернет-технологий
37.13kb.
1 стр.
Статья раскрывает проблему проектирования новой образовательной среды обучения, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях в условиях применения Интернет, Web-технологий, гипертекста
104.1kb.
1 стр.
Интернет и домашнее задание: за и против
64.52kb.
1 стр.
Программный комплекс информационно-образовательной среды
40.91kb.
1 стр.
На создание виртуального тура по соловецкому архипелагу
313.65kb.
1 стр.
Лабораторная работа №1 Знакомство со средой программирования Turbo Pascal
92.02kb.
1 стр.
Использование икт в учебно-воспитательном процессе
93.15kb.
1 стр.
Возможности использования интернет-технологий в преподавании страноведения Германии
141.28kb.
1 стр.
Роль инновационных технологий в корпоративной культуре учреждения бизнес-образования
44.1kb.
1 стр.
Актуальность использования информационно коммуникационых технологий в сфере
679.66kb.
4 стр.
Информационно-аналитическое управление Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан
47.95kb.
1 стр.
Перечень автономных учреждений Архангельской области
75.94kb.
1 стр.