Главная
страница 1

Практическое занятие. Теории взаимосвязи обучения и развития.

Задание по занятию. Сделать краткий конспект текста. Ответить на вопросы к занятию (письменно).

Первая теория: между обучением и развитием отсутствует связь


Согласно первой точке зрения, высказанной известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемой его школой, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае "идет в хвосте развития", оно как бы надстраивается над созреванием.
          Таким образом, первая теория имеет своим основным положением идею о независимости детского развития от процессов обучения. Согласно этой теории, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния. По мнению Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии независимо от процесса обучения. Более того, обучение обусловлено уровнем развития человека. "Развитие создает возможности - обучение их реализует".       Некоторая часть современных отечественных и зарубежных детских психологов и педагогов придерживаются позиций данной теории. Многие полагают, что за такими позициями стоит сама педагогическая жизнь, многолетняя устоявшаяся практика образования, ведь этой психологический теории соответствует знаменитый дидактический принцип - принцип доступности (согласно ему, как известно, ребенка можно и нужно учить лишь тому, что он "может понять", для чего у него уже созрели определенные познавательные способности). Первая теория, естественно, не признает развивающего обучения, - это теоретическое обоснование практики образования в принципе исключает какие-либо возможности проявления такого обучения.

Вторая теория: обучение и развитие - тождественные процессы


Согласно второй точке зрения, обучение и развитие - тождественны (У. Джемс, Э. Торндайк и др.). Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика.    Таким образом, вторая теория придерживается той точки зрения, что обучение и есть развитие, что первое полностью сливается с детским развитием, когда каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии (при этом развитие сводится в основном к накоплению всевозможных привычек). Таким образом, любое обучение является развивающим, так как, например, обучение детей каким-либо грамматическим знаниям уже приводит к развитию у них ценных умственных действий (привычек). Эта точка зрения очень удобна для практиков, поскольку она оправдывает любые действия педагогов (учителей, методистов и др.).
Нужно иметь в виду, что учителя и методисты, опирающиеся в своей работе по преимуществу на практической опыт, могут быть сторонниками именно такой теории, не требующей проведения достаточно сложных процедур по различению процессов "обучения" и процессов "развития" (а они порой действительно трудно различимы).

Третья теория: между обучением и развитием существует тесная связь


Третья теория пытается объединить первые две (К. Коффка). Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования.
С одной стороны, развитие мыслится как процесс, от обучения независимый. С другой стороны, само обучение, в котором ребенок приобретает новые формы поведения, рассматривается как тождественное развитию. Согласно третьей теории, развитие (созревание) подготавливает и делает возможным обучение, а последнее как бы стимулирует и продвигает вперед развитие (созревание).
          Вместе с тем, согласно этой теории, "развитие всегда оказывается более широким кругом, чем обучение... Ребенок научился производить какую-либо операцию. Тем самым он усвоил какой-то структурный принцип, сфера приложения которого шире, чем только операции того типа, на котором это принцип был усвоен. Следовательно, совершая шаг в обучении, ребенок продвигается в развитии на два шага, т.е. обучение и развитие не совпадают".
          Эти теории о соотношении обучения и развития в некоторой модификации существуют и в современной психологии, имея за собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера. Каждая из них (особенно первая и третья) имеет своих сторонников.

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.



 

Задания для групп.



Задание для группы 1.

  1. Приведите аргументы в пользу различных позиций по отношению к взаимосвязи развития и обучения.


Задание для группы 2.

  1. Согласны ли вы с утверждением: «Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности». Приведите доводы, подтверждающие вашу точку зрения.



Задание для группы 3.

  1. Считаете ли вы необходимым из факта существования возрастной психологии выделять в общей теории обучения возрастную дидактику? Предложите 2-3 ключевых положения такой дидактики.



Задание для группы 4.

  1. Кандидат психологических наук А.М.Кушнир заметил:

«Из теории Выготского вытекли три основополагающие идеи, на которых базируется современная школа. В практическом исполнении эти три кита обеспечили на протяжении значительного отрезка времени глобальную инфантилизацию всего детского населения страны. Это:

  1. ребенок должен находиться в «зоне», где «не может сам, но может с помощью учителя». Отсюда иждивение.

  2. Ведущими видами деятельности декларируются игра, общение, учение. Нет продуктивности, когда человек привыкает делать что-то полезное. Это технология инфантилизации.

  3. Говорят, хватит эмпирики в школе, давайте строить обучение на теоретическом содержании. В результате – отрыв от жизни, производства, мира в целом.

Это направление обеспечило огромную армию 25-летних инфантилов, которые и в 25 лет остались детьми.

Поддержите или опровергните высказанные А.М.Кушниром суждения.


Смотрите также:
Практическое занятие. Теории взаимосвязи обучения и развития
45.66kb.
1 стр.
Занятие 2 Учение Дарвина. Этапы развития эволюционной теории Борьба за существование внутривидовая
49.71kb.
1 стр.
Методика развития мышления на уроках биологии и географии.
74.03kb.
1 стр.
Занятие 12 Практическое занятие 12. Создание электронных форм
87.88kb.
1 стр.
Занятие. Йод, история открытия. Йод в природе, его свойства. Практическое занятие "Иод и его свойства"
30.66kb.
1 стр.
Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности
526.45kb.
6 стр.
Семинар «Введение в специальность»
447.87kb.
3 стр.
Рабочая программа введение к дисциплине Модуль Морфо-физиология и конституция лошадей Цель и задачи модуля Тема Состояние и перспективы развития коневодства в России Практическое занятие Стати тела лошади, масти и отметины
18.76kb.
1 стр.
Занятие с использованием икт по экологии в подготовительной группе
35.83kb.
1 стр.
Занятие по отработке плана эвакуации учащихся и сотрудников данного учреждения
9.69kb.
1 стр.
Семинар «Введение в специальность»
600.69kb.
4 стр.
Учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей, форм и технологий обучения / И. В. Алексеева, И. П. Беляева, В. А. Полупанова. 2-е изд., испр и доп. Владивосток : Изд-во тгэу, 2008. 102 с
1300.34kb.
12 стр.