Главная
страница 1
КВМ среди учащихся 4 классов.

Пояснительная записка: КВМ проводился среди учащихся 4 классов в рамках недели математики в начальной школе.

Цель: Расширить знания детей, развивать любознательность, умение сотрудничать и добывать информацию.

Оборудование: макет волшебных часов, плакаты с системами исчисления Египта, Рима, Вавилона, Руси; карточки, имитирующие глиняные дощечки, бересту, папирусы с заданиями для команд; «лабиринты», смайлики; музыкальное сопровождение.

  1. «Путешествие в историю математики».

Садимся в машину времени со словами:

Черная стрелка обходит циферблат.

Быстро как белки колесики стучат.

В каждой минутке по 60 секунд.

Бегут, бегут минутки и песенки поют.

И 1, и 2, и 3

  1. «Из истории Египетской системы исчисления». Куда это мы с вами попали? Мы с вами оказались в Египте. О математике древнего Египта ученые узнали из двух папирусов, которым более 2 тыс. лет. Один из них хранится в Лондонском музее, а другой в Московском. Они длиной приблизительно по 5м, а шириной 10 и 30 см. Цифры египтяне обозначали так:

1 - (палочка),

10 - (дуга)

100 – (веревка)

1.000 - (цветок лотоса)

10.000 - (согнутый палец)

100.000 - (лягушка)

1.000.000 - (восхищенный человек)

Давайте попробуем вместе записать год в котором мы живем:


1 конкурс:

Каждой команде дается число нужно записать его на папирусе и сдать членам жюри.



Задание болельщикам: кто больше назовет достопримечательности Египта (пирамиды, сфинкс, фараоны, храмы Луксора, храмы Корнака, Каир)



  1. «Из истории Римской системы исчисления».

Мы попали в Рим в то время, когда был расцвет культуры, наук. Римская империя ведет войны. В это время живет Архимед. У римлян была своя система исчисления.

  1. I, 5 – V, 10 – X, 50 - L, 100 – C, 500 – D, 1.000 - M

2 конкурс: переместить в примерах палочки так, чтобы равенство осталось верным:

IV + II = VI ( например V + II = VII) IX – I = VIII (например X – II =VIII)



Задание болельщикам: кто больше приведет примеров, где сегодня используется римская нумерация? (циферблат часов, главы в книгах, в условии задач, нумеруют века, нумерация королей и т.д.)
Вавилонская система исчесления

Математические записи они делали на глиняных дощечках. Письмо называлось клинописью. Таких дощечек сохранилось очень много. До нас дошла их 60 –тиричная система исчисления.



image5395
3 конкурс: расшифруй записи в дощечках.

  • Из похода воин пригнал (52) быка и (38) коз. Теперь у него стадо в (90) голов.

  • Воин в походе взял в плен (44) рабов. По дороге умерло (17) рабов. До Вавилона дошёл (27) раб.

  • Вавилонский царь в начале военного похода имел (80) легионов. Он потерял (35) легионов, но пришел с победой и привел живыми (45) легионов.

  • Землепашец собрал (93) корзины фиников. (72) корзины фиников он обменял на (2) волов. У землепашца осталась (21) корзина.

  • Воин в походе взял в плен (48) рабов. По дороге умерло (17) рабов. До Вавилона дошёл (31) раб.

  • Вавилонский царь в начале военного похода имел (80) легионов. Он потерял (35) легионов, но пришел с победой и привел живыми (45) легионов.

  • Землепашец собрал (93) корзины фиников. (72) корзины фиников он обменял на (2) волов. У землепашца осталась (21) корзина. Вавилония (сегодня Ирак) крупное рабовладельческое государство. Оно вело захватнические войны, брали в плен людей, скот, забирали богатства.


Задание болельщикам: Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?
(Решение: Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин, перевезши козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Вслед затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно).


  1. «Из истории системы исчисления Руси».

В древней Руси использовался алфавит «Кириллица». Для обозначения цифр использовались буквы. Над буквой, обозначающей цифру, ставился специальный знак - "титло" (отсюда - число). Славянская система счисления сохранилась в богослужебных книгах. Алфавитная система счисления была распространена у древних армян, грузин, греков (ионическая система счисления), арабов, евреев и других народов Ближнего Востока.

4 конкурс. Расшифруй запись.

  • Слово мыслите добро (244)

  • твердо люди есть (335)

  • цы наш земля (957)

Задание болельщикам: записать свое имя с помощью чисел.


  1. Сегодня выполнять вычисления нам помогает техника.

Главной её задачей является передача информации. С этой ролью великолепно справляется Интернет. Сегодня Интернет вошел почти в каждый дом, о нем знают даже дошколята. Совсем недавно о всемирной информационной «паутине» говорили как о каком-то фантастическом проекте.Вот вы знаете, как появился Интернет? (рассказ подготовленных детей)

Оказывается, все началось с того, что тридцать лет назад работники Министерства обороны США поручили своим ученым сделать очень надежную систему обмена данными, то есть всевозможными документами. Вот с этого и начался Интернет.

Тогда Интернет состоял из компьютеров (они назывались серверами), которые были связаны между собой проводами. Каждый из этих компьютеров не был главным и не руководил всей системой, потому что все они как бы самостоятельно «договаривались» между собой. И когда нужно было передавать информацию, то компьютер самостоятельно находил для нее «путь».

Что такое информация и «путь» информации?



Сценка: Представьте себе: встречаются два приятеля.

— Привет! — говорит один, — Как хорошо, что я тебя встретил!

— Привет! — отвечает второй, — А что случилось?

— Да понимаешь, — говорит первый, — я задания по математике не записал. Поможешь?

— Конечно, — отвечает второй, достает из ранца дневник и зачитывает номера заданий, которые первый мальчишка не записал, — задача № 52 и пример № 49.

Давайте поиграем в игру «Обменяйся информацией и составь текст».

Перед нами стол, на котором лежа три конверта. В каждом конверте текст одного предложения. Каждая команда может взять только один конверт. Затем вы должны составить из слов предложение, содержащееся в конверте. Другой игрок команды запишет это предложение на листе бумаги. Далее нужно будет передать свой конверт игрокам другой команды и получить у них их конверт. Следующий этап игры похож на предыдущий. Теперь вы должны получить информацию из полученного конверта и записать ее. И снова обменяться конвертами с информацией. В результате обмена информацией у вас на листке появится 3 предложения. Теперь эту информацию нужно обработать; составить из предложений связный текст – задачу и решить её. Та команда, которой удастся раньше других выполнить все задание, побеждает. Примерный текст:



«Петя проходит 6 уровней электронной игры за 42 минут. Грише требуется для этого 54 мин. Кто играет быстрее и на сколько?».


  1. Теперь поговорим о «пути», по которому движется информация.

Этот «путь» можно сравнить с тем путем, который вы выбираете, если хотите передать записку своему другу, который сидит от вас далеко. Если передать через Эдику, он начнет расспрашивать, что это ты там написал, но передаст обязательно. Если передать через Валерке, он ни о чем не спросит, но обязательно всем в классе расскажет об этой записке и будет хвалиться, что именно он передал. Вот ты и думаешь, кого же выбрать — Эдик или Валерке?.. Валерке или Эдику?.. Вот вы и выбираете лучший «путь», по которому информация ваша до Витьки доберется. Так и компьютеры выбирают тот лучший «путь», по которому информация до места назначения доберется, то есть туда, где ее ждут, до того же, например, Витьки.
Поиграем в игру, которая покажет вам, как может проходить информация, если вы ей зададите свой путь. «Лабиринт»

«Помочь герою найти кратчайший путь в противоположный угол шахматной доски. Он может двигаться в любом направлении, но наступать только на поля с теми числами, сумма которых равна 5, 8 или 13»

40

58

67

76

85

94

39

44

14

41

23

32

83

68

57

76

35

44

53

45

36

50

86

32

25

32

52

16

49

20

22

58

23

77

88

53

46

30

41

55

41

99

67

33

65

40

94

11

28

14

48

54

62

60

18

17




42

85

76

51

23

44

82

ответ

40

58

67

76

85

94

39

44

14

41

23

32

83

68

57

76

35

44

53

45

36

50

86

32

25

32

52

16

49

20

22

58

23

77

88

53

46

30

41

55

41

99

67

33

65

40

94

11

28

14

48

54

62

60

18

17




42

85

76

51

23

44

82



  1. Как же дальше развивался Интернет? Через какое-то время, к Интернету (его еще иногда называют просто — сеть) присоединились разные исследовательские центры и высшие учебные заведения Америки. Профессора и студенты этих учебных заведений стали разрабатывать Интернет еще больше и внедрять новые технологии...

Тогда еще не было ни персональных компьютеров, ни тем более нашей с вами любимой мышки. Люди работали с огромными машинами (они, правда, не были похожи на машины и, а скорее, на огромные шкафы во всю комнату). Интернет стал все больше развиваться и скоро распространился по всему миру.

Стали появляться разные новые услуги — электронная почта (e-mail), конференции — группы новостей (usenet) и так далее.

Появились первые персональные компьютеры, маленькие и очень удобные, а главное — недорогие, и многие люди сразу смогли пользоваться Интернетом.

Но таким, как сейчас, Интернет стал благодаря специалистам из Европы. В европейском научно-исследовательском центре в начале девяностых годов была как раз и разработана «Всемирная паутина», или, как его еще называют, WWWвы эти буквы часто встречаете.

Вот с этого времени и начала очень быстро расти Всемирная Сеть Интернет. А кстати, знаете, как мы с вами называемся? Отгадайте: Пользователями! И знаете, почему? Потому что компьютером и Интернетом пользуемся!

Игра со зрителями: назовите операции, которые можно выполнять с помощью компьютера и Интернета?


  • Послать письмо

  • Скачать информацию

  • Найти друзей

  • Играть в игры с друзьями, живущими на другой части планеты

  • Рекламировать товар

  • Сходить в библиотеку, музей, кино

  • Создать свой сайт (блог)

Учитель: Ребята, сегодня за победы в конкурсах вам выдают Смайлики. А что это такое? «Смайлики» (или «смайлы») — это специальные знаки, которые существуют в Интернете. Эти слова произошли от английского слова smile — улыбка. Он тоже появился, благодаря Интернету. Появились эти знаки потому, что люди захотели выражать свои эмоции и в Интернете.

Эмоции это когда люди плачут, смеются или шутят. В жизни эмоции выразить просто, сами знаете. Например, вы шутите, и ваши друзья прекрасно понимают, что вы шутите. А как быть в Интернете, где люди друг друга не видят? Как, например, показать людям, которых ты не видишь, что ты пошутил? Вот для этого и были придуманы эти специальные знаки.

Составляются смайлики из обычных знаков препинания (запятые, точки, кавычки и другие знаки), которые легко найти на клавиатуре. Вот из них и составляются смайлики.

Устроим конкурс на знание смайликов из знаков препинания.



Основные смайлики

:-) Улыбаюсь, шучу.

;-) Улыбаюсь и подмигиваю.

:-( Хмурое лицо.

:-I Лицо, которое ничего не выражает. Насмешливое лицо.

:-О Удивленное лицо.



Голова, рот, улыбка

:-) Улыбка, шутка.

:-i Полуулыбка.

:-7 Кривая улыбка,

:-х Рот на замке.

:-с Ленивая улыбка.

(:-) Большая улыбка.

3:J Ласковая улыбка.

3:[ Не очень ласковая улыбка.

Состояние и действия человека

8-J Встревоженный человек.

:-& Смутившийся человек.

:( Опечаленный человек.

:'-( Плачуший человек.

:-е Разочарованный человек.

:-t Злой, раздраженный человек.

/-О Зевающий человек.

А теперь подведем итоги: кто набрал больше всех смайликов – тот и победил.

Используемые источники:



  • dic.academic.ru ЦИФРЫ И СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

  • ru.wikipedia.org система исчисления

  • Сухин И. Г. Занимательные материалы: начальная школа. Изд.: ВАКО, 2005г.


Смотрите также:
Пояснительная записка : квм проводился среди учащихся 4 классов в рамках недели математики в начальной школе. Цель
117.51kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 6 классов по теме: «Разговор цветов на зимнем подоконнике»
88.63kb.
1 стр.
Название: Интеллектуальная викторина
22.44kb.
1 стр.
Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики 8 «А», 8 «Б» 8 «В», классы 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
156.71kb.
1 стр.
Декабря 2012 года в школе были проведены соревнования по лыжным гонкам среди 5-9 классов в рамках школьной спортивной лиги. 15/12/2012
113.85kb.
1 стр.
Программа воспитательной работы
223.49kb.
1 стр.
Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе
31.41kb.
1 стр.
Пояснительная записка Предлагаемая программа отражает один из возможных
440.35kb.
3 стр.
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс истории для 5-х классов
187.11kb.
1 стр.
Пояснительная записка Согласно Концепции модернизации школьного математического образования одной из главных задач обучения математике является интеллектуальное развитие учащихся, формирование у них качеств мышления
138.69kb.
1 стр.
Программа экологического развития учащихся 1 4 классов в рамках фгос ноо срок реализации программы 4 года
430.9kb.
5 стр.
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»
82.29kb.
1 стр.