Главная
страница 1
Клубный час.

«Путешествие в зимний лес»

Воспитатель : Лучкова О.В.

МОУ СОШ №2



Цель: Закрепить с детьми название зимних месяцев, закрепить знания детей о зимних приметах, познакомить детей с особенностями образа жизни диких животных в зимнее время года, учить детей распознавать следы животных. Развивать логическое мышление, память, речь детей.

Оборудование: картинки с изображением 3 х. белых коней, диких животных (белка, ёж, заяц, лиса, медведь, волк), картинка с изображением зимнего леса, картинка с изображением следов животных на снегу, компьютер, диск.

1.Орг. момент. учитель: Руки подняли и помахали. Дети: Это деревья шумят. Учитель: В стороны руки и помахали. Дети: Это к нам птицы летят. Учитель: Быстро присели, руки сложили. Дети: В норке зверюшки сидят. Учитель: Встали и тихо за парты все сели. Дети: Дети учиться хотят.

Ребята, под звуки бубенцов и скрип саней к нам в гости мчатся 3 белых коня.(звукозапись) . Они олицетворяют нашу русскую зиму.

Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет,

А против мёрзлого окна,

дыханьем дедушки Мороза

в парчу и жемчуг убрана, стоит кудрявая берёза…

С. Дрожжин.

Как вы думаете , почему три белых коня? Что они обозначают? (три зимних месяца)

Назовите зимние месяца.

По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко – низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.

А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжёлыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата. Иногда даже вскрываются реки. Но зима не отступает от своего законного месяца. Вот – вот расщедрится она на пушистые снега да на морозцы.

Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0 – замерзают водоёмы, прочным снеговым покровом покрывается земля.

Зимой солнце низко поднимается на небе. Дни короткие и холодные.

Январь – самый суровый из всех месяцев. Мороз рисует причудливые узоры на стёклах, всё покрыто снегом, лес стоит в сугробах.

К концу января заметно прибавиться день. Солнышко дольше светит и пригревает землю. В солнечные морозные дни можно увидеть на снегу тёмные пятна, а с крыш свисают первые маленькие прозрачные сосульки.

Февраль – самый снежный месяц. Сильные метели и вьюги бывают в этом месяце. Солнце с каждым днём поднимается всё выше, ярче светит, больше греет.

Ребята, а вы знаете какие нибудь приметы, по которым можно например определить какая погода будет летом, или каким будет день?

Зима морозная – лето жаркое.

Зима снежная – лето дождливое

Дым столбом – к морозу.

Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.

А теперь на этих трёх конях мы с вами отправимся в зимний лес.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

С. Есенин.

Ну вот мы и в лесу.

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. На поляне особняком красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – пышная снежная шапка.

Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

Пороша рассказывает о событиях в зимнем лису. На лесной поляне вьётся след лисицы. Проскакал беляк. Зайчишка притулился под ёлкой.

Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры – блёстки.

Хорош лес в зимнем уборе!

Физминутка «За дровами мы идём»

За дровами мы идём

И пилу с собой несём

(ходьба)


Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Что бы печку протопить,

много надо напилить.

(дети делают движения, повторяющие движения пильщиков)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.

(дети делают движения, словно колют дрова.)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём.

(наклоны)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда.

(дети садятся)

А как вы думаете, каких животных мы увидим в зимнем лесу? И для этого вы должны отгадать загадки.

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

от беды уносит ноги…

ну –ка, быстро отгадай –ка,

как зверёк зовётся?...

(зайка)


Заяц -беляк живёт в лесу — это лесной заяц. Днём беляк спит, а ночью выходит на кормёжку. Зимой он питается корой молодых осинок, ив и берёз.

Заяц-беляк легко передвигается по глубокому снегу. Ноги его к зиме обрастают шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатая шерсть. Зайцу тепло, да и удержаться на снегу легче: нога становится шире, как будто беляк надел лыжи.

Заяц-русак живёт в полях и степях. Он тоже отправляется на кормёжку ночью, раскапывает снег на озимых. Когда поля покроет глубокий снег и русак не может добраться до озими, он начинает бегать на огороды — грызть кочерыжки. Если их нет, скачет к стогам сена. Он бегает также в сады, где обгрызает кору молодых яблонь. Русаки приносят садам большой вред. Днём русак спит в ямке на лугу или в поле, Часто он забивается и под сугроб снега. У зайцев (русаков и беляков) много врагов охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Зайцев спасает их способность быстро бегать. Шкурки зайцев тёплые, лёгкие, но не очень прочная.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу В дупле на старом дубе орешки я грызу. (белка)



Зимой белка живёт в дуплах или гнёздах. Подготовляя дупло для жилья, белка устраивает в нём толстую подстилку из сухой травы, мха и шерстинок. Когда нет подходящего дупла, белка устраивает гнездо около вершины ели или других хвойных деревьев. Гнездо крупное, сделано из прутьев и мха. Внутри гнезда тёплая подстилка. Выход из гнезда — лазейку — белочка закрывает мхом или пучком сухой травы. В гнезде очень тепло. Оно так плотно сложено, что зимой даже во время отсутствия белки в нём сохраняется тепло. Несмотря на свою тёплую шубку, белка зимой в сильные морозы совсем не выходит из гнезда. Обычно же она выходит около двух часов. Потом снова прячется в гнездо. При тёплой погоде зверёк на кормёжке задерживается дольше и больше прыгает. Питается белка семенами еловых шишек и запасами кормов, заготовленных с лета и осени. У белки красивый и теплый мех. Рыжая, с пушистым хвостом, Живёт в лесу под кустом. (лиса)

Лисица у нас водится и на полях, и на болотах, и в лесах, и в перелесках. Густая, пушистая шубка предохраняет лисицу от самых трескучих морозов. Ноги лисицы к зиме сплошь обрастают густой шерстью, наружу торчат только кончики пальцев. Лисица зимой как бы в валенках, и ног её не зябнут даже в сильные морозы. След у лисицы ровный, лапка в лапку, словно выведенный по нитке. И всё-таки зима — самое тяжёлое время для лисицы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится лисице рыскать по полю, чтобы насытиться, ей нужно поймать много мышей . Слух у лисицы отличный. Она за много метров слышит, как под снегом пищат мыши. Опустив низко голову, она бежит по полю, прислушиваясь, не пискнет ли мышь под снегом. Во что-то ей послышалось! Лисица останавливается, прислушивается, затем делает бросок в снег и хватает добычу. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы, поэтому часто им удаётся убежать от её преследования. На овчарку он похож, Что ни зуб – то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк)

Волки водятся почти во всех краях нашей страны. Они хорошо переносят и сильные морозы, и жару.

Волк — опасный хищник. Летом он нападает на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи гнёзда на земле, поедает яйца, Птенцов, птиц. Часто волки нападают на домашних животных.

Летом волк сыт, а зимой почти всегда голоден. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу.

Зимой волки живут стаями. Обыкновенно в стае бывает 10—12 волков. Волчьи стаи рыщут по полям и дорогам, ищут добычу. Животным трудно спастись от преследования волчьей стаи.

В поисках пищи волки пробегают очень большие расстояния. Недаром народ сложил поговорку «Волка ноги кормят». И всё же зимой волки почти всегда голодны.

Злые голодные волки ведут очень смело. Они забегают в деревни, забираются в овчарни и птичники, нападают на дворовых собак.

А какие изменения во внешнем виде произошли у животных? Почему?

Каких животных мы не увидим в зимнем лесу? Отгадайте загадки.

Колючий клубочек

Под ёлкой лежит.

Взять пожелаешь-

Вмиг убежит

(ёж)

Он в берлоге спит зимой



Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

(медведь)



Почему?

В берлоге, занесённой толстым слоем снега, медведь спокойно спит всю зиму. Сон его чуток: при шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу. Напрасно было бы искать зимой медвежьи следы. Медведь недаром залегает в берлоге ещё до снега. Для него было бы гораздо опасней, если бы он стал делать это позднее. Ведь по следам было вы легко отыскать его берлогу. Исключение составляет так называемый медведь-шатун, который зимой бродит по лесу и долго не может найти себе покоя. Большей частью это медведи, выгнанные из берлоги и нагулявшие мало жира. Во всяком случае, шатуны встречаются очень редко.

Давайте теперь внимательно посмотрим на снег вокруг нас, что же мы увидим.

На снегу следы – как книжка.

Куропатка, горностай,

Волк, сохатый, даже мышка –

Пишут все. А ты читай!

В. Головин

Давайте внимательно к ним приглядимся, может, и узнаем следы, каких нибудь животных. Рассматривание следов, определение детьми ( при помощи взрослого), какому животному они принадлежат.

Ну вот наше путешествие в зимний лес подошло к концу, мы возвращаемся в школу.

«Отправляемся в дорогу»

Мы трудились очень много,

Отправляемся в дорогу.

(ходьба на месте)

Побывали тут и там,

Погляди по сторонам

(поворот корпусом)

Нам на встречу скачет зайка,

(прыжки)

В небе кружат птицы.

(дети машут руками)

Но пора вернуться в школу,

Надо нам учиться.

(дети садятся)

Ну вот мы и в школе, а что же у нас за окном? Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Николай Некрасов .

Итог занятия. Понравилось ли вам наше путешествие? Что нового вы узнали?

Литература: В.И. Ковалько «Младшие школьники после уроков»

Е.М. Елизарова «Калейдоскоп увлекательных мероприятий»



С.Водчица «С любовью к природе»


Смотрите также:
Цель: Закрепить с детьми название зимних месяцев, закрепить знания детей о зимних приметах, познакомить детей с особенностями образа жизни диких животных в зимнее время года, учить детей распознавать следы животных
91.15kb.
1 стр.
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старших групп «Путешествие письма»
53.46kb.
1 стр.
Занятие по экологии в бассейне «Праздник Нептуна»
42.04kb.
1 стр.
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
34.65kb.
1 стр.
Название компонентов сложения: слагаемые, сумма Цель
68.97kb.
1 стр.
Цель: овладение представлением о странах и городах, в которых проводились зимние и летние Олимпийские игры. Задачи
181.57kb.
1 стр.
Класс: Тип урока: построения системы знаний. Технологическая карта урока Тема Зима покой природы. Цели Образовательные
60.04kb.
1 стр.
Флора и фауна заповедника
146.34kb.
1 стр.
Цель: Сформировать у школьников представление о зимних XXII олимпийских играх и XI паралимпийских зимних играх
62.65kb.
1 стр.
Конспект занятия по коммуникации в средней группе на тему"Зимующие птицы"
47.9kb.
1 стр.
Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста
33.9kb.
1 стр.
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Песни войны»
78.36kb.
1 стр.