Главная
страница 1

МОУ «Керчевская средняя общеобразовательная школа»




Урок окружающего мира.

3 класс

система Л.В.Занкова.



Тема: Луг – природное сообщество.

Цель: помочь ученикам установить тесную взаимосвязь между компонентами природного сообщества.

учитель Чистина Т.А.

высшая категория

2010 г.


Задачи:

- познакомить с природным сообществом «луг»,

- способствовать развитию у учеников учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, общеучебных компетенций,

- воспитывать потребность бережного отношения к окружающему миру.


Место урока в системе уроков по данной теме.

Урок по теме «Луг – природное сообщество» включён в тему «Природные сообщества Залесской земли», призванной познакомить учеников с тем окружением, в котором начинал жить древнерусский человек. Эта тема даёт благодатную почву для занятия с детьми проектной деятельностью, которая способствует освоению новых знаний, умению выполнять частично поисковую деятельность, созданию определённого продукта, использованию результатов своего труда на практике, т. е. имеет деятельностный подход, который лежит в основе нового Федерального Государственного образовательного стандарта. В соответствии со Стандартом цель и основной результат образования составляет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и усвоения мира. Система Л.В.Занкова способна осуществлять компетентностный подход в образовании.

Оборудование и учебные пособия:

- компьютер, экран, проектор, магнитная доска, компьютеры для индивидуальной работы детей,

- мультимедийная презентация с интерактивным плакатом, звукозаписью, изображением луга в разные времена года, электронным тестом,

- карточки для составления схемы на магнитной доске,

- гербарий,

- раздаточный материал ( изображения представителей сообщества, план обсуждения в группах),

- учебник «Мы и окружающий мир» для 3 класса (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков),

- «Методические пояснения к курсу Мы и окружающий мир» 3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков),

- дополнительная литература, энциклопедии, сайты интернета, используемые детьми.
Предварительная работа. Организация проектной деятельности.

Перед учителем стоит задача – познакомить детей с природным сообществом «луг», возникает проблема – Как сделать это интереснее для детей?, решение проблемы очевидно – вовлечь детей в активную деятельность. Далее работа проводилась согласно совместно разработанному плану:

1 этап

Постановка задач перед детьми.



- Нам нужно получить как можно более полное представление о луге, возможно кто-то из вас сможет рассказать одноклассникам о растении, насекомом или млекопитающем, живущих на лугу?

Дети живо откликаются на предложение. Кто-то видел на лугу кузнечика, кого-то заинтересовала телепередача о землеройке, кому-то взрослые говорили о лекарственных и ядовитых растениях.

2 этап

Самостоятельная деятельность по сбору информации в разных источниках.



3 этап

Обработка информации, выделение главного.

4 этап

Подготовка защиты, изготовление наглядности.



5 этап

Предзащита мини-проекта.

6 этап

Защита мини-проектов (на уроке).



7 этап

Взаимооценивание.



Ход урока.


Комментарии:

1. Оргмомент.

2. Психологический настрой, ориентировка на тему урока.

Включить «Полёт шмеля», звуки пчелы.

Слайд 2

Учитель:

- Какие звуки вы услышали?



Дети:

- По-моему летает муха.

- Музыка называется «Полёт шмеля», композитор Римский-Корсаков.

- Звуки ниже чем у мухи, наверное, это пчела.



Учитель:

- Действительно, пчела. Куда она может нас пригласить?



Дети:

- В лес.


- На лугу их больше.

Учитель:

- Луг – естественная среда обитания для пчёл.

Слайд 3 схема на доске

Луг.


(приложение 1)

Музыка создаст психологический настрой (позволит окунуться в эту среду), способствует эстетическому воспитанию, классические произведения призваны расширять кругозор.


Постепенно появляющаяся схема позволит упорядочить материал, активизировать зрительную память.



3. Постановка учебных задач.

Учитель:

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ, побывав на лугу.



Дети:

- Что растёт и кто живёт на лугу? Что?

- Кого на лугу больше? Кто?

- Может ли человек навредить лугу?

- Растут ли на лугу ядовитые растения?

- Я слышал что там растут лекарственные растения.



4. Актуализация знаний.

Учитель:

- Постараемся вместе получить ответы на интересующие нас вопросы. А что такое природное сообщество?



Дети:

- Это в лесу.

- Необязательно, может быть в море.

- В нём все связано.

- В природном сообществе растения и животные помогают друг другу выжить.

- В учебнике написано что это единство живой и неживой природы, сложившееся в определённых условиях.



Учитель:

- Сформулируйте ещё одну задачу урока.



Дети:

- Луг это природное сообщество или нет?

Природное сообщество?


живая неживая



5.Знакомство с новым материалом. Защита индивидуальных мини-проектов «Что растёт на лугу», «Кто живёт на лугу».

Учитель:

- На вопрос что растёт на лугу нам помогут ответить Дима, Ваня, Марина они самостоятельно нашли информацию.

(гербарий)

Слайд 3 - Интерактивный плакат.

- При смене картинок глазами следите за растениями.

Выступления Димы, Вани, Марины.

(приложение 2)
Учитель:

- Посмотрим что ещё можно встретить на лугу, увидите картинку – дружно называйте.

- Тимофеевка – злаковое растение, используется для корма домашних животных.

- Мятлик – злаковое растение, неприхотливое к условиям произрастания, используется в качестве корма для домашних животных.

- Что общего у этих растений?

Дети:

- Их едят животные.

- Это травянистые растения.

Учитель:

- Возможно, вы встречали и другие растения на лугу, а Катя, Максим и Коля сообщат нам кто там живёт.

(приложение 2)

Учитель:

- Как поработали ребята?



Дети:

- Молодцы!

- Интересно!

- Мне Катя больше всех понравилась.

- По-моему, все заслужили пятёрки!

Учитель:

- Ещё на лугу можно встретить (дружно читаем):

- Жаворонок – насекомоядная птица, красивую песнь которой можно услышать ранним летним утром над лугом, а гнездо она строит прямо в траве.

- Канюк – хищная птица. Гнездо устраивает на деревьях в лесу, а вот за добычей прилетает на луг.

- Мы назвали только некоторых представителей луга, но уже можем сделать вывод о том, животные каких групп (классов) преобладают на лугу?

Дети:

- Пчёлы, кузнечики, жуки – это насекомые.

- Ещё есть птицы.

- И млекопитающие.



6. Нахождение связей в сообществе.

Учитель:

- Почему на лугу не живёт медведь?



Дети:

-Ему там негде спрятаться.

- Для него мало пищи.

- Он из другого сообщества.



Учитель:

- Мы ответили на вопросы что и кого можно встретить на лугу, попробуем выяснить: луг – природное сообщество или нет.

- Докажите, что представители сообщества луг связаны друг с другом. Перед вами карточки с изображением растений и животных, постройте цепи питания.

Работа в парах.

Работы учитель проверяет на местах, 2 пары просит озвучить свои цепи питания и обыграть.



Дети:

- Я – червяк, а я – крот , я тебя съем! А я – канюк, я тебя съем!



Учитель:

- А чем питается червяк?



Дети:

- Землёй.



Учитель:

- Если точнее, перегноем из земли.



Дети:

- Клевер – пчела – жаворонок.



Учитель:

- А вы заметили что пчела имеет яркую окраску? Это признак для птиц о том, что она ядовита, не будет жаворонок есть пчелу!



Дети:

- И божьих коровок птицы не едят.



Учитель:

- Какой вывод можно сделать?



Дети:

- Растения и животные на лугу связаны друг с другом.

живая



Учитель:

- Мы установили связи в живой природе луга, зависит ли живая природа от неживой? Пронаблюдаем за изменениями на лугу в разные времена года.



Работа в группах.

Работают 4 группы :



  • луг летом

  • луг осенью

  • луг зимой

  • луг весной

Найти ответы на вопросы:

- Какие изменения происходят в жизни растений, животных? При необходимости воспользуйтесь помощью учебника, с. 135-136.

Отчёты групп.

Слайды 4-7.

- Почему в разные времена года луг выглядит по разному?



Дети:

- Это зависит от разного количества тепла, света и влаги. Изменяется их количество и меняется вид луга.

живая неживая

свет


Учитель: тепло

- Мы доказали что живая природа связана с неживой. (добавить стрелочки-связи)



7. Вывод.

- Обратимся к задачам урока на доске. Какой вывод можно сделать?

Дети:

-Живая и неживая природа луга тесно связаны, следовательно, луг – природное сообщество.



8. Рефлексия.

Учитель:

- Чтобы проверить, достаточно ли хорошо вы сегодня потрудились, предлагаю вам пройти электронный мини-тест. (приложение 3)



Работа за компьютерами.

Слайды 8-17



9. Итог.

Учитель:

- Какие цветы вам удалось собрать при работе с тестом?



Дети:

- Ромашки, колокольчики, васильки.

- А мне один раз чертополох попался.

Учитель:

- Молодцы! Но поэт Т. Собакин просит вас помнить:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.



Дети:

- А ещё может нарушиться природное равновесие.



Учитель:

- Так может ли человек навредить лугу?



10. Домашнее задание.

- Внимательно проработайте статью в учебнике, составьте план, а желающие могут заняться самостоятельным исследованием и разрешить оставшиеся задачи.

- Спасибо.

Планирование деятельности способствует формированию учебно-познавательной компетенции.


Осмысленное воспроизведение ранее изученного формирует общеучебные компетенции.


Работая над мини-проектами, дети находятся в активной познавательной деятельности. Поиск информации в разных источниках развивает информационную компетенцию.

Движущиеся картинки являются упражнениями

для глаз.

Выступление перед аудиторией способствует формированию

коммуникативной компетенции.


Интерактивный плакат позволяет преподнести учебный материал более доступно и понятно, эмоционально воздействует на учеников.

Формирование учебно-познавательной компетенции – способности обобщать.

Умение анализировать, видеть достижения и ошибки формируют компетенцию личностного самосовершенствования.

Формирование общеучебной компетенции – способности воспринимать информацию.

Проблемная ситуация позволяет развивать компетенцию разрешения проблем (уже имеющиеся теоретические знания применяем на практике).

Формирование учебно-познавательной компетенции – способности устанавливать связи.

Приём «лови ошибку» позволяет открывать детям новые знания и объясняет им уже имеющиеся наблюдения.

Формирование учебно-познавательной компетенции – умения делать вывод.

Участвуя в работе команды, сотрудничая, формируем коммуникативную компетенцию.
Формирование общеучебной компетенции – умения работать с учебником, строить ответ согласно плану.

Разрешаем проблемную ситуацию.

Формируем ИКТ-компетенцию, компетенцию личностного самосовершенствования.

Стихотворения способствуют эстетическому воспитанию.

Воспитываем потребность бережного отношения к окружающему миру.

Нацеливаем на дальнейшую активную деятельность.








Смотрите также:
Урок по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг природное сообщество"
121.55kb.
1 стр.
Луг природное сообщество
100.98kb.
1 стр.
«Лес природное сообщество»
145.46kb.
1 стр.
Приложение №1. Растения и животные, населяющие природное сообщество «Сосновый бор»
32.56kb.
1 стр.
Природное сообщество Живая Неживая
46.08kb.
1 стр.
Природное сообщество. Экосистема 5 класс. Введение в биологию с основами экологии
82.43kb.
1 стр.
"Зеленый луг" по территориальному расположению. Старожилы тепло относились к этому названию "зеленый луг"
93.95kb.
1 стр.
Человек и общество. Природное и общественное в человеке
276.38kb.
1 стр.
«Природное и культурное наследие России»
188.98kb.
1 стр.
Вежливый отказ Почему бизнес-сообщество не торопится вкладывать деньги в образование?
47.04kb.
1 стр.
Книги, подаренные библиотеки рфро российский фонд развития образования «Сообщество» рфро
41.37kb.
1 стр.
Королевство дании, федеративная республика германия, греческая республика
1144.81kb.
8 стр.