Главная
страница 1




Словарная работа на уроках русского языка (описание методической разработки)


Описание методической разработки

Название работы: «Словарная работа на уроках русского языка с использованием методики П.С. Тоцкого».
Краткая аннотация: Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной целенаправленной тренировки. Предлагаемая система работы со словарными словами помогает учащимся хорошо запомнить орфографию слова, узнать лексическое значение, научиться использовать слово в речи. В основу данной работы положена методика П.С. Тоцкого, основанная на орфографическом и орфоэпическом проговаривании.
Учебный предмет: русский язык.
Уровень образования школьников: 5-9 классы общеобразовательной школы.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Описание разработки:
Пояснительная записка.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной целенаправленной тренировки. Предлагаемая система работы со словарными словами помогает учащимся хорошо запомнить орфографию слова, узнать лексическое значение, научиться использовать слово в речи.

В основу данной работы положена методика П.С. Тоцкого, основанная на орфографическом и орфоэпическом проговаривании. При орфографическом чтении каждое слово звучит отдельно, произносится чётко, но не распадается на слоги, иначе оно не останется в памяти.

Эта форма работы предполагает включение трёх видов памяти: зрительной, слуховой и артикуляционной. Методика основана на четком проговаривании и запоминании звуков речи.

Но проговаривание слов - это первый этап работы. На втором этапе необходим разговор о каждом отдельно взятом слове; определяется лексическое значение, практическая значимость слова.

Такие уроки словарной работы помогают ученикам решить несколько задач: познавательную (знакомство со словом, его значением, этимологией), практическую (орфография слова, его употребление в речи, овладение нормами литературного русского языка), обогащение словарного запаса через синонимию слов, осуществление межпредметных связей, воспитание привычки определять значение незнакомых слов, собирать другую информацию о слове, пользуясь словарями-справочниками. Данный метод развивает фонематический слух, прививает интерес к родному слову.

Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей, способствует усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

Одно из достоинств данной системы словарной работы – ситуация успеха для ученика.
Программа предполагает систему работы с орфографическим словарём учебника: 1 урок – знакомство со словами; 2 – 15 уроки – проговаривание выученных слов в начале урока; 16 урок – словарный диктант.

Первый урок является основным и самым значимым. Для работы берутся первые 15 слов орфографического словаря учебника (количество слов зависит от возрастных особенностей учащихся). Урок начинается с орфографического проговаривания. Учитель произносит слово орфографически, учащиеся хором повторяют. Целесообразно провести такое проговаривание дважды. Затем идёт работа, которая называется «Эхо»: учитель произносит слово орфоэпически (так, как говорим), учащиеся отвечают орфографически (так, как пишем).

Второй этап урока – работа над лексическим значением слов. Сначала учащиеся пробуют дать толкование слова сами, затем сверяют значение с «Толковым словарём русского языка». Результат учащиеся записывают в специальных тетрадях-словарях. После того, как определено лексическое значение, слово сопровождается определённым заданием или какой-либо познавательной информацией. Такую работу можно проводить, используя рисунки учащихся, на которых изображено значение слова, мини-рассказы о толковании слов, приготовленные заранее и т.д.

На третьем этапе учащиеся снова дважды вместе с учителем проговаривают слова: сначала орфографически, затем учитель говорит слово орфоэпически, учащиеся отвечают орфографически. В качестве закрепления можно использовать кроссворд, написание мини-рассказов, распределение слов на определённые группы по каким-либо признакам (если это возможно) и т.д.

Домашнее задание: выучить лексическое значение словарных слов.

Работа с данными словами продолжается на последующих уроках русского языка, каждый из которых начинается с проговаривания. Сначала оно орфографическое (учитель проговаривает - ученики хором повторяют) ; затем учитель произносит слово орфоэпически, а ученики отвечают орфографически; повторяется лексическое значение слов. Такая работа занимает 4-5 минут начала урока, после чего идет обычная работа по изучению программного материала.

После нескольких проговариваний можно писать словарный диктант, который включает в себя не только слова, которые проговаривались, но и обозначение лексического значения слов, указанных учителем.

Вся дальнейшая работа с орфографическим словарём учебника проходит по рассказанной схеме (то есть, после написания словарного диктанта, начинается работа над следующими 10 – 15 словами орфографического словаря учебного пособия ).

Такую систему работы со словом можно порекомендовать и учителям-предметникам при изучении специальной лексики. Учащиеся не только будут знать значение термина, но и напишут его грамотно.

Урок – словарная работа.
Тема урока: «Поговорим о слове».

Класс: 8

Время: 40-45 мин.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи: научиться проговаривать слова на букву «Д», дать им лексическое значение, определить этимологию некоторых слов. Правильно использовать данные слова в речи. Повторить орфограммы: «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Буква «И» в словах на -ция».

Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов, орфографический словарь, кроссворд.

План урока:


  1. Повторение.

  2. Работа с орфографическим словарем учебника.

  3. Определение лексического значения слов.

  4. Закрепление.

  5. Домашнее задание.


Ход урока
Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи.

Л. К. Скороход.


  1. Повторение.

Ученик работает у доски. Под диктовку учащихся он записывает слова, изученные ранее. Ученики контролируют правильность написания словарных слов и тоже записывают их в тетрадь.

– Повторяем термин «лексическое значение» и значение слов: аттестат, аудитория, байдарка, беллетристика, впечатление, воображение, большинство.

– Вспоминаем информацию о словарях: как называется словарь, в котором правильное написание слова? Каким словарём пользуемся, определяя лексическое значение слова? Что можем узнать в этимологическом словаре?


  1. Работа с орфографическим словарём учебника.

Слова проговариваются орфографически и орфоэпически: дебаты, дебют, девиз, декларация, декорация, делегат, депутат, диалог, директор, дискуссия, достоинство, достопримечательность, достопримечательный.


  1. Определение лексического значения.

(Учащиеся определяют лексическое значение сами, потом сравнивают его со словарём, итог записывают).

Дебаты – прения, обсуждение вопроса.

Задание: составить со словом словосочетание со связью согласование.



Дебют – первое или пробное выступление на сцене, на новом поприще. (Уточняем значение слова «поприще» - область деятельности; культура речи: неправильно сказать «первый дебют»).

Девиз – краткое изречение, обычно выражающее руководящую идею поведения или деятельности.

Задание: составить простое предложение со словом. (Рассказ о пионерской организации, о роли девиза пионерского отряда).



Декларация – официальное или торжественное программное заявление. Название некоторых официальных заявлений. Выступать с декларацией, Декларация прав народов России, таможенная декларация. (Повторение орфограммы «Буква И в словах на -ция»).

Декорация – изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене.

Задание: какие декорации вы использовали бы при инсценировке произведения А.М. Горького «Данко»?



Делегат – выборный или назначенный представитель, уполномоченный государством, коллективом.

Задание: составьте словосочетание со словом, используя связь управление.



Депутат – выборный представитель, член выборного государственного учреждения. (Рассказ о Советах народных депутатов).

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Задание: составить диалог на одну из тем: «В библиотеке», «После спектакля».



Директор – руководитель предприятия или учебного заведения.

Задание: подобрать рифму.



Дискуссия – спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе. (Работа по культуре речи: дискуссия – дискутировать).

Достоинство – положительное качество; совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в себе. (Беседа о том, что включает в себя достоинство, что значит ронять своё достоинство. Если бы вы нарисовали это слово, какой цвет использовали бы?).

Достопримечательность – место или предмет, заслуживающий особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств. (Беседа о достопримечательностях нашего села, района).

Достопримечательный – заслуживающий особого внимания.


  1. Закрепление.

Орфографическое и орфоэпическое проговаривание слов, лексическое значение закрепляем, разгадывая кроссворд.


Смотрите также:
Описание методической разработки Название работы
66.63kb.
1 стр.
Материалы для разработки проекта годового плана на 2013-2014 учебный год методиста Баботиной М. А. Предварительный анализ работы колледжа
358.41kb.
1 стр.
Анализ методической работы школы
80.13kb.
1 стр.
Общее описание методологии разработки проекта (v. 0)
61.25kb.
1 стр.
Тематика курсовых работ. Примерная структура курсовых работ. Примерные планы курсовых работ. Методика выполнения курсовой работы
95.57kb.
1 стр.
Министерство высшего и среднего специального образования СССР
238.01kb.
1 стр.
Анализ методической работы
324.77kb.
1 стр.
Оригинальное название: iSendsms 2 682) [2010] pc описание
12.57kb.
1 стр.
Требования к оформлению педагогического опыта (научно-методической разработки), представленного к аттестации на высшую категорию
98.23kb.
1 стр.
Доклад n o 10 Лапотников Павел Вадимович
44.38kb.
1 стр.
Сроки проведения: октябрь 2000 года Цели и задачи: участие в раскопках, обмен опытом Описание
11.95kb.
1 стр.
Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования
572.81kb.
3 стр.