Главная
страница 1
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 8 классе
Пояснения к демонстрационному варианту
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена по русскому языку в 8 классе и широкой общественности составить представление о структуре и содержании будущих вариантов экзаменационной работы, о форме предъявления материала и уровне сложности заданий. Критерии оценивания экзаменационной работы позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности ответов.

Эти сведения дают возможность учащимся выработать стратегию подготовки к сдаче регионального экзамена по русскому языку.


Региональный экзамен по русскому языку в 8 классе
Демонстрационный вариант 2012 г.
ФИО учащегося ______________________________________________

Наименование учреждения _____________________________________

Класс ___________________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает 14 заданий (А1-А14). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 состоит из 2 заданий (С1-С2), требующих развернутого ответа. Записывайте ответы в отведенном для этого месте в самой работе.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части (А1- А14) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


1) налИла

2) Оптовый

3) одобрИть

4) грУшевый


А2 В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1) пол..жение, т..рпеливый, ун..жается

2) затв..рить, г..ревать, бл..стящий

3) заг..релый, выр..щенный, прик..сновение

4) просв..щение, выб…рать, разоч..рованный
А3 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)ТЕЧЕНИЕ долгого времени мы не знали тех, кто ТАК(ЖЕ), как и мы, работает над этим проектом.

2) Ему ТО(ЖЕ) было невесело, ЗА(ТО) он был спокоен за свою семью.

3) ЧТО(БЫ) произвести оплату, необходимо положить деньги (НА)СЧЕТ в банке.

4) (ВО)ВРЕМЯ беседы обсуждались ТЕ(ЖЕ) вопросы, что и вчера.
А4 Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое.

1) Издавна славились своим мастерством московские ремесленники.

2) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж.

3) В прибрежных лесах Байкала вы можете увидеть самых разнообразных представителей животного мира.

4) Один берег реки был отлогим.
А5 Укажите предложение, в котором надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

1) Степь как море.

2) Прятаться от жизни бессмысленно.

3) Волк коню не товарищ.

4) Творчество Гомера сияющая вершина древнегреческой культуры.
А6 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Все скучали и говорили вяло и нехотя.

2) Туман окутал как долину так и подножие скалы.

3) Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью перегнившими листьями мокрой древесной корою.

4) Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек.
А7 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Зима (1) кажется (2) не кончится никогда. В зимние ветреные вечера закатное солнце (3) кажется (4) невероятно огромным.




1) 1, 2

2) 1, 3

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4


А8 Укажите верную характеристику предложения.

Маленький Пушкин, будущий великий поэт, страстно любил смотреть на Москву с огромной высоты.

1) Простое предложение с уточняющим членом предложения.

2) Простое предложение с однородными членами предложения.

3) Простое предложение с приложением.

4) Простое предложение с обращением.
А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Миновав оранжереи и теплицы нижнего сада (1) он торопливо перепрыгивал ступеньки небольших лестниц (2) отделявших террасу от огромного сада (3) окаймлённого густыми шпалерами винограда.




1) 1, 3

2) 3

3) 1, 2

4) 1, 2, 3


А10 Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) В комедии А. Чехова «Вишневом саде» главной темой является судьба России, её будущее.

2) Художники любуются природой и одухотворяют её.

3) Участник городской олимпиады был удостоен звания лауреата.



4) Большинство театров ставят пьесы, написанные современными драматургами.
Прочитайте текст и выполните задания A11- A14; B1- В8; С1- С2.


  1. (1)Вам, наверно, не раз приходилось видеть иллюстрации разных художников к сказке о царе Салтане. (2)Именно ту картинку, где изображается город, чудесным образом возникший за одну ночь на пустынном и каменистом острове. (3)Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся была как этот сказочный златоглавый и островерхий град.

  2. (4)Вы, конечно, любовались Московским Кремлем из-за Москвы-реки. (5)Говорят, вся Москва была по главному архитектурному звучанию как этот уцелевший пока, хотя и не в полной мере, Московский Кремль.

  3. (6)Напрягите воображение, представьте себе ту самую панораму с Воробьевых гор. (7)Сотни островерхих шатров, розовеющих на заре, сотни золотых куполов, отражающих в себе тихое сияние неба. (8)Москва всегда имела неповторимое, ярко выраженное лицо. (9)Более того, Москва была самым оригинальным, уникальным городом на Земле.

  4. (10)Может нравиться или не нравиться купольная златоверхая архитектура, как может нравиться или не нравиться, допустим, архитектура древнего Самарканда. (11)Но второго Самарканда больше нет нигде на земле. (12)Он уникален. (13)Не было и второй Москвы.

  5. (14)Можно упрекнуть меня в излишнем пристрастии – всякий кулик свое болото хвалит. (15)Что ж, хорошо. (16)Призову постороннего беспристрастного свидетеля. (17)Кнут Гамсун совершил в свое время путешествие по России и написал путевые очерки, нечто вроде пушкинского «Путешествия в Арзрум». (18)Называется его книга «В сказочной стране». (19)Итак, зову в свидетели прославленного норвежца.

  6. (20)«Я побывал в четырех из пяти частей света. (21)Конечно, я путешествовал по ним немного, а в Австралии я и совсем не бывал, но можно все-таки сказать, что мне приходилось ступать на почву всевозможных стран света и что я повидал кое-что; но чего-либо подобного Московскому Кремлю я никогда не видел. (22)Я видел прекрасные города, громадное впечатление произвели на меня Прага и Будапешт, но Москва – это нечто сказочное.

  7. (23)В Москве около четырехсот пятидесяти церквей и часовен, и когда начинают звонить все колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. (24)С Кремля открывается вид на целое море красоты. (25)Я никогда не представлял себе, что на земле может существовать подобный город: все кругом пестреет красными и золочеными куполами и шпицами. (26)Перед этой массой золота, в соединении с ярким голубым цветом, бледнеет все, о чем я когда-либо мечтал. (27)Мы не отрываем взора от картины, которая раскинулась перед нами. (28)Здесь не до разговора, но глаза наши делаются влажными».

  8. (29)Архитектура Москвы, исторически сложившийся в ней ансамбль создавали определенную атмосферу, настроение, определенным образом воздействовал на сознание, на характер людей, на их и житейское и творческое поведение.

(По В.Солоухину)
Владимир Алексеевич Солоухин (1924г.-1997г.) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». Тема духовного богатства народа является одной из главных тем в творчестве писателя.
А11 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор текста, говоря о Москве, прибегает к мнению норвежца Кнута Гамсуна?».

1) (27)Мы не отрываем взора от картины, которая раскинулась перед нами.

2) (22)Я видел прекрасные города, громадное впечатление произвели на меня Прага и Будапешт, но Москва – это нечто сказочное.

3) (18)Называется его книга «В сказочной стране».

4) (16)Призову постороннего беспристрастного свидетеля.
А12 Какой стиль и тип речи представлены в предложениях 23-25?


  1. художественный стиль, повествование

  2. публицистический стиль, рассуждение

  1. публицистический стиль, описание

  2. научный стиль, описание


А13 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «открывается» (предложение 24)?


  1. начинает какую-либо деятельность

  2. вводит в действие что-нибудь

  3. становится видным

  4. откровенно сообщает о чём-то


А14 Укажите, в каком предложении средством речевой выразительности является метафора.

1) (24)С Кремля открывается вид на целое море красоты.

2) (22)Я видел прекрасные города, громадное впечатление произвели на меня Прага и Будапешт, но Москва – это нечто сказочное.

3) (7)Сотни островерхих шатров, розовеющих на заре, сотни золотых куполов, отражающих в себе тихое сияние неба.



4) (9)Более того, Москва была самым оригинальным, уникальным городом на Земле.
Часть 2
При выполнении заданий этой части (В1-В8) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.


Ответы к заданиям B1-B3 запишите словами.


В1 Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В2 Из предложения 5 выпишите указательное местоимение.
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 1.


Ответы к заданиям В4- В8 запишите числами.


В4 Среди предложений 14-19 найдите простые определённо-личные односоставные предложения. Напишите номера этих предложений.
В5 Среди предложений 6-9 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
В6 Среди предложений 17-22 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений.
В7 Среди предложений 10-13 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи противительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В8 Установите соответствие между тезисами и абзацами текста: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.


ТЕЗИС

АБЗАЦ ТЕКСТА

1) Норвежец Кнут Гамсун, совершивший в свое время путешествие по России и написавший путевые очерки под названием «В сказочной стране», может выступить в качестве беспристрастного свидетеля архитектурного великолепия прежней Москвы.

А) третий абзац


2) Кнут Гамсун, побывавший в четырех частях света, не видел ничего подобного Московскому Кремлю и Москве, в которых есть что-то сказочное.



Б) восьмой абзац


В) шестой абзац

3) Архитектурный ансамбль Москвы создавал определенную атмосферу, которая оказывала воздействие на сознание, на житейское и творческое поведение людей.

Г) пятый абзац




1)




2)




3)




Ответ:

Часть 3
Используя прочитанный текст, выполните задания С1- С2. Запишите ваши развёрнутые ответы после каждого задания.
С1 Сформулируйте в одном или нескольких предложениях основную мысль (идею) прочитанного текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


С2 Передайте сжато содержание 1 и 2 абзацев текста, сохранив микротемы каждого абзаца (можно использовать слова из текста).
1) Абзац №1 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Абзац №2 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 8 классе
Часть 1

За выполнение каждого из заданий А1-А14 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа.

Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 14 тестовых заданий первой части работы, – 14 баллов.


Ключи к заданиям А1-А14


Номер задания

Ответ

А1

4

А2

3

А3

2

А4

3

А5

4

А6

2

А7

1

А8

3

А9

4

А10

1

А11

4

А12

3

А13

3

А14

1


Часть 2

За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы (В1-В7) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. В заданиях, где в качестве ответа записывается несколько слов или цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова или цифры.

За каждую правильно указанную позицию задания на соответствие В8 выставляется 1 балл. Максимальный балл за задание В8 – 3 балла.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 8 тестовых заданий второй части работы, – 10 баллов.


Ключи к заданиям В1-В8

Номер задания

Ответы

В1

(на) целое море

В2

этот

В3

приходилось видеть

В4

16, 19

В5

7

В6

19, 21

В7

11

В8

1)

Г

2)

В

3)

Б


Часть 3

Проверка задания С1

Ответ на задание С1 оценивается по критериям, приведенными ниже в таблице:






Критерии оценивания сформулированной основной мысли (идеи) прочитанного текста

Баллы

С1К1

Понимание идеи прочитанного текста




Экзаменуемый обнаруживает правильное понимание авторской идеи текста.

2

Экзаменуемый не обнаруживает понимания авторской идеи текста, но правильно указывает тему текста.

1

Экзаменуемый не обнаруживает понимания авторской идеи и темы текста.

0

С1К2

Корректность формулировки идеи прочитанного текста

(задание не оценивается по данному критерию, если по критерию С1К1 ставится 0 баллов).




Основная мысль текста сформулирована корректно, не содержит речевых и грамматических ошибок.

1

Основная мысль текста сформулирована некорректно и содержит речевые или (и) грамматические ошибки.

0

Максимальное количество баллов за задание С1

3 балла


Проверка задания С2

Ответ на задание С2 оценивается по критериям, приведенными ниже, следующим образом:



  • по первым двум критериям оценивания (С2К1-С2К2) оценка ставится за кратко сформулированную экзаменуемым микротему каждого абзаца отдельно (максимальный балл за оценку двух правильно сформулированных микротем – 8 баллов);

  • по следующим четырем критериям, оценивающим грамотное речевое оформление высказывания (С2К3 – С2К6), оценка ставится одна за две микротемы сразу (максимальное количество баллов за оценку двух правильно сформулированных микротем – 4 балла).






Критерии оценивания развернутого ответа С2

(кратко сформулированных микротем двух абзацев)

Баллы

С2К1

Интерпретация главной мысли абзаца




Экзаменуемый точно передал основное содержание прочитанного текста абзаца (см. таблицу с примерными микротемами).

2

Экзаменуемый в основном передал основное содержание прочитанного текста абзаца, допустив 1 фактическую ошибку.

1

Экзаменуемый в основном передал основное содержание прочитанного текста абзаца, допустив 2 и более фактические ошибки.

0

С2К2

Применение приемов сжатия (компрессии) текста абзаца




Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста на протяжении всего абзаца.

2

Экзаменуемый применил один раз 1 приём сжатия текста абзаца.

1

Экзаменуемый не применил ни одного приема сжатия текста

0

С2К3

Соблюдение орфографических норм




Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки.

1

Допущены 2 ошибки и более.

0

С2К4

Соблюдение пунктуационных норм




Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

С2К5

Соблюдение грамматических норм




Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

1

Допущены 2 ошибки и более.

0

С2К6

Соблюдение речевых норм




Речевых ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

1

Допущены 2 ошибки и более.

0




Максимальное количество баллов за задание С2 (за оценку микротем двух абзацев)

12 баллов

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение третьей части работы, – 15 баллов.


Примерные формулировки микротем


абзаца

Микротема

1 абзац

Издали Москва похожа на иллюстрации художников, изображавших град из сказки о царе Салтане.

2 абзац

Когда-то Москва была по своему архитектурному облику похожа на Московский Кремль.


Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов.


Смотрите также:
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей
165.23kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей
101.52kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей
171.64kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
191.66kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей
168.14kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
344.24kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3-х частей
88.26kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 39 заданий
243.82kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по математике дается 4 часа (240 мин). Работа состоит из двух частей и содержит 18 заданий
53.16kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
331.02kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 27 заданий
282.05kb.
2 стр.
Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 35 заданий
485.26kb.
3 стр.