Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080100.62 "Экономика" подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Факультет экономики
Программа дисциплины
Микроэкономика
для направления 080100.62 – Экономика подготовки бакалавра

2 курс
Автор программы:

Бутуханов А.В., к.э.н., доцент, butukhan@hse.spb.ru

Одобрено на заседании кафедры экономической теории «31» августа 2012 г

Зав. кафедрой В.Д. Матвеенко

________________________
Согласовано УМО «___»____________ 2012 г

Начальник В.В. Шереметова

________________________
Утверждено Советом факультета экономики «___»_____________2012 г.

Председатель В.Э. Гордин

________________________

Санкт-Петербург

2012 г.
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика», изучающих дисциплину «Микроэкономика».



Программа разработана в соответствии с:

  • образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утвержденным 02.07.2010 www.hse.ru/data/2010/09/15/1224180539/econ.pdf

  • образовательной программой направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра

  • рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 080100.62 «Экономика», утвержденным 03.07.2012 г.




  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Микроэкономика» являются подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать

  • понятийный аппарат, категории и инструменты микроэкономики;

  • основные микроэкономические модели поведения экономических агентов (потребителей, фирмы, государства);

  • основные закономерности функционирования рынков товаров и рынков факторов на микроуровне;

  • основные концепции ведущих направлений современной микроэкономики;

  • основные методы микроэкономического анализа и особенности их применения;


уметь

  • применять данные теоретические знания при анализе практических ситуаций и решении количественных задач;

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных микроэкономических ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • использовать источники экономической, социальной, управленческой и иной информации для анализа микроэкономических проблем;

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях на микроуровне, выявлять тенденции их изменений;

  • осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных микроэкономических задач;

  • прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов (потребителей, фирм, государства) и развитие экономических процессов и явлений на микроуровне;

  • представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета;


владеть

  • методологией микроэкономического исследования;

  • методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей микроэкономики;

  • современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения домашних заданий, выступлений и презентаций.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ОС НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Готов использовать основные законы научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в экономике

ОНК-1

Использует понятия и положения математического анализа и линейной алгебры для решения микроэкономических задач и упражнений

Лекции, семинары и самостоятельная работа, включающие выполнение задач и упражнений

Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

СЛК-7

Демонстрирует навыки групповой работы при анализе практических ситуаций

Семинарские занятия с использованием технологий кейс-метода

Владеет иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

СЛК-14

Читает и критически анализирует оригинальную литературу на иностранном языке, используя доступ к профессиональным базам данных

Подготовка рефератов

Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач

ПК-4

Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

Домашние задания, практическая работа по кейсу.

Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

ПК-5

Применяет современные программные средства для иллюстрации и обоснования выводов

Домашние задания

Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

ПК-6

Вычленяет экономическую проблему и формулирует исследовательскую гипотезу/гипотезы; строит на основе вербального описания ситуации стандартную микроэкономическую модель; проводит на основе построенной модели исследование выдвинутых гипотез, используя стандартные инструменты микроэкономического анализа; интерпретирует полученные результаты в терминах исходной ситуации

Лекции, семинары и самостоятельная работа, включающие выполнение задач и упражнений




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовому блоку профессионального цикла дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку бакалавра для направления 080100.62 «Экономика».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Основы экономической теории», «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Методы оптимальных решений», «Статистика: введение в обработку данных», «Экономическая история», «История экономических учений», «Информатика», «Английский язык», «Информационно-библиотечная культура» (входит в состав Научно-исследовательского семинара).

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими компетенциями:

универсальными компетенциями:


  • способен самостоятельно работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного ПО (ИК-1);

  • способен к письменной и устной общей и профессиональной коммуникации на государственном (русском) языке и на английском языке (ИК-2);

  • готов работать с информацией из различных источников (ИК- 4);

  • владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (СЛК-1);

  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (СЛК-6);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (СЛК-13);

  • владеет иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (СЛК-14);


профессиональными компетенциями:

в аналитической, научно-исследовательской деятельности

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

в организационно-управленческой деятельности:

  • способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

в педагогической деятельности:

  • способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Теория игр

  • Теория отраслевых рынков

  • Эконометрика

  • Институциональная экономика

  • Экономика общественного сектора

  • Теория контрактов

  • Международная экономика

  • Математические модели в экономике

  • Теория денег и финансовых рынков

  • Экономика труда



  1. Тематический план учебной дисциплины






Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Введение. Основные концепции.

12

2

2

8

2

Предпочтения, функция полезности и выбор потребителя

30

6

6

18

3

Построение функции индивидуального спроса на основе функции полезности

20

4

4

12

4

Эффект замещения и эффект дохода

20

4

4

12

5

Излишек потребителя

16

2

4

10

6

Концепция выявленных предпочтений

20

4

4

12

7

Потребительский выбор с учетом первоначальной наделенности

12

2

2

8

8

Потребительский выбор во времени

20

4

4

12

9

Рыночный спрос

12

2

2

8

10

Двойственность в теории потребительского выбора

12

2

2

8

11

Производственные функции

20

4

4

12

12

Минимизация издержек и кривые издержек

20

4

4

12

13

Максимизация прибыли и предложение конкурентной фирмы

20

4

4

12

14

Предложение конкурентной отрасли

20

4

4

12

15

Совершенная конкуренция и экономическая эффективность

20

4

4

12

16

Монополия и ее регулирование

20

4

4

12

17

Монополистическое поведение

30

6

6

18

18

Монополистическая конкуренция

12

2

2

8

19

Олигополия

30

6

6

18

20

Поведение потребителя в условиях неопределенности

26

4

6

16

21

Ценообразование и равновесие и на рынках факторов

20

4

4

12

22

Общее равновесие и эффективность

26

4

6

16

23

Экономическая теория общественного благосостояния

12

2

2

8

24

Внешние эффекты экономической деятельности

12

2

2

8

25

Общественные блага

12

2

2

8

26

Информационная асимметрия на рынке товаров и услуг

12

2

2

8

 

Всего

486

90

96

300



  1. Формы контроля знаний студентов




Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры

1 модуль

2 модуль

3 модуль

4 модуль




Текущий

Домашнее задание




5 неделя




6 неделя

Письменная работа

Контрольная работа

6 неделя

6 неделя

8 неделя

8 неделя

Письменная работа (80 мин)

Эссе







6 неделя




20 страниц

Промежуточный

Зачет




х







Письменный зачет (120 мин.)

Итоговый

Экзамен










х

Письменный экзамен (120 мин.)




  1. Критерии оценки знаний, навыков

Критерии оценки для домашних заданий, контрольных и зачетных/экзаменационных работ, содержащих количественные задачи различного уровня сложности:



  • наличие детального решения, включающего все необходимые формулы и выкладки;

  • логика изложения и последовательность действий;

  • наличие графика, иллюстрирующего проблему, со всеми необходимыми обозначениями;

  • правильный выбор модели для анализа;

  • наличие правильного ответа;

  • интерпретация полученного результата;

  • ответы на все пункты задания;

  • правильное оформление работы

Критерии оценки за эссе:



  • соответствие содержания заявленной теме;

  • соответствие целям и задачам дисциплины;

  • анализ реальных ситуаций, в которых экономические агенты принимают решения;

  • применение микроэкономических методов для анализа конкретной экономической проблемы, включая построение формальных моделей с объяснением всех графиков и проводимых расчетов;

  • обоснованность выводов.




  1. Содержание дисциплины

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080100. 62 "Экономика" подготовки бакалавра
546.72kb.
8 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра профиль «Статистика»
203.64kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления 080100. 62 Экономика Специализация Мировая экономика подготовки бакалавра
261.13kb.
1 стр.
Программа дисциплины Экономическая история для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
394.07kb.
4 стр.
Программа дисциплины Экономика Германии для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
250.31kb.
1 стр.
Программа дисциплины Английский язык для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
588.87kb.
2 стр.
Программа дисциплины бухгалтерский учет и анализ для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
210.58kb.
1 стр.
Программа дисциплины Анализ и редактирование данных с пропусками и ошибками для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
83.52kb.
1 стр.
Программа дисциплины Организационная психология  для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Курс: 3
143.47kb.
1 стр.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления 080100. 62 Экономика, специализация "Мировая экономика"
378.78kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика сша»
753.51kb.
5 стр.
Программа дисциплины Венчурный капиталл для направления/ специальности 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра
400.7kb.
6 стр.