Главная
страница 1
Христианский социализм Фёдора Михайловича Достоевского.(к 190-ю со дня рождения)
В.Б. Исакова

Н.А.Бушуева, научный руководитель, кандидат философских наук, доцент

Вологодский государственный технический университет

г.Вологда

В мировой культуре творчество Фёдора Михайловича Достоевского оценивается очень высоко; его называют «философским писателем», идеи которого оказали и продолжают оказывать большое воздействие на мировую философскую мысль.

Предмет мировоззренческих размышлений Достоевского составляет проблемы сущности Бога, человека, диалектики добра и зла, соотношения свободы и социальной справедливости в общественном развитии.

Основной вопрос социальной философии в формулировке писателя выражается как вопрос о возможности мировой социальной гармонии, вопрос о сущности справедливого общественного устройства.

Писатель отвергает бездуховность капитализма и «ужасы»социализма.

По его мнению, социальное благополучие достигается только нравственным совершенствованием каждого отдельного человека.

Фёдор Михайлович Достоевский выступил с критикой «западничества». В России 19 века, представителей власти и её противников при всём разнообразии их взглядов, объединяло одно: они видели в Западе, в его институтах, идеях и достижениях идеал общественного развития. За Россией не признавалось какого бы то ни было права на самостоятельное самобытное развитие.

Писатель выступил против элиты ,чьё кредо одним из первых столь чётко сформулировал П.Я.Чаадаев: «Ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь»

Но-что такое Запад, ставший идеалом для просвещенной элиты? Да, с одной стороны-это века культуры, бессмертные произведения искусства(перед которыми Достоевский не переставал преклоняться до конца своей жизни). А между тем деньги стали на Западе всеобщим мерилом. Они-истинный царь и Бог этой цивилизации. Им подчинено абсолютно всё. Человек не имеет ценности сам по себе, его положение в обществе определяется не талантами и внутренними качествами, а богатством.

Потому –то бессмысленно становятся все эти либеральные свободы, вся эта пресловутая западная «демократия», которой восхищается российская элита. Реальная свобода есть только у обеспеченных.

Отсюда-важнейший вывод: свобода и демократия немыслемы в обществе, где существует социальное неравенство.

Было ясно, что России нужно развитие. Но как это сделать? Необходим прогресс, но на собственной почве, на основе собственных и духовных ценностей.

Достоевскому была глубоко противна мысль многих тогдашних интеллегентов, что народ глуп и не может сам решать свою судьбу.

Причём эта глубочайшая слепота и глухота была характерна не только для тогдашних либералов.Этим же страдали и революционеры.

Писатель отвергает не сам социализм, а его практическую реализацию теми людьми, которыевидели сущность социализма в насилии над несогласными .Мог ли принять Фёдор Михайлович такой вариант»социализма»?

Мир желудка-вот их»социализм».Мир духовности, мир красоты-вот социализм Фёдора Михайловича.

По сути Фёдор Михайлович выступал не против социализма как такового, а против «социализма», который в российской истории позже воплотили собой меньшевики, пытавшиеся переделать Россию по чужим схемам, считавшие её «дровами для мировой революции».

Отношение Фёдора Михайловича к действительности в т.ч. к высшей государственной власти было далеко от того, что можно было бы назвать «верноподданным».

Чтобы спасти Россию нужно узнать народ, полюбить, сродниться с ним, проникнуться его идеями, и уж потом составлять планы переустройства общества.

Россия может спастись не как классовое, а как общенародное государство.

Человек здесь только тогда и ощущает себя человеком, когда живёт для других, а не замыкается в скорлупе собственного эгоизма.



В пропаганде принято изображать Фёдора Михайловича Достоевского как примитивного антикоммуниста. Это ложь. Писатель называет идею коммунизма «великой идеей «Коммунизм,-пишет он,-произошёл от Христианства. »От имени Христа людей погубили больше, чем от идеи социализма. Но не Христос и не социализм виновны в этом. В романе «Бесы» писатель критикует извращения социалистических идей. Бесы-это «западники»-экстремисты.

Писатель не принимает насилие над личностью как метод построения»земного рая»Всё «Царство Божия на земле не стоит слезинки одного ребёнка».

Правда социализма выше правды капитализма. Справедливость выше свободы. Без Христа не будет России.

По Достоевскому, капитализм возможен в России только ценой потери народом уважения к самому себе, к ценностям, которые он накопил тысячелетиями Православия.

Для капитализма, пишет Фёдор Михайлович,-русскому народу придётся отказываться от самого себя, «превратиться» в гадкую, трусливую ,жестокую, себялюбивую «мразь». Мораль вседозволенности не соответствует самосознанию народа. Русский народ заряжен стремлением к совершенству, к справедливости, ориентируясь на идеи Христа.

Принципы Христианства, которые положены в основу социалистического идеала, должны взяты вместо принципов экономического «либерализм». Истинный социализм следует рассматривать как осуществление нравственной идеи, воли Бога.

Возвысить социализм может только религия, занимающая центральное место в культуре. Спасти Россию может только мировоззрение, соединяющее социализм и религию, социализм и философский идеализм.

Список литературы:



  1. Достоевский, Ф.М. Бесы: Роман в трех частях/. – М.: Современник, 1993. – 638 с.

  2. Достоевский, Ф.М. Возвращение человека/. – М.: Современная Россия, 1989. – 560 с.


Смотрите также:
Христианский социализм Фёдора Михайловича Достоевского.
40.02kb.
1 стр.
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
12.6kb.
1 стр.
Воспроизводится по изданию: Бесы. Роман Федора Достоевского. Спб
11060.81kb.
56 стр.
Реставрация или модификация
51.69kb.
1 стр.
Воспоминания Владимира Михайловича, младшего сына протоиерея Михаила Проферансова. Преферансов Владимир Михайлович (брат Николая Михайловича Преферансова). (1892-1984) Воспоминания о моей большой жизни
41.27kb.
1 стр.
По произведению Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание Анализ первой части
102.18kb.
1 стр.
Литературно-мемориальный музей ф. М. Достоевского
43.55kb.
1 стр.
Контрольная работа по творчеству Ф. М. Достоевского I вариант укажите годы жизни Ф. М. Достоевского
108.09kb.
1 стр.
О судьбе архива археолога Константина Михайловича Поликарповича
136.95kb.
1 стр.
Мой любимый мультфильм. Простоквашино
15.29kb.
1 стр.
Исламо-христианский диалог в России в новейший период Силантьев Р. А
161.46kb.
1 стр.
Исламо-христианский диалог в России в новейший период Силантьев Р. А
160.92kb.
1 стр.