Главная
страница 1
Тематический костёр «Не имеющий огня – не зажжёт»

21 мая 2008 год.

д\л «Стремительный»
Звучит песня под гитару «Когда шумят ночные сосны». Все сидят на костровом месте, горит костер.

Ведущие – вожатые.

1-вед.: Времени, времени, дайте мне времени,

Люди летящего нашего племени.

Замыслы, дел неоконченных тысячи,

Как мне за грань невозможного выскочить?

Выдержать темп циферблата сердечного,

Счетчика времени бесконечного.



2-вед.: «Раньше я считал, что автобиографии пишут только великие люди. Теперь меня убедили в том, что биография простого человека тоже может кому-то понадобиться. Приступаю к этому с большой ответственностью. Родился, вырос, повзрослел в г. Новосибирске…

1-вед.: Именно так в 1969 г. начинает свои воспоминания старший вожатый школы №10 г. Новосибирска - Сталь Шмаков. Человек-фейерверк, фейерверк идей, творческих дел, красивых и непредсказуемых.

2.Вед. Сталь Шмаков родился 17 января 1931 года в городе Новосибирске в семье служащих. Наиболее важный след в жизни Сталя Анатольевича оставила мать. Образованная, интеллигентная, она в необыкновенно сложных условиях, после ареста мужа смогла воспитать в детях понимание подлинных ценностей, высоту духа и патриотизма.

2-вед.: В 1948 году Сталь Анатольевич поступил на факультет русского языка и литературы Новосибирского государственного педагогического института. Вскоре он стал директором школы, там же написал свою первую книгу. В те годы «Мосфильм» снял о нем фильм «Сельский учитель».

1-вед.: Впервые в Новосибирске Сталь Шмаков создал педагогический класс, городской педагогический клуб студентов и учителей при театре юного зрителя. Под его руководством здесь был организован базовый детский пионерский лагерь «Заслоновск». По инициативе Сталя Анатольевича Шмакова в Новосибирске впервые были проведены инструктивные лагерные учебные сборы для подготовки студентов к работе в летних оздоровительных лагерях. Там же была разработана концепция зимнего отдыха детей «Снежная республика».

2-вед.: В 1963 году Сталь Анатольевич переезжает в Липецк. С этого времени вся его жизнь связана с Липецким государственным педагогическим институтом.

2-вед.: Сталем Анатольевичем Шмаковым написано и издано более тысячи научно-педагогических трудов (монографии, книги, пособия, статьи), опубликованных в России и за границей. Им опубликованы книги: «Ее величество игра», «От игры к самовоспитанию», «Игры – шутки, игры - минутки».

1-вед.: Его книга «Нетрадиционные праздники в школе» получила Гран-при на Международной книжной ярмарке 122 стран в Москве, награжден дипломом и большой золотой медалью. По его книгам учатся студенты университетов, педагогических ВУЗов, колледжей, работают учителя и воспитатели.

Исполнение песни «Вожатенок».

1-вед.: Лагерные вожатские сборы – всего лишь одна из созданных им технологий. Она продолжает работать в лагерях России, развиваются предложенные им методики, сохраняется духовность атмосферы высокого доверия ребенку, введенная как непременный атрибут коллективного воспитания в детском оздоровительном лагере.

2-вед.: Сейчас я хотела бы прочитать вам отрывок из письма С. А. Шмакова.

Письмо.


«В один из лагерей «Орленка», а именно, в лагерь «Комсомольский», съехались 400 мальчишек и девчонок плюс 100 лучших детских вожаков. Для меня этот фестиваль в «Орленке» - повод для воспоминаний и рассуждений и некое право вернуться в события прошлого в канун юбилея, посмотреть на данный феномен 20-го столетия изнутри с позиции сегодняшнего дня. Для меня событийность одного из тысяч крупных педагогических мероприятий, проведенных в «Орленке», есть экспериментальный материал сравнения замысла и результата. Вынужден «засветиться» и, пусть покажется кому-то нескромным, заявить, что имел к замыслу «Орленка», разработке его первого проекта (сейчас это называется концепцией) непосредственное отношение. Фестиваль, в котором я принимал непосредственное участие, объективно свидетельствовал о том, что «Орленок» стал тем детским центром, о котором мечтали молодые романтики в середине 50-х годов.

Мне пришлось согласиться на «пост» председателя Большого жюри на конкурсе «Вожатый – профессия-птица» уже потому, что эта строчка из марша вожатых, написанного мною с Олегом Газманом «каких-то» 40 лет тому назад.

Есть одна важная лагерная максима: побеждают любящие. Это было заметно по тем, кто был отмечен номинациями в конкурсе «Вожатый – профессия-птица», и кто получил гранты за лучшие проекты. Кстати, гранта первой степени удостоена программа Костромского лагеря «Соколенок», о котором вожатая Ира Головина написала целую книжку стихов. Я выбрал из этой книжки две строчки.

… Я когда-нибудь с гордостью назову свою юность вожатской

И добавлю, ребята, а все-таки мне повезло.

Что нужно птице для полета? Вот ведь угораздило меня когда-то сравнить профессию вожатого с птицей. Нашел случайно образ, и он многим понравился: «Вожатый – профессия-птица». Лет десять, не менее, висел на здании управления «Орленком» большой плакат с этими словами. А сегодня, думаю, что это давнее поэтическое озарение как бы и не случайно.

Однажды великий реформатор русского театра К.. С. Станиславский задал молодым актерам неожиданный вопрос:

- С чего начинается полет птицы?

Актеры стали фантазировать:

- Птица сначала бежит, потом начинает махать крыльями….

- Нет, птица сначала подпрыгивает, а уж потом машет крыльями…

- Ошибаетесь, - заметил Станиславский, - птица сначала набирает полную грудь воздуха, а уж потом разбегается, подпрыгивает, машет крыльями и взлетает. В полете, она ощущает себя гордой. Так и вожатый обязан для полета набрать полную грудь воздуха».


Я думаю, сейчас, самое время спеть песню Сталя Шмакова, которую можно услышать в «Орленке» всегда «Вожатый – профессия-птица».

Исполнение песни «Вожатый – профессия-птица».

Песня «Вожатый – профессия птица»

1) Шагают мальчишки отрядом,

А ветер их галстуки вьет.

Командуя взглядом,

С ребятами рядом,

Их старший товарищ идет.

Припев: Мы дружбой и нежной, и твердой

Свои закаляем сердца.

И нашей профессии гордой

Верны до конца!

Верны до конца!

2) Такому поверят, как другу!

А если случится беда,

Он сильную руку,

Надежную руку

Ребятам протянет всегда.

3) К луне, за моря – океаны

Умчались ракеты в полет,

В далекие страны

Вперед, капитаны,

Вперед, капитаны, вперед!

4) Вожатый – профессия-птица,

Труднее ее не сыскать!

С какою другою

Работой сравниться –

Ребячьи сердца зажигать!


Вед. Сталь Шмаков работал с детьми в лагерях с 13 лет. В течение всей жизни, по его словам, дневников не вёл, но записные книжки – всегда. Этот многолетний опыт, апробированные идеи выразил в виде своих субъективных «законов» работы с детьми в летних лагерях.

Субъективнее законы.

  1. Закон красной линии.

В работе с детьми должна быть грань, за которую переходить опасно. Это линия риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всём:

- в отношениях содружества, в приятельско-дружеских контактах и связях с детьми. За красной чертой – панибратство, лжедружба, наказуемая интимность и т.п. Здесь нельзя заигрываться;

- В демократических сторонах - самоуправления. За чертой может возникнуть неуправляемость, вакханалия, нарушение этики субординации взрослых и детей;

- в деятельности, связанной с риском для здоровья, психики, жизни. Красная линия – это мною выбираемый предел, лично мною. Его подсказывает и опыт, и осторожность, и интуиция.


Второй – «закон могучей кучки»

- Хочешь иметь успех – найди союзников, окружи себя сотоварищами, единомышленниками. Совет друзей – детей отряда – это уже «могучая кучка», если все единоверцы. Вспомним успех великих музыкантов, художников-передвижников, детских писателей журнала «Чиж и ёж». Успех воспитания конкретных ребят могут решить лишь могучие, пусть и малочисленные, группы взрослых.


Третий «закон Кутузова».

Иногда, чтобы победить, надо терпеливо ждать, не форсировать события, даже ничего не предпринимать. Мы много суетимся, блефуем, делаем вид, подталкиваем ребят… Кутузов вроде бы ничего не делал, ждал, как развернуться события, но он делал победу. Я за то, чтобы жизнь ребят шла естественным путём, без подгонки. А это значит, иногда можно и нужно не вмешиваться в их дела. Лучше подождать, понять помочь.


Четвёртый - «Закон лягушки»

Лягушка, упавшая в крынку, бултыхалась – сбила сметану, потом масло, потом выскочила из крынки. Не знаешь, что делать – начиная бултыхаться – и успех придёт!



Пятый «Закон антиканонов»

Всё, решительно всё, новое, необычное возникает часто вне правил, проверенных и удобных взрослым. Надо понимать чётко: на подошвы практической педагогики налипло много лжи, глупости, показухи, фальши. Давайте откажемся от всего, что пусто. От «спектаклей» воспитания.


Шестой – «закон горы».

В работе с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. Ни в чём. Высота помыслов. Высота слов. Дел. Отношений. Никакой расхлябанности. И всё время вопрос себе: это высота? А я возьму её?!


Седьмой – «Закон брошенного камня»

Когда камушек бросают в воду – от него идут круги. Не знаешь, как делать – начинай, как умеешь. Не ной, ищи, спрашивай. Сделаешь первый шаг – появится и второй. А там и круги по воде.

- Мы бы хотели, чтобы эти «субъективные законы» сохранились у вас вот в таких записных книжках.

(дарим книжки)



2-вед.: У людей не ищу соучастья,

Но замечу, любовь не тая:

Если есть настоящее счастье –

Это только работа моя.

Я себя растравил, разошелся

И скажу, без особых затей:

Что поделать, коль клином сошелся

Белый свет на работе моей.



1-вед.: Есть вещи, без которых нельзя представить Сталя Шмакова. Именно таковой является его будёновка. Сергей Ивановича Панченко в книге о Шмакове пишет, что вожатым казалось, что он её никогда не снимал. Неудивительно, что сейчас эта будёновка хранится в орлятской библиотеке.

2-вед.: Во время многочисленных выступлений Сталю Анатольевичу приходилось отвечать на массу вопросов: о жизни, счастье, профессиональном самоопределении, о будущем. Беседы эти актуальны и сегодня – в них живое желание мудрого, сильного человека помочь тем, кому трудно. В одном из выпусков журнала «Золотой ключик» были опубликованы, так называемые, «Непричесанные мысли» Сталя Шмакова.
Разговор о «непричёсанных мыслях» Шмакова.

«Непричесанные» мысли Сталя Анатольевича Шмакова.

  • Вожатый, воспитатель просто обязан удивлять людей. В лагере масса причин для детского удивления. В последнем плане В.А.Сухомлинского прочитал: «Наша задача – каждым делом удивлять ребенка».

  • В лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к товарищам по отряду, к взрослым людям.

  • Вожатый интересен не только сегодняшним днем, сколько дальним замыслом – длиной предстоящей дороги, масштабом спутников, союзников и дел.

  • Непедагогично любить только тишину воспитательного дела, надо любить и шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость и реактивность детей. Надо уважать законы детства.!

  • Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив – лучший воспитатель личности ребенка.

  • Знай: ребят увлекает в вожатом высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе, оптимизм.


1-вед.: Окончен вечер – пора нам расставаться,

Да не померкнет высота идей!

Крепись, союз работников искусства,

Предпринимателей и деловых людей.

Мы лучше выступать, наверное, могли бы,

Таланты здесь бесспорно хороши.

Всем зрителям огромное спасибо,

Огромное спасибо от души!



Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».


Смотрите также:
1-вед.: Времени, времени, дайте мне времени, Люди летящего нашего племени. Замыслы, дел неоконченных тысячи, Как мне за грань невозможного выскочить? Выдержать темп циферблата сердечного, Счетчика времени бесконечного. 2-вед
83.66kb.
1 стр.
Герой нашего времени
143.5kb.
1 стр.
Что я не президент компании
83.86kb.
1 стр.
Двухканальное реле времени рэв-201. 2 Назначение
41.21kb.
1 стр.
Двухканальное реле времени рэв-201 Назначение
46.47kb.
1 стр.
Примите участие в открытом обсуждении темы «Герой нашего времени» в форме онлайн-опроса
19.34kb.
1 стр.
Мыслители нашего времени, 2010, №5(25) мыслители нашего времени Информационно-дискуссионное издание
3661.32kb.
16 стр.
Программа дисциплины «Проблемы рабочего времени и времени отдыха»
597.28kb.
5 стр.
Государственный первичный эталонединиц времени, частоты и национальной шкалы времени
34.32kb.
1 стр.
Общение в реальном времени
310.41kb.
1 стр.
Наземные наблюдения космических лучей и представление информации в интернет в реальном времени
104.27kb.
1 стр.
Тайны времени
10514.92kb.
63 стр.