Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 11страница 12

Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,


- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Актуализация обучения младших школьников:
• Углублять читательский опыт детей.
• Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.

2.Развитие выразительности чтения и речи:
- чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.

Обогащение опыта творческой деятельности:
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 3 часа в неделю, 102часа в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:


  • овладение функциональной грамотностью;

  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

  • приобщение к литературе как искусству слова;

  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Основные содержательные линии

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.



Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;

  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;

  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;

  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;

  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;

  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;

  • развивать интерес к литературному творчеству;

  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;

  • принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;

  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;

  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;

  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;

  • культурно-исторический принцип;

  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.



Круг детского чтения. Тематика

1. Вводный раздел. «Большие и маленькие секреты страны Литературии»; «Книга — окно в новый неведомый мир» (М. Горький).

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры; волшебные и бытовые сказки.

Литературные произведения: литературные сказки русских и зарубежных писателей; рассказы писателей-классиков и современных писателей России; басни, пьесы-сказки, повести; страницы поэзии (произведения отечественных и зарубежных поэтов); научно-познавательные литературные произведения; мифы Древней Греции; рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов (старинных и современных).

Литература — искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, Л. Толстому, И. Крылову. Круг произведений писателей-классиков, небольшой справочный материал о жизни писателей, их произведениях.

3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее прошлому и настоящему. Нравственно-этические темы о детях, друзьях-товарищах, семье, окружающем мире, о взаимоотношениях и общении людей. Юмористические стихи и рассказы.

Сравнение художественных и научно-познавательных текстов с единой тематикой.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: беглое чтение целыми словами.

— Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.

— Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

— Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70—80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.

— Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.

— Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.

— Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).

— Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.

— Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.

— Формирование выразительности речи и чтения: выбор интонации (тона, темпа речи и чтения, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.; умение прочитать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д. (с помощью учителя).

— Формирование потребности в чтении книг по рекомендованному списку; умения давать оценку прочитанному.

— Ориентировка в учебной книге: умение самостоятельно находить произведение в книге, пользуясь оглавлением; соотносить тематические разделы книги с темой отдельных текстов; самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.

1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Сопоставление, сравнение своих наблюдений и впечатлений с теми, которые отражены в произведениях разных видов искусства.

— Формирование способности эстетически воспринимать театральные представления; составление рассказов с элементами описания на основе увиденного.

— Развитие умения находить темы для обобщения размышления о том, что прочитал ребенок в художественных произведениях, увидел в спектаклях, на картинах.



2. Слушание художественных произведений.

— Слушание литературных произведений в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.

— Восприятие чтения одного и того же произведения разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.

— Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.

— Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Побуждение детей к самостоятельному перечитыванию произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.

— Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.

— Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.

— Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.

— Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.

— Умение обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.

— Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).

— Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.

— Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.

— Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

—Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.

— Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.

— Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.

— Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем стихотворении.

— Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.

— Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.

— Умение выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).

— Умение составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Книги – мои друзья.

4 часов

2.

Жизнь дана на добрые дела.

13 часов

3.

Волшебные сказки.

12 часов

4.

Люблю всё живое.

14 часов

5.

Картины русской природы.

10 часов

6.

Великие русские писатели.

23 часов

7.

Литературная сказка.

13 часов

8.

Картины родной природы.

13 часов

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

- имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;

- 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;

- наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;

- имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;

- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;

- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;

- делить несложный текст на части;

- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;

- рисовать словесные картины к художественным произведениям;

- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;

- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;

- выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;

- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;

- ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;

- различать художественные и научно-познавательные произведения;

- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

- найти книгу из рекомендованного списка литературы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • самостоятельно выбирать и читать книги;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;

  • находить в словаре значение неизвестного слова.

Чувашский язык

Абрамова Г.В.
Пояснительная записка

Планирование составлено на основе национально-регионального компонента Государственного стандарта начального общего образования в Чувашской республике на базовом уровне по программе Г.В. Абрамовой, Р. А. Голанцевой. Чувашский язык. Программа для 1-4 классов русской школы. – Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования, 2008. – 107 с.

Обучение основным видам речевой деятельности

Устная форма коммуникаций включает аудирование и говорение, письменная – чтение и письмо.



Обучение аудированию (слушанию)

В 3 классе обучение аудированию является одной из задач практической цели. На данном этапе развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения в этом виде деятельности. Материалом для обучения аудированию служат слова, словосочетания, отдельные предложения, стихи, рифмовки, тексты.

Обучение аудированию ведется на уроках целенаправленно: дети слушают и повторяют стихи, рифмовки; учатся воспринимать на слух тексты небольшого объема, построенные на знакомом языковом материале, реагировать на текст (отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста), правильно интонировать предложения с прямой речью после прослушивания речи учителя. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления.

Аудитивные упражнения, заложенные в данный УМК, делятся на: 1) подготовительные (например: проговаривание слов, словосочетаний, предложений, рифмовок); 2) коммуникативные, побуждающие учеников выполнять соответствующие действия. (Например: учитель предлагает открыть книгу (Кěнекесене уçатпăр), написать дату (Число çыратпăр), выйти к доске ((Имя ребенка) доска патне тухать); 3) контролирующие упражнения (Учитель использует разные способы проверки понимания прослушанного текста).

Тексты для аудирования отобраны с учетом тем уроков учебника, составлены на знакомом языковом материале. После прослушивания текста дети выполняют задания на проверку его понимания: ответы на вопросы, выполнение тестов, заполнение таблиц, восстановление пропусков в предложениях и т. д.

Работа над аудиотекстом следует организовать в такой последовательности:



  1. ознакомить учащихся с заданием;

  2. снять трудности, если они имеются (незнакомые слова);

  3. предложить учащимся прослушать текст;

  4. проверить, как учащиеся поняли текст после первого прoслушивания (попросить пересказать содержание текста на русском языке);

  5. дать установку на второе прослушивание, если есть необходимость;

  6. с помощью вопросов детально проверить, как ученики поняли текст;

  7. выполнить задание по прослушанному тексту;

  8. проверить правильность выполнения задания.

Тексты для обучения аудированию приведены в методических указаниях.

Для развития аудитивных навыков в рабочих тетрадях представлены задания типа: 1) Послушай учителя и отметь галочкой те русские слова, которые ты услышал на чувашском языке; 2) Послушай загадку и назови отгадку; 3) Послушай учителя и впиши пропущенные буквы; 4) Послушай учителя и отметь галочкой правильный вариант перевода; 5) Послушай рассказ и напиши его содержание на русском языке.



Обучение говорению

В третьем классе обучение говорению опирается на умения и навыки, сформированные в 1-2 классах. Говорение выступает в двух формах: диалогической и монологической. Обучение этим двум формам говорения осуществляется в тесной взаимосвязи, но каждый из них требует особенного внимания, так как имеет свои специфические особенности.

Обучение монологической речи осуществляется на базе рассказов, стихотворений, предметных и сюжетных картин, фотографий. Учащиеся регулярно описывают погоду, учатся передавать содержание текста с опорой на план к тексту в виде вопросов, ключевых слов, описывать кого-либо или что-либо, составлять рассказы по картинкам, фотографиям. Дети учатся делать короткие сообщения на доступные им темы: о летних каникулах, о своей школе, об учебных занятиях, о своих развлечениях, о своем домашнем любимце, о любимом времени года, о магазинах и покупках, о чувашском наряде.

При обучении монологическим высказываниям используются разнообразные режимы работы: «учитель – класс», «учитель – ученик», «ученик – ученик», «класс – ученик», «групповая».

Связное высказывание учащихся 3 класса должно соответствовать учебной ситуации, объемом не менее 4-5 предложений, правильно оформленных в языковом отношении.

Для формирования и развития диалогической речи в учебнике представлены короткие диалоги-образцы. Дети учатся читать и инсценировать их. Пользуясь вопросами, составленными по содержанию текста, а также по содержанию фотографии, иллюстрации к тексту, составляют и разыгрывают свои диалоги.

Работа над готовым диалогом включает следующие этапы:


  1. ученикам предъявляется чтение-образец (чтение учителя);

  2. затем учащиеся читают его за учителем;

  3. читают диалог по ролям (в парах или группах: одна группа читает вопросы, другая – ответы);

  4. более подготовленные учащиеся воспроизводят диалог по памяти, менее подготовленные разыгрывают его, пользуясь учебником.

В диалогической речи высказывание каждого ребенка должно содержать не менее 4-5 реплик.

Обучение чтению

Развитие умения читать остается одной из главных целей обучения в 3 классе. Реализация данной цели происходит в учебнике, рабочих тетрадях. В области чтения ставится задача продолжить работу над обучением трем наиболее распространенным видам чтения: а) чтение с общим обхватом содержания; б) чтение с детальным пониманием прочитанного; в) поисковое чтение.

В 3 классе продолжается работа над обеими формами чтения: вслух и про себя. Чтение вслух выступает как средство совершенствования техники чтения и произносительной стороны речи.

Как и в предыдущих классах, в 3 классе ведется работа по закреплению правил чтения согласных букв к, п, с, ç т , х, ч между гласными, между в, й, л, м, н, р и гласными буквами.

Тексты для чтения подобраны с учетом языковой подготовки учащихся, тематики разделов учебника и конкретной цели урока, близости к возрасту и интересам учащихся, коммуникативной направленности.

Основная работа над текстом построена так, что ее постоянной органической частью являются задания, служащие развитию речи, закреплению знаний в области фонетики, лексики, грамматики. В качестве контроля правильности и точности понимания текстов используется задание на поиск чувашских эквивалентов русским словам, словосочетаниям, предложениям. Такой подход дает учителю возможность проконтролировать уровень знаний лексики и грамматики у обучающихся.



Обучение письму

Письмо используется и как цель, и как средство обучения. Обучение письменной речи опирается на умения и навыки письма, сформированные ранее, и развитие их: закрепляются графические навыки, продолжают формироваться орфографические знания и навыки.

Развитие письменной речи, как и в предыдущих классах, строится на материале для чтения. В течение учебного года дети выполняют лексические упражнения: наблюдают за произношением и написанием новых лексических единиц; упражнения в написании слов с удвоенными согласными; составляют подписи к предметным рисункам, иллюстрирующим новую лексику, вписывают в предложения пропущенные слова. После проработки конкретной темы на уроке регулярно пишут 2-3 минутные словарные диктанты.

После проработки текста урока учащиеся в рабочей тетради выполняют письменно лексико-грамматические упражнения, направленные на запоминание значения и употребления слов, их различных форм в речевых образцах.

В течение года третьеклассники решают коммуникативные задачи: отвечают на вопросы по прочитанному (с опорой на текст) или прослушанному тексту; составляют рассказы по рисункам, фотографиям; пишут проектные работы с открытой координацией, когда учитель планирует каждый этап проекта, следит, направляет и контролирует работу учащихся.

Учитывая возрастные особенности учащихся, обучение письму по возможности проводится в занимательной форме.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа для 3 «а» класса (по умк «Перспектива» под редакцией Климановой Л. Ф.)
2647.51kb.
12 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
2638.52kb.
10 стр.
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Т
293.64kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 9 класса. Умк "Happy English" под редакцией К. И. и М. Ю. Кауфман
341.53kb.
1 стр.
Программа по музыке 5-7 классы
855.72kb.
5 стр.
Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 7 класса
900.61kb.
5 стр.
Умк под редакцией Т. Ф. Курдюмовой: Программа 5-11 классы
25.4kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В
312.58kb.
4 стр.
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса на 2011/2012 учебный год умк «Школа 2100»
974.5kb.
3 стр.
Рабочая программа по русской литературе для 11-го класса учителя 1 квалификационной категории Фатхелзинановой Глюзы Закинуровны
27.34kb.
1 стр.
Рабочая программа по технологии для 2 класса по умк «Школа 2100»
1570.47kb.
8 стр.
Рабочая программа по предмету география Для 9 класса
431.02kb.
2 стр.