Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №1 имени 397-й Сарненской дивизии

города Аткарска Саратовской области

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ-СОШ №1

_________/Т.Ю.Агеева/ МОУ-СОШ №1 г. Аткарска __________/И.Ю.Тарасова/

Протокол № ______ _________/И.В.Салимзянова/ Приказ № _________

От _____________2011г. _____________________2011г. От _______________2011г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке


для учащихся 8 класса
педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
(высшая квалификационная категория)

Рассмотрено на заседании


педагогического совета
Протокол № _____от
«_____» ___________2011г.

2011-2012 учебный год



Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Музыка» в 8 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:


    • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

    • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

    • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

    • способствовать развитию интереса к музыке;

    • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

    • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Главная тема 8 класса «Традиция и современность» обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.

Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с ХХ веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4, 5-8 кл./ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – Москва: Дрофа, 2004 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основные содержательные линии:


  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным:



  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений.


Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.
Учебно-тематический план программы по музыке для 8 класса






Тема урока

Кол-во

часов





I четверть

4 часа

1.

Музыка «старая» и «новая»

1 ч.

2.

Настоящая музыка не бывает «старой»

1 ч.

3.

Живая сила традиции

1 ч.

4.

Искусство начинается с мифа

1 ч.




II четверть

4 часа

5.

Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»

1 ч.

6.

Языческая Русь в балете «Весна священная» И.Стравинского

1 ч.

7.

Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»

1 ч.

8.

«Благословляю вас, леса…»

1 ч.




III четверть

6 часов

9.

Урок по теме «Сказочно-мифологические темы в музыке»

1 ч.

10.

Образы радости в музыке

1 ч.

11-12

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

2 ч.

13.

«Слезы людские, о слезы людские…»

1 ч.

14.

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

1 ч.




IV четверть

3 часа

15.

Тема любви в музыке. П.Чайковский. «Евгений Онегин»

1 ч.

16.

«В крови горит огонь желанья…»

1 ч.

17.

Обобщающий урок.

1 ч.




Итого:

17 часов

Календарно-тематический план программы по музыке для 8 класса





Тема урока

Содержание урока.

Основные понятия


Кол-во

часов по программе



Дата проведения


Фактическое

прохождение программы


ИКТ


Примечание

I четверть – 4 часа




1

Музыка «старая» и «новая»

Прогресс. Развитие от простого к сложному. Вечные начала – истоки искусства. Условность понятия «история» в искусстве.


1


12.09










2

Настоящая музыка не бывает «старой»

Воздействие музыки на чувства и душу человека. «Мода» в музыке.


1


26.09




презентация о классической музыке




3

Живая сила традиции

Связь с прошлым, с памятью культуры, с традицией – подлинная сила художественного произведения.


1

10.10











4

Искусство начинается с мифа

Мифология природных явлений. Мифология – ранняя форма поэтического осмысления мира. Понять – значит отобразить.


1

24.10














II четверть – 4 часа
















1(5)


Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»

Могучая стихия природы в музыке Римского-Корсакова. Фольклорно-обрядовые элементы в Прологе. Стилевой и эмоционально-образный анализ произведения.


1

14.11











2(6)


Языческая Русь в балете «Весна священная» И.Стравинского

Обращение к мифу – поиск источников мудрости и красоты. Непреходящее значение вечных истин.

Стилевой и эмоционально-образный анализ произведения.

1

28.11




презентация о балете






3(7)

Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»

Интонационно-стилевой и эмоционально-образный анализ произведения.


1

12.12











4(8)

«Благословляю вас, леса…»

Чувство всеобъемлющей любви в поэзии А.Толстого и музыке Чайковского. Эмоционально-образный анализ произведений.



1

26.12











III четверть – 5 часов













1(9)

Урок о теме «Сказочно-мифологические темы в музыке»

1

16.01







2(10)

Образы радости в музыке

Интонационно-стилевой, эмоционально-образный анализ концерта Моцарта. Нюансы эмоционального состояния, воплощенные в музыке.



1


30.01








3(11)

«Мелодией одной звучат печаль и радость». ХХ век – век противоречий. Влияние времени на мироощущение художника. Эмоционально-образный анализ произведений.

1


06.02








4(12)


«Слезы людские, о слезы людские…»

Радость – выстраданная награда за нелегкий труд. Образы скорби и печали в музыке. Грустные и трагические страницы в музыке Шумана и Чайковского. Печаль – одно из коренных свойств человеческой природы.


1

20.02








5(13)

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Величие одиночества и неразделенной любви в музыке Бетховена. Воспитание человеческих чувств. Эмоционально-образный анализ произведения.



1


12.03











IV четверть –4 часа













1 (14)

Тема любви в музыке. П. Чайковский. «Евгений Онегин».

1

16.04

презентация о композиторе




2(15)

Влияние поступков литературных персонажей на реальную жизнь людей. Образ Татьяны в романе Пушкина и в опере Чайковского. Женские образы русского музыкального искусства.

1


30.04


презентация о женских образах в русской музыке




3(16)

«В крови горит огонь желанья…»

Сравнительный анализ образов любви в творчестве Пушкина и в музыке Чайковского и Глинки.


1

14.05








4(17)

Обобщающий урок. Исполнение песен по выбору учащихся и повторение пройденного материала.

1

28.05










Содержание тем учебного курса

Тема «Традиция и современность в музыке» 17 часов.


Основы музыкальной культуры.
В 8 классе учащиеся продолжают не только разговор о музыке, занимаются не только изучением новых тем, но и обобщают материал, пройденный за предыдущие годы. Дети знакомятся с понятиями «мода» в музыке и «история» в искусстве; рассматривают связь с прошлым, с традициями на примере знакомых музыкальных произведений; знакомятся с мифологией природных явлений и фольклорно-обрядовыми элементами на примере оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакого и «Весна священная» И.Стравинского; с произведением К.Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»; с произведениями П.Чайковского, в основе которых, лежат стихи А.Толстого; с образами радости в музыке В.Моцарта и с образами печали в произведениях Ф.Шумана; с образами одиночества и неразделенной любви в музыке Л.Бетховена; с темами любви в произведениях П.Чайковского на стихи А.Пушкина (женские образы русского музыкального искусства).

Опыт музыкально-творческой деятельности.

Самоопределение подростков в видах и формах музыкального творчества. Сольное, ансамблевое и хоровое пение. Исполнение вокально-хоровых произведений. Опыт содержательного интонационно-стилевого и эмоционально-образного анализа музыки и оценочных суждений учащимися творчества выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также образцов народного музыкального творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Требования заключаются:

  • В умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5, 6, 7, 8 классов);

  • В умении обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • В преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;

  • В осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

  • В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть голосом и дыханием).


Список методической литературы





  1. Учебник «Музыка» - 8 кл. В.В. Алеев - Москва, «Дрофа», 2004 г.




  1. Авторская программа В.В.Алеев «Музыка» 5-8 классы – Москва, «Дрофа», 2004г.




  1. Электронный учебно-методический комплект по МХК. – ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ.


Список дополнительной литературы





  1. Сборники «Песни для старшеклассников» - Москва, «Советский композитор» 1986 г. – 2007 г.




  1. «Я познаю мир» детская энциклопедия. Музыка. – Москва, «Аст», 2000 г.




  1. А.Кленов «Там, где музыка живет» - Москва, «Педагогика», 1996 г.




  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Искусство. – Москва, «Астрель», 2003 г.


Приложение к программе

Примерные темы исследовательских проектов:




    1. Музыка в храмовом синтезе искусств от прошлого к настоящему.

    2. Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения.

    3. Мои любимые композиторы-классики.


Смотрите также:
Рабочая программа по музыке для учащихся 4 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
180.4kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для учащихся 8 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
123.65kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для учащихся 5 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
170.07kb.
1 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
469.62kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
513.18kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
518.03kb.
4 стр.
Рабочая программа по технологии в 8 классе Челноковой Татьяны Павловны учителя высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании
431.83kb.
6 стр.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога Кулик Ларисы Егоровны, высшая категория
107.49kb.
1 стр.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога Кулик Ларисы Егоровны, высшая категория
47.35kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога Нюхтилиной Светланы Константиновны 1 квалификационная категория по краеведению в 8 классе
125.27kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе для 11 «в» класса учителя Кудрявцевой Ю. В. Рассмотрено на заседании педагогического совета
152.77kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога Нюхтилиной Светланы Константиновны 1 квалификационная категория по краеведению 5 классе
95.54kb.
1 стр.