Главная
страница 1


Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Москвы

«Детская школа искусств им. М. А. Балакирева»
Принято на заседании

Педагогического совета

от «__» _________20 г.
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ ДОД

ДШИ им. М.А. Балакирева

«__» _________20 г.

__________Л. Н. Комарова

Образовательная программа

по предмету

«Гармонь»

(Отдел народных инструментов)

5 – летний срок обучения, для детей от 5 лет
Составитель: преподаватель ГБОУ ДОД ДШИ им. М. А. Балакирева

П.В.Уханов

Москва - 2010г.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа по предмету «Гармонь» относится к художественно – эстетической направленности, реализации программ дополнительного образования.

Направление: обучение детей игре на фортепиано, вид программы – модифицированный.

Уровень – общекультурный.

Большинство детей занимается в музыкальной школе в плане общего музыкального образования и лишь очень незначительная часть готовится к дальнейшему музыкальному образованию, поэтому главный акцент ставится на музицирование, исполнение популярной музыки, творческое развитие учащихся с тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на гармони.

Отличие от других программ.

Вес гармони, в отличие от баяна и аккордеона (родственных инструментов), намного легче (от 2 кг.), что позволяет обучать детей, начиная с 5 - летнего возраста. В связи с этим есть отличия программы от других: больше игровых моментов в обучении; в репертуаре много детских песен из советских мультфильмов, которые ученик способен воспроизводить основываясь на узнаваемости мелодии; полифонию и этюды дети начинают изучать позже, а крупную форму только в 4 и 5 классах; гаммы играют не только «классические» (До – мажор, ля – минор, Соль – мажор), но и в ладах: «фригийском», «дорийском» и т.д.

В связи с традициями инструмента упор в репертуаре делается на изучение народных наигрышей, переборов, частушек и т.п. Гармонист обязан научиться играть их именно в народной манере. Тем более, что наш родственный инструмент с русским названием «баян» (от слова «баять») утерял «народность», и ученики, великолепно играющие на баяне классику, не могут сыграть народные танцы «Барыню» и «Цыганочку» так, как играли их наши деды в деревнях и селах.

Цель данного курса – овладение игрой на гармони, расширение музыкального кругозора детей, формирование их художественного вкуса, воспитание музицирующих любителей музыки, подготовка наиболее одарённых учащихся к продолжению профессионального художественного образования.

Задачи:

Развивающие:



    • развитие музыкальных способностей;

    • развитие творческих способностей;

    • развитие памяти, воображения, усидчивости, терпения, мышления.

Обучающие:

    • приобретение основных исполнительских навыков игры на гармони;

    • приобретение навыков ансамблевой игры, чтения с листа;

    • приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования;

    • приобретение навыков самостоятельной работы над произведением;

    • овладение основами аккомпанемента.

Воспитывающие:

    • воспитание культуры личности;

    • эстетическое и нравственное воспитание учащихся;

    • воспитание трудолюбия.

Основной принцип работы: Актуальность и профессионализм.

Учитывая, что в детской музыкальной школе обучаются дети самых различных способностей, необходимо разумное составление плана работы и сугубо индивидуальный метод обучения каждого ребёнка.

Программа должна подбираться по силам учащихся, репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю и фактуре.

Технический рост и приобретение необходимых исполнительских навыков должно сочетаться с развитием навыка чтения с листа, умения самостоятельной работы с текстом. Поэтому крайне желательно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приёмы и исполнительские задачи, с прохождением большого количества относительно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющих удовольствие от музицирования.

Наряду с народными наигрышами и обработками, ученики исполняют различные переложения классической и популярной музыки: детские песни, песни и романсы, российские и зарубежные эстрадные мелодии). Очень важно, чтобы переложения были удобными, без включения случайных технических трудностей, и ориентированными на возможности учащихся соответствующего уровня подготовки. Текст должен быть понятен ребёнку: указаны штрихи, фразировочные лиги, оттенки, проставлена аппликатура, схема движения меха. Всё это позволит ученику самостоятельно разобраться в нотном тексте.

Желательно привить ученикам любовь к сценическим выступлениям, больше проводить музыкальных тематических вечеров, классных и школьных концертов, участие в которых можно засчитывать как зачёт. Участие в концертах, где дети получают удовольствие от общения с музыкой, видят, как приятно для окружающих их умение играть на гармони, служит формированию мотивации, благодаря которой возрастает интерес к учёбе и усердие в занятиях музыкой.

Не выделяя ансамбль в отдельный предмет, обязательно включать в репертуар произведения для исполнения в ансамбле, что развивает умение слышать общую музыкальную ткань произведения, позволяет ученикам при пока ещё ограниченных возможностях играть более интересные по звучанию пьесы.

Большое внимание уделяется творческому развитию учащихся. Это подбор и досочинение мелодии, развитие умения подбирать по слуху простой аккомпанемент, исполнение мелодий с разным по фактуре аккомпанементом по цифровкам.



Прогнозируемые результаты

Занимаясь по данной программе, ученик приобретает самые необходимые практические навыки игры на гармони. На основе большого количества лёгких, понятных, интересных ребёнку пьес, пусть пройденных без тщательной отделки, не только расширяется музыкальный кругозор, но и закрепляются изученные технические приёмы, приобретается навык чтения с листа, умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода. Играя переложения песен, ученик постепенно учится применять на практике различные фактурные варианты аккомпанемента, что пригодится ему в игре по цифровкам, в подборе по слуху, при самостоятельном музицировании. В результате обучение становится интересным и осмысленным: ребёнок учится делать то, что в первую очередь пригодится ему после окончания школы. Выпускник будет иметь в руках репертуар, сможет самостоятельно учить новые произведения, играть популярные песни для исполнения в кругу семьи, друзей. Гармонь для ученика должна стать любимым инструментом, он должен полюбить музицировать: уметь играть по слуху, подбирать аккомпанементы к песням, самостоятельно разучивать понравившееся произведение по нотам.


Программа предназначена для учащихся игре на гармони в возрасте от 5 до 16 лет. Сроки реализации образовательной программы: 5 лет. Занятия проводятся индивидуально.



Учебно – тематический план

1 год обучения

п/п

Наименование тем


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Донотный период работы

1

2

3

2.

Игра по нотам, каждой рукой отдельно

4

8

12

3.

Игра по нотам двумя руками

4

8

12

4.

Работа над техникой

1

3

4

5.

Подготовка к выступлению

-

2

2

6.

Занятия по индивидуальной программе

1

2

3

Всего:

11

25

36 часов



Учебно – тематический план

2 год обучения

п/п

Наименование тем


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений.


2


4


6

2.

Работа над техникой

2

6

8

3.

Работа над штрихами и динамикой

2

6

8

4.


Работа над пьесами и обработками народных и детских песен

3

8

11

5.

Подготовка к выступлению

1

2

3

Всего:

10

26

36 часов


Учебно – тематический план

3 год обучения

п/п

Наименование тем


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений.


1


4


5

2.

Работа над техникой

2

4

6

3.

Работа над полифонией

2

5

7

4.

Работа над этюдами

1

6

7

5.

Работа над пьесами

1

6

7

6.

Подготовка к выступлению

1

3

4

Всего:

8

28

36 часов



Учебно – тематический план

4 год обучения

п/п

Наименование тем


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений.


1


4


5

2.

Работа над техникой

2

4

6

3.

Работа над полифонией

2

5

7

4.

Работа над крупной формой

1

6

7

5.

Работа над пьесами

1

6

7

6.

Подготовка к выступлению

1

3

4

Всего:

8

28

36 часов


Учебно - тематический план

5 год обучения


п/п

Наименование тем


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений


1


2


3

2.

Работа над техникой

2

4

6

3.

Работа над полифонией

2

5

7

4.

Работа над крупной формой

1

6

7

5.

Работа над пьесами

1

6

7

6.

Подготовка к выступлению

1

5

6

Всего:

8

28

36 часов


Содержание программы

Содержание программы 1-го года обучения

1.Донотный период работы

Теория и практика:

Развивающие игры, знакомство с инструментом: клавиатура, деление на октавы, название звуков клавиш, понятия о нотах. Пение со словами, подбор по слуху. Слушание музыки: ознакомление с разными жанрами, развитие слуха. Определение музыкальных стилей: полька, песня, вальс, марш. Организация игрового аппарата, игра 3-мя пальцами.



2.Игра по нотам каждой рукой отдельно

Теория и практика:

Нотный стан. Скрипичный ключ, запись нот в пределах первой октавы. Понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации. Знакомство с длительностями: целая, половинная, четвертная, восьмая. Паузы. Организация игрового аппарата. Посадка за инструментом. Двойные ноты. Работа над штрихами. Исполнение пьес приёмами: легато, стаккато, нонлегато. Игра поочередно каждой рукой с использованием всех штрихов.



3. Игра по нотам двумя руками

Теория и практика:

Скрипичный и басовый ключ. Понятие знак при ключе. Понятие f и p. Аппликатура. Позиционная игра. Игра двумя руками. Разбор лёгких пьес и работа над штрихами, аппликатурой, динамическими оттенками.



4. Работа над техникой

Теория и практика:

Игра гаммы «До - мажор» одной рукой non legato и legato. Тоническое трезвучие аккордами по 3 звука. Обращать внимание на свободу игрового аппарата. Работа над первым и пятым пальцем. Игра упражнений на разные штрихи: легато, стаккато, устойчивость 1-го и 5-го пальца при полной свободе.


5. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления.

Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

6. Занятия по индивидуальной программе

Теория и практика:

Творческая работа, связанная со слушанием музыки, подбором по слуху; повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т.д. Игровые формы обучения.



Содержание программы 2-го года обучения

1.Повторение пройденных в 1-м классе теоретических понятий и выученных произведений

Теория и практика:

Чтение с листа лёгких пьес за 1-й класс, подбор по слуху, слушание музыки. Повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изучаемых ранее произведений. Закрепление навыков полученных в 1-ом классе, усложнение штрихов.



2. Работа над техникой

Теория и практика

Гаммы мажорные – До, Соль; минорная - Ля. Гаммы в терцию. Тонические трезвучия по 3 звука. Овладение более сложными техническими приёмами, объяснение терминов, встречающихся в нотном тексте.



3. Работа над штрихами и динамикой

Теория и практика

Повтор материала 1 класса. Более внимательное отношение к элементам динамики и штрихов. Два легато, два стаккато. Игра двумя руками пьес, в которых правая рука играет легато, левая – стаккато.



4. Работа над пьесами и обработками народных и детских песен

Теория и практика

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами и обработками. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи, образов с помощью музыкальных и выразительных средств.



5. Подготовка к выступлению

Теория и практика

Подбор индивидуальной программы для выступления на академическом концерте или экзамене. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.



Содержание программы 3-го года обучения

1.Повторение пройденных в 2-м классе теоретических понятий и выученных произведений

Теория и практика

Повторение произведений, исполненных на экзамене. Чтение с листа мелодий с несложным аккомпанементом. Подбор к мелодии, основанной на кадансовом обороте, гармонического сопровождения в виде главных трезвучий /T,S,D/. Повторение теоретических обозначений.



2. Работа над техникой

Теория и практика

Гаммы «До - мажор», «Ля - минор» двумя руками в прямом и противоположном движении, темп умеренный. Гаммы в терцию, квинту, септиму. Тонические трезвучия с обращениями аккордов по три в пройденных тональностях. Арпеджио короткие по 3-4 звука правой рукой. Темп медленный. Овладение более сложными техническими приемами, такими как деташе и тремоло, объяснения терминов, встречающихся при разборе новых пьес, работа над организацией игрового аппарата.



З. Работа над полифонией

Теория и практика

Разбор и совместная работа над произведениями полифонического склада. Теоретические понятия (тема, противосложение, и т.д.), работа по голосам, по фразам различными приемами. Развитие памяти, а также внутреннего слуха, развитие навыка предслышания.



4. Работа над этюдами

Теория и практика

Разбор и совместная работа над этюдами. Работа над штрихами, аппликатурой, артикуляцией. Развитие внутреннего слуха, умение находить баланс между мелодией в правой руке и аккомпанементом в левой.



5. Работа над пьесами

Теория и практика

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств. Работа над звуком, ритмом, другими особенностями выбранного произведения.



6. Подготовка к выступлению

Теория и практика

Подбор индивидуальной программы для выступления на академическом концерте или экзамене. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.



Содержание программы 4-го года обучения

1.Повторение пройденных в 3-м классе теоретических понятий и выученных произведений

Теория и практика

Повторение произведений, исполненных на экзамене. Подбор по слуху знакомых песен, изучение буквенных обозначений аккордов, исполнение простейших мелодий с аккордовым аккомпанементом по цифровкам. Слушание музыки, чтение с листа легких пьес. Повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изучаемых ранее произведений.



2. Работа над техникой

Теория и практика

Гаммы «До-мажор», «Ля-минор» и «Соль-мажор» в прямом и противоположном движении двумя руками в 2-3 октавы. Гаммы в сексту, дециму, кварту. Темп умеренный. В пройденных тональностях тонические трезвучия с обращениями аккордами по З звука двумя руками в пройденных тональностях; арпеджио короткие по четыре звука двумя руками в две октавы (темп умеренный). Разбор и работа над этюдами, овладение более сложными техническими приемами, объяснения терминов, встречающихся при разборе новых пьес, работа над организацией игрового аппарата.



3. Работа над полифонией

Теория и практика

Разбор и совместная работа над произведениями полифонического склада. Теоретические понятия (тема, противосложение, и т.д.), работа по голосам, по фразам различными приемами. Развитие памяти, а также внутреннего слуха, развитие навыка предслышания.



4. Работа над крупной формой

Теория и практика


Разбор и совместная работа над произведениями крупной формы. Освоение вариационной формы и формы рондо. Работа над штрихами, аппликатурой, артикуляцией. Развитие внутреннего слуха, умение находить баланс между мелодией в правой руке и аккомпанементом в левой.

5. Работа над пьесами

Теория и практика

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств. Работа над звуком, ритмом, другими особенностями выбранного произведения.



6. Подготовка к выступлению

Теория и практика

Подбор индивидуальной программы для выступления на академическом концерте или экзамене. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.



Содержание программы 5 -го года обучения

1.Повторение пройденных ранее теоретических понятий и выученных произведений

Теория и практика

Повторение произведений, исполненных на экзамене. Подбор по слуху знакомых песен с аккомпанементом, транспонирование, слушание музыки, чтение с листа легких пьес. Повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изучаемых ранее произведений.



2. Работа над техникой

Теория и практика

Повторение гаммового комплекса 4 класса. Плюс гамма «Ми-минор» и гаммы в ладах. Гаммы аккордами. Все гаммы играть двумя руками, причем в левой как на основных, так и на вспомогательном рядах. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3-4 звука. Арпеджио короткие и длинные без обращений двумя руками в пройденных тональностях. Знакомится с ломаными арпеджио в 2-3 тональностях.



3.Работа над полифонией

Теория и практика

Самостоятельный разбор и совместная работа над произведениями полифонического склада. Теоретические понятия, работа по голосам различными приёмами. Развитие памяти, внутреннего слуха, развитие навыка предслышания. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений. Работа над стилистическими особенностями.



4.Работа над крупной формой

Теория и практика

Самостоятельный разбор и совместная работа над произведениями крупной формы. Теоретические понятия. Работа над штрихами, аппликатурой, артикуляцией. Развитие внутреннего слуха, умение находить баланс между мелодией в правой руке и аккомпанементом в левой. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений.

5.Работа над пьесами

Теория и практика


Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств. Работа над звуком, ритмом, другими особенностями выборного произведения. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений.

6. Подготовка к выступлению

Теория и практика


Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений,. Профессионально ориентированным учащимся рекомендуется в течении учебного года выступить не менее 7-10 раз на концертах с исполнением произведений различных жанров и форм (сольных и ансамблевых), при этом количество исполняемых ими произведений не ограничивается.

Методическое обеспечение программы

Приобщение ребенка к традиционному искусству – народному и современному, танцам, песням, дополнительным видам гармоник – обуславливает специфику методической работы педагога. Чтобы постоянно стимулировать и поддерживать интерес у детей, занятия часто проводятся в игровой форме, что позволяет быстрее добиваться конкретных результатов.

Для каждого ученика, по согласованию с родителями, определяется содержание этих занятий. Изученный и освоенный материал, закрепленный в процессе домашних упражнений, затем отрабатывается сольно и в коллективе.

Во время занятий педагог помогает развить ребенку музыкальные способности, а именно слух, музыкальную память, чувство ритма. Осуществляется постоянный контроль над исполнением произведения.

В течение учебного года основной формой учёта успеваемости учащихся является четвертная оценка, которая определяется на основании текущих, текущие оценки недопустимо завышать, но надо помнить, что поощрение учеников необходимо. Выступление учащихся оценивается по пятибалльной системе, в первом классе ученик проходит прослушивание и сдаёт академический зачёт в конце учебного года. Исполнительское продвижение учеников 2-5 классов проверяется дважды в год на академических концертах:

Один раз в конце второй четверти и второй раз в конце учебного года. Программы выступлений должны состоять из 2-3 произведений скомпонованных так, чтобы выявить сильные стороны ученика и отразить работу над преодолением недостатков. Впечатление от выступления ученика будет полным в том случае, если он играет хотя бы два контрастных произведения. В течении года ученик должен сыграть произведения различных жанров. Начиная со 2 класса добавляется ансамбль. С 3 класса - полифония, этюды. С 4 класса - крупная форма. Для проверки остальных форм работы в 2-5 классах в середине 3 четверти проводится технический зачёт, который может включать в себя следующие разделы: 1- исполнение гаммового комплекса согласно своему классу; 2- исполнение пьесы или этюда; 3- музыкальная терминология.

Программа выпускного 5 класса должна состоять из 4 произведений (полифония, крупная форма, пьеса, этюд). В целях контроля за подготовкой к выпускным экзаменам в 5 классе проводится не менее 2 публичных прослушиваний с обсуждением. Каждый педагог может сам в своём классе проводить контрольные уроки в конце четвертей с выставлением четвертных и годовых оценок. Выступление учащихся на академических концертах, экзаменах обсуждаются комиссией. Цель обсуждения оказание помощи педагогу (который должен прислушаться к критике, используя советы коллег в дальнейшей работе), конкретные выводы из обсуждения и советы педагогу должны быть учтены и отражены в индивидуальном плане учащегося. Основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведения, независимо от степени одарённости детей. Оценка является стимулом для улучшения работы, что позволяет несколько повышать её к старательному, но малоодаренному, и напротив снижать оценку способному, но плохо работающему ученику. Оценки за выступление и выставленные самим педагогом за работу дополняют, корректируют друг друга. Оценки, полученные на итоговом зачётном академическом концерте, не являются решающими при выведении итоговой годовой оценки.

Условия реализации программы
Для успешного прохождения предмета необходимо:

- хорошо проветриваемое помещение;

- соответствующее освещение класса;

- наличие стульев для детей разных возрастов;

- детские инструменты на разный возраст: для детей от пяти лет гармони 4 на 3 «Фея» (0,4 кг.), 7 на 3 «Кроха» (0,6 кг.) и 23 на 12 «Сказка» (2 кг.), для детей от 7-8 лет гармони 23 на 12 «Шуйская» (3,9 кг.) и 25 на 25 «Чайка» или «301М» (4,5 – 5 кг.), для детей от 11-12 лет те же инструменты плюс гармони 27 на 25 «Куликово поле», «Тройка», «Заказная» (6 кг.).

- наличие нотных сборников и методической литературы.



Список рекомендуемой литературы

    1. Бажилин Р.Н. Аккордеон в джазе. – М.: Издательство Владимира Катанского, 2000 г.- 40 с.

    2. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. – М.: Издательство Владимира Катанского, 2004 г. - 208 с.

    3. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике. – М.: Издательство Владимира Катанского, 2004 г. – 107с.

    4. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен. – М.: Издательство Владимира Катанского, 2008 г.- 112 с.

    5. Власов В. П. Методика работы баяниста над полифоническими произведения­ми. РАМ им. Гнесиных. – М, 2004г. - 104 с.

    6. Говорушко П. Школа игры на баяне. Музыка. Ленинградское отделение - Л, 1969 г. -144 с.

    7. Голубев А., Сергеев А. Самоучитель для венской двухрядной гармоники русского или немецкого строев. ГМИ – М, 1936г. - 32 с.

    8. Желнова Е.И. Самоучитель игры на аккордеоне. Сталкер – Донецк. 2007г. - 79 с.

    9. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. РАМ им. Гнесиных – М, 2006г. - 519 с.

    10. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. РАМ им. Гнесиных – М, 2002г. - 351 с.

    11. Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. РАМ им. Гнесиных – М., 2002г. - 376 с.

    12. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. РАМ им. Гнесиных – М, 1997г. - 42 с.

    13. Имханицкий М., Полун Б. Трио баянистов. Вопросы теории и практики. Вып. 1, РАМ им. Гнесиных – М, 2005г. - 76 с.

    14. Лондонов П. Самоучитель игры на двухрядной гармонике – хромке. «Советский композитор» – М, 1991г. - 96 с.

    15. Мирек А. ГАРМОНИКА прошлое и настоящее. – М.: «Интерпракс», 1994г. - 534 с.

    16. Мирек А. Справочник к схеме гармоник. – М.: Фирма «Альфред Мирек», 1992г. - 60 с.

    17. Мотов В.Н. Простейшие приемы варьирования на баяне или аккордеоне. - М.: «Музыка», 1989г. - 53 с.

    18. Мотов В.Н., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). – М.: Кифара, 2002 г. - 104 с.

    19. Онегин А.Е. Школа игры на баяне. – М.: МУЗГИЗ, 1959 г. - 230 с.

    20. Семенов В. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2007 г. - 216 с.

    21. Туник А. Школа для Мумии -Троллей. Баян (готово-выборный), аккордеон и синтезатор. Для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ. – СПб.: Союз художников. - 20 с.

    22. Тышкевич Г. Начальная школа игры на двухрядной «хроматической» гармонике. – Москва – Ленинград.: МУЗГИЗ, 1951г.- 76 с.

    23. Тышкевич Г. Самоучитель игры на двухрядной «хроматической» гармонике. – М.: МУЗГИЗ, 1956г. - 62 с.

    24. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон). – М.: Владос, 2004 г. - 224 с.

    25. Шахов Г. Основы аппликатуры (баян и аккордеон). – М.: Владос-Пресс, 2005 г. - 144 с.





Смотрите также:
Образовательная программа по предмету «Гармонь» (Отдел народных инструментов) 5 летний срок обучения, для детей от 5 лет
227.7kb.
1 стр.
Образовательная программа по предмету «Вокальный ансамбль» группы раннего эстетического развития. 2-х годичный курс обучения для детей 4 6 лет
56.06kb.
1 стр.
Образовательная программа «литературное краеведение»
125.47kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины дс. 01. «Судебная медицина и судебная психиатрия»
1127.4kb.
9 стр.
Программа рассчитана на 7 лет обучения, возраст детей от 7-16 лет
1731.02kb.
10 стр.
Образовательная программа по шахматам срок реализации 11 лет Возраст обучающихся от 7 до 18 лет
1042.96kb.
11 стр.
Образовательная программа Основы фитнес-аэробики для детей 7-13 лет
278.69kb.
1 стр.
Программа в области изобразительного искусства оп. 01.«Живопись» Нормативный срок освоения программы 8(9) лет
916.62kb.
6 стр.
Образовательная программа для детей среднего школьного возраста. Срок реализации программы 1 год
207.44kb.
1 стр.
«Оркестр казахских народных музыкальных инструментов»
112.11kb.
1 стр.
Увинский народный оркестр русских народных инструментов
219.99kb.
1 стр.
Образовательная программа Фитнес-аэробика для детей 13-17 лет на 2009-2010 учебный год
431.24kb.
3 стр.