Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

13 июля 2012 г. N 416-З
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В БАНКОВСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Принят Палатой представителей 27 июня 2012 года
Одобрен Советом Республики 29 июня 2012 года
Статья 1. Внести в Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 106, 2/219; 2006 г., N 113, 2/1243; 2007 г., N 305, 2/1398; 2008 г., N 172, 2/1466, 2/1469; N 175, 2/1494; 2009 г., N 145, 2/1574; 2010 г., N 15, 2/1666; N 147, 2/1684) следующие дополнения и изменения:

1. В части первой статьи 8:

абзац второй после слов "юридических лиц" дополнить словами "на счета и (или)";

абзац третий после слова "размещение" дополнить словами "указанных в абзаце втором настоящей части".

2. В части первой статьи 9:

абзац второй после слов "юридических лиц" дополнить словами "на счета и (или)";

абзац третий после слова "размещения" дополнить словами "указанных в абзаце втором настоящей части".

3. В статье 14:

в части первой:

абзац второй после слов "юридических лиц" дополнить словами "на счета и (или)";

абзац третий после слова "размещение" дополнить словами "указанных в абзаце втором настоящей части";

в абзаце восьмом слова "законодательством Республики Беларусь" заменить словами "Национальным банком";

абзац девятый дополнить словами "физических и (или) юридических лиц";

после абзаца десятого дополнить часть абзацем следующего содержания:

"доверительное управление фондом банковского управления на основании договора доверительного управления фондом банковского управления;";

абзацы одиннадцатый - семнадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым - восемнадцатым;

абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:

"выпуск в обращение (эмиссия) банковских платежных карточек;";

после абзаца четырнадцатого дополнить часть абзацем следующего содержания:

"выпуск в обращение (эмиссия) электронных денег;";

абзацы пятнадцатый - восемнадцатый считать соответственно абзацами шестнадцатым - девятнадцатым;

в части четвертой:

после абзаца седьмого дополнить часть абзацами следующего содержания:

"зачет взаимных денежных и других финансовых требований и обязательств и определение чистых позиций (клиринговая деятельность);

операции в Республике Беларусь и за ее пределами с памятными банкнотами, памятными и слитковыми (инвестиционными) монетами, являющимися законным платежным средством Республики Беларусь, по цене не ниже номинальной;";

абзац восьмой считать абзацем десятым;

абзац десятый изложить в следующей редакции:

"иную предусмотренную законодательством Республики Беларусь деятельность, осуществляемую для собственных нужд и (или) необходимую для обеспечения осуществления банковских операций, за исключением осуществления страховой деятельности в качестве страховщиков.";

части пятую - седьмую исключить.

4. Часть вторую статьи 15 после слов "денежных средств" дополнить словами ", драгоценных металлов и (или) драгоценных камней".

5. Статью 18 изложить в следующей редакции:
"Статья 18. Государственное регулирование банковской деятельности
Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется Национальным банком посредством:

государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

лицензирования банковской деятельности;

установления запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

контроля за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства;

банковского надзора;

применения мер надзорного реагирования, установленных настоящим Кодексом;

принятия (издания) нормативных правовых актов;

выполнения иных функций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.".

6. В статье 19:

из абзаца третьего части четвертой слова "целевые бюджетные и" исключить;

из части шестой слова "выполнять поручения Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов," исключить.

7. Из абзаца пятого части четвертой статьи 24 слова "с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка" исключить.

8. В абзаце третьем части первой статьи 25 слова "развитие и укрепление" заменить словами "обеспечение стабильности".

9. Статью 26 изложить в следующей редакции:
"Статья 26. Функции Национального банка
Национальный банк выполняет следующие функции:

разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

осуществляет эмиссию денег;

осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

регулирует кредитные отношения;

регулирует и организует денежное обращение;

выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;

устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

организует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

осуществляет депозитарную деятельность в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь;

устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами;

регулирует отношения, возникающие при объединении денежных средств и (или) ценных бумаг в фонд банковского управления на основании договоров доверительного управления фондом банковского управления, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах, в том числе размер, расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;

организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

осуществляет расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами. Для целей настоящего Кодекса термин "резидент" имеет значение, определенное пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 85, 2/978);

устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

осуществляет банковский надзор;

устанавливает в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь порядок государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и осуществляет их государственную регистрацию;

осуществляет лицензирование банковской деятельности;

осуществляет мониторинг финансовой стабильности;

организует функционирование платежной системы Республики Беларусь и осуществляет надзор за ней;

осуществляет формирование и развитие единого расчетного и информационного пространства, обеспечивает функционирование автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

разрабатывает и утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные для исполнения Национальным банком, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь;

формирует статистику платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга банковской системы, банковскую статистику, статистику финансового рынка, в том числе внутреннего валютного рынка и наличного денежного обращения, а также статистику финансовой устойчивости и размещает статистические данные на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет;

проводит анализ платежного баланса, принимает участие в разработке органами государственного управления прогноза платежного баланса;

проводит анализ и прогнозирование тенденций в денежно-кредитной сфере и размещает соответствующие аналитические материалы на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет;

осуществляет мониторинг организаций, основанный на проведении регулярных опросов, для выявления тенденций экономических процессов, их анализа и прогноза во взаимодействии с инструментами денежно-кредитной политики;

реализует государственную политику в сфере охранной деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций обязательные требования к безопасному функционированию объектов и безопасности оказания банковских услуг, защите информационных ресурсов и информации, распространение и (или) предоставление которых ограничено, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

устанавливает требования к техническим возможностям банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, их филиалов, структурных подразделений и удаленных рабочих мест для проведения банковских операций, осуществляет техническое нормирование и стандартизацию в области банковской деятельности;

осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

устанавливает требования к воспроизведению изображений банкнот и монет;

формирует кредитные истории на основании представленных источниками формирования кредитных историй сведений о кредитных сделках и предоставляет кредитные отчеты пользователям кредитных историй и субъектам кредитных историй;

заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.".

10. В статье 30:

из абзаца второго слова ", а также меры ответственности за их нарушение" исключить;

после абзаца второго дополнить статью абзацем следующего содержания:

"порядок, в том числе размер, расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;";

абзацы третий - пятый считать соответственно абзацами четвертым - шестым.

11. Статью 31 изложить в следующей редакции:


"Статья 31. Права Национального банка в области кредитных отношений
Национальный банк в области кредитных отношений устанавливает:

систему рефинансирования банков;

ставку рефинансирования и другие процентные ставки по операциям Национального банка;

объем рефинансирования банков;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования).

Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств в белорусских рублях на условиях возвратности и платности.

Ставка рефинансирования - ставка Национального банка, являющаяся базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и служащая основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам.

Формы, порядок и условия рефинансирования определяются Национальным банком.

Национальный банк для регулирования денежного рынка и рынка кредитных ресурсов устанавливает размеры процентных ставок по своим операциям и в исключительных случаях - предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и (или) юридических лиц.".

12. Часть третью статьи 32 изложить в следующей редакции:

"Национальный банк ведет центральный архив межбанковских расчетов Национального банка и проводит документальную синхронизацию архивов банков по межбанковским расчетам в порядке, им установленном. Национальный банк вправе использовать такой архив для статистической обработки, подтверждения операций, осуществленных при проведении межбанковских расчетов, хранения электронных документов по межбанковским расчетам банков.".

13. В статье 33:

название статьи и абзац первый дополнить словами "и валютного контроля";

абзац десятый исключить;

абзацы одиннадцатый - пятнадцатый считать соответственно абзацами десятым - четырнадцатым;

абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"выдает разрешения на осуществление валютных операций в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь;".

14. Статьи 34 и 35 изложить в следующей редакции:
"Статья 34. Права Национального банка в области банковского надзора
Главными целями Национального банка в области банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.

Национальный банк осуществляет банковский надзор посредством оценки уровня рисков банка, небанковской кредитно-финансовой организации, банковской группы и банковского холдинга, их финансового состояния и перспектив функционирования, качества управления, соблюдения лицензионных и пруденциальных требований, установленных настоящим Кодексом и Национальным банком, оценки соответствия требованиям законодательства Республики Беларусь учредителей, акционеров и иных бенефициарных собственников банка, небанковской кредитно-финансовой организации, их органов управления и членов органов управления, организационной структуры, источников формирования уставного фонда, нормативного капитала, а также посредством принятия мер, направленных на поддержание безопасного функционирования банка, небанковской кредитно-финансовой организации и (или) стабильности банковской системы и (или) защиту интересов вкладчиков и иных кредиторов банка, небанковской кредитно-финансовой организации.

Для целей настоящего Кодекса под бенефициарным собственником банка, небанковской кредитно-финансовой организации понимаются государство, организация или физическое лицо, которые прямо или косвенно (через других физических лиц и (или) другие организации) владеют акциями банка, небанковской кредитно-финансовой организации. Основания для признания наличия косвенного (через других физических лиц и (или) другие организации) владения акциями банка, небанковской кредитно-финансовой организации, порядок расчета доли находящихся в таком владении акций, а также критерии для признания государства, организации или физического лица в качестве бенефициарного собственника устанавливаются Национальным банком.

Национальный банк в области банковского надзора устанавливает:

нормативы безопасного функционирования и иные требования в соответствии с настоящим Кодексом для банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов и осуществляет надзор за их соблюдением;

требования к организации корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах;

требования, предъявляемые к учредителям, акционерам и иным бенефициарным собственникам банка, небанковской кредитно-финансовой организации, которые владеют или будут владеть акциями банка, небанковской кредитно-финансовой организации в размере, равном либо превышающем пять процентов (за исключением государственных органов, юридических лиц и граждан, выступающих от имени Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц);

квалификационные требования и (или) требования к деловой репутации, предъявляемые к независимым директорам и (или) иным членам совета директоров (наблюдательного совета), за исключением представителей государства в органах управления банка, членам коллегиального исполнительного органа банка, небанковской кредитно-финансовой организации, руководителям и главным бухгалтерам банка, небанковской кредитно-финансовой организации, их заместителям, определяет случаи и порядок проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации этих лиц, а также проводит такую оценку;

требования к бизнес-плану создаваемых банка, небанковской кредитно-финансовой организации, стратегическому плану развития действующих банка, небанковской кредитно-финансовой организации и оценивает соответствие указанных бизнес-планов и стратегических планов развития установленным требованиям в порядке, определенном Национальным банком, а также осуществляет мониторинг их выполнения;

объем и содержание отчетности и иной необходимой для целей банковского надзора информации о деятельности банка, небанковской кредитно-финансовой организации, порядок ее составления и представления в Национальный банк;

объем и порядок раскрытия информации о деятельности банка, небанковской кредитно-финансовой организации, банковской группы и банковского холдинга;

объем и содержание полученной в порядке надзора информации, обмен которой с надзорными органами других государств осуществляется в ходе выполнения международных договоров Республики Беларусь.

Национальный банк при осуществлении банковского надзора вправе:

запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций информацию, необходимую для осуществления банковского надзора;

требовать представления банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, юридическими лицами, не являющимися банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями и признаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом входящими в состав банковского холдинга, отчетности и иной информации в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами Национального банка;

проводить в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь проверки банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями и признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом входящими в состав банковского холдинга;

привлекать с соблюдением требований законодательных актов Республики Беларусь аудиторскую организацию (аудитора - индивидуального предпринимателя) и работников организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, для проведения проверки;

выступать заказчиком специального аудиторского заключения в отношении банка, небанковской кредитно-финансовой организации, юридического лица, не являющегося банком или небанковской кредитно-финансовой организацией и признаваемого в соответствии с настоящим Кодексом входящим в состав банковского холдинга;

применять мотивированное суждение в случаях и порядке, определяемых настоящим Кодексом и Национальным банком. Под мотивированным суждением понимается формализованное, логически обоснованное профессиональное мнение работников Национального банка, которое может являться основанием для принятия решений в области осуществления банковского надзора Правлением Национального банка и должностными лицами Национального банка, уполномоченными на принятие соответствующих решений;

применять меры надзорного реагирования, в том числе меры воздействия, предусмотренные настоящим Кодексом, к банку, небанковской кредитно-финансовой организации, головной организации банковской группы и (или) банковского холдинга, юридическому лицу, не являющемуся банком или небанковской кредитно-финансовой организацией и признаваемому в соответствии с настоящим Кодексом входящим в состав банковского холдинга, лицам, способным оказывать прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка и (или) иного юридического лица, признаваемого входящим в состав банковской группы и (или) банковского холдинга;

осуществлять другие полномочия, установленные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Информация, полученная в порядке осуществления банковского надзора, не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.


Статья 35. Особенности осуществления банковского надзора на консолидированной основе
Для осуществления банковского надзора на консолидированной основе и комплексной оценки рисков Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью банковских групп и банковских холдингов.

Банковской группой признается:

совокупность банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций, где одно из юридических лиц оказывает прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица;

совокупность банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций, на решения которых, принимаемые их органами управления, одно и то же физическое и (или) юридическое лицо, не признаваемое головной организацией этой банковской группы, способно (способны) оказывать прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние в форме контроля.


следующая страница >>
Смотрите также:
Закон республики беларусь 13 июля 2012 г. N 416-з о внесении дополнений и изменений в банковский кодекс республики беларусь принят Палатой представителей 27 июня 2012 года Одобрен Советом Республики 29 июня 2012 года
1368.4kb.
7 стр.
Закон республики беларусь 20 июля 2006 г. №165-з о борьбе с коррупцией Принят Палатой представителей 23 июня 2006 года Одобрен Советом Республики 30 июня 2006 года
262.06kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 20 июля 2006 г. N 165-з о борьбе с коррупцией принят Палатой представителей 23 июня 2006 года Одобрен Советом Республики 30 июня 2006 года
356.04kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 1 августа 2002 г. №136-з о гражданстве Республики Беларусь Принят Палатой представителей 18 июня 2002 года Одобрен Советом Республики 28 июня 2002 года Изменения и дополнения
214.56kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 1 августа 2002 г. №136-з о гражданстве Республики Беларусь Принят Палатой представителей 18 июня 2002 года Одобрен Советом Республики 28 июня 2002 года Изменения и дополнения
214.55kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 1 августа 2002 г. №136-з о гражданстве Республики Беларусь Принят Палатой представителей 18 июня 2002 года Одобрен Советом Республики 28 июня 2002 года Изменения и дополнения
271.5kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 28 октября 2008 г. №433-з об основах административных процедур Принят Палатой представителей 2 октября 2008 года Одобрен Советом Республики 9 октября 2008 года Изменения и дополнения
396.15kb.
3 стр.
Закон республики беларусь 31 мая 2003 г. №200-з об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 26 июня 2005 г. N 28-З
540.61kb.
2 стр.
Закон республики беларусь 17 июля 2008 г. №427-з о средствах массовой информации Принят Палатой представителей 24 июня 2008 года Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года глава 1 общие положения
451.15kb.
3 стр.
Кодекс республики беларусь 22 марта 1999 г. N 248-з принят Палатой представителей 18 декабря 1998 года
877.83kb.
4 стр.
Одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года (в ред законов Республики Беларусь от 10. 07. 2012 n 426-З, от 12. 07. 2013 n 57-З) Настоящий закон
316.41kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 30 декабря 1997 г. N 114-з о массовых мероприятиях в республике беларусь принят Палатой представителей 4 декабря 1997 года Одобрен Советом Республики 19 декабря 1997 года
216.68kb.
1 стр.