Главная
страница 1
Образовательно-научный центр ННГУ им. Н.И. Лобачевского -

шаг в новое измерение
Приоритетный национальный проект в сфере образования, объявленный Президентом В.В. Путиным, приносит ощутимые плоды в завоевании Нижегородской областью статуса одного из ведущих научно-образовательных центров России и мира. В рамках национального проекта «Образование» в 2006 году был проведен конкурс инновационных образовательных программ, внедряемых высшими учебными заведениями. На конкурс было подано 200 заявок, и его победителями стали 17 ведущих вузов России. Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского принял участие в конкурсе и завоевал победу, представив программу "Образовательно-научный центр "Информационно-телеком­муникационные системы: физические ос­новы и математическое обеспечение. Повышение качества и увеличение масштабов подготовки специалистов на основе интег­рации образовательной, научной и иннова­ционной деятельности". Сегодня ПОИСК-НН знакомит читателей с основными положениями этого проекта - одного из крупнейших в истории высшего профессионального образования Нижегородской области.
ННГУ им. Лобачевского заслуженно занял свое место среди победителей конкурса. Исторически сложилось, что уже с момента создания Нижегородский университет является ярко выраженной инновационной организацией. В 1945 году в ННГУ был создан первый в СССР радиофизический факультет, в 1963 году – факультет вычислительной математики и кибернетики (также первый в стране). ННГУ одним из первых в стране получил лицензию на подготовку магистров и был одним из инициаторов включения в перечень направлений базового высшего образования направления «Радиофизика». Здесь готовят специалистов на основе научных исследований и в тесной связи с общегосударственными задачами. Нижегородский государственный университет и институты Российской Академии наук уже многие годы ведут совместную работу в сфере образования, науки и трансфера технологий. С целью ее координации в 2001 году организован «Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН». Его создание было согласовано с Министром образования РФ, Президентом РАН и Губернатором Нижегородской области. В институтах РАН работают 12 филиалов кафедр ННГУ. Директоры всех институтов РАН заведуют кафедрами в ННГУ. В Институте прикладной физики на правах факультета ННГУ действует высшая школа общей и прикладной физики, представляющая пример предельно тесной интеграции академической науки и высшего образования. Одним из важных результатов успешного взаимодействия ННГУ и институтов РАН стало получение гранта Федеральной целевой научно-технической программы на приобретение уникального оборудования для центра коллективного пользования «Волновые и квантовые технологии».

Вместе с тем являясь центром фундаментального образования, ННГУ готовит специалистов для реального сектора экономики.

Данный проект был поддержан полномочным представителем Президента России в Приволжском федеральном округе А.В. Коноваловым, Губернатором области В.П. Шанцевым, президентом Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей В.И. Лузяниным, председателем совета Нижегородской банковской ассоциации А.Г. Шароновым. Письма о поддержке проекта прислали директора Институтов РАН: академик РАН А.Г. Литвак (ИПФ РАН), академик РАН Г.А. Абакумов (ИМХ РАН), чл.-кор. С.В. Гапонов (ИФМ РАН), чл.-кор. М.Ф.Чурбанов (ИХВВ РАН); представители зарубежных институтов.
Залогом успеха стал выбор актуального направления программы – информационные технологии – совпавшим с одним из главных приоритетов развития нашего региона. При этом Программа охватывает всю цепочку информационных технологий: от создания отдельных компонентов до стадии практической реализации. Это физика, химия материалов, из которых производятся компьютеры, системы связи, физические основы приборов, которые используются в информационных технологиях, а также математическое и программное обеспечение. И, конечно же, применение информационных технологий в разных областях – физике, химии, биологии. Это именно та область науки, в которой достижения ННГУ наиболее известны. Кроме того, успеху способствовали партнеры университета – академические институты, предприятия промышленного комплекса, с которыми у университета налажены очень тесные и устойчивые связи.

В итоге университетом получен грант в размере 544 миллиона рублей, рассчитанных на два года реализации проекта. Также 136 миллионов рублей – часть софинансирования проекта из собственных средств ННГУ. Напомним, что софинансирование проекта в размере не менее 20 процентов было необходимым условием участия в конкурсе. Специфика гранта состоит и в том, что свыше 90 процентов всех средств идет на приобретение новейшего оборудования и программного обеспечения. Есть еще такая статья, как повышение квалификации. А вот модернизацию помещений, ремонт и приобретение части оборудования полностью обеспечивается вузом за счет собственных средств. Уже идет закупка самого современного оборудования. Всего на приобретение оборудования и программное обеспечение будет затрачено свыше 90 процентов средств гранта – то есть 524 миллиона рублей.



Целью реализации инновационной образовательной программы, выполняемой ННГУ, является обеспечение потребности высокотехнологических фирм, предприятий, НИИ и вузов региона в высококвалифицированных специалистах и проведение научных исследований по всему спектру проблематики информационно-телекоммуникационных систем. А так же создание условий, которые обеспечат увеличение количества квалифицированных кадров в указанной области в три раза уже к 2010 году. Динамика развития сектора информационных технологий в экономике региона требует увеличения численности выпускников. Кадры сегодня – критическое звено развития информационных технологий. Поэтому была поставлена задача, заключающаяся в увеличении численности квалифицированных кадров в области информационных компьютерных технологий. Приоритетными направлениями подготовки специалистов являются «Информационно-телекоммуникационные системы», «Космические и авиационные технологии», «Индустрия наносистем и материалы», «Живые системы», «Рациональное природопользование», «Энергетика и энергосбережение», «Безопасность и противодействие терроризму».

Генеральной задачей проекта является формирование комплексной системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на базе интеграции образования, научной и инновационной деятельности на основе создания образовательно-научного центра «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение».

В рамках инновационной программы будут реализованы образовательные задачи:

- развитие существующей в университете с 1993 года многоуровневой системы подготовки высококвалифицированных специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру;

- расширение системы подготовки кадров высшей квалификации в области информационно-коммуникационных технологий, более широкое внедрение двойной аспирантуры с ведущими зарубежными университетами;

- расширение системы обучения иностранных студентов в области информационно-коммуникационных технологий. Развитие рынка второго высшего образования;

- создание системы подготовки ИТ-специалистов начального уровня. Развитие системы повышения квалификации преподавателей средних общеобразовательных школ в области информационных технологий;

- формирование системы дополнительной подготовки ИТ-специалистов.

- расширение системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в области информационно-коммуникационных технологий для российских вузов и стран СНГ.

По основным направлениям деятельности учебно-научных инновационных комплексов будут реализованы конкретные мероприятия по развитию перспективных специализаций, специальностей, магистерских и аспирантских программ. Для успешного выполнения главных целей программы предполагается развитие и модернизация организационной и управленческой структуры, а также материально-технической базы учебного процесса и научных исследований в области ИКТ и усиление интеграции Нижегородского университета с другими образовательными учреждениями, академическими и отраслевыми институтами, реальным сектором экономики.

Так как данная программа представляет собой систему интеграции науки и образования, то были поставлен и ряд научных задач. К числу научных задач, которые бу­дут выполнены при реализации инно­вационной программы, относятся:



  • качественное изменение уровня фундаментальных и прикладных иссле­дований и внедрение их результатов, проводимых совместно университетом, академическими и отраслевыми науч­но-исследовательскими институтами;

  • оснащение учебного процесса и научных исследований университета современным технологическим оборудованием. Существенное расширение использования экспериментальной базы научно-исследовательских институтов для учебного процесса и научно-лабораторной базы университета для научной работы сотрудников институтов;

  • существенное увеличение участия студентов в разработке реальных проектов в области информационно-коммуникационных технологий для фирм, предприятий и научно-исследовательских институтов;

  • углубление международной кооперации по подготовке кадров высшей квалификации и проведению совместных научных исследований в области информационно-коммуникационных технологий.

В ходе выполнения программы бу­дут осуществлены инновационные на­учно-производственные и научно-ис­следовательские проекты, предусмат­ривающие:

  • выполнение научными коллективами университета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с предприятиями и научно-исследовательскими институтами. Основные договора будут выполняться с предприятиями в рамках научно-технических программ Федерального агентства по атомной энергии, с предприятиями радиоэлектронного и оборонного комплекса, с высокотехнологическими ИТ-фирмами;

  • проведение ведущими научными и научно-педагогическими школами фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

  • проведение научными коллективами университета фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, получивших поддержку по программе «Развитие научного потенциала высшей школы» в 2006—2007 годах, по грантам Российского фонда фундаментальных исследований и международных фондов.

Генеральны­ми партнерами вуза в осуществлении программы стали академические инсти­туты Нижнего Новгорода: Прикладной физики, Физики микроструктур, Метал­лоорганической химии им. Г.А. Ра­зуваева и Институт химии высокочистых веществ. Партнерами в осуществ­лении инновационной программы яв­ляются научно-исследовательские ин­ституты прикладного профиля, фирмы и предприятия высокотехнологических отраслей промышленности: институты и предприятия Федерального агентства по атомной энергии РФЯЦ-ВНИИЭФ, ФГУП НИИИС им. Ю.Е. Седакова, ФГУП ОКБМ им. И.И. Африкантова,, предприятия ра­диоэлектронного комплекса - ФГУП НИИИРТ, ФГУП Буревестник, ННИПИ «Кварц», НПО ПОЛЕТ, ООО «Завод им. Г. И. Петровского», новые высокотехнологические фирмы и ком­пании - ЗАО Интел-А/О, ООО МЕРА, ООО ТЭЛМА, Группа компаний ЛАНИТ. В программе принимает учас­тие ряд зарубежных университетов и научных центров - Арагонская национальная лаборатория, Технологический институт Швейцарии, Университет Палермо и Университет Калабрия (Италия), Университет г. Делфта (Голландия), Технический университет Дании, Лаборатория электрофизиологии и оптического имиджинга Института мозга, Япония (Brain Science Institute (BSI), RIKEN, авторизованные обучающие центры ННГУ - Microsoft, IBM, Cisco, National Instruments.

Управление программой, то есть ее реализация и руководство Образовательно-научным центром осуществляется Советом образовательного центра, возглавляемым ректором университета – Р.Г. Стронгиным. Для решения стра­тегических вопросов взаимодействия партнеров создан Наблюдательный Совет, в состав которого вошли пред­ставители университета и партнеров, оказывающих финансовую и органи­зационную поддержку деятельности образовательно-научного центра. Сопредседателями Наблюдательного Совета являются руководитель директор ИПФ РАН (академик Литвак А.Г.) и НИИИС (В.Е. Костюков).

В 2006 году в соответствии с целями программы были созданы три учебно-научных инновационных комплекса (УНИК), которые объединяют научную и образовательную деятельность факультетов и научно-исследовательских институтов Нижегородского университета, академических институтов, фирм и предприятий региона по следующим направлениям информационно-коммуникационных технологий:

УНИК «Новые многофункциональные материалы и нанотехнологии - физические и химические основы создания новых многофункциональных наноструктуированных материалов и наносистем для информационных компьютерных технологий;

УНИК «Физические основы информационно-коммуникационных систем» - физико-технические основы построения, функционирования и использования информационно-коммуникационных технологий;

УНИК «Модели, методы и программные средства» - математическое моделирование, математические методы и программные средства, разработка и применение информационно-коммуникационных технологий.

Основное направление образова­тельной и научной деятельности Учебно-научного инновационного комплекса «Новые многофункциональ­ные материалы и нанотехнологии» включает физические и хими­ческие основы создания новых мно­гофункциональных наноструктурированных материалов и наносистем для информационно-коммуникационных технологий и применение их в науч­ных исследованиях. Основные участ­ники комплекса: физический и хими­ческий факультеты, физико-техничес­кий и химический научно-исследова­тельские институты университета, а также институты РАН: Физики микро­структур, Металлоорганической хи­мии им. Г.А. Разуваева, Химии высокочистых веществ. Основные структур­ные единицы — межфакультетские ла­бораторные комплексы «Нанотехно­логии» и «Химия и технология мате­риалов для микроэлектроники», кото­рые, в свою очередь, включают ряд лабораторий. Так, в лабораторном комплексе «Нанотехнологии» созда­ются лаборатории «Технология мате­риалов», «Структурные и аналитичес­кие методы исследования», «Модели­рование свойств наноструктурированных материалов», «Физика нанострук­тур и наноэлектроника», которые обес­печивают учебный процесс и прове­дение научных исследований в соот­ветствующих областях.

Основное направление образова­тельной и научной деятельности Учебно-научного инновационного комплекс «Физические основы инфор­мационно-телекоммуникационных си­стем» - фи­зико-технические основы построения, функционирования и использования информационно-коммуникационных технологий. Основные структурные единицы — межфакультетские лабора­торные комплексы «Информационные системы новых частотных диапазонов», «Информационные технологии для изучения живых систем и мониторинга окружающей среды», «Современные системы передачи и обработки инфор­мации».

Основное направление образова­тельной и научной деятельности Учебно-научного инновационного комплекса «Модели, методы и про­граммные средства» - математическое моделирование, ма­тематические методы и программные средства для разработки и примене­ния информационно-коммуникационных технологий при изучении слож­ных систем и объектов в задачах из области физики, механики, техники, обработки разнообразных типов дан­ных, а также в экономических прило­жениях. Основные создаваемые структурные еди­ницы — учебно-научные объединения коллективного пользования: «Модели­рование», «Информационные систе­мы и технологии», «Высокопроизво­дительные вычислительные техноло­гии», «Компьютерная математика», «Компьютерная и экспериментальная механика» и «Образование».

Подготовку специалистов и прове­дение научных исследований в облас­ти информационно-коммуникацион­ных технологий обеспечивают факуль­теты вуза — физический, химический, радиофизический, высшая школа об­щей и прикладной физики, биологи­ческий, вычислительной математики и кибернетики, механико-математичес­кий, а также научно-исследовательские институты университета.

В рамках данной программы предполагается закупка лучшего оборудования, аналогичного используемому ведущими отечественными и зарубежными компаниями, работающими в области разработки программного и аппаратного обеспечения для информационных систем. Это позволит устранить разрыв между оснащением вуза и передовых предприятий и выпускать специалистов, готовых к работе в современной промышленности. Будет вестись разработка новых курсов, программ и обучение преподавателей, участвующих в данном проекте с целью внедрения новых дисциплин, которые читаются в лучших университетах мира. Для освоения новых материалов и оборудования необходимо чтобы проходило обучение и преподавательского состава, возможно даже стажировка за границей. Программа предусматривает финансирование и этих задач. Уже с нынешнего года в рамках реализации этого проекта ННГУ будет обучать иностранных студентов информационным технологиям. Преподавать будут преподаватели университета. Причем весь процесс обучения будет проходить с интенсивным использованием английского языка.

Так же при содействии компании Microsoft был открыт Центр компетенции, в котором в рамках программы 2006-2007 года более ста преподавателей и сотрудников университета пройдут программу повышения квалификации в области высокопроизводительных вычислений. Кроме того, создан региональный Центр высокопроизводительных вычислений для Приволжского федерального округа.

Одними из важнейших пунктов программы являются результаты и продукты, получаемые по окончании реализации инновационной образовательной программы, и системность и масштаб влияния программы на инновационное развитие вуза, отрасли, региона, системы высшего профессионального образования.

Среди ожидаемых резуль­татов осуществления инновационной программы можно выделить:

Увеличение выпуска (в перспективе, не менее чем в 3 раза) и улучшение качества подготовки специалистов в области ИТ в интересах научно-исследовательских, научно-производственных и учебных организаций Нижегородского региона и Приволжского федерального округа на основе значительного расширения научно-производственной и лабораторной базы, аудиторного фонда, а также интеграции научного и образовательного потенциалов факультетов и НИИ ННГУ, других учреждений высшего профессионального образования, академических институтов, высокотехнологических фирм и научно-производственных предприятий Нижегородского региона.

На базе научных лабораторий факультетов и НИИ ННГУ совместно с институтами РАН и при участии высокотехнологических фирм будут созданы и оснащены самым современным оборудованием три учебно-научных инновационных комплекса. Это позволит осуществить подготовку высококвалифицированных специалистов и проведение научных исследований по широкому спектру вопросов разработки и применения информационно-телекоммуникационных систем, включая:

– физические и химические основы новых многофункциональных наноструктурированных материалов и наносистем для ИКТ;

– физико-технические основы построения, функционирования и использования ИКТ;

– разработка и применение математических моделей, математических методов и программно-аппаратных средств для анализа сложных систем, программное обеспечение ИКТ.

Получит развитие существующая в ННГУ с 1993 г. многоуровневая система подготовки, будет модернизировано в интересах ИКТ содержание учебных программ более чем по 10 специальностям, разработаны и внедрены более 10 новых магистерских программ. В том числе:

– будут открыты новые направления подготовки: «Информационные технологии в физических исследованиях», «Информационные системы в химии», «Нанотехнология», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Информационные технологии» (экспериментальное направление с учетом Computing curricula 2001), «Математика. Компьютерные науки», «Механика. Прикладная математика»;

– будут открыты и внедрены новые магистерские программы «Химия высокочистых веществ», «Фотохимия и фотолитография» (направление «Химия»), «Современные информационные технологии в исследовании живых систем» (направление «Биология»), «Вычислительная математика» (направление «Прикладная математика и информатика»), новые программы по направлениям «Физика», «Радиофизика» и др.

– будет открыта новая специальность «Нанотехнологии в электронике», модернизированы специальности «Химическая технология монокристаллов, материалов и изделий электронной техники», «Радиофизика и электроника», «Фундаментальная радиофизика и физическая электроника»; «Информационные системы в технике и технологиях», «Математика», «Механика», «Математика и прикладная информатика», «Прикладная информатика» и др., открыты перспективные новые специализации.

– будут открыты новые перспективные специализации в области электронных коммуникаций: «Компьютерные средства и технологии информационных систем», «Информационная безопасность», «Системы наземных коммуникаций нового поколения», «Современные технологии беспроводной связи 3GGSM, CDMA, Wi-Fi», «Цифровые сети интегрального обслуживания» и др.

Получит развитие междисциплинарная компонента образовательных программ: разработанные в ходе выполнения инновационной образовательной программы учебно-методические модули и лабораторные практикумы будут использованы разными подразделениями ННГУ в процессе подготовки кадров по разным специальностям, в разных объемах и сочетаниях. Будут разработаны, обновлены и внедрены программы дополнительного образования в сфере ИТ, переобучения, а также программы обучения иностранных учащихся.

В числе наиболее значимых результатов программы – ее вклад в формирование кадрового потенциала вуза, отраслей, научно-инновационной системы региона.

Конечный результат – это все-таки вклад в развитие промышленности, науки и образования Нижегородской области через подготовку кадров и через те научные работы, исследования, которые будут выполнены.

Важнейшим итогом выполнения предлагаемой инновационной образовательной программы станет формирование в крупнейшем классическом университете Образовательно-научного центра в области информационно-коммуникационных систем, соответствующего самым высоким мировым стандартам. Государственное целевое финансирование и привлекаемые инвестиционные средства институтов РАН, промышленных предприятий и различных компаний позволят достичь в ближайшие два года качественных изменений в системе подготовки специалистов в данной области, а так же в интеграции науки и образования.

Реализация данной программы позволит вывести исследования ННГУ на мировой уровень, сделать значительный вклад в мировую интеграцию науки и образования. ННГУ в дальнейшем сможет готовить высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов для удовлетворения потребностей мирового рынка и экономики. Активная работа приведет к усилению взаимодействия с иностранными институтами, научно-исследовательскими центрами, корпорациями и компаниями реального сектора экономики, а так же к расширению масштабов взаимодействия и интеграции.



Краткие итоги первого года.

7 декабря 2006 года под председательством представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Александра Владимировича Коновалова в ННГУ прошло совещание по вопросу взаимодействия образовательных учреждений и предприятий в сфере отбора и подготовки молодых специалистов, проходившем совместно с наблюдательным советом образовательной инновационной программы ННГУ

На совещании присутствовали: ректоры- председатели Советов ректоров регионов Приволжского Федерального Округа, ректоры вузов Нижегородской области, представители аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, представители органов образования регионов ПФО, председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа, председатель учебно-методического объединения учреждений начального профессионального образования Приволжского федерального округа, заместитель руководителя Приволжского Межрегионального координационного Совета Всероссийской политической партии "Единая Россия", председатель Нижегородской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, представители работодателей (ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Северсталь-авто», ООО ГАЗ, ФГУП НИИИС им. Ю.Е. Седакова и др.).

В работе совещания приняли участие члены наблюдательного совета программы в том числе, сопредседатели наблюдательного совета: Литвак А.Г, директор ИПФ РАН, Костюков В.Е. , директор ФГУП НИИИС им. Ю.Е. Седакова , кураторы и координаторы учебно-научных и инновационных комплексов образовательно-научного центра «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение».

С докладом о взаимодействии университета и предприятий в сфере отбора и подготовки молодых специалистов и о ходе выполнения образовательного инновационного проекта ННГУ выступил руководитель проекта, председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа, ректор Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского Роман Григорьевич Стронгин.

В его выступлении было рассказано об образовательных задачах и инновационных образовательных проектах, научных задачах, инновационных научно-производственных и научно-исследовательских проектах, реализуемых в рамках инновационной образовательной программы, финансировании проекта и структуре управления проектом.

По основным направлениям деятельности ОНЦ в 2006 году реализованы конкретные мероприятия по развитию перспективных специализаций, специальностей, магистерских и аспирантских программ. В ходе выполнения инновационной образовательной программы были реализованы инновационные научно-производственные и научно-исследовательские проекты. Научными коллективами ННГУ были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на основе заключения гражданско-правовых договоров с предприятиями и НИИ. Основные договора выполнялись в рамках научно-технических программ Агентства по атомной энергии, с предприятиями радиоэлектронного и оборонного комплекса, с высокотехнологическими ИТ фирмами. Ведущими научными и научно-педагогическими школами выполнялись работы по программе фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Основополагающий подход для организационной поддержки успешного выполнения проекта базируется на инновационной стратегии развития системы управления ННГУ в соответствии с которой в университете наряду с существованием классической вертикальной системы управления (университет – факультет – кафедра – лаборатория) для решения комплексных учебно-научных задач осуществляется создание горизонтальных организационных структур. В рамках инновационной программы создан ряд новых структур, что позволило усилить интеграционные процессы для уже существующих подразделений университета.

В соответствии с целями программы в 2006 году созданы три учебно-научных инновационных комплекса (УНИК). С целью наиболее эффективного использования оборудования его приобретение, установка и эксплуатация координируются именно учебно-научными инновационными комплексами. Лаборатории, создаваемые в рамках программы играют при этом роль центров коллективного пользования.

В числе наиболее значимых результатов программы – ее вклад в формирование кадрового потенциала вуза, отраслей, научно-инновационной системы региона. В результате реализации 2006 года резко повысилась вовлеченность сотрудников ННГУ в научные и образовательные проекты, реализуемые в университете и регионе. В непосредственное управление и выполнение инновационной образовательной программы вовлечен весь руководящий состав факультетов, НИИ, кафедр и лабораторий, участвующих в программе. В частности, это заведующие 52 кафедр ННГУ

Большое количество сотрудников факультетов и НИИ было привлечено к работе над проектом уже на стадии написания заявки. Сотрудниками факультетов, институтов ННГУ была продела гигантская работа по составлению списка необходимого оборудования приобретаемого в соответствии с целями инновационной образовательной программы. Было определено, какое оборудование будет приобретаться, где оно будет расположено, составлены графики приобретения оборудования и ремонта и модернизации помещений, где оно будет расположено.

Важную роль в выполнение проекта представляет компонента, связанная с повышением квалификации профессорско-преподавательского состава. В различных формах повышения квалификации приняло участие свыше 350 сотрудников ННГУ. В том числе, свыше 50 преподавателей и сотрудников прошли стажировки в ведущих вузах и научных центрах России и за рубежом. Выбор принимающей стороны обусловливался наличием признанных в мире научных и педагогических школ, современного оборудования, инновационных подходов в учебном процессе.

В целях достижения высокого качества обучения, активного использования достижений отечественной и мировой педагогической науки и повышения качества подготовки специалистов за счет использования новых информационных технологий в обучении, необходимой составной частью учебно-методических комплексов всех видов программ повышения квалификации стала подготовка в 2006 году учебно-методических материалов. Всего по программам и обучающим семинарам было подготовлено 38 учебно-методических материалов в электронном виде. Всего было преподавателями и научными сотрудниками было издано 16 учебных пособий.

Наличие оборудования, аналогичного используемому ведущими отечественными и зарубежными компаниями, работающими в области разработки программного и аппаратного обеспечения для информационных систем позволит вывести образовательный процесс на новый уровень, устранив разрыв в оснащении вуза и передовых предприятий, что в свою очередь обеспечит полноту цепочки подготовки выпускников, востребованных современной промышленностью.

Реализация проекта позволила оснастить высококлассным (в том числе уникальным) оборудованием и современным математическими средствами все направления, входящие в комплекс ННГУ в области информационно-телекоммуникационных систем. Организация создаваемой лабораторной базы в форме тематических центров коллективного пользования обеспечит возможности ее эффективного использования партнерами университета в регионе и округе. Одновременно расширятся возможности прохождения в ННГУ послевузовской целевой подготовки. Все это усиливает системообразующую роль инновационной образовательной программы ННГУ.

Обеспечение современной технической и программно-методической базой позволит поддержать и развивать на качественно новом уровне имеющиеся в вузах научные школы мирового уровня, а также продвинуть развитие на базе вузов и научно-исследовательских институтов опытных производств по созданию информационного, методического, программного и технологического обеспечения, превосходящего зарубежные аналоги или не имеющего аналогов.

Основная часть бюджетного финансирования по проекту направлена на приобретение оборудования и программного обеспечения. При этом, для обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов для предприятий партнеров, список закупаемого оборудования на стадии формирования заявки согласовывался с представителями предприятий партнеров. Программа повышения квалификации выполнена полностью.

В целом, выполнение проекта улучшает инновационную привлекательность г. Н.Новгорода и Нижегородской области и, в конечном итоге, приведет к превращению Нижегородского региона в один из ИТ центров Российской Федерации.


В выступлении сопредседателя наблюдательного совета образовательной инновационной программы ННГУ, директора Научно-исследовательского института измерительных систем им. Ю.Е.Седакова Валентина Ефимовича Костюкова отмечено, что в настоящее время прослеживается стремительно усиливающаяся тенденция в интеграции деятельности вуза и основных работодателей его выпускников. Определяющим стимулом такого развития обострение потребности в высококвалифицированных и инициативных работниках. Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е.Седакова (НИИИС) является высокотехнологических многопрофильным предприятием и нуждается в высококвалифицированных специалистах (радиоинженерах, физиках, радиофизиках, химиках, экономистах ит.д.). Ежегодно НИИИС принимает на работу около 100 выпускников вузов. Проект ННГУ нацелен на повышение качества и увеличение масштабов подготовки специалистов в области ИТС на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности. Для высокотехнологических предприятий региона этот проект позволяет получать специалистов, подготовленных на качественно новом уровне. В.Е.Костюков отметил тесное сотрудничество университета с предприятиями агентства по атомной энергии. В своем выступлении В.Е.Костюков подчеркнул, что одним из важнейших направлений работы ОНЦ должна стать подготовка специалистов в области нанофизики, включая нанотехнологии, в области миллиметровой и субмиллиметровой СВЧ техники.

Из решения наблюдательного совета:

Одобрить работу образовательно-научного центра ННГУ им. Н.И.Лобачевского «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение», созданного в рамках национального проекта «Образование», его опыт взаимодействия с работодателями и рекомендовать Нижегородскому университету организацию консультаций для вузов ПФО, участвующих во втором туре конкурса образовательных инновационных программ.

Совещание отметило актуальность вопроса эффективного взаимодействия организаций и образовательных учреждений в сфере отбора и подготовки молодых специалистов и поставило новые задачи:

обобщить и проанализировать существующий опыт образовательных учреждений и организаций - участников совещания в сфере отбора и подготовки молодых специалистов,

провести аналитическое исследование различных моделей взаимодействия вузов и потенциальных работодателей для дальнейшего тиражирования наиболее эффективных механизмов в сфере отбора и подготовки молодых специалистов в вузах региона,



подготовить предложения по разработке экспериментальной программы по отбору и подготовке молодых специалистов.






Смотрите также:
Образовательно-научный центр ннгу им. Н. И. Лобачевского шаг в новое измерение
218.32kb.
1 стр.
Н. И. Лобачевского Крылова Е. В., Таламанова М. Н
1581.26kb.
7 стр.
О. С. Чернявская Осмысление понятия территориальной идентичности
221.11kb.
1 стр.
Научный конструкторско-технологический центр
27.44kb.
1 стр.
Если у нас неверное измерение, мы будем иметь неверные результаты…
33kb.
1 стр.
Областной детский образовательно-оздоровительный центр
691.47kb.
3 стр.
Сетевой марафон культурных событий
45.81kb.
1 стр.
Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Время. Измерение времени. Часы
127.46kb.
1 стр.
Биография н. И. Лобачевского (К 150-летию со дня смерти Н. И. Лобачевского) Г. М. Полотовский
255.67kb.
1 стр.
Программа для молодёжи и школьников «шаг в будущее» Координационный центр по липецкой области
133.98kb.
1 стр.
Измерение преступности в относительных величинах
272.93kb.
1 стр.
Научный совет «проблемы биоповреждений» при отделении биологических наук ран, санкт-петербургское отделение гидробиологического общества ран
73.64kb.
1 стр.